Влияние морали и религии на общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 17:26, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение воздействия Религии и Морали на общество в рамках исторического развития Права. Задачи исследования: 1) раскрыть содержание и сущность двух категорий – религии и морали; 2) Установить взаимосвязь между ними. 3) Оценить их воздействие на общественные явления, и степень эффективности этих явлений, в процессе их исторического развития.
Гипотеза
Религия, мораль и право являлись регуляторами общественных отношений, но в разное время степень их эффективности была различна.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
1 Теоретические аспекты соотношений морали и религии с нормами права
1.1Мораль и нормы права ……………………………………………5
1.2Религия и нормы права……………………………………………10
2.Влияние морали и религии на общество
2.1 Мораль и религия как социальные регуляторы в разные
исторические периоды в России………….…………………………..16
2.2 Правовое регулирование религиозных отношений в современной
России….………………………………………………. .……………..19
Заключение……………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………………………29

Файлы: 1 файл

Религия и мораль в истории права.docx

— 69.74 Кб (Скачать файл)

Статья 9 Закона “О свободе  вероисповеданий” называется “Светский  характер системы государственного образования”. Она устанавливает, что  обучение в государственных и  национальных образовательных учреждениях  носит светский характер и не преследует цели формирования какого-либо отношения к религии. В то же время в негосударственных образовательных учреждениях, частным образом на дому или при религиозном объединении, а также факультативах( по желанию граждан ) во всех учебных заведениях преподавание вероучений и религиозное воспитание допускается. Указанное положение нельзя путать как это часто бывает, с возможностью включения в официальное обучение программы государственных и муниципальных образовательных учреждений Закона Божьего или других религиозных дисциплин. Светское образование несовместимо с этим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

       Мораль  обычно связывают с религией. Но это очень легко опровергнуть. Во-первых, разные религии имеют совершенно разные моральные аспекты, нередко прямо противоположные одна другой. Во-вторых, верующие люди не более нравственны, чем атеисты. Если б священники были правы, то верующие были бы примером нравственности и добродетелей. В-третьих, еще не одна религия никого не удерживала от преступлений.

       В разное время мораль, религия и право занимали разное место в социальном регулировании общества. Например современное светское государство не провозглашает какой-либо официальной или предпочтительной религии, поэтому ни одно вероучение не оказывает определяющего влияния на деятельность государства. А в Российской Империи наоборот, православная церковь оказывала сильное влияние на государство.

     Можно сделать вывод что в основном сегодня Верующие люди, соблюдают нравственные нормы, не из-за неприятия несправедливости, а вследствие боязни наказания от бога. Кроме того, религиозная мораль создает такие антигуманные формы как аскетизм, фанатизм и ненависть к иноверцам. религиозно-нравственная проповедь не свободна от целого ряда проблем и противоречий, которые ослабляют ее нравственный потенциал. Поэтому к этой проповеди следует относиться не чисто апологетически, а конструктивно с учетом ее позитивных и негативных сторон.

    Поэтому сегодня  в России и в ряде других  развитых стран не возможно использовать религию как основное средство регулирования общественных отношений, хотя были исторические периоды, когда именно религия играла самую важную роль в обществе.

 

 

 

Законодательные материалы 

1.Конституция Российской  Федерации

2. Федеральный Закон “О  свободе совести и религиозных  объединениях” от 26.09.1997 // Российская газета, 1 октября. 1997.

3. Закон РСФСР от 25 октября  1990 г. “О свободе вероисповеданий”.

 

Список литературы

1.Алексеев С.С Теория государства и права М. 2007,

2.М.Н. Бессонов. Православие  в наши дни. М. 2004.,

3.Васильев Л.С. История религий Востока. - М., 2003.

4. Венгеров А.Б. Теория  государства и права М. 2001

5. Гараджа В.И. Религиоведение. - М., 2005.

6.Никольский Н.М. История русской церкви. - М., 2005.

7.Пичелкин А.С Общая теория права М. 2006г,

8.Токарев О. Религия в истории народов мира. - М., 2004.

9.Россия в цифрах. - М., 2008.

10. Религиозные традиции мира. - М., 2006.

11. Религия и религиозные организации в современной России. - М., 2006.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Приложение 1: «Сравнение эффективности религии как социального регулятора в СССР и в РФ»

Для определения уровня взаимодействия морали и религии на право и общество обратимся к статистическим данным.

