Цель, классификации климатического районирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 16:46, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы выступают исследования классификация климатического районирования ученых.
Из этой цели вытекают основные задачи курсовой работы:
Исследовать цель, классификации климатического районирования;
Изучить классификации Кеппена, Л.С. Берга и классификацию Алисова;
Выявить сходства и различия классификация климатов В. Кеппена, Л.С. Берга и Алисова.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Цель, классификации климатического районирования 6
Глава 2. Классификация Кеппена 12
Глава 3. Классификации Л.С. Берга 18
Глава 4. Классификация Алисова 21
Глава 5. Сходства и различия классификаций климатов В. Кеппена, Л.С. Берга и Алисова 33
Заключение 39
Список использованной литературы 40

Файлы: 1 файл

Классификация климатов по Бергу Алисова и Кеппену курсовая PH.docx

— 392.23 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение  3

Глава 1. Цель, классификации  климатического районирования  6

Глава 2. Классификация Кеппена   12

Глава 3. Классификации Л.С. Берга 18

Глава 4. Классификация Алисова   21

Глава 5. Сходства и различия классификаций климатов В. Кеппена, Л.С. Берга и Алисова 33

Заключение  39

Список использованной литературы  40

 

 

Введение

Актуальность  темы. На всем протяжении истории человечества развитие науки было одним из элементов этой истории. Уже с той далекой и темной для нас эпохи, когда первые зачатки человеческого познания воплотились в древнейших мифах и в обрядах первобытных религий, мы можем проследить, как вместе с общественными формациями, в тесной связи с ними. Развивались и естественные науки. Они зарождались из повседневной практики земледельцев и пастухов, из опыта ремесленников и мореплавателей. Первыми носителями науки были жрецы, предводители племен и знахари. Лишь античная эпоха увидела людей, имена которых прославили именно занятие наукой и обширность их познаний – имена больших ученых.

Ученые античного мира создали дошедшие до нас первые научные  трактаты, подведшие итоги знаниям, накопленным предыдущими веками. Аристотель, Эвклид, Страбон, Плиний, Птоломей оставили нам столь важные и глубокие исследования, что последующая эпоха  смогла прибавить к ним довольно мало, вплоть до эпохи Ренессанса, в  период которого начался вновь стремительный  подъем науки. Такой ступенчатый  подъем, то замедляющийся, то ускоряющийся, привел естественные науки постепенно к их современному развитию, к их теперешнему положению в обществе. Еще на заре своего существования  человек пытался разобраться  в окружающих явлениях природы, которые  часто были ему непонятны и  враждебны. Жалкие хижины плохо защищали его от непогоды, посевы его страдали от засухи или от слишком сильных  дождей.

Жрецы первобытных религий  учили его обожествлять стихии, с  натиском которых человек был  бессилен бороться. Первыми богами всех народов были боги солнца и  луны, грома и молнии, ветров и  морей. Озирис у египтян, бог солнца Ойтосур у скифов, Посейдон у греков, громовержец Индра в Индии, подземный  кузнец Вулкан у древних римлян являлись олицетворением сил природы, едва лишь познанных человеком. Древние славяне чтили Перуна, творца молнии. Действия и поступки этих богов, как внушали человеку жрецы, зависели только от их капризной воли, и ему было очень трудно защищаться от гнева неблагосклонных божеств. В эпической и философской литературе древности, донесшей до нашего времени некоторые идеи и понятия давно прошедших веков, нередко встречаются сведения о погоде, о разных атмосферных явлениях характеризующие их авторов как внимательных наблюдателей. Вот несколько примеров, относящихся к разным странам и культурам.

О круговороте ветров, настигшем  Одиссея у земли феакийцев, повествует Гомер в «Одиссее»:

«По морю так беззащитное  судно повсюду носили ветры, то быстро Борею его перебрасывал Нот, то шумящий  Эвр, им играя, его предавал произволу  Зефира…»,

т.е. северные и западные ветры следовали за восточными и  южными.

О радуге, нижняя часть которой  кажется погруженной в море, повествует «Илиада»:

«…ветроногая с вестью помчалась Ирида на расстоянии, равном меж Имбром крутым и Самосом, прыгнула в темное море…».

В «Книге пути и добродетели» (около VI в. до н.э.), которую ранее  приписывали китайскому философу Лао  Цзы, мы читаем: «Крепкий ветер длится в течение всего утра, сильный  дождь не продолжается весь день».

