Валаамский монастырь как образ земного и небесного Иерусалима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 01:26, статья

Описание работы

Тема Небесного Иерусалима характерна для всего христианского искусства от его зарождения и до настоящего времени. В церковной культуре Византии, а в дальнейшем и на Руси осуществляется попытка продемонстрировать Иерусалимский образ буквально во всем, начиная от церковной утвари и кончая целым монастырским ансамблем.

Файлы: 1 файл

ОБРАЗЫ СВЯТОЙ ЗЕМЛИ.docx

— 41.58 Кб (Скачать файл)

Однако главным  критерием воплощения Иерусалима в  монастырях является жизнь духовная, которая складывается опять же из видимой ее стороны: устав монастыря, устроение монастырской жизни, богослужения в монастыре, труды и молитвенные  подвиги братии. А с другой стороны, невидимой человеку, которая знаема только Богом, — сердце каждого христианина, жившего в этом монастыре, глубина  его веры, любви к Богу и всякой Твари. Все это вместе составляет славу монашеского жития, которая  освящает весь монастырь и всех приходящих в него, подобно тому, как Горний Иерусалим освеящается светом Божественной Славы.

Застройка Валаамской обители подчинялась тем же законам, что и большинство средневековых  монастырей, для которых характерна четкая иерархическая система строений между собой: «...собор доминировал  над трапезной, трапезная — над  близстоящей поварней и пекарней, а те являлись центром для ледников, сушил и амбаров. Это решение... воплощало принцип иерархии, господствующий в культуре средневековья». К этому  принципу примыкает закон концентричности  построения монастырского ансамбля, он связан с представлением о теоцентричности  мира, т. е. более значимое располагается ближе к центру, ближе к Богу. В монастыре последовательность чередования была следующей: собор—кельи—стены—хозяйственные дворы и службы за стенами. Кроме этих принципов, можно назвать еще и стремление к геометрической правильности очертания монастыря — старались, чтобы монастырские стены в плане были квадратом или хотя бы прямоугольником. Квадрат наделялся в Средние века сакральным значением, он связывался с Вселенной, а в христианской традиции — с Ковчегом Завета и с Горним Градом. Как удавалось воплотить данную форму в каждом конкретном случае строительства? Это уже было связано с привязкой построек к заданному ландшафту, этим можно объяснить срезанные углы, изгибы, неровности на планах с регулярной планировкой.

На Валааме самые  первые постройки возводятся при  игумене Сергии, т. е. в начале XV в.20. Преподобный Сергий выбирает место, по-видимому, на берегу Монастырской бухты и строит церковь Преображения Господня с приделами Иоанна Богослова и Николая Чудотворца. Рядом построена церковь Рождества Христова с трапезной. Монастырь обносится оградой в виде квадрата, стены которой располагаются по сторонам света. Ворота располагаются на южной стене. Центральный собор стоит строго по центру. В конце XV — начале XVI вв. сгорел весь монастырь и был отстроен вновь в середине XVI  в. Представление о его новом облике дает изображение монастыря на миниатюре из жития Александра Свирского    (рукопись    жития    датируется XVII  в. но восходит к протографу сер. XVI в.). На миниатюре изображается две церкви: одна побольше, с тремя главками, т. е. у нее три придела — это церковь Преображения с приделами Иоанна Богослова и Николая Чудотворца. Другая церковь поменьше, и к ней пририсован четырехугольник — это храм Рождества Христова с трапезной. Интересно, что обе церкви показаны каменными, т. к. изображены белыми, так же каменным нарисован домик на переднем плане, видимо, келья игумена. Конечно, в это время постройки на острове не могли быть каменные, скорее всего, это связано со стремлением миниатюриста придать монастырю большую значимость. А на заднем плане один домик выделяется своей высотой — это келия прп. Александра. Ограда показана условно, ворота вовсе не изображаются. И хотя ограда изображена круглой, это не играет большой роли, потому что в Средние века круг и квадрат воспринимались как взаимозаменяемые формы. Существует также грамота Федора Иоанновича из которой следует, что монастырь конца XVI в. имеет традиционный функциональный набор построек: собор (неизбежно существовало несколько культовых построек), трапезную, кельи и ограду и, конечно, хозяйственные постройки, хотя они в грамоте не указаны.

