Женщина в Исламе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 14:25, реферат

Описание работы

Неудивительно, что сегодня, когда так много говорится о ролях и правах женщин, религиозные организации мира становятся микрокосмосом дебатов о ролях и правах женщин. Необходимо глубокое исправление коллективного взгляда человечества в этом вопросе, которое направлялось бы всеобщими ценностями и духовными принципами. Необходимо также принятие определенных законодательных актов, которые дали бы практическое выражение равноправию полов через обращение к конкретным случаям несправедливого отношения, с которым сталкиваются женщины.

Содержание работы

Введение

Глава I. Статус женщины в Исламе

1.1 Роль женщины в исламском обществе

1.2. О равенстве мужчины и женщины перед Аллахом

1.3 Одежда

1.3.1 Понятие о хиджабе. Основные требования к одежде

1.3.2 Полное покрытие женщины. (Понятие о никабе)

1.4 Понятие о разводе и его условиях

1.4.1 Условия развода

1.4.2 Порядок развода

1.4.3 Нежелательность развода

Литература

Файлы: 1 файл

Referat(Shalyakin).doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

В некоторых случаях мусульманка желала бы сохранить брак, но вынуждена требовать развода по основательным причинам, к которым относятся: оставление мужем исполнения обязательных предписаний Ислама, жестокость мужа, оставление ее без всякой причины, невыполнение мужем супружеских обязанностей и т.п. В этих случаях мусульманский суд расторгает брак.

Иными словами, в Исламе женщине предлагается некое равноправие: она может прекратить брак посредством процедуры хул`а и может добиться развода. Именно наличие таких прав у женщины приводило к тому, что иудейки, жившие в раннеисламских обществах VII в., прибегали к помощи мусульманского суда в деле получения разводного письма от мужа. Ребе отвергали правомочность добытых таким образом разводных писем и аннулировали их действие. Для того, чтобы прекратить такую практику, ребе дали новые права и привилегии еврейским женщинам в попытке предотвратить их обращение в мусульманские суды.

1.4.3 Нежелательность развода

Посмотрим теперь, как Ислам борется с разводами. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил своим последователям так: “Из всех дозволенных действий развод более всего ненавистен для Всевышнего” (Абу Дауд).

Мусульманину не рекомендуется развестись с женой только потому, что она ему разонравилась.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) давал такие указания: “Верующему не дозволено относиться недоброжелательно к верующей. Если ему ненавистно дурное в ней, то пусть удовлетворится тем, что в ней есть доброго” (Муслим). Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) также подчеркивал, что лучший из мусульман тот, кто лучший для своих жен. “Уверовавшие, наилучшим образом проявляющие свою веру, - те, у кого мягкий нрав, а из этих лучшие те, кто добры к своим женам” (Тирмизи).

Однако Ислам - это практическая религия, и в ней действительно признается, что существуют обстоятельства, когда сохранение брака невозможно. В этих случаях добрый совет и контроль над собой не могут разрешить проблему. Что же делать, чтобы сохранить брак в этих случаях?

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) наставлял мусульманских мужчин избегать использования крайних мер, кроме тех случаев, когда жена совершает явную мерзость. Даже и в этих случаях наказание должно быть легким, и если жена повинуется, то муж не имеет права терроризировать ее. “Если же они совершают явную .мерзость, вы можете покинуть их в постелях их и назначить им легкое наказание. Если они станут покорны вам, то не ищите пути против них и не докучайте им” (Тирмизи).

Далее, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) осуждает всякое несправедливое физическое наказание. Некоторые мусульманские жены жаловались ему на то, что мужья бьют их. Услышав об этом, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) категорически заявил: “Те, кто бьют жен своих, не из числа лучших среди вас” (Абу Дауд). И нужно еще помнить, что по этому поводу Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) также сказал: “И лучший из вас тот, кто лучший для своей семьи, и я лучший среди вас для своей семьи” (Тирмизи).
Статистика установила, что среди житейских трагедий, приводящих к инфарктам, развод стоит на втором месте после смерти супруга. Наоборот, наибольшую продолжительность жизни имеют те, кто, вступив в брак, прожил в нем всю жизнь. Неслучайно поразительно большое число долгожителей перешагнуло столетний рубеж вместе со своими женами. “Мужчины, не разводитесь. Это опасно для вашего здоровья”, - советуют швейцарские медики, установившие, что разведенные мужчины намного больше подвержены сердечно-сосудистым заболеваниям, чем одинокие женщины. Анализ документов страховых фирм позволяет врачам утверждать: у разведенных представителей “сильного пола” чаще наблюдаются нарушения психики, попытки самоубийства. Да и в больницы одинокие попадают в 8 раз чаще, чем женатые.

