Женщина в исламском праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 01:14, курсовая работа

Описание работы

Рассуждать на эту тему, значит затронуть важнейшие стороны Ислама, одной из великих мировых религий, возраст которой приближается к четырнадцати векам, а численность последователей превышает одну шестую населения современного мира.
В данной работе поставлена цель: раскрыть, что представляют собой нормы Шариата, показать их неразрывную связь с Исламом, описать их источники и основные черты. Также обратить внимание на то, как в мусульманском праве происходит совершение правосудия. Одним словом, в данной работе сделана попытка описать основные моменты, на которых строится любая правовая система, а так же выделить характерные особенности, которые присущи Шариату, и нигде в такой степени больше не проявляются.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Особенности мусульманского права и его развитие
1.1 Этапы становления Шариата
1.2 Мусульманское право
1.3 Переплетение права и религии
1.4 Сравнение с каноническим правом
Глава 2. Источники мусульманского права
2.1 Источники
2.2 Коран
2.3 Сунна
2.4 Иджма
2.5 Кияс
Глава 3. Отрасли мусульманского права
3.1 Право личного статуса
3.2 Правовое регулирование брачно-семейных отношений
3.3 Правовое регулирование имущественных отношений
3.4 Наследственное право
3.5 Обязательственное право
3.6 Уголовное право (преступление и наказание)
3.7 Суд и процесс
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 43.90 Кб (Скачать файл)

1.4 Сравнение с каноническим  правом

Мусульманское право, как  и каноническое - это право церкви, право общины верующих. Но этим сходство и ограничивается; далее идут существенные различия. Мусульманское право, вплоть до мельчайших деталей, неотъемлемая часть  религии Ислама. Оно несет на себе характер откровений, как и эта  религия; следовательно, нет никакой  власти в мире, которая могла бы изменить мусульманское право. Тот, кто ему не подчиняется - грешник, который будет наказан на том  свете; тот, кто оспаривает его решения - еретик, который изгоняется из общества Ислама. Наконец общественная жизнь  не создает других норм, кроме религиозных, неотъемлемой частью которых является мусульманское право. Всеми указанными чертами мусульманское право  отличается от канонического права  христианских обществ. Как конфессиональное право Шариат отличался от канонического  права стран Европы тем, что он регулировал не очерченные сферы  общественной и церковной жизни, а выступал как всеохватывающая  нормативная система. Со временем нормы  Шариата вышли за пределы Ближнего и Среднего Востока и распространили свое действие в других странах. Широкое  распространение Ислама и Шариата  повлекло за собой все большее  проявление в нем местных особенностей при толковании отдельных правовых институтов и решений конкретных правовых споров. Так, с утверждением двух главных направлений в Исламе, произошел раскол в Шариате, где  наряду с "суннизмом" возник "шиизм". Противоборство между ними нашло  свое отражение и в правовых нормах, касающихся разных сторон жизни государства  и общества. Так, в шиизме имел место  правовой порядок передачи государственной  власти по наследству, удержание религиозного авторитета в руках духовных лиц-имамов. Более того, шииты признавали те предания о Мухаммеде, которые восходили  к последнему праведному халифу - Али. Таким образом, к концу средневековья  доктринальная и нормативная  основа Шариата усложнилась и  претерпела изменения, и он стал очень  сложным и необычным правовым явлением. Несмотря на то, что Шариат и мусульманское право в общем  имеют религиозные источники, время  накладывает свой отпечаток. Анализ современных правовых систем мусульманских  стран дает основания для вывода о формировании в настоящее время "современного" мусульманского права, которое отличается от традиционного  рядом существенных особенностей. В  результате трансформации предписания "современного" мусульманского права  приобретают привычный для законодательства вид единообразных общих правил поведения.

 

Глава 2. Источники мусульманского права

2.1 Источники

Мусульманское право имеет  четыре источника права. Это, прежде всего Коран – священная книга  Ислама; затем Сунна, или традиции, связанные с посланцем бога; в-третьих, Иджма, или единое соглашение мусульманского общества; наконец, в-четвертых, Кияс, или  суждение по аналогии.

