Своеобразие Римской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 20:53, реферат

Описание работы

Римской державы - от Британских островов до Египта. Римское искусство - высшее достижение и итог развития древнего искусства, так как его создавали не только римляне, но покоренные ими народы: древние египтяне, греки, шины, жители Пиренейского полуострова, Галлии, Древней Германии, иногда стоявших на более высокой ступени культурного развития.

Содержание работы

Введение................................................................................................................3
1.Мифология и религия Древнего Рима………………………………………5
2. Древнеримская архитектура………………………………………………..12
3. Искусство Древнего Рима. …………………………………………………16
Заключение..........................................................................................................23
Список литературы.............................................................................................25

Файлы: 1 файл

реферат по культурологии.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

 Зловещей вереницей  они окружают несчастные, запуганные  человеческие души.

 Этрусские легенды  сообщают, что однажды в окрестностях  города Тарквиниев, когда крестьяне  пахали землю, из влажной борозды  вышел человек с лицом и фигурой ребенка, но с седыми волосами и бородой, как у старика. Звали его Тагес. Когда вокруг него собралась толпа, он начал проповедовать правила гадания и религиозных церемоний. Царь тех мест приказал из заповедей Тагеса составить книгу. С тех пор этруски считали, что они лучше других народов знают, как следует толковать божественные знамения и предсказания. Гаданием занимались особые жрецы - гаруспики. Когда животное приносили в жертву, они внимательно осматривали его внутренности: форму и положение сердца, печени, легких - и, согласно определенным правилам, предсказывали будущее. Они знали, что означает каждая молния, по ее цвету узнавали, от какого бога она исходит. Огромную и сложную систему сверхъестественных знамений гаруспики превратили в целую науку, которую позднее переняли римляне.

 Далее свое влияние  на римскую мифологию оказала  греческая. Дмитриева Н.А. дает  такую оценку этому факту: «Первоначальная  римская мифология, в отличии  от греческой безобразна и  прозаична. Рим воспринял и  ассимилировал весь пантеон греческих божеств, дав им только другие имена: Зевс стал Юпитером, Афродита – Венерой, Арес – марсом и т.д. «Плененная Греция победила своего некультурного победителя» (Гораций)»[5].

 На дальнейшее развитие  римской мифологии оказали влияние три фактора: демократизация общества, обусловленная победой плебса, победоносная римская агрессия и знакомство с более развитыми культурами и религиями, с которыми римляне вступили в сложные взаимоотношения.

 Демократизация, сделавшая  доступными для плебеев жреческие должности, а должность главы культа - великого понтифика - выборной, в соединении с запрещением дарить и завещать земли храмам, не дала развиться ни жреческой касте, ни ее оплоту - храмовому хозяйству. Высшим авторитетом стала сама гражданская община.

 Идеологическим же  обоснованием сплоченность гражданского  общества стало почитание предков  и богов. Причем отношение с  богами в новом обществе подверглись  столь же предельной рационализации, как и отношения людей между  собой. Традиции, у истоков которых стояли боги, были важнейшим ориентиром, обеспечивающим стабильность жизни. Таким образом, право коллектива получило как бы божественное освящение. Вот почему римская имперская власть, возникшая для поддержания порядка в среде римского общества, сразу же приступила к самообожествлению. «Культ императора должен был олицетворять единство римских граждан, рассеянных по громадной державе, одновременно выступая ориентиром для не имевших гражданства провинциалов. По сути это был культ не личности, а такого же символического знака общественной потребности, каковыми были все языческие боги.»[6]. Античное христианство сумело заместить этот культ потому, что не было связано с различием между гражданами и не гражданами. Это произошло тогда, когда в правах были уравнены все жители империи.

 Появление раннего  христианства было обусловлено  тем, что Рим постепенно захлестывала  волна всевозможных сектантских  учений, философских школ, мистических  культов, идущих с Востока.  И тенденция установления единобожия  была очень сильна. На единую, общую для всей империи религию надеялись как на средство сохранить империю, предотвратить ее распад.

 Однако было  уже поздно, и даже установление  единой религии не спасло бы  раздираемое противоречиями государство.

2. ДРЕВНЕРИМСКАЯ АРХЕТИКТУРА

 

 Что же касается  римской архитектуры, то и здесь  не обошлось без заимствований.. Также как и в религиозных  верованиях, заимствования проходили  в несколько этапов и использовался  опыт нескольких народов.

 Учителями римлян были  этруски. Именно они научили строить здания, но очень скоро римляне превзошли их в этом искусстве. Они стали лучше пользоваться материалами, употреблявшимися уже и раньше, приспособили новые, усовершенствовали способы строительства.

 Потому не удивительно,  что в римском искусстве периода расцвета ведущую роль играла именно архитектура, памятники которой и теперь, даже в развалинах покоряют своей мощью. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало сооружениям общественным, воплотившим идеи могущества государства и рассчитанным на огромные количества людей.

 Во всем древнем  мире римская архитектура не  имеет себе равной по высоте  инженерного искусства, многообразию  типов сооружений, богатству композиционных  форм, масштабу строительства. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости) как архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж.

