География, мониторинг и прогнозирование опасных природных явлений Кавказской горной страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2015 в 12:44, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: раскрыть содержание мониторинга и прогнозирования опасных природных явлений Кавказской горной страны.
Задачи:
Раскрыть понятие и дать природную характеристику Кавказской горной страны;
Определить классификацию и понятие опасных природных явлений;
Рассмотреть понятие мониторинга, прогнозирования и отдельные виды опасных природных явлений Кавказской горной страны;
Определить прогноз и провести оценку опасных природных явлений по регионам Кавказской горной страны.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..…………………3
ГЛАВА 1. Характеристика Кавказской горной страны и теоретические аспекты опасных природных явлений…….5
Понятие и географическая характеристика Кавказа ………………..5
Определение опасных природных явлений и их классификация…10
Глава 2. Виды опасных природных явлений Кавказа: география, мониторинг, прогнозированиЕ……………………16
Понятие мониторинга и прогнозирования…………………………16
Землетрясения……………………………………………………......23
Лавины……………………………………………………………......27
Сели…………………………………………………………………...32
Оползни……………………………………………………………….37
Пульсирующие ледники……………………………………………..38
Обвалы………………………………………………………………..40
Пыльные бури………………………………………………………...42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….......45
БИБЛИГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………..47

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ГЕОГРАФИИ.docx

— 364.37 Кб (Скачать файл)

- сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Российской Федерации;

- единую государственную автоматизированную систему радиационного контроля;

- единую государственную систему экологического мониторинга;

- специальные центры и учреждения, подведомственные исполнительным органам субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления.

Все отношения и взаимосвязи приведенных выше систем (подсистем) в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определены соответствующими нормативно-правовыми актами.

Основными задачами региональных и территориальных центров мониторинга являются:

- сбор, анализ и представление в соответствующие органы государственной власти информации о потенциальных источниках чрезвычайных ситуаций и причинах их возникновения в регионе, на территории;

- прогнозирование чрезвычайных ситуаций и их масштабов; организационно-методическое руководство, координация деятельности и контроль функционирования соответствующих звеньев, (элементов) регионального и территориального уровня системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

- организация и проведение контрольных лабораторных анализов химико-радиологического и микробиологического состояния объектов окружающей среды, продуктов питания, пищевого, фуражного сырья и воды, представляющих потенциальную опасность возникновения чрезвычайных ситуаций;

- создание и развитие банка данных о чрезвычайных ситуациях, геоинформационной системы;

- организация информационного обмена, координация деятельности и контроль функционирования территориальных центров мониторинга.

Техническую основу мониторинга составляют наземные и авиационно-космические средства соответствующих министерств, ведомств, территориальных органов власти и организаций (предприятий) в соответствии со сферами их ответственности.

При этом главной составляющей являются наземные средства Сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Российской Федерации, ее основных звеньев, подведомственных Росгидромету, Минсельхозу России, Минздраву России и Министерство природных ресурсов России.

Космические средства мониторинга предназначаются, в основном, для выявления и уточнения обстановки, связанной с лесными пожарами, наводнениями и другими крупномасштабными, опасными природными явлениями и процессами с незначительной динамикой.

Авиационные средства используются для тех же целей, что и космические, а также для получения данных о состоянии радиационной обстановки, обстановки в зонах широкомасштабных разрушений, о состоянии магистральных трубопроводов и другой обстановки (дорожной, снежной, ледовой и т.п.). Они имеют более широкие возможности, по сравнению с космическими средствами, как по составу объектов наблюдения, так и по оперативности и поэтому находятся на оснащении целого ряда соответствующих мониторинговых подразделений с учетом сфер ответственности последних.

Общий порядок функционирования системы мониторинга и прогнозирования определяется Положением о системе мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным приказом МЧС России от 12 ноября 2001 г . № 483, а ее отдельных звеньев и элементов – положениями, утвержденными соответствующими федеральными министерствами, ведомствами, региональными и территориальными органами управления государственной обороны.

В зависимости от складывающейся обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций функционирует в режиме повседневной деятельности, режиме повышенной готовности или режиме чрезвычайной ситуации.

Прогнозирование чрезвычайных ситуаций включает в себя достаточно широкий круг задач (объектов или предметов), состав которых обусловлен целями и задачами управленческого характера.

