Демографическая ситуация в Кыргызстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 15:48, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение демографической ситуации. Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
• раскрыть демографическую ситуацию за последние годы;
• рассмотреть демографической ситуации и изучить проблемы;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..стр 2
1.Демографическая ситуация в Кыргызской Республике. …стр3
2. Прогноз и проблемы демографической ситуации в Кыргызской Республике …………………………………………………………стр8
Заключение………………………………………………………...стр16
Библиографический список………………………………………стр17

Файлы: 1 файл

СРС сокультура.doc

— 125.50 Кб (Скачать файл)

Важное значение имеет географическое распределение рождаемости. Поскольку  в территориальном разрезе более половины рожденных приходится на юг страны, то, вероятно, этому региону может понадобиться дополнительное содействие со стороны исполнительной власти по расширению доступа к социальным услугам и поддержанию детства и материнства, оказанию специфических услуг, созданию детской и дошкольной инфраструктуры, а далее школьной и профессиональной.

Также вызывает озабоченность сокращающаяся  продолжительность жизни населения в целом. В то время как продолжительность жизни женщин остается на стабильном уровне, продолжительность жизни мужского населения сокращается с каждым годом. Выявление, профилактика и сокращение факторов, вызывающих раннюю  смертность мужчин, – это задачи, по которым предстоит принятие решений, поскольку непринятие мер будет иметь отражение как на уровне экономики (потеря трудовых ресурсов, увеличение демографической нагрузки, уменьшение налогоплательщиков,

снижение потребительского спроса), так и на социальной ситуации (отсутствие мужчин в обществе и семьях).

К примеру, в настоящее время  возраст выхода на пенсию для мужчин составляет 63 лет и для женщин – 58 лет. Повышение пенсионного порога, например, для мужчин до 65 лет расширяет количество трудоспособного населения, что позволяет снизить нагрузку на все экономически активное население. Однако, сравнивая среднюю продолжительность жизни мужчин (63,5 года) и возможный пенсионный возраст (65 лет), ясно, что в среднем

смертность у мужчин будет наступать раньше пенсионного  возраста.

Решение о раннем выходе на пенсию возможно в случае высоких  доходов и

наличия «длинных» денег, как у государства, так и у экономически активного

трудоспособного населения. Поэтому следует провести работу в направлении

комплексной кропотливой  борьбы за каждый год активной жизни  трудоспособного населения.

Также стоит отметить, что при  увеличении средней продолжительности жизни всего населения с 67,7 лет до 75-80 лет старшее поколение могло бы вырастить и воспитать еще одно поколение и облегчить нагрузку на родителей детей. Миграция населения, как внутренняя, так и внешняя, сказывается на демографическом развитии населения страны. Значительные изменения в структуре населения были обусловлены и миграционными перемещениями. С начала 1990-х годов в республике сложился отрицательный миграционный  баланс, который продолжился и в начале 2000-х годов. Отрицательный баланс покрывался, в основном, за счет естественного прироста населения. Кроме того, в структуре мигрирующих люди с высшим, неоконченным высшим и средним специальным образованием составляют 48,8 процента от общего числа, а с  учетом среднего общего образования – 91,7 процента. Выезд данной категории населениявесьма ощутим для экономики республики, и означает потерю научного,интеллектуального, технического и трудового потенциала. Почти 80 процентов мигрантовсоставляет активное трудоспособное население, среди которых превалируют мужчины (более 50 процентов).Однако не только выезд населения, имеющим образование, сказывается на стране,но и сама система образования имеет ряд недочетов. Распространяющиеся сейчаспроцессы, связанные со снижением качества знаний, недокомплектацией педагогическогосостава и учебного материала, будут иметь отложенный эффект, и через несколько летможно будет ожидать снижения уровня и качества образованности выпускников школ.

Одними из негативных проявлений таких процессов являются:

1. Сокращение количества детсадов – из 1696 в республике (1990 год) осталось 480(2010 год) при постоянном росте населения, при этом увеличилась нагрузка на детскую инфраструктуру в столице.

2. Снижение материально-технической  базы школ – обеспеченность  в школах с кыргызских обучением учебными материалами составляет только 39 процентов, в школах с русским обучением – 52 процента.

3. Дефицит в системе  образования в педагогических  кадрах – потребность

составляет 3622 учителя.

4. Необновляемость педагогических кадров – средний возраст преподавателей составляет 45-50 лет, многие из преподавателей пенсионеры, в то время как ВУЗы республики ежегодно выпускают 1,5 тысячи педагогов.

