Творческий портрет. Понятие «форма» и способы её передачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 20:20, курсовая работа

Описание работы

Цель работы- исследовать развитие творческого портрета.
Задачи:
- рассмотреть историю портрета;
- проанализировать функции портрета;
- рассмотреть поджанры портрета;
- подробно изучить технику исполнения и композицию портрета.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3

Глава I. История портрета………………………………………………4

Глава II. Функции портрета……………………………………………..11

2.1 Поджанры портрета………………………………………………….14
2.2 Фон и атрибуты………………………………………………………...18
Глава III. Визуальная характеристика.
3.1 Техника исполнения портрета………………………………………..21
3.2 Размер и количество изображённых на портрете…………………….24

3.3 Композия портрета………………………………………………………..28

Заключение……………………………………………………………………36

Список литературы………………………………………………………….37

Файлы: 1 файл

курсач по рисунку.docx

— 848.36 Кб (Скачать файл)

-рельефные;

-скульптурные;

-фотопортреты.

Карандаш: 
Франсуа Клуэ.«Портрет Екатерины Медичи», ок. 1560 года . 

Акварель: 
Александр Брюллов.«Портрет Натальи Гончаровой», 1831 год.

 

 

 

Гравюра: 
«Портрет Джорджа Вашингтона», фрагмент 1-долларовой купюры, 1863 год .

 

Масло: 
Ван Гог,«Автопортрет», 1889 год . 

 

 

Рельеф: 
«Камея Гонзага», резьба по камню, III век до н. э.  

 

Скульптура: 
Неизвестный скульптор, «Портрет Петра Великого», XVIII век . 

 

Фотопортрет: 
Альберто «Кордо» Гуттьеррес,«Портрет Че Гевары», 1960 год . 
3.2 Размер и количество изображённых на портрете.

 

Важной характеристикой портрета, при восприятии его в реальности, а не с репродукции, является его размер. Так, полотна, созданные для показа в музее или для декорирования интерьеров, чрезвычайно отличаются от камерных портретов, которые клиент легко может унести с собой. Хороший художник должен принимать во внимание, для какого помещения будет предназначена его работа.

Типизация по размеру:

-портретная  миниатюра;

-станковые ( картины, бюсты, графические листы);

-монументальные ( скульптурный монумент, фреска, мозаика).

 

Мниатюрные портреты.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По числу изображений на одном холсте, помимо обычного, выделяют двойной и групповой портреты. Парными (или pendant — пандан) называют портреты, написанные на разных холстах, если они согласованы между собой по композиции, формату и колориту. Чаще всего это портреты супругов. Любопытно, что женский портрет вообще на протяжении истории появился позже и был распространён меньше, что было связано, по-видимому, с незрелым уровнем женской эмансипации. С течением времени гендерная количественная разница постепенно сглаживается.

Двойной портрет. Рубенс, «Автопортрет с Изабеллой Брант»  

Парный портрет 
Пьеро делла Франческа, «Герцог и герцогиня урбинские» . 

Нередко портреты образуют целые ансамбли — портретные галереи. Они изображают обычно представителей одного рода, включая здравствующих членов семьи и их предков. Портретные галереи иногда создаются по профессиональному, административному, семейному и другим признакам (например, галереи портретов членов корпорации, гильдии, офицеров полка и т. д.).

Групповой портрет 
Гойя, «Портрет семьи Карлоса V» . 

 

 

Типизация по форме:

 

-прямоугольные

а) вертикальный формат – в случае одичного портрета, самый популярный из форматов;

б) горизонтальный формат- в случае группового портрета, редко используется в случае изображения одной модели;

- квадратный;

-овальный  – появляется в развитой стадии  портретного жанра. Будучи изысканным, усиливает декоратиную функцию  портрета;

-круглый (тондо).


 

Вертикальный: 
Леонардо да Винчи, «Мона Лиза», 1503-1505.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Горизонтальный: 
Джованни Джероламо Савольдо, «Женский портрет», 1525.  

 

 

Квадратный: 
Эль Греко, «Портрет Херонимо Севальоса», 1613. 

