География транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 12:13, реферат

Описание работы

Транспорт — одна из важнейших отраслей экономики любой страны. Это важная система в сложном механизме мирового хозяйства, которая обеспечивает производственные связи, осуществляет перевозки грузов и пассажиров. При характеристике работы транспортной системы используются такие показатели, как объем перевозимых грузов, грузооборот (учитывающий и вес, и дальность транспортировки грузов), пассажироо-борот, густота транспортной инфрастуктуры и многие другие.

Файлы: 1 файл

География транспорта.docx

— 303.66 Кб (Скачать файл)

                                        География транспорта.

Транспорт — одна из важнейших отраслей экономики любой страны. Это важная система в сложном механизме мирового хозяйства, которая обеспечивает производственные связи, осуществляет перевозки грузов и пассажиров. При характеристике работы транспортной системы используются такие показатели, как объем перевозимых грузов, грузооборот (учитывающий и вес, и дальность транспортировки грузов), пассажироо-борот, густота транспортной инфрастуктуры и многие другие.

Соотношение видов  транспорта в транспортных системах регионов и отдельных стран мира различно. Так, транспортная система  промышленно развитых государств имеет  сложную структуру и представлена всеми видами транспорта, включая  электронный. Особенно высоким уровнем развития транспортной инфраструктуры отличаются Япония, США, Франция, ФРГ, Великобритания и др. Именно на развитые страны приходится примерно 85 % грузооборота мирового внутреннего транспорта (без морского дальнего плавания). Причем в странах Зап. Европы 25 % грузооборота приходится на ж/д транспорт, 40% — на автомобильный, а оставшиеся 35% — на внутренний водный, морской (ближний) каботаж и трубопроводный виды транспорта.

В США и Канаде доли железнодорожного и автомобильного транспорта в перевозке грузов уже  почти сравнялись. В странах Восточной  Европы и СНГ в перевозках грузов по-прежнему лидируют железные дороги, но при этом постоянно растет значение автомобильного транспорта.

Морской и речной транспорт. Из всех видов мирового транспорта самым дешевым является морской. Он обеспечивает более 75 % перевозок  между странами (общий объем грузов — около 3,6 млрд т в год), реализуя возможности международного географического разделения труда при усиливающейся интернационализации мировой экономики.

Странами-лидерами мирового торгового флота (по тоннажу  судов) являются Либерия, Панама, Япония, Греция, США, Кипр, Китай. Суда под «дешевыми» флагами (Либерии, Панамы, Сингапура, Кипра и др.) обеспечивают в 3 раза более низкую себестоимость перевозок, значительные налоговые и другие льготы их владельцам.

Первое место  в морских грузовых перевозках занимают нефть и нефтепродукты. Особенно крупные грузопотоки формируются  в Персидском заливе, а направлены они в Зап. Европу, Японию и США. По-прежнему значительны перевозки угля, занимающего первое место среди массовых сухих грузов. Крупнейшими экспортерами угля являются Австралия, США, ЮАР. Следует отметить также транспортировку железной руды (главные потоки из Бразилия и Австралии). Крупнейший в мире рудовывозящий порт (Тубаран в Бразилии) имеет грузооборот 70 млн т в год. В мировых перевозках руды возрастают сверхдальние грузопотоки, такие, как Бразилия-Япония, Австралия-Зап. Европа, Австралия-Япония. Большой объем в мировых перевозках морским транспортом занимает транспортировка зерновых культур. Крупнейшими экспортерами являются США (лидер в мировом экспорте зерновых), Канада, Австралия, Аргентина. Более половины объема перевозок зерновых направляется ныне в развивающиеся страны.

К крупнейшим мировым  портам (по показателю грузооборота) относятся: Роттердам (Нидерланды), Сингапур, Шанхай (Китай), Нагоя, Токио-Иокогама (Япония), Новый Орлеан, Нью-Йорк, Филадельфия, Сан-Франциско (США), Антверпен (Бельгия), Гавр, Марсель (Франция), Лондон и др.

