Жизнь и подвиг святителя Тихона (Беллавина), патриарха Московского и всея Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 19:54, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы состоит в том, что образ святителя Патриарха Тихона все ярче сияет на небосклоне истории Русской Церкви ХХ века. Время проясняет масштаб его многотрудного подвига в годы невероятного разгула зла, обрушившегося на Россию. Вступая на Патриарший престол, от всего сердца умоляет он Господа: “… Даруй же сердце разумное, дабы мудро руководить народом по пути спасения. Согрей мое сердце любовью к чадам Церкви Божией и расшири его, да не тесно будет им вмещаться во мне. Ведь архипастырское служение есть по преимуществу служение любви”

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..
1 ЧАСТЬ:
1.1. Жизнь и подвиг патриарха Тихона ( Беллавина) в эпоху гонений на РПЦ ХХ века………………………………………………………………………………
1.1.1. Семья, образование, постриг, рукоположение Дореволюционная деятельность…………………………………
1.1.2. После падения монархии………………………….............
1.1.3. Уголовное преследование…………………………………
1.1.4. Церковная смута……………………………………………
1.1.5. Последние месяцы, кончина и погребение………………
1.1.6. Почитание и канонизация. ………………………………..

1.2 Описание гимнографического материала……………………………….
1.3 Обоснование используемых напевов…………………………………….

2 ЧАСТЬ:
Чинопоследование и особенности богослужения
2.1Всенощное бдение……………………………………………………………….
2.2На литургии……………………………………………………………………..

3 ЧАСТЬ:
Нотное приложение для четырехголосного женского хора
На «Господи воззвах» глас 6-й , подобен "Тридневен воскресл" напев Оптиной пустыни ………………………………………………………………………………………..
Стихиры на «Господи воззвах»
1-я стихира, глас и подобен тот же…………………………………………………………………………………….
2-я стихира………………………………………………………………………….
3-я стихира………………………………………………………………………….
4-я стихира.………………....................................................................................
Стихира, глас 8-й напев Зосимовой пустыни, изложение архим. Матфея……………………………………………………………………………….


Стихиры на стиховне

Стихира на стиховне, глас 2, подобен "Егда от древа", напев Оптиной пустыни………………………………………………………………………………
«И ныне» на стиховне, глас 4, подобен "Званный свыше" напев Оптиной пустыни………………………………………………………………………………
Тропарь святителя, глас 1, обиход……………………………………………….
Тропарь святителя, глас 1, напев Киево-Печерской Лавры……………………….……………………………........................................
Величание святителя, обиход……………………………………………………...
Прокимен на утрени, глас 4, валаамский распев, в изл. архим. Матфея………
Стихира по 50-м псалме, глас 6 Киевского распева ……………………………

Канон глас 8, напев напев Троице-Сергиевой лавры

Песнь 1-я…………………………………………………………………………….
Песнь 3-я…………………………………………………………………………….
Песнь 4-я…………………………………………………………………………….
Песнь 5-я…………………………………………………………………………….
Песнь 6-я…………………………………………………………………………….
Кондак, глас 2, подобен “ Егда от древа”, напев Оптиной пустыни……………………………………………………......................................
Кондак, глас 2, напев Зосимовой пустыни, в изл. архим. Матфея……………..
Песнь 7-я…………………………………………………………………………….
Песнь 8-я…………………………………………………………………………….
Песнь 9-я…………………………………………………………………………….

Катавасия канона святаго, глас 6, Киевского распева

Песнь 1-я…………………………………………………………………………….
Песнь 3-я…………………………………………………………………………….
Песнь 4-я…………………………………………………………………………….
Песнь 5-я…………………………………………………………………………….
Песнь 6-я…………………………………………………………………………….
Песнь 7-я…………………………………………………………………………….
Песнь 8-я…………………………………………………………………………….
Песнь 9-я……………………………………………………………………………..