5. Уровень подготовки  преподавательских педагогических  кадров,

неудовлетворяющий сегодняшним  потребностям.

6. Низкие расходы на  школьное и вузовское образование.  На обучение одного ученика базовой школы затрачивается меньше средств(4126 сом), чем на одного ребенка в детсаде (8414 сом) и студента ВУЗа (12569 сом).

 По данным ЮНИСЕФ в Кыргызстане  78,0 тыс. детей, или 7,6 процента от общего числа учеников, не посещают школу. Это значит, что часть этих детей во взрослой жизни, возможно, обречена выполнять низкоквалифицированную и малооплачиваемую работу. С другой стороны, крайне низкий уровень жизни населения и отсутствие работы, особенно в сельской местности, привели к тому, что на рынке труда появилась новая категория трудовых ресурсов – дети.

 Основной причиной внешней миграции в Казахстан, Россию и другие страны является низкий уровень жизни населения. К примеру, средний уровень заработной платы за 2008 год в Кыргызстане составлял 5422 сом (НСК КР) или же 137,5 долларов США. Для России и Казахстана данный показатель равнялся 17226,3 рублей (Росстат) или же 564,4 доллара США и 60734 тенге (Статагентство РК) или же 502,0 доллара США соответственно. ВВП на душу населения также отстает от аналогичных показателей Казахстана в 5,5 раза и России в – 7,5 раза, и этот разрыв с каждым годом увеличивался. В структуре мигрирующих в Россию кыргызов преобладают жители южных регионов, что объясняется крайне низким уровнем жизни и бедностью населения в южных областях. Исходящие миграционные потоки присущи регионам с низким уровнем жизни и тяжелыми социально-экономическими условиями. Сейчас наблюдается активная «ползучая» миграция (заселение пустующих домов на территории нашей страны представителями соседних стран, испытывающими нехватку земли и иных ресурсов), стремление, в том числе незаконно, получить надел земли. Безлюдные геополитически важные территории могут повлечь за собой увеличение хищнического, браконьерского использования находящихся там ресурсов; подрыв оборонной мощи государства и безопасности ее граждан; к еще большей незащищенности границ, увеличению проникновения в страну наркотиков, оружия, контрабанды, нелегалов и террористов. Тенденция оттока населения под воздействием таких факторов, как значительный рост доходов, повышение уровня жизни, социальное обеспечение населения, не остановлена. Как показано на графике падение произошло только в 2008 году из-за ухудшившейся экономической обстановки в странах-реципиентах трудовых мигрантов, а после стабилизации экономической ситуации в данных государствах миграционный отток будет продолжаться увеличиваться.

Угрожающие масштабы миграционного  оттока населения, поглощающие от 24,0 до 60,0 процента естественного прироста населения, не позволяют составить корректный прогноз миграционной ситуации в республике, особенно на долгосрочную перспективу. Помимо внутренних миграционных процессов следует обратить внимание на демографические процессы, происходящие в соседних государствах, в частности, в трудоизбыточных странах – Китае и Узбекистане. К примеру, в Китае ежегодно около 20 млн. «новых рабочих рук» нуждается в работе, и безработное китайское население готово трудиться в соседних странах, в том числе и в Кыргызстане. Узбекская Фергана является одной из самых густонаселенных территорий в мире – плотность проживания населения составляет 550 человек на км2.    В среднесрочном и долгосрочном периодах не исключается возможность того, что Кыргызстан (приграничные территории) может стать страной-реципиентом мигрантов из соседних стран. Это, в свою очередь, может привести к появлению проблемы ассимиляции, и, соответственно, рискам появления проблем этнического характера в регионе. По прогнозным данным Фонда народонаселения ООН (UNFPA) к 2015 годам численность населения в Узбекистане составит 38 млн. человек2, и в ближайшие 15-20 лет следует ожидать переселения узбекского населения на территорию Кыргызстана и Казахстана. Решение этой задачи необходимо начинать уже сейчас как на государственном, так и межгосударственном уровнях. Проблема средне- и долгосрочного снижения темпов прироста населения может быть нивелирована как путем привлечения мигрантов, так и увеличением рождаемости. Увеличение населения за счет миграции соотечественников и этнических кыргызов кардинально ситуацию не изменит, что более приоритетным решение проблемы повышение качественной рождаемости. Однако необходимо учитывать то, что увеличивающееся число детей приведет к появлению дополнительной потребности в социальных услугах, например, в образовательных. Вследствие этого необходимо готовить детскую и дошкольную инфраструктуру. В качестве еще одного варианта увеличения численности населения можно рассмотреть возвращение населения, прежде проживавшего на территории страны. Русскоязычное население является наиболее образованным среди крупных национальных групп (75,4 тыс. человек) и потеря столь ценного интеллектуального и трудового ресурса

