Тоталитарные секты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 18:09, реферат

Описание работы

В ноябре 1978 года весь мир был потрясен, узнав о страшном конце возглавлявшейся Джимом Джонсоном секты « Народный храм». На жутких кадрах, помещенных в ведущих средствах массовой информации, были запечатлены тела мужчин, женщин и детей, в неестественных позах, лежащих на поляне посреди тропического леса. Всего 912 человек уверовали в в своего лидера и последовали за ним в джунгли Гайаны, где приступили к строительству идеального города, названного по имени руководителя секты Джонстауном, а затем подчинились его приказу совершить самоубийство, выпив яд, или по меньшей мере не слишком сопротивлялись, когда им стреляли в затылок.

Содержание работы

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1.Основные черты тоталитарных сект. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.1Признаки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2Методы манипулирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
1.3Вербовка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
1.3.1.Методы вербовки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
2.Отличие тоталитарных сект от церквей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
3.Тоталитарные секты в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
4.Пример из жизни. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Список используемых источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

Религиоведение. Реферат. 2012.doc

— 83.50 Кб (Скачать файл)

        Последний метод нуждается в уточнении. Подкрепляется и одобряется не любое поведение новичка, а только желательное. Если он произносит в ответ на вопрос то, что хотят от него услышать, вокруг расцветают улыбки, каждое его слово воспринимается с радостью. Отрицательный или неуверенный ответ — и слушатели хмурят брови, избегают его взгляда. В какой-то момент человек начинает понимать, что если он и дальше хочет, чтобы его окружали сердечность и внимание, он должен начать говорить и вести себя так, как хотят его новые друзья. Опасность заключается в том, что описанные психологические манипуляции происходят незаметно и членами сект не распознаются.   Все психологические изменения интерпретируются ими как признаки «духовного выздоровления». Куда более скрытно ведется наблюдение за новичками, их проверка, тестирование, оценка. Обычно каждый новичок становится после первого визита объектом глубокого изучения. Ведутся специальные картотеки. Фиксируются изменения в поведении. Определяются перспективы и целесообразность дальнейших контактов. Дело не в том, чтобы распахнуть ворота секты перед всеми «божьими детьми», а в том, чтобы вербовать крестоносцев.

 

 

2. Отличия традиционных религий от тоталитарных сект

Между традиционными религиями и тоталитарными сектами по мнению американского пастора  Ричарда Доухавера существуют следующие отличия:

  1. Религии уважают автономию индивида, секты же наоборот подавляют самостоятельность и формируют зависимость. Верующие секты  обязаны получать разрешение на вступление в брак, воспитание детей. Также секта решает где жить человеку и как одеваться. Верующий должен активно пропагандировать учение секты и « приводить к Богу» новых членов. Руководители общины стремятся так поставить дело, чтобы их влияние распространялось на все стороны жизни, деятельности и поведения человека и полностью ограничивало бы поступки, интересы и переживания человека рамками общины. Каждый верующий принимается в члены общины только в индивидуальном порядке и после определенного испытательного срока. Если верующий покидает данную местность, он должен «открепиться», а приезжая на новое место, стать на учет («прикрепиться»). Нарушения норм и правил, принятых в общине, влекут за собой различные формы «внушения», меры наказания и даже исключение из членов общины (отлучение).
  2. Религии пытаются помочь индивиду  удовлетворить свои духовные потребности, а секты эксплуатируют духовные потребности.
  3. Религия терпимо относится  к вопросам относящимся к ее деятельности и даже поощряет их, одобряет независимое критическое мышление, секты отбивают охоту задавать вопросы и пресекают независимое критическое мышление. Например, на семинарах у мунитов есть и такое правило: все вопросы задавать в конце. Начинается лекция, она состоит, скажем, из десяти пунктов. Предположим, у новичка возникает вопрос по первому пункту, а десятый будет только через три дня. Вся лекция идет в таких прекрасных терминах: наша цель — объединение человечества, всеобщий мир и любовь. Просто неудобно придираться к мелочам: вот, мол, в первом пункте вы сказали то-то... Подспудно человек опасается, что его новые знакомые посмотрят на него, как на мелочного типа. Таким образом, не соглашаясь с самым первым постулатом, он все же принимает всю цепочку. Это то же самое групповое давление, которое действует на вас бессознательно, но очень эффективно.
  4. Религии способствуют психической, духовной интеграции личности, секты «расщепляют» личность членов, на « хорошее культовое я» и « плохое прошлое я». Действительно, когда верующий поступает в секту, то от него требуется забыть все его прошлое, так как оно считается грешным.
  5. Религии бережно относятся к тайне личностной сущности, секты же грубо вторгаются в самые потаенные уголки сознания, лишают адепта права на личное самоопределение.
  6. Религии рассматривают деньги как средство, подчиненное этическим ограничениям, направляя их на достижение благородных целей, секты рассматривают деньги как самоцель, как средство достижения  власти или реализации эгоистических идей лидеров. Вся деятельность секты направлена на получение денег. Например, организовывается сбор средств для фальшивой  благотворительности, для новичков секты организовываются платные курсы,   Практикуется уплата членских взносов в виде добровольных приношений или даже обязательных отчислений. Так верующий обязан приобретать все печатные издания, выпускаемые организацией данной секты. Часто секты скупают недвижимость.  Так по определению Дворкина А Л. Тоталитарная секта- это авторитарная организация, главным смыслом существования которой являются власть и деньги, для получения которых секта прикрывается псевдорелигиозными и псевдокультуроведческими и другими псевдоцелями. Она всеми способами стремиться закрепиться в российском обществе, инициируя, например, судебные процессы.
  7. Религии осуждают сексуальные связи  между  духовенством и верующими, в секте лидеры часто подвергают своих адептов сексуальным притязаниям, сами выбирают им сексуальных партнеров.
  8. Религии уважительно реагируют на внешнюю критику, а секты часто угрожают критикам физической или юридической расправой
  9. Религии лелеют семью, секта же рассматривает семью, как врага, так как, как правило, семья старается вернуть человека к нормальной жизни и делает для этого все возможное, поэтому для секты она является врагом.
  10. Религии предпочитают, чтобы  присоединение новых последователей было осмысленным, секты же фиксируют присоединение к их организации, не обосновывая решение человека достаточной информацией. Человеку не сообщают цели, методы и задачи организации, скрывается истинная суть той или иной организации, часто умалчивается об истинном названии секты, тем самым нарушается  конституционное право граждан на получение достоверной информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Тоталитарные секты  в России

 В России насчитывается от 300 до 500 различных сект. Численность людей, вовлеченных в деструктивные и оккультные религиозные организации, достигает одного миллиона человек, причем 70% из них люди от 18 до 27 лет, это, как правило, серьезные, оптимистичные, верующие, открытые, ищущие истину и смысл жизни  люди. Те, кто не имеют крепких связей с семьей,  постоянного жилья и профессии также становятся жертвами секты.

Наиболее известными тоталитарными сектами в России являются             « Церковь Сайентологии», « Общество сознания Кришны», « Свидетели Иеговы», « Богородичный центр» ( Москва), секта Виссариона. Но самая мощная секта, количество членов в которой постоянно увеличивается, это «Неопятидесятники». Данная  секта охватила уже весь Урал, Сибирь и Дальний Восток. 

В остальных же сектах на сегодняшний день приток членов равен оттоку- выжатый как лимон, морально , материально, физически сектант через несколько лет выбрасывается за ненадобностью, утверждает  главны российский специалист по сетоведению- Дворкин А.Л.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Пример из жизни

Известная армянская поговорка гласит: « Пока в воду не попадешь, плавать не научишься». Это высказывание говорит об опыте, получаемом человеком на протяжении всей своей жизни. И смысл ее заключается в том, что до тех пор, когда люди не побывают в той или иной ситуации, они не научаться оценивать  ее, находить из нее выход, предупредить ее появление на следующий раз, а также понимать других людей, оказавшихся в ней. Ни в коем случае нельзя относить данную пословицу к опыту человека, побывавшего или как-то столкнувшегося с сектами разного типа, после которых к нормальной жизни возвращается  через год,  как, например, «Кришнаит», или  вообще не подлежит реабилитации, как  « Сайентолог».