Стихиры на хвалитех

«Всякое дыхание», глас 4, подобен "Званный свыше" напев Оптиной пустыни ……………………………………………………………
1-я стихира …………………………………………..……………………………..
2-я стихира…………………………………………..………………………………
3-я стихира………………………………………………………………………….
«И ныне», глас 8-й, напев Зосимовой пустыни, изложение архим. Матфея……………………………………………………………………………….
Прокимен на Литургии, глас 7, знаменный распев, в гарм. архим. Матфея………………………….………………………………………………........
Причастен святителя, обиход………………………………………………………

Библиографический список литературы……

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 582.79 Кб (Скачать файл)

1.1.5. Последние месяцы, кончина и погребение

 Патриарх Тихон и митрополит Петр (Полянский)             (слева)

 

9 декабря 1924 года при попытке разбойного нападения на дом Патриарха в Донском монастыре был убит Яков Сергеевич Полозов — весьма близкий Патриарху человек, бывший его келейником с 1902 года. Инцидент произвёл на Патриарха крайне гнетущее впечатление; он настоял, несмотря на сопротивление властей, на том, чтобы Полозов был похоронен на территории монастыря (могила вскоре была перенесена к внешней стороне южной стены Малого Донского собора от прохода на новое Донское кладбище ввиду начавшегося строительства Донского крематория).

13 января 1925 года переехал в клинику Бакуниных (Остоженка, 19); но продолжал регулярно совершать богослужения в московских храмах. Последнее богослужение — хиротония епископа Сергия (Никольского) в храме Большого Вознесения у Никитских Ворот 23 марта (5 апреля) 1925, за два дня до смерти.

25 марта (7 апреля) 1925, в праздник Благовещения, Патриарх скончался в возрасте 60 лет — по официальным данным от сердечной недостаточности, хотя существует версия о его отравлении. За несколько часов до смерти он произнёс: “Теперь я усну… крепко и надолго. Ночь будет длинная, тёмная-тёмная”.

          Характерно, что за семь лет своего патриаршества он совершил 777 литургий и около 400 вечерних богослужений. То есть получается, что он служил примерно каждые два-три дня… 60


Чин погребения был совершён 30 марта (12 апреля) 1925 года, в Вербное воскресенье, в Донском монастыре; участвовали 56 архиереев и до 500 священников, пели хоры Чеснокова и Астафьева. Был похоронен с внутренней стороны южной стены трапезной Малого Донского собора. В день погребения патриарха Тихона состоялось совещание собравшихся на его отпевание архипастырей, на котором обязанности Патриаршего местоблюстителя возложены были на митрополита Крутицкого Петра (Полянского).

15 апреля “Правда” и “Известия” опубликовали “Предсмертное завещание” от имени покойного Патриарха61, якобы подписанное им в день своей смерти (существует в разных редакциях, которые готовились в ведомстве Евгения Тучкова); вопрос о его подлинности, которая сразу же была поставлена под сомнение62, до конца не разрешён63.

    1. 6. Почитание и канонизация

Современная икона Партиарха Тихона.

 

Анонимно издавшая свои воспоминания свидетельница похорон Патриарха Тихона писала: “К Донскому стечение народа было огромное. По приблизительному подсчёту, там перебывало в те скорбные дни не менее одного миллиона людей. Вокруг Донского все ведущие к нему улицы и вся Калужская площадь были запружены народом. Уличное движение по ним прекратилось, трамваи доходили лишь до Калужской площади. Порядок поддерживался рабочими-распорядителями, у которых на рукаве была чёрная повязка с белым крестом. <…> Очередь от Нескучного — версты 1,5 от монастыря — шла по четверо в ряд. Передвигались до собора более трёх часов. Беспрерывно пополняясь у Нескучного вновь прибывающими, этот медленно день и ночь движущийся людской поток не походил на обычные „хвосты“. Это было торжественное шествие. <…> В день погребения Патриарха погода стояла чудесная — тёплая, ясная, весенняя. Служба, по установленному чину, началась в 7 ч. утра и продолжалась до наступления темноты. Двери собора были открыты настежь, т.ч. не поместившимся внутри его и стоявшим впереди было слышно богослужение, а пение доносилось и дальше. От вторивших ему передних рядов оно перекатывалось в задние, и пела вся многтысячная толпа. Это было заупокойное служение всенародное. Духовный и молитвенный подъём был так велик, что даже не слышалось плача. Это было не только погребение Патриарха Тихона, но и всенародное его прославление.”64

1 ноября 1981 года Патриарх Тихон был прославлен в лике новомучеников и исповедников Российских Архирейским Синодом РПЦЗ.

9 октября 1989 года был канонизирован Архиерейским Собором РПЦ65; стоит во главе Собора Новомучеников и Исповедников Российских.

19 февраля 1992 года совершилось обретение святых мощей Патриарха Тихона. Мощи обычно открыто покоятся в Большом Донском соборе Донского монастыря.