чревата отрицательными последствиями, а для восполнения этих потерь потребуется значительный период времени. Задача достижений устойчивого экономического роста и повышения благосостояния населения с учетом постоянных потерь как квалифицированных, так и неквалифицированных трудовых ресурсов существенно осложняется. Кыргызстану в условиях ограниченности природных и материальных ресурсов стоит рассчитывать во многом на развитие человеческого потенциала. Но на фоне того, что трудоспособное население республики постоянно убывает, необходимо разработать стимулы по удержанию ценных кадров или же их возвращению. Уже сейчас республика испытывает дефицит, например, работников среднетехнических специальностей в связи с их выездом за рубеж. Сейчас Министерством образования и науки республики проводится ускоренная подготовка и переподготовка по профессиональному техническому обучению для желающих работать в странах дальнего и ближнего зарубежья. Получается, что, получив образование в Кыргызстане, наши граждане свои знания и труд «дарят» принимающей стране. Кыргызстан, также как и другие страны, мог бы проводить политику по привлечению квалифицированных кадров для работы на благо республики. В республике не определена четкая политика отбора, принятия и предоставления гражданства гражданам зарубежных стран, обладающим знаниями, высокой квалификацией. Для

привлечения жителей  в Кыргызстан требуется проведение селективной политики предоставления гражданства и работы тем специалистам, в которых нуждается страна. Также необходимо разработать подходы к обеспечению возможностей стимулирования возвращения эмигрантов и студентов, обучавшихся по государственным образовательным программам, ранее выехавших за границу на постоянное место жительства или по трудовым контрактам, в первую очередь, высококвалифицированных специалистов и предпринимателей, включая представление им условий безопасности, жилья, места работы, соответствующей оплаты, социальной защиты и т.д. Страна нуждается не просто в оздоровлении демографической ситуации, а в создании условий для стабильного роста населения. Важнейшая задача – проведение активной региональной экономической политики, направленной на сохранение численности населения в важных в геополитическом отношении регионах.

Для страны важно сохранить качественный состав имеющегося населения и остановить миграцию (внешнюю и внутреннюю) в связи с тем, что возникнут не только экономические, а уже и геоэкономические и геополитические проблемы. Для устранения имеющихся демографических проблем необходимо рассмотреть возможность разработки концепции по демографической политике (развитию), отражающей интересы национальной демографической безопасности республики, которая должна включить в себя программы, в частности, по снижению смертности мужчин и детей; восстановлению системы дошкольного, школьного и образования и воспитания; по привлечению и закреплению трудовых ресурсов.

 

Заключение              

                

В заключении хотелось бы сказать, что  в краткосрочной перспективе, будет  продолжаться активный процесс снижения интенсивности рождаемости по регионам страны, это касается сельского населении. Здесь, по всей вероятности, произойдет переход от многодетной к среднедетной, а позже и малодетной семье. В этих условиях важно активизировать демографическую политику с тем, чтобы не допустить перехода основной части населения к малодетной семье.

Тендеции заболеваемости и смертности во многом будут зависеть от развития и эффективности функционирования органов здравоохранения.

Что касается демографической политики государства, то, исходя из приведённых в работе данных, она должна строиться на следующих базовых принципах.

Во-первых, необходимо создать условия, в которых семья с работоспособными родителями имела бы от своей экономической деятельности доход, достаточный для нормального развития детей (это предполагает совершенствование системы оплаты труда, занятости и подготовки кадров, налогообложения, кредитования и т.п.). Правительство Кыргызской Республики должно обеспечить сочетание рыночной экономики и активизацию демографической политики в регионах.

Выполнение этих общих требований - залог нормального демографического развития страны.

 

 

 

 

 

Библиографический список:

1. Кыргызстан в цифрах.- Национальный статистический комитет Кыргызской Республики, Б., 2008.- 325 с.

2. Обзор демографической ситуации в Кыргызской Республике за 2002-2006 годы.- Б., 2008. - 392 с.

3. Демографический ежегодник   2007-2011 гг. Годовая публикация

Бишкек 2012 УДК 314 ББК 60.7 Д 31

 

 

 

 


Информация о работе Демографическая ситуация в Кыргызстане