Для данного случая  лучше подходит выражение « Предупрежден, значит вооружен», так как большинство людей считают, что из завербовать невозможно, и особо не пытаются изучить особенности сект.

Мне довелось столкнуться с двумя представителями известных сект в России: « Свидетели Иеговы» и « Общество сознания Кришны». Должна сказать, что  если бы  я точно знала признаки и тех и других, то я бы ни за что не остановилась и не завела разговор с этими людьми. 

Представители первой секты не раз приходили домой ко мне и к другим жителям нашего села, сами они были из города Рыбинска. Их было двое мужчина и женщина, но активно вел разговор только мужчина.  Они предлагали вступить в их организацию, но когда люди  пыталась спросить ее название, то уходили от ответа и начинали задавать  вопросы про Библию. Также они выдавали журналы , на которых вверху обложки  виднелась большая надпись     « Сторожевая башня», а пониже  « Насколько ценен Ветхий Завет». Вроде бы все очень похоже на христианство: разговоры о Библии, о Ветхом Завете, о Боге и т. д. Но все это только поверхностно. На самом деле  Христиане считаются у иеговистов лжецами и предателями  Бога,  Священство они обвиняют в педофилии. «Прихожане церкви и даже священники позволяют вести распутную жизнь,  прелюбодействовать, драться, пьянствовать, жадничать, лгать, заниматься спиритизмом и идолопоклонством.»[5]  Учение иеговистов постоянно меняется. И многие его представители не знают, что еще несколько лет назад данная секта проповедовала совсем другую веру. Поэтому ни в коем случае нельзя разговаривать с этими людьми.

 С Представителем  секты « Общество сознания Кришны» я встретилась в городе Рыбинске. Этот человек остановил меня  и начал разговор со мной.  Сектант сказал, что является представителем древней ведической традиции. Он делал мне комплименты, говорил, что я очень молодо выгляжу для своих восемнадцати лет, спросил, где я учусь и на кого. На мое счастье об этой секте я была наслышана, поэтому наблюдала за цепочкой событий, о которых читала. Далее этот человек сказал, что  профессия, на которую я учусь очень интересная, и спросил о том, сколько времени я трачу на подготовку к занятиям.  Затем он достал несколько книг, показал их мне, они были небольшими,  с яркими обложками, и подарил мне одну из них под названием « В поисках просветления». Я ожидала, что он попросит пожертвовать немного денег  в фонд для дальнейшего развития их организации. « Сколько нужно?»- спросила я. « А сколько вам не жалко»- услышала в ответ. Понятно, что тратить деньги на данное издание было жалко, но мне стало интересно, что же они пишут в своих книгах. Соврав, я  сказала ему, что у меня только 40 рублей, он улыбнулся и взял их.

Представителей данной секты легко отличить от других: «Они бреют головы, оставляя на затылке запорожский « оселедец» на затылке,  пристают на улице со своими книгами,  производят впечатление чистых и искренних людей. При разговоре с вами начинают делать вам комплименты, например, « Здравствуйте! Вы мне очень понравились, у вас интеллигентное лицо- или: Вы мне кажетесь очень разумным человеком. Мы хотим предложить вам подарок».[2] И дает вам книгу в цветастой обложке, вы берете ее в руки, вы очень растроганы, ведь вам сделали подарок. И тут вам говорят: « Не могли бы вы сделать пожертвование на наше благотворительное общество?». Вам называют сумму, вы понимаете, что книга не стоит столько, но отдаете деньги. Именно здесь действует прием психологического насилия: невозможно отказаться, ведь подарок уже принят. Ведь незнакомец такой вежливый. Этих милых и искренних ребят натаскивают, чтобы они обманом и бессовестным психологическим шантажом вынуждали людей отдавать им деньги.  Кришне и обществу его сознания всегда нужны “лакшми” (деньги).