Память святителя Тихона Церковь празднует 25 марта (по юлианскому календарю) в день его преставления; а также 26 сентября — день его прославления в лике святых.

Ставился вопрос о внесении в месяцеслов также и даты обретения  его мощей как дополнительного  дня памяти.

3 декабря 2007 года Патриарх Алексий II по представлению Календарного отдела Издательского Совета Русской Православной Церкви благословил внести в официальный месяцеслов ещё один день памяти святителя Тихона — 5 ноября по юлианскому календарю — дата избрания на Всероссийский Патриарший престол66

 

 

 

 

 

 

 

 

                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Описание гимнографического материала

 

Служба составлена Синодальной  Богослужебной  комиссией и утверждена Святейшим Патриархом Московским и  всея Руси Алексием I I и Священным Синодом 26 декабря 2003 года.67 Службу святителю Тихону Беллавину составил игумен Дамаскин (Орловский).

 

 

Игумен Дамаскин (в миру Владимир Александрович Орловский; 26 декабря 1949, Москва) — советский и российский церковный историк, агиограф. Член Синодальной комиссии Московского Патриархата по канонизации святых.

Автор многочисленных статей и участник научных конференций, посвященных истории РПЦ в XX веке, а также серии телевизионных  передач о новомучениках и исповедниках Российских.

Член Союза писателей России, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», член научно-редакционного совета по изданию Православной энциклопедии. Клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе в Москве.

 

 Биография

В 1970-х годах занялся сбором сведений о новомучениках Русской Православной Церкви, пострадавших в гонениях против Церкви в XX веке. Начиналась эта деятельность со сбора свидетельств очевидцев.

В 1979 году окончил Литературный институт имени А. М. Горького при Союзе писателей СССР. Работал в учебно-методическом кабинете при Министерстве приборостроения СССР.

С 1983 по 1986 год служил чтецом в Успенской церкви села Жилина Московской области.

В 1988 году принял монашество и рукоположен во иеромонаха.

В 1991 году стало возможно изучение архивных материалов, и в  частности архивно-следственных дел  КГБ.

С 1991 года — член Синодальной комиссии по изучению материалов, касающихся реабилитации духовенства и мирян Русской Православной Церкви, пострадавших в советский период. С 1996 года — член Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви.

В середине 1990-х годов  основал фонд «Память мучеников  и исповедников Русской Православной Церкви», получивший официальную регистрацию  в 1997 году.

9 января 2000 года возведён  в сан игумена.

 

 

 

 

Писательская  деятельность

Автор семи книг «Мученики, исповедники и подвижники благочестия  Русской Православной Церкви ХХ столетия» (1992—2002), составитель полного свода  житий новомучеников и исповедников Российских ХХ века (на настоящий момент изданы жития за январь, февраль, март, апрель, май, а также жития тех святых, чья память празднуется только в Соборе новомучеников).

Составленные игуменом Дамаскиным жития публиковались также в сборниках «Жития новомучеников и исповедников Российских XX века Московской епархии» (Тверь, 2002—2005. Т. 1-5, доп. 1-4).

Автороство текста канона Богородицы предание относит преподобному Иоанну Дамаскину.

Преподобный Иоанн  Дамаскин

Святой Иоанн Дамаскин родился около 675 года, умер в 749 году. Он был родом из христианской семьи, жившей на оккупированном мусульманами Ближнем Востоке. Арабского языка он не знал, поэтому его творения написаны на греческом языке, в прекрасном византийском стиле.

Деятельность преподобного Иоанна Дамаскина отличается многогранностью и широтой охвата. Он явился не только творцом огромного количества песнопений, но сейчас важнее всего отметить то, что он явился творцом Октоиха.

Октоих представляет собой  не только организацию и систематизацию мелодий богослужебного пения, ибо, по сути, книга эта является также  организацией и систематизацией  вообще всей жизни христианина. Из числа  стихир, тропарей и ирмосов, составляющих греческий Октоих, преподобному Иоанну принадлежали, очевидно, неполные службы на воскресные дни. Он также считается автором праздничных песнопений. В том числе Пасхального канона, канонов на Рождество Пресвятой Богородицы, Успение, Вознесение Господне, и множество стихир, тропарей и кондаков, посвященных различным праздникам и святым.68

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Обоснование выбранных напевов

В данной дипломной работе, посвященной святителю Тихону (Беллавину), были расписаны стихиры на следующие подобны:

Стихиры на "Господи воззвах" расписаны на подобен "Тридневен воскресл…" глас 6-й. в котором на протяжении всего подобна звучит минор, а в целом подобен содержит духовное умиление, самопознание, покаянное чувство.