Исходя из всего  выше сказанного, можно заключить, что Валаамский монастырь на протяжении XV—XVII вв. придерживается преемственности в строительстве. Осознанная топографическая преемственность является очень характерной для культового строительства вообще. Нам кажется, что эта осознанность как раз является уже существующим в то время представлением о том, что монастырь — это Град Небесный. Град — как видимый, осязаемый образ Града Небесного на земле и как та самая, становящаяся реальность, которая будет явлена в конце времен, но эволюция ее уже происходит, уже длится и на земле, и на Небе.

Второй этап строительства  и возрождение обители начинается в 1717 г.23. Из монастырской описи 1739-1741 гг. впервые становится известен состав деревянных построек монастырского  комплекса: две церкви, колокольня, 13 келий и амбар. В описи подчеркнуто, что «вокруг монастыря ограды не имеется».

В результате пожаров 1748-1754 гг. «монастырь весь сгорел с хлебными амбарами, с заготовленными бревнами, тесом и оградой. Уцелела только часть монастырской стены над  Святыми воротами, да часовня в  честь Благовещения Пресвятой Богородицы». Важно подчеркнуть, что в 1741 г. ограды вокруг монастыря не было, а в 1754 г. она уже точна была, ведь ограда — это важный элемент в воплощении идеи: «Монастырь — образ Небесного  Иерусалима». А ее отсутствие на протяжении недолгого периода можно объяснить  элементарной нехваткой средств  на возведение монастырской стены. В 1755 г. начинаются строительные работы, и  в 1756 г. монастырский комплекс восстановлен и обнесен оградой, периметром в 250 саженей. Функциональное зонирование  монастыря XVIII в. можно рассмотреть подробнее, благодаря сохранившимся графическим документам. План монастыря 1751 г. составлен сержантом Кексгольмского гарнизонного полка Иваном Леховым. На нем изображены постройки до пожаров, отмечено что сгорело, какие произошли перестройки и одновременно проект восстановления монастырских объектов. И еще один план, составленный архитектурным учеником Марком Евстратовым, также в период с 1751 по 1754 гг., более подробный, с показанной внутренней планировкой зданий. Судя по планам до пожара 1754 г., на территории монастыря, обнесенной оградой, существовало несколько функциональных комплексов. В центре — культовые сооружения: Собор Преображения, Церковь Успения с трапезной и колокольня. Их взаимная ориентация иная, чем у каменных построек более позднего времени: трапезная расположена к юго-западу от собора (позднее к северу), а колокольня решена отдельным сооружением (восьмигранная в плане, что обеспечивало ее высокую устойчивость, в условиях ее открытости всем ветрам на острове) и поставлена к северо-западу от собора (а не на его продольной оси).

Видимо, комплекс культовых  построек мало изменился и в результате полного обновления после пожаров. Это видно при сопоставлении  вышеназванных планов с гравюрой, на которой отображен монастырь, из книги Н. Я. Озерезковского 1785 г. издания. Взаиморасположение построек соответствует  прежнему: монастырь снят с южной стороны, и в центре оказывается колокольня, справа — собор, слева — трапезная. Изменение можно проследить лишь в увеличении количества престолов: в 1759 г. в паперти Успенской церкви устроен Никольский придел, в 1763 г. около трапезной построена церковь Рождества Христова (к сожалению, других данных об этой церкви нет, поэтому оценивать ее роль в изменении облика культового комплекса крайне затруднительно).

Кроме всего перечисленного, можно выделить еще два функциональных комплекса — жилой и хозяйственный; они, конечно, не так стабильны в своем расположении, но все же можно выявить некоторые общие принципы: жилые постройки тяготеют к южной стороне монастырской ограды, хозяйственные большей частью располагались вдоль северной линии. Если до пожаров эти принципы были выражены не столь явно, то в проектной части плана Ивана Лехового это уже выражается в виде тенденции, регулирующей монастырский ансамбль. Это также подтверждается и характером проектируемой ограды: во-первых, ее ортогональный план, во-вторых, расположение ворот, которые проектировались не на пересечении ограды и дороги, а ближе к центру северной и южной линий, что подчеркивало меридиональную ось монастыря и удачно сочеталось с ближайшей часовней.