Открыв книгу, данную мне незнакомцем, я увидела много слов, которые действительно можно часто встретить в индо-буддийском типе культуры:   брахманы, вайшьи, кшатрии, шудры- этими словами обозначают тех или иных представителей социальной структуры, самсара- закон переселения душ, Бог Вишну, Веды, бхагавад-гита и т. д.  По словам Ирины Глушковой: «Между Индией Кришнаитов и реальной Индией такая же разница как между порошком «Зуко» и соком живого плода.»  Даже сами западные кришнаиты имеют не больше отношения к традиционному индуизму, чем мальчик , воткнувший себе в волосы перья, и раскрасивший лицо акварельной краской. «Индуистский священный текст, на который сектанты  ссылаются, — “Бхагавадгита” — вообще не принадлежит к ведам. “Махабхарата”, частью которой является “Бхагавадгита”, — это сравнительно новый индийский эпос, окончательно сложившийся лишь к середине первого тысячелетия по Р. X., а кроме того, кришнаитская книжка “Бхагавад-Гита как она есть” — не более чем адаптированный американизированный пересказ подлинника с комментариями к нему. Также кришнаиты представляются как последователи древней (5-тысячелетней) ведической традиции, а также как члены 500-миллионной  армии индуизма, но ведические писания начали складываться около 1500 г. до Р. X., то есть лишь около 3500 лет назад”. [1] Все  признаки секты, описанные выше,  можно проследить  в вступлении к одной из сектантских книг: «... В ведической традиции, насчитывающей многие тысячи лет, духовное знание передается без искажений по цепи ученической преемственности, и таким оно представлено здесь. Учителя ведической мудрости никогда не преследовали никаких корыстных целей...».[1]

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Тоталитарные секты- опасное явление. В настоящее время они оказывают огромное влияние на людей. Важно как можно больше информировать население об этой опасности и особенностях происходящего с вовлеченными в секты, как сказал Роберт Джей Лифтон: «Тоталитарные секты — в первую очередь социальная и культурологическая проблема, а лишь затем психиатрическая и юридическая... Чем больше люди будут знать о них, тем сложнее их будет обмануть». Необходимо предварительное условие мобилизации  общественности для организации эффективного противодействия деятельности тоталитарных сект. Люди должны быть очень внимательны в разговоре с незнакомцами, важно знать основные признаки тоталитарных сект, чтобы не попасть в их организацию помнить, что секты- это не способ уйти от жизненных проблем, ответственности, приема решений, а лишь оправдание своих неудач, интересов, черт характера. В настоящее время существует много служб доверия, психологи, а главное церковь, которые готовы оказать вам помощь, если вы в ней нуждаетесь. Даже если услуги платные, помните, в секте  вы потратите гораздо больше денежных средств, так как  главной целью секты является получение денег у верующих. Встретив представителей секты на улице, проходите мимо, не завязывайте разговор или скажите , что у вас свои религиозные взгляды. Если же все таки сектанту удалось вас остановить, попросите сделать  то, что противоречит его верованию. А самое  главное,  уделяйте побольше внимания своим близким, ведь именно недостаток в общении, любви, понимании, внимании заставляет людей вступать в секты и становится объектом  наживы для них.

 

 

 

.

 

 

 

 

Список используемых источников

  1. В поисках просветления. Изд-во Бхактиведанта Бук Траст, 2010.-336 страниц.
  2. Дворкин А.Л.  Сектоведение. Изд-во Христианская библиотека, 2007.-816 страниц
  3. Кондратьев Ф. В.  Современные культовые новообразования( « секты») как психолого- психиатрическая проблема. Изд-во Миссионерский отдел Московского патриархата
  4. Молчанов И. Статья по психологии «Секреты деструктивных культов и тоталитарных сект», 03.09. 2007
  5. Журнал Сторожевая башня, 01.06. 1993.- с 11
  6. Тамченко А., Шапар В.,  Статья  по психологии «Психологические особенности сектантства»
  7. Чернышев В.М., Сектоведение. Изд-во любителей православной литературы, 2011.- 608 страниц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рыбинск 2012


Информация о работе Тоталитарные секты