 На "И ныне" на "Господи воззвах..", на литии и на хвалитех использован напев Зосимовой пустыни глас 8. Вариант обиходной мелодии, простота и независимость музыкального материала позволяет распевать любые виды стихир всех разделов богослужения. Мелодия, характерна для монастырских распевов, создает особый молитвенный настрой.

Стихиры на стиховне расписаны на подобен "Егда от древа…" глас 2-й. Данный подобен звучит малодично и напевно, умиляет и напоминает человеку о необходимости внутренней борьбы с грехом, суетой и страстями. Этот напев можно назвать уникальным, потому как он и величественный, и торжественный, и покаянный. Подходит для всех стихир, всех праздников.

Стихира на "…и ныне" расписана на самоподобен "Званный свыше", так как он звучит мягко, величественно и торжественно и поэтому служба кажется более праздничной.

Праздничная стихира по 50-м  псалме расписана "Киевским распевом", мелодичным по своей структуре. Мелодия в основном на читке и лишь окончания распеваются, что очень хорошо помогает донести текст до молящихся.

Величание святителю расписано  на обиходный напев, как наиболее знакомый и близкий слуху молящихся, в тоже время величественный и торжественный.

Канон на утрене расписан на 6-й глас киевского распева. Мелодия  строга, проста и легко ложится  на слух.

В стихирах на хвалитех использован подобен: «Званный свыше…» глас 4-й, он не сложен в исполнении, большие распевы отсутствуют, структура подобна циклическая, что позволяет максимально донести богослужебный текст до слуха молящимся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чино –

последование

и

особенности

богослужения

 

2.1. ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ

Служба совершается  по Минеи

ВЕЛИКАЯ ВЕЧЕРНЯ

 

 

Диакон: Восстаните!

Хор: Высокопреосвященнейший Владыко, благослови!

Иерей: Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно и во веке веков.

Хор: Аминь!

Священнослужители в алтаре:

Придите, поклонимся…

103 псалом, предначинательный

Хор: Благослови, душе моя Господа;…

Слава Отцу и Сыну и Святому  Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе Боже. (Трижды.)

 

Великая ектения

Диакон: Миром Господу помолимся.

И далее всю  до конца.

 

Первый  антифон первой кафизмы

Хор: Блажен муж…

 

Малая ектенья

Диакон: Паки и паки миром Господу помолимся

И далее всю  до конца

 

Господи, воззвах.

Канонарх: Глас шестый. Го́споди воззва́х к Тебе́, услы́ши мя.

Хор: Го́споди воззва́х к Тебе́, услы́ши мя. / Услы́ши мя Го́споди. / Го́споди воззва́х к Тебе́, услы́ши мя: / вонми́ гла́су моле́ния моего́, / внегда́ воззва́ти ми к Тебе́. // Услы́ши мя Го́споди.

Да испра́вится моли́тва моя, / яко кади́ло пред Тобо́ю, / воздея́ние руку́ мое́ю, / же́ртва вече́рняя. // Услы́ши мя, Го́споди.

 

На  Господи, воззвах: стихиры на 8, глас 6.

 

Канонарх: Из глубины воззвах к Тебе, Господи, /

Хор: Господи, услыши глас мой.

ЗЕМЛЯ ПСКОВСКАЯ  ПРОСЛАВИСЯ, / ЯКО В МАЛЕ СЕЛЕНИИ  КЛИНЕ / ОТ БЛАГОЧЕСТИВАГО КОРЕНЕ ПЛОД БЛАГОКРАСЕН ПРОЗЯБЕ, /  ВАСИЛИЙ, ОТРОЧА БЛАГОНРАВНОЕ, / СВЯТИТЕЛЮ ВЕЛИКОМУ ТЕЗОИМЕНИТОЕ. /  В СЕМ ЖЕ ИМЕНИ ВЕЛИЙ, ЯКО ЦАРСТВЕННЫЙ, // ПУТЬ ЕМУ ПРЕДНАРЕЧЕСЯ.