В этот же период закладывается  важнейший принцип, легший в основу формирования структуры валаамской обители, — опыт «музеефикации». Начало этому положил игумен Ефрем: он соотносил  легендарную память о прошлом  монастыря с одной из Валаамских местностей и строил здесь культовые  сооружения, которые становились  памятниками прошлому. Первым таким  памятником можно считать пещеру на острове Святом; устроена она  была по замыслу Ефрема и олицетворяла собой ту пещеру, в которой как  бы спасались Сергий и Герман (по утверждению лихенологов, лишайники  на стенах пещеры весьма молоды и указывают  на довольно поздний характер строения). Островок с пещерой был назван «Старый Валаам», располагался он на пути к монастырю с восточного побережья Ладожского озера и  привлекал к себе богомольцев  и путешественников.

Таким образом, Ефрем  задает идею строительства монастырского  комплекса на всем архипелаге и вводит принцип музеефикации Валаама; этими  достижениями воспользуются Назарий, Иннокентий и последующие игумены, вплоть до игумена Маврикия, который  уже в XX в. доведет эти принципы формирования ансамбля архипелага до полной их кульминации — устроив  на Валааме подобие Святой Земли.

Последующий строительный этап оказался, пожалуй, самым ярким  в жизни Валаама. Начинается этот период при игумене Назарий. 10 февраля 1785 г. митрополит Гавриил утверждает план постройки каменных монастырских зданий, составленный Назарием. Проект представлял собой два четырехугольных  каре, заключенных одно в другое; после игуменства Назария его  преемники лишь завершили строительные работы.

Спасо-Преображенский собор и внутреннее каре были возведены  еще при Назарий. Внутренний четырехугольник  включал в себя одно- и двухэтажные  келейные корпуса, объединенные с церковью Богоматери на северной линии и Николая  Чудотворца на южной. Внешний четырехугольник  возведен в период с 1801-1838 гг., состоял  из каменных корпусов различного назначения (в основном, жилые келии), главный  вход оформляла надвратная церковь  Петра и Павла, а на противоположной  стороне — больница с церковью Живоносного Источника, над ней  в 1837 г. была возведена церковь Живоначальной  Троицы. План монастыря, в основном, не изменился и до настоящего времени.

Главный храм монастыря {Спасо-Преображенский собор был  закончен в 1794 г.), судя по описаниям, в  плане четырехугольный, одноапсидный, двухэтажный, имел пять глав с высокой  готической колокольней над папертью. Нижняя, теплая церковь собора была освящена во имя Сергия и Германа Валаамских Чудотворцев и имела придел свв. Петра и Павла. Во втором этаже находилась церковь Спаса Преображения. Особо чтимой святыней храма являлась икона Нерукотворного Образа Спасителя: «...в серебряном вызолоченном окладе; в него врезан небольшой крест, с частицей Животворящего Креста Господня, частью камня Гроба Господня и 23 частями святых мощей угодников Божиих, имена коих обозначены на обороте св. иконы». В старом каменном соборе монастыря находились реликвии Святой Земли, среди которых частица Гроба Господня. Напомним, что с  этой  святыней  христианского  мира  тесно  связано представление о Иерусалиме и о Граде Небесном. «В мире средневековых реликвий часть в полной мере заменяла целое, и все фрагменты потенциально обладали равной силой чудотворения», и пространство, в котором находилась святыня, наделялось ее характеристиками.

После возведения собора Назарий приступает к устроению  первого скита Всех Святых на Скитском острове, в 5 км от монастыря, и к 1796 г. там уже построена каменная церковь во имя Всех Святых и шесть одноэтажных келий.