Индийская героическая поэма  «Махабхарата» в ярких красках  описывает вторжение летнего  муссона в Индию: «…и когда  Кадру так восславила великого владыку, разъезжавшего на светло-желтых конях (Индру, бога грозы и грома), тот  покрыл тогда все небо громадами  синих облаков. И те облака, сверкающие молниями, непрерывно и сильно грохоча, как бы браня друг друга, стали  проливать воду в большом изобилии. И следствии того, что чудесные облака постоянно изливали неизмеримые  массы воды и страшно грохотали, небо словно разверзлось. От множества  волн, от потоков воды небесный свод, оглашаемый раскатами грома, превратился точно в пляшущий эфир… И земля кругом наполнилась водой».

Немного дальше там повествуется о пыльных бурях Индии: «Гаруда (легендарный царь пернатых) …расправил свои крылья и взлетел на небеса.

Могучий, он прилетел к нишадам… Собираясь уничтожить тех нишадов, он тогда поднял огромную тучу пыли, которая достигла до небес». Коран  в суре ХХХ утверждает: «…бог  посылает ветры, и они гонят тучу: он расширяет ее по небу, сколько  хочет, вьет ее в клубы, и ты видишь, как льется дождь из лона ее…».

Объектом исследования курсовой работы является климатирование.

Целью курсовой работы выступают исследования классификация климатического районирования ученых.

Из этой цели вытекают основные задачи курсовой работы:

  • Исследовать цель, классификации климатического районирования;
  • Изучить классификации Кеппена, Л.С. Берга и классификацию Алисова;
  • Выявить сходства и различия классификация климатов В. Кеппена, Л.С. Берга и Алисова.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, пяти глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

Глава 1. Цель, классификации  климатического районирования

В земной атмосфере повседневно наблюдаются  самые разнообразные явления, создающиеся  в результате протекания в ней  различных физических процессов. Эти  явления и процессы совершаются  в атмосфере не изолировано, а  в тесном взаимодействии с процессами, происходящими в верхних слоях  почвы и воды. Все эти явления  и процессы происходят в основном за счет солнечной энергии, поступающей  на поверхность земли.

  Наука, изучающая и объясняющая физические явления и процессы, происходящие в атмосфере при взаимодействии ее с поверхностью почвы, воды, растительности и т. д. («подстилающая поверхность»), называется метеорологией. Эта наука есть физика атмосферы, поскольку совершающиеся в ней процессы имеют физический характер. Изучение процессов и явлений, наблюдаемых в атмосфере, имеет большое практическое значение и позволяет выяснить законы их развития. Знание же этих законов дает возможность разработать методы прогноза атмосферных процессов, а в отдельных случаях позволяет изменить развитие их в сторону более благоприятную для человека.1

С качественной и количественной стороны физическое состояние атмосферы  и процессы, совершающиеся в ней, выражаются при помощи так называемых метеорологических элементов. Наиболее важными для жизни и хозяйственной деятельности человека являются следующие элементы: температура и влажность почвы, давление воздуха, температура и влажность воздуха, облачность, осадки, ветер. Часто эти элементы называются элементами погоды. Они находятся между собой в тесной взаимной связи и всегда действуют совместно, проявляясь в весьма сложных и изменчивых сочетаниях.

 Состояние атмосферы  над данной территорией и за  данное время, определяемое физическими  процессами, совершающимися в ней  при взаимодействии с подстилающей  поверхностью, называется погодой.

Наблюдения над погодой  за многолетний период позволяют  определить климат данной местности. Климатом называется закономерная последовательность атмосферных процессов, создающаяся в данной местности в результате взаимодействия солнечной радиации, атмосферной циркуляции и физических явлений, происходящих на подстилающей поверхности, и обуславливающая в этой местности характерный для нее режим погоды.

Очень часто смешивают  понятия погода и климат. Между  этими понятиями имеется большое  различие. Погода представляет физическое состояние атмосферы над данной территорией и за данное время, характеризуемое определенным сочетанием метеорологических элементов. Климат же характеризуется многолетним режимом погоды, причем под многолетним режимом погоды понимаются не только преобладающие, но и вообще возможные в данной местности условию погоды. Из определения понятия климат видно, что основными климатообразующими факторами будут солнечная радиация, циркуляция атмосферы и характер подстилающей поверхности. Под их совместным влиянием происходит формирование климатов в различных местах земного шара.

Большое влияние на климат оказывает также деятельность человека, поскольку она может изменить физические свойства подстилающей поверхности.