 

Канонарх: Да будут уши твои, /

Хор: внемлюще гласу моления моего.

БЛАГОЧЕСТИВЫЙ ИЕРЕЙ  ИОАНН,/  ОТЕЦ ТВОЙ, СВЯТИТЕЛЮ, / ОТКРОВЕНИЯ ДИВНАГО СПОДОБИСЯ, / ЕГДА МАТИ ЕГО  ПОЧИВШАЯ / ВО СНЕ ЕМУ ЯВИСЯ / И  ТЯ, ЕЩЕ ТИ ОТРОКУ СУЩУ, / ЕДИНАГО  ОТ ТРИЕХ БРАТИЙ  // ВЕЛИКА ПРЕДНАРЕЧЕ.

 

Канонарх: Аще беззаконие назреши Господи, Господи, кто постоит

Хор: Яко у тебе очищение есть.

        ИЗМЛАДА ЦЕРКОВЬ БОЖИЮ ВОЗЛЮБИВ / И БЛАГОЧЕСТИЯ ВОЖДЕЛЕВ, СВЯТЕ, / В ДУХОВНЕМ ВЕРТОГРАДЕ / ВО СЛОВЕ БОЖИИ, / ОТЕЧЕСКИХ И БЛАГОЧЕСТИВЫХ ПИСАНИИХ // НАЧАТ ПОУЧАТИСЯ.

Канонарх: Имени ради Твоего потерпех Тя Господи, потерпе душа моя в слово Твое,

Хор: Упова душа моя на Господа.

ЧТО УБО СОТВОРЮ,/ КИИМ ОБРАЗОМ ЖИТИЯ МОЕГО/ ТЕБЕ, ВЛАДЫЦЕ  И БОГУ, ДОБРЕ ПОСЛУЖУ,/ КИИМИ ПОДВИГИ, ТЕБЕ СОДЕЙСТВУЮЩУ,/ ДУШУ МОЮ ОТ ГРЕХИ ОЧИЩУ?-/ В МЕРУ ВОЗРАСТА ПРИШЕД,// СЛЕЗНО ВЗЫВАЛ ЕСИ КО ГОСПОДУ, БЛАЖЕННЕЕ ТИХОНЕ.

Канонарх: Глас 8-й. Слава Отцу и Сыну и Святому духу.

Чтец: Путь девства, нищеты, / своея воли отсечения / избрал еси, блаженнее,/ иноческое пострижение приим, / в немже именем Тихон наречен бе, // да путем благочестия святителя Задонскаго шествуеши.

Канонарх: И ныне, глас той же.

Хор: ЦАРЬ НЕБЕСНЫЙ ЗА ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ НА ЗЕМЛИ ЯВИСЯ  / И С ЧЕЛОВЕКИ ПОЖИВЕ, / ОТ ДЕВЫ БО ЧИСТЫЯ ПЛОТЬ ПРИЕМЫЙ / И ИЗ НЕЯ ПРОШЕДЫЙ С ВОСПРИЯТИЕМ, / ЕДИН ЕСТЬ СЫН, СУГУБ ЕСТЕСТВОМ, / НО НЕ ИПОСТАСИЮ./ ТЕМЖЕ СОВЕРШЕННА ТОГО БОГА / И СОВЕРШЕННА ЧЕЛОВЕКА ВОИСТИНУ ПРОПОВЕДАЮЩЕ, / ИСПОВЕДУЕМ ХРИСТА БОГА НАШЕГО, / ЕГОЖЕ МОЛИ, МАТИ БЕЗНЕВЕСТНАЯ, // ПОМИЛОВАТИСЯ ДУШАМ НАШИМ. 

Вход  с кадилом

Диакон: Премудрость, прости.

Хор: Свете тихий…

Диакон: Вонмем.

Священник: Мир всем.

Хор: И духови твоему.

Диакон: Премудрость, вонмем, прокимен … ( прокимен дня, см. часослов стр. 157-159 ).

Диакон: Премудрость.

Чтец: Притчей чтение (главы 10, 3 и 8).

Диакон: Вонмем.

Память праведного с похвалами, и благословение Господне на главе  его…

Диакон: Премудрость.

Чтец: Притчей чтение (главы 10 и 11).

Уста праведного каплют мудрость, язык же неправедного погибнет…

Информация о работе Жизнь и подвиг святителя Тихона (Беллавина), патриарха Московского и всея Руси