Подводя итог, следует сказать, что Ислам предлагает супружеским парам, испытывающим трудности и напряжение в браке, наиболее практические советы для сохранения брака. Если один из партнеров подрывает брак, то другому рекомендуется в соответствии с Кораном делать все возможное, чтобы сохранить священные узы. Если ни один из способов не приводит к результату, то по Исламу, супругам рекомендуется расстаться дружески и мирно.

 

 

 

 

 

Заключение

Тема женщины в религии была и продолжает оставаться актуальной в наши дни. Поднимая вопрос о роли женщины в политике, образовании, семье и других областях социальной жизни, мы не можем пройти мимо такой важной сферы, как религия, ибо именно в этой сфере лежат корни многих проблем, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, отстаивая права женщины.

Не секрет, что религиозные парадигмы общества зачастую являлись доминирующими по отношению к другим областям общественной жизни. Исходя из этого, мы можем говорить о стереотипах, которые изначально сложились в сфере религии, а затем выплеснулись за ее пределы.

Ислам занимает усредненную позицию в отношении к разводу в сравнении с христианским и иудейским законами. Брак, по Исламу, является священным и не может быть расторгнут без основательных причин. Супругов наставляют употребить все возможные средства для сохранения брака, если появляется опасность его распада. Развод не отвергается, если нет другого выхода.

Как последнее средство, Ислам признает развод, но он предупреждается всеми возможными способами. Сначала следует сказать о признании развода. Ислам признает право обоих супругов прекратить их матримониальные отношения. Ислам дает мужу право для совершения талак (развод), более того, в отличие от Иудаизма, наделяет жену правом расторжения брака путем процедуры, которая известна под названием "кула".

Если муж развелся со своей женой, то он не имеет права потребовать назад подарки, данные ей как свадебный дар. Коран запрещает мужьям, дающим развод женам, требовать назад свадебные подарки независимо от того, насколько дорогими и ценными они были: "Если захотели вы заменить одну жену другой и если первой из них был выделен вами [в качестве махра] даже кинтар золота, то не забирайте ничего из [богатства] этого. Неужели станете вы отбирать что-либо несправедливо и совершая грех явный?" (Коран, 4:20).

Если жена хочет расторгнуть брак, то она может вернуть свадебные подарки своему мужу. Возвращение свадебных даров в этом случае является компенсацией для ее мужа, который хотел бы сохранить ее при себе, в то время как жена оставила его.

Коран учит мусульманина не брать назад подарков, подаренных супруге, кроме как в том случае, если она сама является инициатором расторжения брака: "О разводе объявляется дважды, после чего надо или удержать жену по-хорошему, или отпустить ее достойным образом (т.е. без споров об имуществе и оговора). Не дозволено вам удерживать что-либо из дарованного [в качестве махра], если только не возникли у обеих сторон опасения, что нарушают они этим законы, Аллахом установленные. А если же опасаетесь вы, что нарушат муж и жена законы эти, то не совершат они греха, если выкупит она развод [за счет махра, при замужестве оговоренного]. Таковы законы, Аллахом установленные. Так не нарушайте же их. А те, кто не соблюдает законы Всевышнего, - нечестивцы" (Коран, 2:229).

Однажды женщина пришла к Пророку Мухаммаду (мир ему), ища поддержки в деле о расторжении брака, и сказала, что у нее нет никаких жалоб на мужа или его обращение. Единственной ее проблемой является то, что она не может больше поддерживать с ним узы брака. Пророк (мир ему) спросил ее: "Вернешь ли ты ему его сад (данный ей в качестве свадебного дара)? И она сказала: "Да". Пророк (мир ему) велел тому человеку забрать свой сад и принял решение о расторжении брака (Бухари).

