Животные как символы власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 12:18, творческая работа

Описание работы

На всем протяжении истории определенные звери становились важными символами профанной и небесной власти в различных культурах. Но в этой работе, мне хотелось бы уделить особое внимание, самым впечатляющим животным и птицам, в том числе и мифологическим. В данной работе , я постараюсь проанализировать образ орла, льва, дракона и коровы как символов власти в различных культурах и мифах.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..3
ОРЕЛ, ЛЕВ, ДРАКОНКАК СИМВОЛЫ ВЛАСТИ……………………………………………………………...4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….10
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………11

Файлы: 1 файл

Животные как символы власти.docx

— 28.60 Кб (Скачать файл)


Санкт-Петербургский государственный  университет

Факультет политологии

Кафедра теории и философии  политики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Животные как символы власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт- Петербург 

2012

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

  1. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..3
  2. ОРЕЛ, ЛЕВ, ДРАКОНКАК СИМВОЛЫ ВЛАСТИ……………………………………………………………...4
  3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….10
  4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

 

На всем протяжении истории  определенные звери становились важными символами профанной и небесной власти в различных культурах. Но в этой работе, мне хотелось бы уделить особое внимание, самым впечатляющим животным и птицам, в том числе и мифологическим. В данной работе , я постараюсь проанализировать образ орла, льва, дракона и коровы как символов власти в различных культурах и мифах.

 

  Эта тема кажется  мне очень интересной и не  злободневной, так как следы символики  животных мы можем обнаружить  во всех культурах на протяжении  длинных отрезков времени. Животных  изображали не только как символы  знатных родов, так же, стоит  вспомнить как активно используется  образ животных в различных  мифологиях. Интерес к данной  теме обусловлен не только  активным использованием символов  животных, но и их различные  трактовки в разных культурах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОРЕЛ, ЛЕВ, ДРАКОН И КОРОВАС КАК СИМВОЛЫ ВЛАСТИ.

 

В данной работе, хотелось бы уделить особое внимание самым часто  встречающимся животным. Безусловно, одним из таковых является орел.

 

  Орел – «царь птиц»,  считается символом небесной  власти, посланник высших уранических  божеств, небесного огня и солнечного  сияния. Символическое значение  орла считается настолько велико, что он зачастую представляет  высших божеств и величайших  героев. Он – атрибут Зевса  и Христа, и одновременно эмблема  власти Цезаря и Наполеона. 

 

  Символику орла использовали  не только короли и войны, желающие обрести силу, но и жрецы, прорицатели и шаманы. Североамериканские индейцы носили на головах перья орла и делали из его костей свистки, которые использовали для исполнения «солнечного танца». В Сибири считали, что после долгого танца, когда шаман падал на землю в оцепенении, то его душу уносили орлы на небо. Согласно лирическому поэту Древней Греции, Пиндару, орлы спали на скипетре Зевса и объявляли его волю людям.

 

  Фигурку орла очень  часто можно увидеть на верхушках  колонн и обелисков, что подтверждает его значимости как символа высшей власти, мудрости, героизма и состояния превосходства. Орел – это символ социального и духовного подъема, связь с небом, которая обеспечивает его максимальной властью. В западной традиции орел, так же обладает силой омоложения. Подставляя крылья солнцу, он бросается в воду тем самым обретает новую юность.

 

  Орел очень многозначный  символ. В христианской мифологии  его связывали с ангелами, то  есть полет орла обозначал попытку достичь высших сфер, а так же обозначал многогранность, быстроту и гордость. Как символ созерцания он посвящен святому Иоанну. Так же в некоторых произведениях орел отождествляется с Иисусом Христом и выражает его вознесение и царственность. Но, с другой стороны, орел может также отождествляться с Антихристом. В таком случае орел жаден и жесток. Именно поэтому его использовали для изображения некоторых сторон имперской власти, в особенности злоупотребления полномочиями, надменности и склонности к репрессиям.

 

  Очень знаковым является  символ двуглавого орла. В кодексе  Нуттал он ассоциируется с  божеством растительности. В древних  цивилизациях Малой Азии двуглавый  орел был символом верховной  власти. Удвоение головы не означает  двойственности или многочисленности  частей империи. Это усиливает  символику орла.

 

  Одним из основных  трактовок орла остается его  олицетворение с могуществом  и властью царей и императоров.

 

Так же одним из главных  символов верховной власти принято  считать льва. На протяжении истории  все древние культуры мира приписывали  своим правителям свойства льва. А  именно храбрость, силу и покровительство. Демонстрация умения сражаться со львом  была высшим испытанием на лидерство, дававшим право быть монархом, хранителем земли и покровителем народа. Именно поэтому носить или стоять на львиной  шкуре мог только царь. Лев символизировал мощь его власти.

 

  В доказательство  важности льва как геральдического  символа можно вспомнить о  построенных греками львиных  вратах в Микенах ( ок. 1250 г.  до н. э.) . А также о том,  что в Индии  великий царь-буддист  Ашока на важных перекрестках  устанавливал колонны, увенчанные  тремя львами, которые сидят спина  к спине на пьедестале в  форме колеса с девизом : «Истина  побеждает». Эти львы могли символизировать канонический свод учения Будды, «тройное убежище» : Будда ( основатель), дхарма ( закон) и сангха ( общество).

 

  Восхищение львиной  силой и храбростью послужило  причиной тому6 что он стал  инсигнией римских легионов. Царь  зверей считался мудрым и справедливым, обладающим душевной силой. Именно  по этой причине египетские  фараоны иногда запечатлелись  как львы, а английские короли  сделали льва своей эмблемой. Многие правители, включая Александра  Великого, изображались на монетах  в накидке с львиной головой. 