Наиболее значимыми и остро необходимыми задачами (объектами или предметами) прогнозирования являются:

- вероятности возникновения каждого из источников чрезвычайных ситуаций (опасных природных явлений, техногенных аварий, экологических бедствий, эпидемий, эпизоотий и т.п.) и, соответственно, масштабов чрезвычайных ситуаций, размеров их зон;

- возможные длительные последствия при возникновении чрезвычайных ситуаций определенных типов, масштабов, временных интервалов или их определенных совокупностей;

- потребности сил и средств для ликвидации прогнозируемых чрезвычайных ситуаций.

Для решения задач прогнозирования используются соответствующие методики.

В целом результаты мониторинга и прогнозирования являются исходной основой для разработки долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных целевых программ, планов, а также для принятия соответствующих решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В последние годы активно внедряются методы планирования мероприятий по данной проблеме на основе прогнозирования и анализа рисков чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами прогнозирования рисков чрезвычайных ситуаций являются:

- выявление и идентификация возможных источников чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на соответствующей территории;

- оценка вероятности (частоты) возникновения стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф (источников чрезвычайных ситуаций);

- прогнозирование возможных последствий воздействия поражающих факторов, источников чрезвычайных ситуаций на население и территории.

При выявлении источников чрезвычайных ситуаций наибольшее внимание уделяется потенциально опасным объектам, оценке их технического состояния и угрозы для населения, проживающего вблизи от них, а также объектам, находящимся в зонах возможных неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов.

На следующем этапе проводится оценка вероятности возникновения стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф и величины возможного ущерба от них, которые и характеризуют риск соответствующих чрезвычайных ситуаций.

Прогноз рисков чрезвычайных ситуаций, вызываемых стихийными бедствиями, авариями, природными и техногенными катастрофами, осуществляется соответствующими территориальными звеньями (центрами).

Прогноз рисков чрезвычайных ситуаций на территории страны в целом осуществляется МЧС России во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти.

Без учета данных мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций нельзя планировать развитие территорий, принимать решения на строительство промышленных и социальных объектов, разрабатывать программы и планы по предупреждению и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций.

От эффективности и качества проведения мониторинга и прогнозирования во многом зависит эффективность и качество разрабатываемых программ, планов и принятия решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами федеральных и территориальных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, участвующих в организации мониторинга окружающей среды, неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов и прогнозировании чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, являются:

- создание, постоянное совершенствование и развитие на всех уровнях соответствующих систем (подсистем, комплексов) мониторинга окружающей среды и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

- оснащение организаций и учреждений, осуществляющих мониторинг окружающей среды и прогнозирование чрезвычайных ситуаций, современными техническими средствами для решения возложенных на них задач;

- координация работ учреждений и организаций на местном, территориальном и федеральном уровнях по сбору и обмену информацией о результатах наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды;

- координация работ отраслевых и территориальных органов надзора по сбору и обмену информацией о результатах наблюдения и контроля за обстановкой на потенциально опасных объектах; 

- создание информационно-коммуникационных систем для решения задач мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций; 

- создание информационной базы об источниках и масштабах чрезвычайных ситуаций; 

- совершенствование нормативной правовой базы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций; 

- определение органов, уполномоченных координировать работу учреждений и организаций, решающих задачи мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций; 

- обеспечение с установленной периодичностью (в экстренных случаях немедленно) представления данных мониторинга окружающей среды и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, соответствующих анализов роста опасностей и предложений по их снижению; 

- своевременное рассмотрение представляемых данных мониторинга окружающей среды и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, принятие необходимых мер по снижению опасностей, предотвращению чрезвычайных ситуаций, уменьшению их возможных масштабов, защите населения и территорий в случае их возникновения.

Рассмотрим детально каждый из видов опасных природных явлений, которые присущи Кавказкой горной стране, также определим прогноз и проведем оценку этих опасных природных явлений по регионам Кавказской горной страны [30].

2.2. Землетрясения

Землетрясения – это сильные колебания земной коры, вызываемые тектоническими или вулканическими причинами и приводящие к разрушению зданий, сооружений, пожарам и человеческим жертвам.

Основными характеристиками землетрясений являются: глубина очага, магнитуда и интенсивность энергии на поверхности земли.

Глубина очага землетрясения обычно находится в пределах от 10 до 30 км, в ряде случаев она может быть значительно больше.