Для многих стран  мира, кроме морского, имеет значение и речной транспорт, который использует судоходные реки, каналы и внутренние водоемы. Крупнейшие судоходные каналы и водные речные пути мира — Береговой канал (США), Великий канал (Китай), Волго-Камский водный путь (Россия), водный путь Рейн — Майн — Дунай в Европе. Речной транспорт обслуживает преимущественно внутренние потребности отдельных государств, но иногда осуществляет и международные перевозки (например, по рекам Рейн, Дунай в Европе и др.).

Самый большой речной и озерный флот— в США. Среди ведущих стран мира по объему грузооборота внутреннего водного транспорта следует отметить также Китай, Россию, ФРГ и Канаду.

Железнодорожный транспорт. Протяженность мировой ж/д сети составляет около 1,2 млн км. Наибольшую длину имеют железные дороги в США (около 240 тыс. км), Канаде (90 тыс. км), России (86 тыс. км), Индии (61 тыс. км), Китае (53 тыс. км), ФРГ. Однако наибольшая плотность железнодорожной сети (густота) отмечается в странах Зап. Европы (в Бельгии — 100км путей на 100 км2 территории). В России этот показатель достаточно высок в Европейской части страны и очень низок в Сибири. По протяженности электрифицированных железных дорог первое место в мире занимает Россия. В США такие дороги не получили большого распространения: более 90 % всей работы выполняют тепловозы. В Японии и западноевропейских странах доля электрической тяги в ж/д транспорте составляет около 50 % (в Швейцарии почти 100 %, во Франции и Испании — около 30 %)

Автомобильный транспорт. Общая длина дорожной сети мира превысила 23 млн км, при этом почти треть ее сосредоточена в Сев. Америке и четверть — в Зап. Европе.

В настоящее время  большую роль в перевозках грузов и пассажиров играют трансконтинентальные магистрали. Наиболее известны шоссейные дороги, протянувшиеся, например, через пустыню Сахара в Африке, через всю территорию США — от Атлантического до Тихого океана, а также между Канадой и США и далее через страны Латинской Америки. Это Панамериканское шоссе, проходящее через Северную и Южную Америку, соединено с Трансамазонской магистралью.

В США и ФРГ  на долю автотранспорта приходится 25 %, а в Великобритании — до 80 % перевозок  грузов внутри страны. В России в  грузообороте и пассажирообороте доминирует ж/д транспорт (до 50 %), но в последние годы роль автомобилей растет.

 

 

 

Трубопроводный  транспорт. Мировая сеть нефтепроводов в настоящее время имеет протяженность более 400 тыс. км, сеть (магистральных газопроводов еще больше— 900 тыс. км. Себестоимость транспортировки по трубопроводам втрое ниже, чем по железной дороге. Они обеспечивают стабильность перевозок, меньшее загрязнение окружающей среды.

В Сев. Америке трубопроводы проложены от районов добычи нефти  и газа к индустриальным центрам  потребления на востоке континента. В Зап. Европе они проходят от морских портов к промышленным центрам в глубине континента. В России нефте- и газопроводы проведены из районов Зап. Сибири и Поволжья в Европейскую часть страны и далее в Вост. и Зап. Европу. Длина нефтепровода «Дружба» 5,5 тыс. км, а газопровода Уренгой-Западная Европа около 4,5 тыс. км.

Воздушный транспорт  играет очень важную роль в международных  пассажирских перевозках, обеспечивает связи с труднодоступными районами.

В наиболее развитых странах сложилась густая сеть авиалиний. Крупнейший воздушный парк (самолетный) сконцентрирован в США, значителен в Канаде, Франции, Австралии, ФРГ. В  международных воздушных сообщениях участвуют свыше 1 тыс. аэропортов (только в Европе их около 400).