 Постепенно складывался  новый тип гражданского общества  со своими запросами. Потребности  римского общества породили много типов сооружений: амфитеатры, термы, триумфальные арки, акведуки и др. На римской почве получили новое архитектурное решение дворцы, особняки, виллы, театры, храмы, мосты, надгробные памятники. Рационализм, лежащий в основе римской архитектуры, проявлялся в пространственном размахе, конструктивной логике и целостности гигантских архитектурных комплексов, строгой симметрии и четкости. С распространением римского владычества на Грецию и эллинистические государства в Рим проникли утонченность и роскошь эллинистических городов.

 Приток богатств из  завоеванных стран в течение  III—I вв. до н. э. изменили  нравы римлян, порождая среди  господствующих классов расточительство.  Ввозились в огромном количестве  знаменитые греческие статуи  и картины греческих мастеров. Римские храмы, дворцы превратились в музеи искусства. Увлечение греческим искусством проявилось, прежде всего в обращении к ордерной системе. В то время как в греческой архитектуре ордер играл конструктивную роль, в Риме он использовался главным образом в декоративных целях.

 В республиканский  период сложились основные типы  римской архитектуры.

Суровая простота жизненного уклада в условиях постоянных ожесточенных войн нашла отражение в конструктивной логике монументальных инженерных сооружений. В них раньше всего проявилось своеобразие римского искусства.

 Обращают внимание  грандиозные сооружения — древние  оборонительные стены Рима, возникшего  еще в VIII в. до н. э. на  трех холмах: Капитолии, Палатине  и Квирипале, выложенные из  камня (ранняя — VI в. до н. э. и так называемая Сервиева стена — 378—352 гг. до н. э.).

 Римские дороги имели  важное стратегическое значение, они объединяли различные части  страны. Ведущая к Риму Аппиева  дорога (VI—III вв. до н. э.) для движения  когорт и гонцов была первой из сети дорог, покрывших позже всю Италию. Около долины Ариччи дорога, мощенная толстым слоем бетона, щебня, плитами лавы и туфа, шла из-за рельефа местности по массивной стене (197 м длиной, 11 м высотой), расчлененной в нижней части тремя сквозными арочными пролетами для горных вод.

 Постепенно  в следующие века Рим становится  наиболее богатым водой городом  мира. Мощные мосты и акведуки (акведук Аппия Клавдия, 311 г. до  н. э., акведук Марция, 144 г. до  н. э.), пробегающие десятки километров, заняли видное место в архитектуре  города, в облике его живописных окрестностей, входя неотъемлемой частью в пейзаж Римской Кампаньи. Рим приобрел совершенно новый облик, соответствующий престижу мировойстолицы. Выросло количество общественных зданий, строились форумы, мосты, акведуки,обогатилось архитектурное убранство. По словам историка Светония, Август так Рим «украсил, что по справедливости мог хвастаться, что принял его кирпичным, оставляет его мраморным». Город поражал современников необозримостью площади — ни с одной стороны он не имел четких границ. Его предместья терялись в роскошных виллах Кампаньи. Великолепные здания, колошше портики, сводчатые и украшенные фронтонами крыши, богато декорированные бассейны и фонтаны чередовались с зеленью рощ и аллей.

 «Воплощением  мощи и исторической значительности императорского Рима были триумфальные сооружения, прославляющие военные победы Рима.Триумфальные арки и колонны возводились не только в Италии, но и в провинциях во славу Рима. Римские сооружения были там активными проводниками римской культуры, идеологии. Арки сооружали по разным поводам — и в честь побед, и как знак освящения новых городов. Однако их первичный смысл связан с триумфом — торжественным шествием в честь победы над врагом. Проходя через арку, император возвращался в родной город уже в новом качестве. Арка была границей своего и чужого мира»[7].

 Большое  место в общественной жизни  римлян занимали зрелища. Театры  и амфитеатры характерны для  античных городов. Еще в период  поздней республики в Риме  сложился своеобразный тип амфитеатра. Последний был всецело римским изобретением. Если греческие театры устраивались под открытым небом, места для зрителей располагались в выемке холма, то римские театры представляли собой самостоятельные замкнутые многоярусные здания в центре города с местами на концентрически возведенных стенах. Амфитеатры предназначались для толпы жадных до зрелищ низов столичного населения, перед которой в дни празднеств разыгрывались сражения гладиаторов, морские бои и т. п.

В 70—80 гг. н. э. был  сооружён грандиозный амфитеатр Флавиев, получивший название Колизей (от латинского colosseus — «громадный»).

 Колизей  — самый большой амфитеатр  античной эпохи. Он вмещал около  пятидесяти тысяч зрителей. Мощные  стены Колизея (высота 48,5 м) разделены  на четыре яруса сплошными  аркадами, в нижнем этаже они служили для входа и выхода. В плане Колизей представляет эллипс (156Х198 м); центр его композиции — ныне разрушенная арена, окруженная ступенчатыми скамьями для зрителей. Эллипс наиболее полно отвечал требованиям динамики развертывающихся зрелищ — гладиаторских боев. Он давал возможность максимально активизировать зрителя, приблизить места привилегированной публики к арене; спускающиеся воронкой места разделялись согласно общественному рангу зрителей.