 

 


 

Овальный: 
Доссо Досси, «Портрет Лукреции Борджиа (?)», ок. 1518. 

 

 

Круглый: 
Пармиджанино, «Автопортрет в зеркале», ок. 1523-1524 . 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Композия портрета.

 

Композиционным инвариантом портрета выступает такое построение, в результате которого в центре композиции, в фокусе зрительского восприятия оказывается лицо модели. Исторические каноны в сфере композиции портрета предписывают определённую трактовку центрального положения лица по отношению к позе, одежде, окружению, фону и т. п.

По формату (живописные)

-головные (оплечные);

-погрудные;

-поясничные;

- по бёдра;

-поколенные;

- во весь  рост.

Изображение человека в первых двух вариантах, без показа рук и сложного ракурса фигуры, не требует высокой академической образованности (владения основами академического рисунка, умения композиционно компоновать полотно), поэтому часто (например, в России XVIII века), к нему прибегали портретисты-дилетанты.


Головной 
Лукас Кранах Старший, «Портрет Альбрехта II Брандербургского».

 

 

 

 

 

 

 

 

Погрудный 
Лукас Кранах Старший: «Портрет Иоганна-Фридриха Великодушного», 1533 . 

 

Поясной 
Лукас Кранах Старший, «Портрет Фридриха Мудрого», ок. 1532 . 


По бедра 
Лукас Кранах Старший, «Портрет герцогини Сибиллы Клевской», 1526. 

 

Поколенный, сидя 
Лукас Кранах Старший, «Портрет Анны Куспиниан», ок. 1502-1503 . 

Во весь рост, стоя 
Лукас Кранах Старший, «Портрет Генриха V Саксонского», 1514 . 
Предпочительные форматы портрета в станковой живописи меняются на протяжении времени. В ранний период развития портрета (например, западноевропейский средневековый портрет, или Россия XVI века) изображается только голова, или оплечное изображение, в котором лицо все равно является самым главным. Затем, по мере развития жанра, стремление к тому, чтобы показать личность более конкретно, ведет к тому и с указанием на его социальные характеристики с помощью атрибутов, ведет к тому, что появляются светские поясные портреты, затем и портреты целиком в рост. Трактовке костюма и окружающего модель пространства уделяется все больше внимания. В дальнейшем портретная композиция все больше обогащается реальным бытовым интерьером и атрибутами.

Для живописных портретов также имеет значение точка зрения, с которой художник «смотрит» на модель: если чуть снизу, то это придаёт образу оттенок монументальности, а если сверху, то более подвижно. Изображения «лицом к лицу» со зрителю наиболее нейтральны.

По формату ( скульптурные)

- герма ( одна  голова с шеей);

- бюст ( голова  и верхняя часть туловища, примерно  по грудь);

- статуя ( целая  фигура).

 

Герма: 
Император Октавиан Август, т.н. «Август Бевилаква». 
 

 

 

Бюст: 
Августин из музея Кьяромонти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Статуя: 
«Август из Прима-Порта» . 

 

По повороту головы:

- в анфас;

-в четверть  поворота направо или налево;

-вполоборота

-в три  четверти

- в профиль. Профильное изображение предполагает определённую форму идеализации модели, напоминая об античных камеях и римской медали. Профильный портрет — одна из древнейших форм, поскольку для его создания требовалось меньше навыков рисования — человек в некоторых случаях рисовался не с натуры, а через подсвеченный полупрозрачный экран, на котором обводили его силуэт.

- так называемый  фр. en profil perdu (буквально утерянный профиль), то есть изображающие лицо с затылка, так что видна только часть профиля.

 

В анфас 
Леонардо да Винчи (?) или Больтраффио, «Женский портрет (Лукреция Борджиа ?)», 1502 . 

 

В три четверти 
Леонардо да Винчи, «Портрет Джиневры Бенчи», ок. 1474-1476 . 

 

Вполоборота 
Леонардо да Винчи, «Дама с горностаем», 1489-1490 . 