Интенсивность энергии на поверхности земли измеряется в баллах. Она зависит от глубины очага, магнитуды, расстояния от эпицентра, геологического строения грунтов и других факторов. Для измерения интенсивности энергии землетрясений в нашей стране принята 12-балльная шкала Рихтера.

Таблица 1. Оценка интенсивности землетрясения по шкале Рихтера

Баллы

Интенсивность

Краткая характеристика последствий

1

Неощутимое

Отмечается только сейсмическими приборами

2

Едва заметное

Ощущается отдельными людьми, находящимися в покое

3

Слабое

Ощущается небольшой частью людей

4

Ощутимое

Распознается по легкому дребезжанию и колебанию посуды, оконных стекол, скрипу дверей

5

Умеренное

Общее сотрясение зданий, колебание мебели, трещины в оконных стеклах, штукатурке, пробуждение спящих

6

Значительное

Ощущается всеми, откалываются куски штукатурки, легкое повреждение зданий

7

Сильное

Трещины в стенах каменных зданий. Здания антисейсмической конструкции и деревянные здания не разрушаются

8

Очень сильное

Трещины на крутых склонах гор и сырой почве, сильное повреждение зданий

9

Разрушительное

Сильное повреждение и разрушение каменных зданий

10

Опустошительное

Крупные трещины в почве, оползни, обвалы, разрушение каменных построек, деформация рельсов на железных дорогах

11

Катастрофическое

Широкие трещины в земле, многочисленные оползни и обвалы, полное разрушение каменных зданий

12

Сильнейшая сейсмическая катастрофа

Изменения в почве огромных размеров, многочисленные трещины, обвалы, оползни, отклонения течений рек, ни одно сооружение не выдерживает нагрузки и разрушается


 

Землетрясения наносят большой материальный ущерб и уносят тысячи человеческих жизней [4].

В 1990 г. специалисты по геодинамике и сейсмологии впервые дали прогноз сильных землетрясений на Кавказе на последующие четыре года, который полностью подтвердился. Было отмечено повышение сейсмической активности, что свидетельствует о возможной подготовке сильного землетрясения. Чтобы дать прогноз времени этого катастрофического события, авторы статьи предлагают организовать сеть наблюдений за краткосрочными предвестниками землетрясений.

Сильные землетрясения на Кавказе – Спитакское (1988), Рачинское и Джавское (1991), Бари-сахское (1992) – в корне изменили традиционное представление об умеренном уровне сейсмической опасности этого региона [1]. В начале 1994 г. установлен рост геодинамической активности на Кавказе – в Шемахинском, Владикавказском и Минераловодском районах. 
Активизация процессов сейсмичности на Северном Кавказе и в Предкавказье свидетельствует о риске возникновения землетрясений в ближайшем будущем. Наиболее вероятно, что это событие произойдет на северном склоне хребта и в Предкавказье, в пределах Транскавказского поднятия. По оценкам, базирующимся на компьютерной обработке больших массивов геолого-геофизических и сейсмологических данных, прогнозируемая магнитуда (энергетическая характеристика) землетрясения может составить от 7,0 на северном склоне хребта до 5,9 в Предкавказье. Вследствие неблагоприятных грунтовых, гидрологических и инженерно-геологических условий землетрясения здесь будут способствовать дальнейшему усилению уже активизированных сейсмогравитационных процессов – оползней, селей, обвалов, лавин и др.

Таблица 2. Динамика землетрясений на Кавказе по годам

 

Год

Очаг землетрясения

Количество баллов

по шкале Рихтера

1994

Центральный

Кавказ и в зоне Минераловодского выступа

от 3,0 до 4,8

2008

Чеченская республика

5,5

2013

Грузия

Азербайджан

Карачаево-Черкесия

5,1

3,50

5,2

2014

На границе Азербайджана и  Дагестана

5,30


 

По данным Республиканского центра сейсмологической службы (РЦСС), Национальной академии наук Азербайджана (г. Баку), на территории Азербайджана в 2012 г. зарегистрировано 3300 землетрясений различной силы.

По данным Национальная служба сейсмической защиты Армении  
(г. Ереван), на территории Армении в течение 2012 г. зарегистрировано  
179 землетрясений. Это меньше, чем в течение 2011 г. – 222 подземных толчка, но больше, чем в 2010 г. – 150 землетрясений.

Информация о работе География, мониторинг и прогнозирование опасных природных явлений Кавказской горной страны