Крупнейшие аэропорты  мира: в США — Чикаго, Даллас, Лос-Анджелес, Атланта, Нью-Йорк (Кеннеди), Сан-Франциско; Великобритании — Лондон (Хитроу); Японии — Токио, а также в ФРГ —  Франкфурт-на-Майне, Франции — Париж  и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Водный транспорт: особая роль морского транспорта.

Морской транспорт очень  важная составная часть мировой  транспортной системы. Благодаря развитию Mopcкoгo транспорта Мировой океан уже не столько разделяет, сколько соединяет страны и континенты. Он обслуживает около 4/5 всей международной торговли.

Общая протяженность морских  трасс измеряется миллионами километров. Морские суда транспортируют главным  образом массовые грузы - наливные (нефть, нефтепродукты), навалочные и насыпные (уголь, pyда, зерно и др.), причем нередко на расстояние 8-10 тыс. км. Но «контейнерная революция» на морском транспорте привела к быстрому росту перевозок и так называемых генеральных гpyзов - готoвыIx изделий и полуфабрикатов (см. рисунок 40).

Примерно половина таких  гpyзов ныне пере возится в контейнерах, общий оборот которых достигает 200 млн т в год.

Среди контейнерных линий, опоясывающих весь земной шар, уже есть и регулярные кругосветные линии. Некоторые из океанских  контейнерных линий в качестве составной  части входят в так называемые транспортные «мосты» между Японией  и Западной Европой, Японией и  восточным побережьем США, на которых  пере возки сухопутным транспортом  через территории CHГ и США сочетаются с морскими перевозками через Атлантический, Тихий океаны и Японское море. [22].

Морские перевозки обслуживает  морской торговый флот, общий тоннаж (водоизмещение) котopoгo превышает 600 млн т. До середины 70-x гг. прошлого века почти половину этого тоннажа составляли танкеры. Теперь доля их заметно уменьшилась. Морские суда плавают под флагами почти 160 стран, но главную роль и здесь играют страны «первой десятки», которую давно уже возглавляют Панама и Либерия.

Наличие большого MopcKoгo флота у некоторых развивающихся стран, особенно у Панамы и Либерии, объясняется тем, что на самом деле под флагами этих стран плавают суда США, Японии, Греции, Норвегии, ФРГ, Великобритании, Италии, Швеции. Такое «бегство» флота объясняется стремлением судовладельцев традиционных морских держав сэкономить на налогах, на заработной плате моряков. Следовательно, фактически флот, плавающий под «удобными» («дешевыми», «подставными» ) флагами. принадлежит не развивающимся, а развитым странам Запада, в первую очередь Греции, Норвегии, германии, США.

Общее число крупных и  cpeдних морских портов на всех морях и океанах превышает 2,2 тыс. Но так называемых мировых портов, т. е. портов-гигантов, перегружающих ежегодно более 50 млн т грузов, вceгo около 50. В том числе 27 из них имеют грузооборот свыше 100 млн т. Для развитых стран наиболее характерны универсальные порты, способные принимать и отправлять самые разнообразные грузы. В развивающихся странах, Канаде, Австралии, ЮАР крупные порты нередко узко специализированы на экспорте нефти, руды, угля (см. рисунок 39).

Начиная с эпохи Великих  географических открытий первенство в  мировом судоходстве принадлежит  Атлантическому океану. В наши дни на трассах этого океана берегах котopoгo расположены 70 стран с населением 1,5 млрд человек, осуществляется более 1/2 всех морских грузовых перевозок. В бассейне этого океана находятся также 2/3 всех морских портов мира, и в том числе третий из них по грузообороту (после Сингапура и Шанхая) - Роттердам.