В некоторых случаях, мусульманка желала бы сохранять брак, но должна требовать развода по основательным причинам, к которым относятся: жестокость мужа, оставление ее без всякой причины, невыполнение мужем супружеских обязанностей и т.п. В этих случаях мусульманский суд расторгает брак.

Иными словами, в Исламе женщине предлагается некое равноправие: она может прекратить брак посредством процедуры кула и может добиться развода. Упрямством муж не сможет привязать к себе жену-мусульманку. Именно наличие таких прав у женщины приводили к тому, что иудейки, жившие в раннеисламских обществах VII в., прибегали к помощи мусульманского суда в деле получения разводного письма от мужа. Ребе отвергали правомочность добытых таким образом разводных писем и аннулировали их действие. Для того, чтобы прекратить такую практику, ребе дали новые права и привилегии еврейским женщинам в попытке предотвратить их обращение в мусульманские суды.

Еврейские женщины, жившие в христианских странах, не обретали и этих привилегий, поскольку практика разводов на территориях распространения Римского права была не более привлекательна для них, чем практика еврейского права.

Посмотрим теперь, как Ислам борется с разводами. Пророк (мир ему) говорил своим последователям так: "Из всех дозволенных действий, развод более всего ненавистен для Всевышнего" (Абу Дауд).

Мусульманин не может развестись с женой только потому, что она ему разонравилась. Коран наставляет мусульман хорошо относиться к женам даже в том случае, если чувства мужа к жене остыли или он не любит ее: "Обращайтесь достойно с женами вашими. Если же неприятны они вам, то ведь может случиться так, что неприятное обратит вам Аллах во благо великое" (Коран, 4:19).

Пророк Мухаммад (мир ему) давал такие же указания: "Верующему не дозволено относится недоброжелательно к верующей. Если ему ненавистно дурное в ней, то пусть удовлетворится тем, что в ней есть доброго" (Муслим).

Пророк (мир ему) также подчеркивал, что лучший из мусульман тот, кто - лучший для своих жен. "Уверовавшие наилучшим образом проявляющие свою веру те, кто у кого мягкий нрав, а из этих лучшие те, кто добры к своим женам" (Тирмизи).

Однако Ислам - это практическая религия и в ней действительно признается, что существуют обстоятельства, когда сохранение брака невозможно. В этих случаях добрый совет и контроль над собой не могут разрешить проблему. Что же делать, чтобы сохранить брак в этих случаях? В Коране содержится несколько практических советов для супругов (мужа или жены), если один из них (муж или жена) поступает дурно.

Для мужа, жена которого своим поведением создает угрозу браку, в Коране имеется четыре типа советов, которые детально рассматриваются в следующих аятах: "Мужья - попечители жен [своих], поскольку одним (т. е. мужьям) дал Аллах преимущество перед другими (т. е. женами) и поскольку расходуют мужья [на содержание жен] из имущества своего. Преданы женщины добродетельные [мужьям своим], и хранят честь и имущество, которое велел беречь Аллах. А тех жен, в верности которых вы не уверены, увещевайте [сначала], [потом] избегайте их на ложе супружеском и [,наконец,] побивайте их. Если же повинуются они вам, то не обижайте их. Воистину, возвышен Аллах, превелик. Если опасаетесь вы развода между супругами, то назначьте по представителю справедливому [как] со стороны его семьи [так] и [со стороны] ее семьи. Если оба они пожелают помириться, то помирит их Аллах" (Коран, 4:34-35).

Сначала должны быть испробованы первые три способа. Если они не помогают, то следует обратиться за помощью к семьям. Следует заметить, что в свете вышеприведенных аятов, физическое наказание взбунтовавшейся жены рекомендуется как временная мера и последнее средство в случаях крайней необходимости, употребляемое в надежде обуздать поступающую дурно жену. Если оно срабатывает, то мужу возбраняется продолжать "искать пути против" жены, что и выражено ясно в этом аяте. Если же это средство не срабатывает, то мужу все равно не разрешается продолжать использовать его, а требуется обратиться к семьям родственников за помощью в разрешении конфликта.

