Святые источники в Косино. Тайна трёх озер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 14:43, реферат

Описание работы

Целью моей работы является рассказать о месте, где я живу и о храмах и церквях, которые хранят местную землю и жителей нашего района. Задачи, решаемые в ходе работы:
Подробно изучить историю каждого храма, церкви;
Изучить тайны затонувшей церкви (Дивное предание о чудесном появлении Святого озера);
Описать случаи исцеления людей на Трёхозерье;
Рассмотреть значимость Святых мест для жителей района;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..2
Глава I. История храмов и церквей в районе Косино
Тайна трех озер…………………………………………………....4
Глава II. Исцеление людей на Трёхозерье………………………………………………………….8
Глава III. Жители моего района и Святые Места……………………………………………………………….10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………12

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 248.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНЕОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Московский  государственный университет  путей  и сообщения

(МИИТ)

Кафедра

«           Теология       »                                                


Реферат

по  дисциплине

«Культурно-религиозное  наследие России»


 

на  тему

« Святые источники в Косино. Тайна трёх озер»                                                                                                      


 

 

Выполнил (ла):

 

студент (ка)

2

курса

очного

отделения

           
 

спец.

« Мировая  Экономика »

     
 

группа

ЭЭН-243

 

 

Белякова  Анастасия

 

 

 

Проверил:

 

 

ст. преподаватель  Лукьянова О.В.

 

Москва 2013 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..2

Глава I. История храмов и церквей в районе Косино

Тайна трех озер…………………………………………………....4

Глава II. Исцеление людей на Трёхозерье………………………………………………………….8

Глава III. Жители моего района и Святые Места……………………………………………………………….10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..11

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Среди множества писаных  и неписаных историй о чудесах  Божиих, посылаемых на благословенную русскую землю, есть несколько, связанных  с небольшим древним поселением под названием Косино. 

Объект исследования моей работы – это духовная жизнь моего района. Предмет исследования – храмовый комплекс Косино : церковь Успения пресвятой богородицы, церковь Николая Чудотворца, Свято-Тихоновский храм, а также новый храм иконы Божией Матери «Живоносный источник». Целью моей работы является рассказать о месте, где я живу и о храмах и церквях, которые хранят местную землю и жителей нашего района.

Задачи, решаемые в ходе работы :

  • Подробно изучить историю каждого храма, церкви ;
  • Изучить тайны затонувшей церкви (Дивное предание о чудесном появлении Святого озера) ;
  • Описать случаи исцеления людей на Трёхозерье;
  • Рассмотреть значимость Святых мест для жителей района ;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I.

История храмов и церквей  в районе Косино

 Тайна трех озер

 

 

 

Есть на карте Москвы удивительное место – район Косино. Что в нем, казалось бы, удивительного? Обычный район на окраине города. Темнее менее, место это по-своему уникально и легендарно.

        История села  Косино насчитывает, по мнению  ученых, более семи веков. Ещё в начале XV века в духовной грамоте князя Владимира Серпуховского была сделана запись: "А из московских сел дал есмь княгине своей ... Косино с тремя озеры...". Таким возрастом может похвастаться не всякое московское поселение. Но знаменитее Косино прежде всего не своей старинной историей, а тремя озерами – Черным, Белым и Святым.

       Ученые считают,  что происхождение названий озер  следующее: два из них несут  в себе характеристику воды, степени  ее прозрачности: Белое озеро  — с прозрачной водой, чистыми берегами, песчаным дном. Черное озеро — с темной от торфа, непрозрачной водой, заболоченными берегами, илистым и заторфованным дном. А название Святого озера связано с легендой, о которой я расскажу чуть позже.

Коссинские озера всегда были тесно  связаны с жизнью села, которое воспринималось современниками именно как «село у озер».

      Краевед К. А.  Аверьянов сообщает о таком  факте:

« В конце XVII в. на Косино обратил  внимание Петр I. Будучи ребенком, он часто  бывал в расположенном неподалеку Измайлове, где на льняном дворе между разными вещами своего прадеда боярина Никиты Ивановича Романова нашел изломанный ботик, впоследствии известный как «дедушка русского флота». После того как Измайловский пруд и Яуза оказались тесными для корабля, ему указали на косинское Белое озеро. Здесь у восточного берега, рядом с усадьбой Телепневых, были устроены пристани, на озеро стали переноситься лодки и карбасы, а Петр тем временем облюбовал большое Переяславское озеро, куда и была перенесена вся флотилия. Следы верфи сохранялись еще долгое время, и местные старики точно указывали место». В 1717 году Петром I была подарена косинскому храму икона, привезенная его ближайшим сподвижником, графом Борисом Петровичем Шереметевым, из города Модены (Италия), получившая поэтому название «Моденская». Впоследствии она прославилась многими чудесами и стала почитаемой не только в селе, но и далеко за его пределами.