2.2 Коран

Коран - священная книга  мусульман, состоящая из проповедей, молитв и притч. Полный его текст, который мусульмане считают окончательным  истинным посланием Аллаха, был собран на раннем этапе мусульманской истории. Окончательная редакция Корана произведена  при халифе Османе. Коран предписывает арабам покинуть "обычаи отцов" в пользу определенных Исламом правил. В самом Коране его правовая значимость определяется таким образом: "Итак, мы ниспослали его как арабский судебник". Большая часть стихов Корана имеет мифологический характер, и лишь около 500 содержат предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман. Не более чем 80 из них можно отнести к правовым, остальные касаются религиозного ритуала и обязанностей. Основная часть Корана носит казуальный характер, представляет собой конкретные толкования, данные пророком в связи с частными случаями. Но многие установления имеют весьма неопределенный вид и могут иметь разный смысл в зависимости от того, какое содержание в них вкладывается. В последующей судебно-богословской практике и правовой доктрине в результате свободного толкования они получили свое выражение в противоречивых, нередко взаимоисключающих правовых предписаниях.

Чтобы правильно понять роль Корана при разработке Шариата, следует  признать, что Коран был призван, выработать определенные нормы поведения  у мусульман, а не оформить эти  нормы в виде прав и обязанностей. Коран содержит основные понятия, лежащие  в основе цивилизованного общества, это сострадание, честность и  доверие в коммерческих отношениях, неподкупность правосудия, и выражает их как религиозную этику. Коран  не определяет юридических последствий  нарушения своих требований, распространяющихся на сферу "публичного права" за исключением  нескольких случаев. Он смотрит глубже, говоря о последствиях действий человека для его сознания и души. Словом, главная задача Корана в том, чтобы  регулировать отношения человека с  Создателем, а не с другими людьми.

Таким образом, Коран не является сводом законов и не претендует на эту роль. Скорее, это красноречивый  призыв к людям повиноваться воле Аллаха, которая, как предполагается, уже открыта людям. Однако было бы большой ошибкой недооценить  роль Корана в сознании Исламской  правовой системы. Он служит источником убежденности мусульман в том, что  Шариат является прямым выражением воли Аллаха. Из этого следует, что все  прочие правовые источники, технологии и отдельные положения шариатского  права, должны либо опираться на Коран, либо как минимум, соответствовать  его положениям.

Так как все мусульмане считают текст Корана не подлежащим обсуждению, стоит пересмотреть методы его использования, как основы позитивного  права.

2.3 Сунна

Сунна первоначально означала обычай, пример, путь по которому следует  идти. Под этим понятием подразумевался жизненный путь пророка, как пример для всех мусульман. После его  смерти оказалось, что предписаний  Корана недостаточно для решения  всех государственных и общественных проблем. Возник поиск прецедента, если решения нельзя было найти в Коране, обращались к действиям самого пророка, или к древним обычаям Медины. В крайнем случае, прибегали к  мнению судьи, который должен был  решать "по справедливости". Так, уже на раннем этапе формирования мусульманской общины возникло две  тенденции. Одна предлагала использовать стихи Корана, исходящие от пророка, т.е., основываясь на документально  зафиксированных нормах, вторая допускала  независимое суждение факиха, который  брал на себя ответственность за принятие решения.

Признание Сунны Пророка  единственной, представляющей собой  второй источник Шариата, было достигнуто в конце второго века Ислама. Следование правилам, изложенным в Сунне, обязательно  для членов мусульманской общины. Отсюда возникло название "сунниты" – те, кто следует путем. После  смерти Мухаммеда на основе Сунны  решались многие вопросы жизни общины и даже халифата. Пропагандистами  Сунны изначально выступали сподвижники  пророка и члены его семьи, сохранившие в памяти высказывания пророка, его поступки или даже молчание в некоторых ситуациях. Проблема соотношения Сунны и Корана занимает важное место в трактатах по основам  религии. В частности, высказывалось  мнение, что если Сунна может обойтись без Корана, то Коран не может  обойтись без Сунны. В трудах по основам  фикха в 9–10 вв. обсуждался вопрос допустимости иных источников решения правовых казусов  кроме Корана и Сунны.