 Всех этих  грандиозных строительств требовал Рим как центр огромной империи. И действительно, застроенный всеми этими сооружениями, богатый памятниками, город и в III – IV вв. имел внушительный вид. В III в. еще продолжалось большое строительство – воздвигались арки, великолепные термы, дворцы. «Но, по выражению А.Блока, «на теле римской империи уже не было ни одного не наболевшего места», творческий потенциал постепенно угасал»[8].

 Таким образом,  архитектура начинает изживать  себя, становиться все более примитивной.  Возможно, это связано с тем, что в погоне за нововведениями и роскошью, римская знать слишком быстро исчерпала возможности заимствованных приемов строительства.

 

 

 

3.ИСКУССТВО  ДРЕВНЕГО РИМА

 

 И в заключении  хотелось бы уделить внимание  искусству Древнего Рима, тем  более, что его обсуждение и оценка – один из самых противоречивых вопросов в многочисленных исследованиях. Порой ученые высказывают весьма критические суждения. Римское искусство рано научилось льстить и притворятся, считает

 Дмитриева.  «Уже в героизированных статуях  Августа, изображаемого в виде полководца, театрально простирающего руку к войскам, есть натянутость и фальшь. И уже явно лживы и нарочиты портреты ничтожного императора Коммода в виде Геракла, с палицей и львиной шкурой на плечах, или Нервы в облике Юпитера»[11]. В Риме не особо верили в идеал восточной древней триады «бог – царь – герой». Да и вообще ни во что уже не верили. Философская мысль лихорадочно блуждала, охотнее всего склоняясь к горестной покорности судьбе, проповедуемой стоиками. Пороки правителей ни для кого не были секретом. Тем не менее престиж власти должен был как – то поддерживаться, потому самый преступный правитель не имел недостатка в воспевателях и льстецах. Но все же фальшивило оно только на половину, и под маской лести сквозила беспощадность взора, лишенная иллюзий. И потому однозначно осуждать или восхвалять искусство Древнего Рима нельзя. Корни этой проблемы слишком глубоки, и потому следует обращаться к истории.

 Искусство  древнего Рима, как и древней  Греции, развивалось в рамках  рабовладельческого общества, поэтому именно эти два основных компонента имеют ввиду, когда говорят об "античном искусстве". Искусство Рима считают завершением художественного творчества античного общества. Правомерно утверждать, что, хотя древнеримские мастера продолжали традиции эллинских, все же искусство древнего Рима - явление самостоятельное, определявшееся ходом и ходом исторических событий,

 условиями  жизни, и своеобразием религиозных  воззрений, свойствами характера  римлян, и другими факторами.

 Римское искусство как особое художественное явление стали изучать лишь в ХХ веке, по существу только тогда осознав всю его самобытность и неповторимость. И все же до сих пор многие видные антиковеды полагают, что история римского искусства еще не написана, еще не раскрыта вся сложность его проблематики.

 В произведениях  древних римлян, в отличие от  греков, преобладали символика и  аллегория. Соответственно пластические  образы эллионов уступили у  римлян место живописным, в которых  преобладала иллюзорность пространства и формы - не только во фресках и мозаиках, но и в рельефах. Изваяния, подобные Менаде Скопаса или Нике Самофракийской, уже не создавались, зато римлянам принадлежали непревзойденные скульптурные портреты с с исключительно точной передачей индивидуальных особенностей лица и характера, а также рельефы, достоверно фиксировавшие исторические события.

 Римский  мастеров отличие от греческого, видевшего реальность в ее  пластическом единстве, больше склонялся  к анализированию, расчленению целого  на части, детальному изображению явления. Грек видел мир как бы сквозь все объединявшую и связывавшую воедино поэтическую дымку мифа. Для римлянина она начинала рассеиваться, и явления воспринимались в более отчетливых формах, познавать которые стало легче, хотя это же приводило к утрате ощущения цельности мироздания.

 В древнем  Риме скульптура ограничивалась  преимущественно историческим рельефом  и портретом, зато получили  развитие изобразительные искусства  с иллюзорной трактовкой объемов  и форм - фреска, мозаика, станковая живопись, слабо распространенные у греков. Архитектура достигла небывалых успехов как в ее строительно-инженерном, так и в ансамблевом выражении. Новым было у римлян и их понимание взаимосвязи художественной формы и пространства.

 Предельно  компактные, концентрические в своей сущности формы классического Парфенона не исключали, а напротив, выражали открытость здания просторам, окружавшим Акрополь. «В римской архитектуре, поражающей обычно своими ансамблевыми размахами, предпочтение отдавалось замкнутым формам. Зодчие любили псевдоперипетры с колоннадой, наполовину утопленной в стену. Если древнегреческие площади всегда были открыты пространству, подобно Агоре в Афинах или других эллинистических городах, то римские либо обносились, как форумы Августа или Нервы, высокими стенами, либо устраивались в низинах.»[12]

Информация о работе Своеобразие Римской культуры