Однако в перевозках пассажиров из-за конкуренции воздушнoгo транспорта роль Атлантического океана в последнее время резко снизилась. В первой половине ХХ в. пассажирские cyда ежегодно перевозили только между Европой и Северной Америкой 2-3 млн пассажиров. Самые комфортабельные и быстроходные пассажирские лайнеры, настоящие плавучие дворцы - «Нормандия» и «Франс» (Франция), «Кумн Мэрю» и «Куин Элизабеп» (Великобритания), «Юнайтед Стейтс» (США), «Микеланджело» (Италия) - соревновались между собой за традиционный приз «Голубая лента Атлантики», учрежденный еще в XIX в. и присуждавшийся судну, пересекшему Атлантику в рекордно короткие сроки. Последним владел этим призом лайнер «Юнайтед Стейтс», пере секший океан за 3 суток 10 часов и 40 минут. В наши дни трансатлантические гонки пассажирских лайнеров уже не проводятся, а сами эти лайнеры в большинстве своем демонтированы.

Второе место по размерам морских перевозок принадлежит  Тихому океану, значение которогo непрерывно возрастает, третье - Индийскому. В первом из них наиболее мощные грузопотоки формируются у берегов Японии, США, Австралии, во втором - в Персидском заливе. Бассейн Тихого океана приобретает все большее значение и для России, особенно для ее восточных районов.

Очень большое влияние  на географию Mopcкoгo транспорта оказывают международные морские каналы - важнейшие перекрестки мировых морских трасс. В первую очередь это относится к двум важнейшим из них - Суэцкому (см. рисунок 41), который сокращает путь между портами Европы и Азии в 2-3 раза, и Панамскому.

Большую роль играют также  морские проливы Ла-Манш, гибралтарский, Ормузский, Малаккский и др. Интересно, что некоторые из них стали «тесны» для сотен ежедневно проходящих судов, да и глубина их иногда уже недостаточна для крупнейших из них. [23]. (Задание 15.)

Внутренний водный транспорт - старейший вид транспорта. Но в  наши дни и по грузообороту (не считая воздушнoгo), и по пассажирообороту, и по длине сети он занимает последнее место в мировой тpaнспортной системе.

Развитие и размещение внутpeннeгo водного транспорта в первую очередь связаны с природными предпосылками - наличием рек и озер, пригодных для судоходства. Амазонка, Парана, Миссисипи, Обь, Енисей, Янцзы, Конгo имеют значительно большую пропускную способность, чем самые мощные железнодорожные магистрали. Но использование этих предпосылок зависит от общего уровня экономического развития. Вот почему по грузообороту внутренних водных путей в мире выделяются США, Китай, Россия, Kaнада, ФРГ, Нидерланды, Франция, Бельгия. На все же гигантские речные системы Азии, Африки и Латинской Америки приходится лишь 5% этого грузооборота.

Примерно 1/10 общей длины  используемых внутренних водных путей  составляют искусственны е пут и (шлюзованные реки и каналы). Самые значительные из них находятся в США, Китае, России, зарубежной Европе. 

Главный район озерного cyдоходства в мире - Великие озера в США и Канаде, которые соединены с Атлантическим океаном глубоководным путем по реке Св. Лаврентия, позволяющим морским судам заходить на 4 тыс. км в глубь континента (см. рисунок 38).

 
Главный район озерного cyдоходства в мире - Великие озера в США и Канаде, которые соединены с Атлантическим океаном глубоководным путем по реке Св. Лаврентия, позволяющим морским судам заходить на 4 тыс. км в глубь континента (см. рисунок 38).

 

 

 

 

 

 Воздушный (авиационный) транспорт - самый молодой и динамичный вид транспорта. 

С таким утверждением вы, наверное, согласитесь. Действительно, если в 1950 г. во всем мире было перевезено 30 млн авиапассажиров, то в 2000 г. уже 2,2 млрд человек. Иными словами, почти каждый третий житель планеты хоть раз в год совершает воздушное путешествие. Сеть peгyлярных авиалиний ныне опоясывает весь земной шар, протягиваясь на 11,5 млн км. По размерам авиаперевозок первое место в мире занимает Северная Америка, второе - Европа, а из отдельных стран особо выделяются США, за которыми следуют Япония, Великобритания, Китай, Франция. 

Информация о работе География транспорта