Томистская онтология. Рационализация религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 18:38, реферат

Описание работы

Наибольшее число элементов учения Аристотеля содержит томистское учение о бытии. Однако от естественнонаучных взглядов Аристотеля Аквинский абстрагировался и реализовал прежде всего то, что служило требованиям христианской теологии.

Файлы: 1 файл

КР по философии - Фома Аквинский.docx

— 32.51 Кб (Скачать файл)

Фома Аквинский: "...Наука  и философия выводят свои истины, опираясь на опыт и разум, теология - на откровения и Священное Писание. Но это различие не исключает их связи. Религиозные догматы, обоснованные философией, укрепляют веру в них. Наш разум бессилен в доказательстве некоторых религиозных догматов (о Сотворении мира из ничего, о Страшном Суде). Эти истины сверхразумны, а не противоразумны. А противоречия возникают из-за неправильного использования научного знания. Гармония между наукой и теологией обеспечивается высшим авторитетом - верой. Научные изыскания в природе лишь тогда приобретают истинную ценность, когда признается зависимость всего сущего от Бога..."  

Исследуя проблему познания, Фома Аквинский приходит к следующим выводам:

• вера и разум – не одно и то же (как считал Августин Блаженный), а различные понятия;

• вера и разум одновременно участвуют в процессе познания;

• вера и разум дают истинное знание;

• если человеческий разум  противоречит вере, то он дает неистинное знание;

• все в мире делится  на то, что можно познать рационально (разумом), и то, что разумом непознаваемо;

• разумом можно познать  факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и  др.;

• не поддаются рациональному (разумному) познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога, а следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение;

• философия и теология — разные науки;

• философия может объяснить  только то, что познаваемо разумом;

• все остальное (божественное откровение) может познать только теология.

Истины науки и истины веры не могут противоречить ​друг другу; между ними существует гармония.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

Бронзов А. А. Аристотель и Фома Аквинский в отношении к их учению о нравственности, СПБ, 1884

 Боргош  Ю. Фома Аквинский, [пер. с польск.], 2 изд., М., 1975

Спиркин А.Г.,  Философия: Учебник. – 2-е изд. М.,2006.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Фома Аквинский (1225 или 1226—1274) — центральная фигура средневековой философии позднего периода, выдающийся философ и богослов, систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель одного из двух господствующих ее направлений — томизма2. Наследие этого мыслителя весьма обширно. Особое место занимают два монументальных его труда — «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» (иногда именуется «Сумма философии»). Он комментировал тексты Библии и труды Аристотеля, последователем которого был. В его работах, кроме богословия и философии, рассматриваются вопросы права, морали, государственного устройства и экономики.

Исходным принципом в  учении Аквината является божественное

откровение: человеку необходимо для своего спасения знать нечто  такое, что ускользает от его разума, через божественное откровение. Аквинат  разграничивает области философии  и теологии: предметом первой являются «истины разума», а второй —«истины откровения». В силу того что, по Аквинату, конечным

объектом той и другой и источником всякой истины является Бог, не может быть принципиального  противоречия между откровением  и правильно действующим разумом, между теологией и философией. Однако не все «истины откровения»  доступны рациональному доказательству. Философия находится в услужении  у богословия и настолько же ниже его, насколько ограниченный человеческий разум ниже божественной премудрости. Религиозная истина, по словам Аквината, не может быть уязвима со стороны философии, в чисто жизненном, практически-нравственном отношении любовь к Богу важнее познания Бога.

     2        Это незаурядная личность, одаренная не только силой ума, но и характера; его отличали поразительная целеустремленность, неуемная жажда знания. Он родился в семье графа Ландольфа, крупного итальянского феодала. Родители резко протестовали против его стремления учиться и желания монашества. Аквинат (он назван так по месту рождения в Аквино близ Неаполя) бежал из родительского дома, но погоня настигла его. Отец заточил его и, надеясь отвлечь его от мыслей о монастыре, поместил в его камеру обнаженную красавицу. Фома выгнал девушку и все-таки сбежал. Он учился в Парижском и Кельнском университетах. Во время защиты на звание доктора богословия он должен был переспорить 14 самых эрудированных докторов, что и сделал с огромным успехом.

 

Заключение

Главным в творчестве Фомы Аквинского является разработанный  им классификационно-упорядоченный  метод упорядочения, различения и  размещения отдельных знаний и сведений. Непосредственно после смерти Аквинского вспыхнула ожесточенная борьба за ведущую  роль томизма в ордене и во всей католической церкви. Сопротивление  оказывала прежде всего францисканская теология, ориентированная на Августина. Для нее некоторые признаки онтологии и гноселогии Аквината были неприемлемы, например то, что человек имеет лишь одну форму (т.е. деятельность души), которой все подчинено; она не принимала также отрицание духовной материи, признание опосредованного познания души.

В конце 13-го начале 14-го в. томизм преобладал в доминиканском ордене. Аквинский был признан его  «первым доктором», в 1323г. провозглашен святым, в 1567 г. признан пятым учителем церкви. Твердыней томизма становится университет в Париже (позднее - Кельн-на-Рейне). Постепенно томизм становится официальной  доктриной церкви.

Итальянский схоласт создал грандиозную религиозно-философскую  систему, в которой нашли место  и были осмыслены все существующие тогда реалии, и которая на долгое время стала глобальным объяснением  мироздания для средневекового человека.

Схоластика как попытка  синтеза веры и разума, религии  и философии достигла в учении Фомы своего апогея.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Томистская онтология. Рационализация религии