В СССР в 1989 году было:

атеистов - 53%,

православных - 20%,

верующих  иных конфессий - 9%,

не определивших отношения к религии - 18%.

В России в 2002 году стало:

атеистов - 31%,

православных - 57,6%,

верующих  иных конфессий - 7,4%,

не определивших отношения к религии - 3,9%

По другим данным, в 2003 году православными  считали себя 69,3% (100 миллионов человек). Религиозность растет. Это факт.

За тот  же период времени  число убийств  и покушений на убийство увеличилось  с 15600 в 1990-м году до 33583 в 2001-м.

Россия  вышла в мировые  лидеры по числу самоубийств (в 2,7 раза выше средних  показателей в  мире). Насильственная смертность (самоубийства и убийства) составляет треть смертности от внешних причин.

В 2004 году в России официально насчитывается 493647 наркоманов, по оперативным данным - 6 миллионов (4% населения), из них 2 миллиона - моложе 24 лет, т.е. люди, выросшие в постсоветский  период.

За 7 месяцев 2005 года общий рост числа преступлений - 17,3%, более половины - кражи, грабежи и разбои (рост соответственно - 18,3%, 31,6% и 11,3%).

Количество  игорных заведений  за последние 2 года увеличилось в 3,5 раза, а игровых автоматов - в 5 раз. Доход только от игровых автоматов в 2005 году превысил 100 миллиардов рублей.

Может быть, наладились отношения  государства и  граждан?

Результат соцопроса работников центральных аппаратов федеральных органов власти показал, что лишь четверть опрошенных считают необходимым качеством чиновника неподкупность и лишь один из семи - необходимость уважения прав граждан. Неудивительно, что сумма взяток, которую бизнесмены платят чиновникам, с 2001 года выросла в 10 раз и составляет 316 млрд. долл. "Исследования показывают, что чем моложе чиновники и чем меньше стаж их работы в госорганах, тем чаще они склонны игнорировать обязательные для госслужащего нормы нравственности..." Так что советскими пережитками этот "аморальный кодекс" не объяснить. "С начала 90-х годов всех как подменили", - констатирует бывший управделами СМ СССР М. Шкабардня.

"Начиная с 1990-х годов в России наблюдается ежегодный рост преступлений против детей. Если в СССР доминировали убийства детей на бытовой почве, то сегодня все чаще регистрируются преступления, связанные с похищением детей ради выкупа и вовлечения в наркобизнес, растет число сексуальных преступлений в отношении несовершеннолетних". За период 2000--2005 годов в России было совершено 1080 убийств детей, подавляющее большинство - родителями. На 100 родов в России приходится 115 учтенных абортов. За 5 лет (1993--1998) удвоилось число убийств новорожденных.

Рядом с этими цифрами  почти невинно  выглядят данные по "обычному" хамству, с которым сталкиваются 73% россиян, из которых "подавляющее большинство (67%) уверено, что в наши дни, по сравнению с советской эпохой, хамства стало больше".15

Уровень морали упал. Это  тоже факт.

В связи с данной статистикой, учитывая рост религиозности и упадок морали в России можно сделать  вывод: религия в России сегодня  не способна удержать человека от совершения аморальных поступков.

1 М.И. Абдулаев Теория государства и права М. 2004г, с.45

2 А.С. Пичелкин Общая теория права М. 2006г, с.217

3 С.С. Алексеев Теория государства и права М. 2007г, с.160

4 Токарев О. Религия в истории народов мира. - М., 2004. - С.55.

5 Васильев Л.С. История религий Востока. - М., 2003. – С 21.

6 Никольский Н.М. История русской церкви. - М., 2005. С 32

7 Никольский Н.М. История русской церкви. - М., 2005. С 62

8 М.Н. Бессонов. Православие в наши дни. М. 2004., с.216.

9 А.С. Пичелкин Общая теория права М. 2006г, с.117

10 Конституция РФ // Вершина. М., 2003. стр. 7.

11 Федеральный Закон “О свободе совести и религиозных объединениях” от 26.09.1997 // Российская газета, 1 октября. 1997.

12 Федеральный Закон “О свободе совести и религиозных объединениях”

13 Федеральный Закон “О свободе совести и религиозных объединениях” от 26.09.1997 // Российская газета, 1 октября. 1997.

14 Закон РСФСР от 25 октября 1990 г. “О свободе вероисповеданий”.

15 Россия в цифрах. - М., 2008 С295-321

 


Информация о работе Влияние морали и религии на общество