В 1839 г. игуменом назначен о. Дамаскин, с приходом которого начинается качественно новый этап в монастырском строительстве. В период его настоятельства свои лучшие произведения создал —  именно на Валааме — выдающийся академик архитектуры А. М. Горностаев. Почти два десятилетия (с 1845 по 1862 гг.) продолжалась его деятельность в обители. По его проектам были построены  два скита (Никольский и Предтеченский), пять культовых построек (каменные церкви Всех Святых и Николая Чудотворца в одноименных скитах, деревянная церковь Иоанна Предтечи в Предтеченском скиту, две часовни — Знаменская и Крестных страданий Христа) и три гражданских постройки (гостиница, Странноприимный дом, Водопроводный дом).

Предшествующие настоятели обители восстанавливали разрушенное  хозяйство и создали каменный монастырский ансамбль, о. Дамаскин смог приступить к новому этапу, он целенаправленно  расширял и укреплял владения монастыря. Приобретая у финского и карельского  населения острова Ладожского озера, он заботится об их обустройстве; в  результате появляются деревянные церкви, часовни, рубятся кельи и возникают  скитские поселения. Развивалась ландшафтная  архитектура. Был создан питомник, где  для посадок на Валааме выращивались саженцы таких ценных пород деревьев, как кедры, пихты, лиственницы, дубы, тополя, липы, клены и др. Поощрялось занятие садоводством и огородничеством, причем сады создавали ландшафты  для монастырских зданий и скитов. Особое внимание уделялось созданной  иконописной мастерской. Трудами  ее мастеров и учеников расписаны  стены монастырских храмов и выполнены  иконы для всех иконостасов.

Самым значительным событием строительной жизни конца XIX в. явилось  возведение нового Спасопреображенского собора по проекту архитектора А. Силина. Закладка нового храма произошла 30 июня 1887 г., а в полном объеме он был освящен 1 июня 1896 г. (освящена церковь  Преображения Господня в верхнем  этаже собора). Новый грандиозный  храм — базиликального типа, двухэтажный: на первом этаже — теплая церковь  свв. Сергия и Германа, во втором —  холодная церковь Преображения Спаса.

Претерпевают изменения  и здания наружного четырехугольника. По проекту архитектора А. Силина надстраивается вторым этажом северо-восточный  корпус, а по проекту Н. И. Баранкевича  надстроена третьим этажом вся южная  линия наружного четырехугольника зданий. В результате всех этих преобразований здание монастыря окончательно сформировано и состоит из двух четырехугольников, заключенных один в другом. Над  главным входом с южной стороны  расположена надвратная церковь  свв. Петра и Павла, напротив, на северной стороне внешнего каре, — церковь  Живоначальной Троицы, а над ней  — Живоносного Источника.

На этом этапе территория собственно монастыря окончательно сформирована, и становится очевидным, что на протяжении всего существования  монастырь представлял собой  в плане квадрат (в виде ограды или, в дальнейшем, монастырских каре) с постоянным центром (как в идейном, так и в материальном воплощении) собором Спаса Преображения.

В XIX — нач. XX вв. возводятся Воскресенский и Гефсиманский скиты, благодаря которым на острове  была воплощена топография Святой Земли, что явилось своеобразной доминантой иерусалимской темы на Валааме. Воскресенский  скит расположился в 800 метрах к западу от Гефсиманского по Большой монастырской дороге. В 1901-1906 гг. шло строительство храма Воскресения Спаса по проекту архитектора В. И. Баранкевича. За время постройки этого «Северного Иерусалима» сменилось четыре игумена, завершать строительство довелось настоятелю о. Маврикию, которому этот замысел был особенно близок. Ему посчастливилось ранее бывать на Святой Земле, и это путешествие оставило глубокий след в его памяти. Прибыв на Валаам около 1901 г., монах привез с собой величайшую святыню — кусок камня от Гроба Господня; благодаря ей строящийся храм преобразуется в своего рода реликварий и, кроме этого, является своеобразной аналогией храма Воскресения Господня в Иерусалиме. В 1906 г. храм предстал во всем своем великолепии: 30 июля освящена верхняя церковь Воскресения Христова, 29 октября — нижняя, Андрея Первозванного, с подобием «Кувуклии».

Информация о работе Валаамский монастырь как образ земного и небесного Иерусалима