Мусульманская Сунна включает в себя нормы государственного, семейного, уголовного, имущественного права, а  также предлагает стереотипы поведения  мусульманина в быту. Первоначально  за основу была взята Сунна Мухаммеда. Учение о Мухаммеде стало важной частью Ислама, вошло в символ веры, в мусульманское право, в богословие, историографию и литературу. Информация о высказываниях и поступках  пророка, об обстоятельствах, сопровождавших ту или иную ситуацию, составили  самостоятельный раздел арабской литературы. Сунна является составной частью мусульманского богословского образования. В богословии существует ряд дисциплин, непосредственно основанных на ней, по Сунне сверяются все нововведения, в противном случае они объявляются (ненужным новшеством).

2.4 Иджма

Когда понятие Сунна было сведено только к Сунне Пророка, ей был придан более низкий статус, но она сохранила значение как  Иджма, третий источник Шариата. Кроме  логического основания для этого, мусульманские правоведы считали, что сама Сунна поддерживает принцип  Иджмы как источник Шариата, ибо  Пророк сказал: "Мой народ никогда  не будет единодушен в заблуждении".

Несмотря на то, что при  определении сферы и способа  применения Иджмы возникают сложности, она была мощной движущей силой развития Шариата не только как один из его  источников, но и как средство определения  надежности текстов самих Корана и Сунны и их трактовки. Ведь первоначально  запись Корана и Сунны были признаны истинными и окончательными именно на основании Иджмы. Более того, было признано, что только те интерпретации  Корана и Сунны являются верными, которые были приняты на ее основании. И только мнения и тексты тех людей  считаются авторитетными, которые  были признаны таковыми на основании  Иджмы всей общины; не каким-нибудь синодом или собором, но почти  бессознательно возникшим общим  мнением народа, который в единстве своем считался неспособным на ошибку.

Хотя принцип Иджмы  как источника Шариата был  признан с самого раннего времени, его значение и сфера применения трактовалась весьма противоречиво. Необходимость  в поддержании единства мусульман  после гражданских войн, принесших  раскол в ранний период, породила в  Исламской мысли средних веков  идею об использовании Иджмы в  качестве политического инструмента. Необходимо было подчиняться правителю  при любых обстоятельствах, так  как он пришел к власти посредством  Иджмы или получил согласие от Иджмы на свое правление. Таким образом, политическая роль, которую играла Иджма факихов постиджтихадского периода, заключалась в сохранении статус-кво, стабилизации общества и недопустимости анархии.

Иджма является плодом согласия всего сообщества мусульман, начиная  от появления Ислама, до настоящего времени. Что ее составляет? Требует  ли она всеобщего согласия или  допускает разногласия и наличие  несогласного меньшинства? Означает ли она консенсус Сподвижников Пророка, или всех мусульманских ученых-правоведов, или вообще всех мусульман? Говорим  ли мы об Иджме одного поколения, или  нескольких? Является ли Иджма прежних  поколений обязательной для всех последующих поколений? Эти и  другие вопросы, связанные с природой Иджмы и сферой ее применения, остаются источником многих противоречий. Споры  по этим вопросам, результат неадекватности методов, позволяющих ученым-правоведам или мусульманам вообще достичь  консенсуса. При появлении современных  средств организации и связи, процедурные вопросы перестали  быть проблемой. Но принципиальный подход к определению природы и сферы  Иджмы остается проблемой. Кто правомочен установить обязательную для всех Иджму, и какая должна быть ее связь с  Иджмой прошлых, современных и будущих  поколений? Можно ли считать, что  Иджма – это консенсус определенного  политического сообщества мусульман. Может ли она быть определена избранными представителями народа, или на основе референдума данной общины? Если "да", может ли такая Иджма отменить принцип или концепцию Шариата, основанную на Иджме мусульманского сообщества более раннего периода, особенно Иджме первых поколений  мусульман, которая пользуется особым религиозным авторитетом у их большинства. В основе всех этих вопросов и возможных ответов на них  лежит фундаментальный вопрос об основании Иджмы; должна ли она основываться на принципе народного суверенитета, или, ориентироваться на религиозный  авторитет, благочестие и мораль?