В четверть 
Леонардо да Винчи (?), «Портрет музыканта Франчино Гаффурио», 1490 .

 

 

Профиль 
Леонардо да Винчи (?), «Женский портрет», конец XV века . 

 

С затылка 
Леонардо да Винчи, этюд головы Иуды для «Тайной вечери», ок. 1495 . 

 

 

В западноевропейской живописи профильный портрет является наиболее ранним. Затем происходит "разворачивание" модели в сторону зрителя, так, композиционным симптомом становления жанра европейского портрета в эпоху раннего Возрождения называют Выход из профиля в фас. Изображение человека строго в фас развивается под воздействием изображений Иисуса Христа и святых, прямо взирающих на зрителя. Хотя такая постановка встречается, она остается нетипичной и является достаточно сильным художественным приемом, специально используемым художником, либо же используется для изображения монархов (как и Христос, сидящих на троне. По мере развития портретного жанра в нем устанавливается поворот изображенного в три четверти, излюбленный большинством портретистов и удобный для изображения характера, поскольку, в отличие от профиля и фаса, не является статичным. Profil perdu встречается исключительно редко и по сути не может удовлетворить прямой задачи портрета.

При фронтальном положении тела модели портрет воспринимается как тяжеловесный и статичный, что усугубляется, если фигура располагается по центральной оси полотна и руки с ногами расположены симметрично. Такая манера, например, была свойственна древнеегипетскому искусству, а греки изобрели контрапост, который вносит «жизнь» в изображение человека. Следующий шаг к формированию теории внёс Уильям Хогарт с его концепцией S-образного изгиба, вдыхающего максимальное изящество в изображение.

 

Фронтально: 
Антуан Ватто «Жиль».

 

 

 

 

 

 

 

Контрапост: 
Антуан Ватто. «Равнодушный» . 

S-образный изгиб Антуан Ватто. «Меццетин» .

 

 

 

 

 

 

 

Более профессиональный художник владеет соотношениями между объёмно-пространственным изображением человека и линейно-ритмическим построением полотна, и создаёт силуэт модели так, чтобы тот находится с большим соответствием с положением фигуры в пространстве; в то время как более «слабый» мастер создаёт произведения, в которых линейно-силуэтное начало обладает почти самодовлеющей декоративной орнаментальностью. Лаконичные линии, обрисовывающие силуэт модели, часто сопряжены с незыблемой статичностью позы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В практической работе использованы традиционные методы написания портрета: фон, позволяющий выделить в работе фигуру человека; сосредоточенность на главном (лицо и руки); употребление элементов, позволяющих выявить происхождение, интересы и характер натуры. Всё это часто употребляется в современном рисунке, что и доказывает актуальность  портрета  на сегодняшний день. 

Рассмотрены функции портрета, законы композиции, техника исполнения портрета. Представлены история портрета и его эволюция.

Нужно отметить, что эволюция и достижения портрета как жанра не остались в стороне от внимания передовой общественности. Развитие  портрета, постоянно обсуждалось и обсуждается в русском обществе, как профессиональными исследователями-критиками, так и простыми ценителями и любителями данного жанра. И это не случайно, в XIX веке русскими художниками-портретистами были созданы выдающиеся произведения, без которых немыслима была бы русская художественная культура. Все следующие поколения портретистов, создавая свои произведения, опираются на опыт прошлых времен, создавая не менее великолепные произведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

    1. Е. Я. Басин Портрет в изобразительном искусстве;
    2. Л. С. Зингер. Портрет;
    3. Е. С. Овчинникова. Портрет в русском искусстве XVII века. Материалы и исследования. М., 1955.
    4. Паранюшкин Р. В. Техника рисунка.: Феникс, 2002 г;
    5. Чернышев О.В. Формальная композиция. Творческий практикум. - Минск, Харвест, 1999.;
    6. ШороховЕ.В. Основы композиции. - М.: Просвещение, 1979.;
    7. http://www.art-craft.pro/content/istoriya-i-vidy-portreta.

 

.

 

 


Информация о работе Творческий портрет. Понятие «форма» и способы её передачи