Солнечная радиация является важнейшим климатообразующим фактором, так как за счет этой радиации в атмосфере протекают различные физические процессы. На поверхности земли солнечная радиация распределяется неравномерно, что приводит к неодинаковому нагреванию как почвы, так и воздуха в различных широтных поясах земного шара. Эти различия образуют разности в давлении воздуха, а последние вызывают воздушные течения, с которым связан перенос тепла и влаги. Таким образом, солнечная радиация определяет характер воздействия другого климатообразующего фактора – атмосферной циркуляции. Циркуляция атмосферы зависит также от характера подстилающей поверхности. Огромную роль в переносе масс воздуха играют материки и океаны. В летнее время материки нагреваются сильнее, чем океаны. Зимой же они, наоборот, сильнее охлаждаются. Температурные различия, образующиеся между материками и океанами, создают разницу в распределении давления воздуха. Над материками в умеренных широтах летом устанавливаются области пониженного давления, зимой – повышенного. Над океанами же, наоборот, летом господствует относительно повышенное давление, зимой – пониженное. Вследствие этого летом ток воздуха на сушу в виде океанического муссона, зимой – с суши на виде материкового муссона.

Помимо  материков и океанов, на циркуляцию атмосферы оказывает большое  влияние рельеф, особенно крупные  формы рельефа – горные хребты и высокие плоскогорья, а также  озера и большие водоемы. Таким  образом, с одной стороны, между  циркуляцией атмосферы и характером подстилающей поверхности имеется  тесная связь. С другой стороны, атмосферная  циркуляция может влиять на количество солнечной радиации, поступающей  на земную поверхность. В тех районах  земного шара, где наблюдаются  нисходящие токи воздуха, например в  областях повышенного давления, большой  облачности не образуется, что существенно  влияет на приход – расход лучистой энергии. В районах же, где создаются  восходящие движения, образуется большая  облачность, которая также значительно  изменяет радиационный режим.2

Подстилающая поверхность является важным климатообразующим фактором, так как от ее характера зависят физические свойства формирующихся над ней воздушных масс. Вода и суша оказывают на климат различное влияние. Также различным будет влияние на климат обнаженной почвы и поверхности, покрытой растительностью. Травянистая растительность оказывает на климат иное влияние, чем лесная.

Область науки, изучающая условия формирования климата и климатический режим различных стран и районов, называется климатологией. Климатология рассматривает взаимосвязи между климатообразующими факторами и взаимодействие их с подстилающей поверхностью. Климатология занимается изучением закономерностей в распределении на поверхности земного шара различных метеорологических явлений и типов климата. Она также занимается разрешением вопросов, связанных с изменением климата под воздействием человека.

Климатология  изучает и описывает климатические  условия больших территорий. Однако на небольших участках под влиянием местных факторов могут создаваться  отдельные особенности климата. Совокупность этих местных особенностей климата называется микроклиматом данного участка. Они особенно резко выражаются в приземном слое воздуха. Отрасль климатологии, занимающаяся изучением формирования климата приземного слоя воздуха и описанием микроклиматических особенностей различных участков, называется микроклиматологией.

Климатология  имеет большое практическое значение. Она обслуживает различные отрасли  народного хозяйства. Данные климатологии широко используются в производстве.

 В  процессе обслуживания запросов  практики из климатологии выделился  ряд отраслей, которые затем получили  самостоятельное развитие. Так появилась  агроклиматология, лесная климатология, медицинская климатология и др.

Агроклиматология изучает климатические условия, имеющие значение в сельском хозяйстве, причем изучение этих условий производится с учетом взаимодействия их с объектами процессами сельскохозяйственного производства. Она занимается также агроклиматическим описанием и районированием территории для наиболее целесообразного и эффективного размещения сельскохозяйственного производства, а также в целях внедрения приемов агротехники, наиболее отвечающих местному климату и обеспечивающих получение высоких и устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур, повышение продуктивности животноводства, составление прогнозов урожайности сельхозкультур, мер борьбы с неблагоприятными и опасными гидрометеорологическими явлениями.

Агроклиматология  возникла в России благодаря трудам выдающихся русских ученых – А.И.Воейкова и П.И.Броунова. в 1884-1885 годах.

Лесная климатология занимается изучением взаимоотношений, создающихся между климатическими факторами, с одной стороны, и лесом - с другой. Она изучает влияние климатических условий на рост, развитие и производительность лесных насаждений, изучает микроклимат, создающийся на территории, занимаемой лесом, а также влияние лесных насаждений на климат прилегающей к ним местности. Основателями лесной метеорологии и климатологии в России были А.И.Воейков, Г.Н.Высоцкий и А.П.Тольский.

Информация о работе Цель, классификации климатического районирования