Пророк Мухаммад (мир ему) наставлял мусульманских мужчин избегать использования этих крайних мер, кроме тех случаев, когда жена совершает явную мерзость. Даже и в этих случаях наказание должно быть легким и, если жена повинуется, то муж не имеет права терроризировать ее. "Если же они совершают явную мерзость, вы можете покинуть их на постелях их и назначить им легкое наказание. Если они станут покорны вам, то не ищите пути против них и не докучайте им" (Тирмизи).

Далее, Пророк (мир ему) осуждает всякое несправедливое физическое наказание. Некоторые мусульманские жены жаловались ему на то, что их мужья бьют их. Услышав об этом, Пророк (мир ему) категорически заявил: "Те, кто бьет жен своих, не из числа лучших среди вас" (Абу Дауд).

И нужно еще помнить, что по этому поводу Пророк (мир ему) также сказал: "И лучший из вас тот, кто лучший для своей семьи, и я лучший среди вас для своей семьи" (Тирмизи).

Одной женщине по имени Фатима бинт Кайс Пророк (мир ему) отсоветовал выходить замуж за человека, известного тем, что он бил своих жен: "Я пришла к Пророку и сказала: Абул Джам и Муавийа ищут моей руки. Пророк сказал: "Муавийа беден, а что до Абу аль Джама, то он бьет женщин" (Муслим).

Следует отметить, Талмуд разрешает применять физическое наказание по отношению к жене в качестве дисциплинарной меры. Муж не ограничивается такими особыми случаями, как "открытая мерзость". Ему разрешено бить жену даже если она только отказывается выполнять домашнюю работу. Более того, не существует такого ограничения, как использование легкого наказания. Ему предоставляется возможность обуздывать строптивую жену бичеванием или морить голодом.

Для жены, муж которой отличается дурным поведением, создающим угрозу браку, в Коране дается следующий совет: "И если почувствует жена, что неласков супруг с ней или избегает ее, то не грех им уладить по доброму [возникшую неприязнь], ибо примирение [для супругов] - лучше" (Коран, 4:128).

В этом случае жене следует искать примирения с мужем (через посредство родственников или без него).

Важно отметить, что Коран не советует жене прибегать к тем двум мерам - отказывать в сексе или применять физическую силу. Некоторые исламские теологи предлагали применение таких мер против мужа со стороны жены. Так, предлагалось сначала увещевать поступающего дурно супруга, затем запрещать ему посещать по ночам супругу и, наконец, подвергнуть его символическому побитию.

Подводя итог, следует сказать, что Ислам предлагает супружеским парам, испытывающим трудности и напряжение в браке, наиболее практические советы для сохранения брака. Если один из партнеров подрывает брак, то другому рекомендуется в соответствии с Кораном делать все возможное, чтобы сохранить священные узы. Если ни один из способов не приводит к результату, то, по Исламу, супругам рекомендуется расстаться дружески и мирно.

4. Среди немногих наставлений в Исламе, которых мусульмане строго придерживаются до сего дня, - особое отношение к матери.

5. В Коране впервые рождение девочки было описано как божественный дар.

 

 

 

 

 

Литература

1. Абрамович Н.Я. Женщина и мир мужской культуры. Мировое творчество и любовь. М., 1913.

2. Альбедиль М.Ф. Женская энергия - основа семейных отношений в индуизме // Индийская жена. - М., 1996. - С.68-77.

3. Андреев Д. Роза мира. -- М., 1992.

4. Библиоман М. Исторические этюды о женщинах (женщина первобытная). СПб, 1967.

5. Библия.

6. Блаватская Е. Тайная доктрина. -- В 2 т. -- Л.,1991.

7. Брайсон В. Политическая теория феминизма/ Пер. с англ. О. Липовской и Т. Липовской. - М.: Идея-Пресс, 2001.

8. Браун Л. Женский вопрос, его историческое развитие и экономическое значение. СПб.,2002.

9. Браун Л. Женщина и политика. СПб.,2000.

 

 

23

 



Информация о работе Женщина в Исламе