 

  В то время как  львиные мотивы олицетворялись  с властью и правителями империи,  буддизм впервые использовал  льва как религиозный знак. Ему  приписывалась просвещенная мудрость  Будды. 

 

  Лев, как царь животного  мира, был посвящен солнцу благодаря  своей косматой гриве. Молодые  и старые львы чаще всего  изображались сидящими спина  к спине, олицетворяя восходящие  и заходящее солнце, молодость  и старость, прошлое и будущее. 

 

  Как символ справедливости, лев репрезентирует физическую  и духовную силу. Многие божества  изображались едущими или сидящими  на льве, львы украшали трон  Соломона, французских королей и  средневековых епископов. 

 

  На Востоке считалось,  что львы защищают людей от  демонов и зловредных влияний.  В Японии львиные танцы, шишимаи,  проводятся первого января. Они  проходят перед сингоистскими  святилищами на улицах. Музыканты  аккомпанируют танцорам, которые  несут маски, изображающие львов. 

 

  Еще в средневековье  люди верили, что львиные детеныши  рождаются мертвыми и оживляются  отцами, вдыхающими в них жизнь  на третий день после рождения. Это поверье поддерживало использование  льва в качестве символа воскрешения  в дохристианские времена. Львов  помещали на гробницах как  символ бдительности и надежды  на личное возрождение.

 

  Таким образом, лев  – сложный символ, который выражает не только мудрость и могущество, но и символ протектора и воскресителя.

 

  Дракон, один из древнейших  мифологических существ, присутствующий  в традициях многих культур.  Но как и у других символов  его значения сильно различаются.  В своей наиболее ранней форме  дракон отождествляется с Великой  Матерью, богиней воды и солнечным  богом воителем. Отсюда следует,  что дракон двойственен: он  может быть и благотворящим,  и разрушающим, но он всегда  считается всемогущим. По причине  такой двойственности в египетской  мифологии дракон мог брать  на себя роль как Сета, так  и Осириса. 

 

  В раннем Египте  дракон выступал в виде разъяренной  змеи, стремящейся уничтожить всех  богов. Все евразийские изображения  дракона можно проследить от  ране египетских и до ближне- и дальневосточных форм.

 

  Истории о драконах  передавались из поколения в  поколение во многих цивилизациях. Так, они характерны для эпоса  о Гильгамеше. Ранняя вавилонская  литература представляет дракона полностью вымышленным существом. Он – это образ хаоса и в то же время хранитель Мироздания. Во многих странах люди верили, что дракон живет на дне моря и охраняет многочисленные сокровища , в особенности жемчуг.

 

  Образы кельтских и скандинавских драконов происходят от священного крокодила древних Египтян. Фараоны мазались крокодильим жиром, тем самым приобретая силу месееха. Образ неустрашимого месееха развился в дракона, который в свою очередь, стал королевской эмблемой. Кельтские короли в Британии назывались «драконами» как мужественные защитники в древней традиции о месеехе.

 

  В некоторых частях  Африки, где к дракону так же  относились как к силе зла,  чудище считалось результатом  неестественного союза орла и  волчицы. Считалось, что разрушительная  сила дракона происходит от  его огненного дыхания, которое  может уничтожить порой и целые  страны. В поздних традициях утверждалось, что дракона изобрели скряги, которые хотели получить свирепого  защитника для охраны своих  сокровищ.

 

  Так же драконы  считались врагами солнца и  луны и поэтому ответственными  за затмения. Верили, что затмения  происходят, когда дракон пытается  заглотнуть какое-либо из небесных  тел, что способствовало появлению  образа дракона в астрологии.

 

  В Китайской мифологии,  наоборот, дракон олицетворял счастье,  плодородие, бессмертие и защиту. В китайской традиции считалось,  что дракон образует облака  и когда он по ним прогуливается  идет дождь. Мотив дракона появляется  на очень многих древних монументах и строения, так как считалось, что они прогоняют злых духов.

 

  Согласно китайской  мифологии , драконы живут под  землей и выходят в мир только  во второй месяц китайского  календаря, принося с собой  грозы. Он выглядит как змей  и имеет 4 короткие ноги на  каждой из которых по 5 пальцев.  Такой пятипальный дракон олицетворяет  власть и имеет свое имя  – Лунь.

 

  Различные изображения  драконов появляются в мировой  мифологии приблизительно одновременно. Однако их коннотации были  совершенно различными и включали  египетского змея, вавилонских гибридов  драконов и животных, китайского  ящера и т.д.. Так, что нет  никаких свидетельств того, что  они восходят к одному прообразу.  Виду их несхожести можно заключить,  что они самопроизвольно возникли  из потребности человека объяснить  различные природные явления,  которые существенно влияли на  жизни людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 Безусловно из всех  животных, используемых в мифологиях  различных стран, именно орел, лев и дракон в полной мере  являются символом власти. Испокон  веков люди изображали этих  животных на колоннах, обелисках,  у подножья трона и т.д. , что  бы подчеркнуть свою влиятельность,  мудрость, бесстрашие и полновластие. Именно благодаря этому, ни  у кого не остается сомнения, что эти животные являлись, являются  и будут являться символами  власти во всех культурах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

    1. Хрестоматия по политической антропологии. Антропология власти. Том 1. Спб.:издательство С.-Петербуржского университета, 2006
    2. Н. Н. Крадин . Политическая антропология. М.: Ладомир, 2001

Информация о работе Животные как символы власти