В 1950-х-1960-х годах Белое и Чёрное были соединены каналом длиной 30-40 метров, что привело к печальным  экологическим последствиям: вода в Белом озере стала более мутной, а естественный уровень воды повысился.

 

На высоком восточном берегу Белого озера стоят три обнесённые каменной оградой храма: Свято-Успенский, Свято-Никольский и Свято-Тихоновский. Свято-Успенский, в стиле ампир, огромный, величавый, светится своими желто-белыми стенами, рядом с ним — Никольский, поменьше, и деревянный Свято-Тихоновский. Два каменных храма были устроены в 1823 и 1826 годах, тщанием владельца села Косино Дмитрия Александровича Лухманова.

Что же касается Святого озера, вот предание:

«Однажды во время богослужения церковь с народом стала медленно опускаться, из-под земли выступила вода и залила все вокруг, образовалось озеро с непроходимым окружающим его болотом. И долго над поверхностью озера стоял купол с крестом, но и они постепенно скрылись под водой. Оттого озеро и называют Святым. А вот как эту легенду рассказывал косинский священник И. Цветков (ХIХ в.) «...На том месте, где теперь озеро, в давнее время была среди лесов церковь, посвященная Божией Матери, устроенная поселившимся тут, ушедшим из одного города, разоренного междоусобной войной удельных князей, старцем-священником, уединение с которым разделил некто пустынник Букал и помогал священнику в совершении божественной службы. Впоследствии Букал поселился на месте нынешнего Московского Кремля, где в то время был дремучий бор, среди которого он и жил, по временам навещая своего друга, косинского пустынника. Однажды во время сна было ему видение, что на том месте, где теперь сосновый бор, среди которого он и жил, возникнет город Москва, который понесет много испытания от нашествия врагов и от пожаров, впоследствии же он прославится и будет выше всех городов русских. Долго размышлял Букал о своем видении и в таких мыслях пошел в пустынное Косино и поведал о своем видении старцу-священнику. Тогда они оба вош­ли в церковь и со слезами молили бога и его пречистую матерь за православный народ русский и за будущий град — Москву.     Священник начал совершать божественную литургию, во время херувимской песни над ним явилась Божия Матерь, и церковь медленно стала опускаться в землю, из-под которой выступила вода, и образовалось озеро, которое слывет теперь в народе Святым, возлюбленным самою Божией Матерью. Пустынник же Букал, бывший свидетель сего дивного события, при начале опускания церкви и всей этой части земли вниз, отошел в сторону на более твердую почву. Когда же церковь и окружавшая оную местность земля совершенно погрузилась, и на этом месте образовалось озеро, он отправился в свой дремучий бор, на месте которого впоследствии действительно возник достопримечательный златоглавый Московский Кремль. Позже на этом озере, по преданию, явилась икона святителя Николая, во имя которого и был устроен первый в Косине храм».

Самое же интересное, что эта, казалось бы абсолютно фантастическая легенда в какой-то степени перекликается с действительностью – ранее косинские озера считались ледниковыми, теперь бытует мнение, что происхождение их – карстовое, т.е. образовались они в результате провала грунта." Вот такие старые фотографии этого места я нашла, их достоверность, конечно, не точная, но все же.


 

 

 

В народе верили также, что  озеро находится под особым покровительством Николая Чудотворца и Пресвятой  Богородицы. Дело в том, что когда-то в давние времена на озере явилась икона святителя Николая. Чудотворный образ перенесли в церковь. Впоследствии Петр I пожертвовал в Косинский храм Моденскую икону Божией Матери. Икона эта также прославилась чудесами. Постепенно сформировался обычай совершать молебен перед иконами Моденской Божией Матери и святителя Николая, а затем купаться на святом озере.

«Село Косино хорошо известно православному люду земли Русской  и ежегодно посещается, по преимуществу в летнее время, массой богомольцев, приходящих помолиться перед чудотворными иконами, находящимися в храмах его, и погрузиться в цельбоносные волны Святого озера, — писал в 1903 году И. К. Померанцев. — Озеро имеет тесную, можно сказать, органическую духовную связь с храмами села Косина, и целебная сила его вод, по народному верованию, основанному на многих опытах богомольцев, производится благодатным действием Божией Матери и святителя Николая, по молитвам верующих пред чудотворными, находящимися в храмах села Косина иконами».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II.