2.5 Кияс

Один из наиболее спорных  источников мусульманского права, вызывающий острые разногласия между разными  направлениями, - Кияс (решение правовых дел по аналогии). Согласно Киясу  правило, установленное в Коране, Сунне или Иджме, может быть применено  к делу, которое прямо не предусмотрено  в этих источниках права. Кияс позволял быстро урегулировать новые общественные отношения и способствовал освобождению Шариата от теологического налета. Обязанные толковать закон мусульманские  юристы призывают на помощь рассуждение. Этим путем они смогли сочетать откровение с разумом человека. Кияс вызывал  сопротивление, так как основывал  Шариат на человеческих суждениях, а  не божественном откровении. Наиболее широко Кияс был обоснован ханифитами. Наиболее резко против него выступили  ханбалиты и особенно шииты, которые  не признавали его в качестве источника  права. Обвинений в сторону Кияса  можно избежать, только если ограничить его применение теми случаями, в  которых невозможно применить другие источники Шариата, и если принимаемое  в результате решение полностью  соответствует Шариату, всем его  принципам и правилам.

Хотя Кияс очевидно связан с независимым юридическим суждением, его сочли необходимым признать независимым источником Шариата.

Религиозное воспитание и  вера мусульман играют огромную роль в исламском правосознании. Поэтому, благодаря именно религиозным корням, правоверные принимают мусульманское  право и следуют ему.

 

Глава 3. Отрасли мусульманского права

3.1 Право личного статуса

Праву личного статуса  в Шариате уделялось особое внимание. У мусульман юридическое положение  лица определялось вероисповеданием. Полноправный личный статус по Шариату  имели только мусульмане. Остальные  находились в приниженном положении  и платили тяжелый государственный  налог. Нормы Шариата применялись  к ним лишь в тех случаях, когда  они заключали сделки с мусульманами или совершали преступления. Характерной  чертой правового статуса личности по Шариату было также неравенство  мужчины и женщины.

3.2 Правовое регулирование  брачно-семейных отношений

Основными источниками мусульманского семейного права являются: Коран, Сунна, Иджма, Кияс, фетвы (юридические  заключения высших духовных лиц) и адаты (традиции, обычаи арабов и других народов, исповедующих Ислам). Мусульманская  религия и Шариат рассматривают  безбрачие как нежелательное  состояние, а брак как религиозную  обязанность мусульманина. Но на деле брачный договор часто выступал как своеобразная торговая сделка. Формально для заключения брака  требовалось согласие сторон, в том  числе и невесты. Но поскольку  считалось, что волю невесты вправе выразить родители, брачный договор  часто превращался в замаскированную  форму продажи девушки. Фактически отец распоряжался брачной судьбой  своих дочерей, стремясь при этом получить максимально высокий выкуп. Так как согласно преданию Мухаммед женился на Айше, когда ей исполнилось  девять лет, этот возраст был признан  как достаточный для вступления в брак женщин. У шиитов допускался временный брак, заключенный на определенный срок. По Шариату мусульманин не имел права вступать в брак с неверующими  и отступниками от Ислама. Браки, заключенные  с нарушением этих условий, расторгались. Но мусульманину разрешалось жениться на женщинах, исповедующих другую религию, поскольку предполагалось, что муж  обратит жену в свою веру. Женщине-мусульманке  было запрещено выходить замуж за иноверца.

Информация о работе Женщина в исламском праве