Исцеление людей на Трёхозерье

 

 

...1 августа 1866 года житель Владимирской губернии, уволенный в запас унтер-офицер Иван Ильич Орлов, сообщил приходскому священнику, что, прибыв домой по окончании русско-турецкой войны, почувствовал боль в ногах, затем на ногах стали образовываться раны, которые сопровождались опухолью ног, лишали возможности ходить, при этом были частые головокружения. Много раз он обращался к врачам, но пользы не получал. Так продолжалось пять лет. В конце мая 1866 года его родственники отправились на поклонение Моденской иконе. Орлов хотел идти с ними, но, не имея возможности обуться, принужден был остаться дома. Возвратившись домой, родные привезли ему книгу с описанием Косина. Прочитав об исцелениях в Святом озере, он решил идти в село босиком. «Путь был для меня очень труден, — вспоминал Орлов, — но с помощью Царицы Небесной я добрел до Косина. 24 июня, отслужив молебен перед чудотворной иконой, я отправился на Святое озеро и, с молитвой о благодатной помощи, окунулся раз в водах Святого озера и почувствовал себя много лучше, и голова стала свежее; до дома я уже дошел с меньшей трудностью. По возвращении домой раны стали постепенно уменьшаться и наконец уничтожились; головокружение с тех пор не повторялось, и я стал совершенно здоров и бодр».

А вот интересный случай исцеления от неизвестной болезни, которая названа в источнике «порчей» (по всей видимости, речь все же идет о бесновании). Крестьянка Тульской губернии деревни Домнино Елена Марковна Жестоковская была больна пять лет. Однажды в сонном видении она услышала голос, приказавший ей идти в Косино и искупаться в водах Святого озера. 30 июля 1899 года Жестоковская пришла в Косино, но сначала купаться не могла. Отправившись на Святое озеро, она почувствовала сильную боль в ноге, которую свело, затем упала в обморок и страшно мучилась; но, очнувшись, почувствовала внезапное облегчение в своей болезни и уже сама легко и свободно пошла купаться, после чего почувствовала себя совершенно здоровой.

...30 июня 1889 года в Косино приезжала женщина по имени Клавдия. В благодарность за исцеление от болезни она оставила в часовне привески в дополнение к оставленным прежде серьгам. Клавдия страдала от страшной болезни, при которой ее руки опухли, почернели, и вся она как опухала и с трудом могла двигаться. Прибыв в Косино и искупавшись в водах Святого озера, она почувствовала приближение сильного обморока и в совершенно расслабленном состоянии поехала домой. Однако на другой день она почувствовала себя вполне хорошо и выздоровела совершенно, о чем сообщила приходскому священнику.

...17 июля 1889 года московский купец Петр Егорович Жернов сообщил, что он приехал с семейством в Косино поблагодарить Царицу Небесную за оказанную Ею милость: зять его, купец Егоров, долгое время мучился зубной болью, так что день работал, а ночь страдал. Приехав в середине июля в Косино и отправившись на Святое озеро, он не хотел сначала купаться, боясь еще более простудиться. Однако его уговорили; окунувшись в воду Святого озера, он внезапно почувствовал полное облегчение, с того времени боль совершенно прекратилась. Жена Жернова получила облегчение от боли в ногах.

...В 1902 году, летом, мещанин г. Волоколамска Московской губернии Роман Александрович Правкин заявил, что у него был болен сын Василий (полтора года от роду), который, ко всему прочему, еще и потерял способность ходить. Придя в Петровский пост в Косино с больным ребенком, родители искупали его в Святом озере, и после этого мальчик начал ходить и совершенно выздоровел.

В мае 1903 года причтом храма Косинской церкви был записан следующий случай....У мещан Черниговской губернии города Ста-родуба Ивана Кузьмича и Глафиры Алексеевны Ахтырко заболела дочь, младенец Мария. У ребенка появилась сыпь на глазах, по определению доктора окулиста Крюкова — экзема. Ребенок ослеп и в таком состоянии находился четыре месяца. 27 апреля бабка Марии, мать Глафиры, переехала из Москвы на дачу в Косино и здесь стала ежедневно ходить в храм и в молитве просила Царицу Небесную и святителя Николая исцелить внучку. Нужно заметить, что больной ребенок не давался умываться, но у бабки появилось сильное желание умыть его водой из Святого озера. Ребенка несколько раз приводили на Святое озеро, и девочка охотно давала себя умыть. Приходя на озеро, бабка каждый раз оставалась на молебен в часовне (молебны там совершались ежедневно) и внушала ребенку молиться Богу усерднее, чтобы Он открыл ей глазки. В начале мая бабка причастила больную внучку в храме, а вечером опять пошла на Святое озеро и по обычаю умыла ее водой из озера. Дорогой, идя по мосткам к часовне, ребенок сказал: «Баба, мостик», а подойдя к часовне: «Баба, посмотри, у Боженьки как много воды». Когда Маню умыли водой из озера, она вдруг открыла глазки, совершенно чистенькие и светленькие. Назад девочка сама уже бежала бегом по мосткам, и бабка со слезами радости на глазах едва за ней поспевала. Болезнь с этого момента у ребенка исчезла бесследно.

Информация о работе Святые источники в Косино. Тайна трёх озер