Сущность религиозного знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 22:35, доклад

Описание работы

Религиозное знание – это целостно-мировоззренческое знание обусловлено эмоциональной формой отношения людей к господствующим над ними высшими силами (природными и социальными). Религиозное знание основано на вере в сверхъестественное. Религиозное знание носит догматический характер.Условно религиозное знание можно разделить на три вида: политеистические религии (иногда также именуемые «мифологиями»); монотеистические религии (иудаизм, христианство, ислам и буддизм); вневероисповедные формы религии (оккультизм, мистицизм и проч.).

Файлы: 1 файл

Религиозное знание.docx

— 18.49 Кб (Скачать файл)

Религиозное знание – это целостно-мировоззренческое знание обусловлено эмоциональной формой отношения людей к господствующим над ними высшими силами (природными и социальными). Религиозное знание основано на вере в сверхъестественное. Религиозное знание носит догматический характер.Условно религиозное знание можно разделить на три вида: политеистические религии (иногда также именуемые «мифологиями»); монотеистические религии (иудаизм, христианство, ислам и буддизм); вневероисповедные формы религии (оккультизм, мистицизм и проч.). В раннее Новое время теология «по наследству» от Средневековья сохраняла статус «абсолютного» или «доминирующего» знания по отношению к науке и философии. Затем, по мере повышения авторитета естественных наук и распространения атеистических представлений, христианская теология и религия в целом начали трактоваться преимущественно как «вера» и по сути были лишены статуса знания. Подчеркнем, что религия не тождественна божественной реальности — первая является формой знания о второй. Но при этом именно в рамках религиозных представлений собственно и постулируется существование божественной реальности, и в этом смысле она неотделима от религии.

Если говорить об отличии  религии от других типов знания, то основное отличие религиозного знания в настоящее время определяется его предметом — божественной (трансцендентной) реальностью. С точки зрения метода, религия как априорное знание практически не дифференцируется от многих других типов знания — философии, этики, идеологии и т. д. К религиозному знанию следует также отнести разные виды оккультизма, понимаемого в широком смысле как знание о таинственных, сверхъестественных, магических силах, существующих и действующих в мире. Роль оккультизма в системе знания также существенно менялась на протяжении последних пятисот лет. Хорошо известно, что в эпоху Ренессанса и раннего Нового времени разные формы оккультизма (каббала, герметизм, астрология, алхимия, а также магия) играли огромную роль в формировании научного знания. Более того, именно оккультизм способствовал отделению науки от христианской теологии, выступая мировоззренческой основой для формирования естественнонаучного подхода, и многие ученые XV—XVII вв. отдали ему дань.

Постепенно, как и в  случае с христианской религией, роль оккультного знания в системе  культуры стала уменьшаться, хотя никогда не исчезала полностью. А на исходе XIX в. популярность оккультизма снова заметно выросла и сохранялась на протяжении всего прошлого столетия. При этом к традиционным видам оккультизма постоянно добавляются новые — космические пришельцы, парапсихология, экзотические культы (вудизм и проч.). Этот тип знания не только поддерживается довольно многочисленными экспертами (носителями оккультного знания) и группами их непосредственных приверженцев, но и оказывает определенное влияние на массовое сознание.

В целом роль религиозного знания в системе представлений  о прошлой социальной реальности, естественно, сильно варьировалась как во времени, так и в культурном пространстве. Кроме того, говоря о высших религиях (монотеистических, дуалистических и некоторой части политеистических), следует различать две части религиозного знания: по терминологии, принятой в христианстве, речь идет о священной (сакральной) истории и церковной истории. Конкретные способы конструирования прошлой социальной реальности в рамках религиозного знания мы рассмотрим более подробно во втором томе нашей работы; здесь же остановимся на некоторых ключевых моментах.

Общей особенностью религиозного знания о прошлом можно считать  крайне неравномерное «покрытие» исторического  времени. Религиозное знание, сформировавшееся в дифференцированных обществах, унаследовало некоторые архаичные (мифологические) традиции, в соответствии с которыми сакральный компонент проявлялся наиболее отчетливо в формировании представлений об отдаленном прошлом — времени первотворения, первопредков и т. д. Эта традиция сохраняется и поддерживается во всех типах религии — как поли- так и монотеистических, где начальный момент истории, в том числе истории человека, полностью связывается с действием трансцендентных сил.

Помимо времени творения, любое религиозное знание выделяет некоторые ключевые моменты человеческой истории. В более архаичных или  традиционных религиозных системах речь идет прежде всего о природных катаклизмах, обрушивавшихся на человечество (всемирный потоп, мировой пожар и т. д.). К этому добавляются более поздние «исторические» кульминационные события, во время которых также проявляется воздействие трансцендентных сил на социальную реальность.

Большинство этих событий  связано с отдельными личностями, прообразом которых выступали так  называемые культурные герои. В иудаизме, христианстве и исламе такие эпизоды связаны прежде всего с идеей Откровения, прямого контакта Бога с конкретным человеком (Авраам, Моисей, Мухаммед). Постепенно количество таких событий множится, и они теряют роль «узловых моментов» истории человечества, как это происходит в случае с бесчисленными христианскими житиями святых.

Наконец, к числу ключевых трансцендентных пунктов прошлого относятся эпизоды сошествия  Бога (богов) на Землю, его воплощения или земного рождения. Такого рода представления существуют и в примитивных религиозных системах, но, например, в манихействе, буддизме и христианстве они становятся кульминационными пунктами истории. В некотором смысле эти события соотносятся с предыдущими, так как ориентированы на время возникновения той или иной религии и идею Божественного откровения (открытия людям нового знания).

Стремление к конструированию  ключевых эпизодов человеческой истории  характерно и для многих вневероисповедных форм религиозного знания. В современном паранаучном знании в качестве распространенного кульминационного события выступает появление в прошлом на Земле космических пришельцев и передача ими знания землянам. А, скажем, в оккультизме одним из таких ключевых пунктов является сочинение Гермесом Трисмегистом своего труда. В этой связи интересно отметить, что началом заката оккультизма раннего Нового времени стала научная датировка «Герметического корпуса». Удар по оккультизму, который долго являлся союзником научного знания, был нанесен как раз со стороны наук — филологии и истории.

Если говорить о христианской религии, то в настоящее время  она продолжает играть важную роль в содержании представлений о двух ключевых событиях прошлого — Сотворении мира (вселенной) и Воплощении Христа. Если первый момент связан с прошлой природной реальностью и не представляет для нас интереса, то второй имеет уже непосредственное отношение к реальностисоциальной. Достаточно вспомнить, что во всех европейских странах летосчисление ведется от Рождества Христова.

Немаловажную роль в формировании представлений о прошлом играет и более конкретное религиозное знание — то, что в христианстве называется церковной историей (историей Церкви) в отличие от Священной истории, зафиксированной в Священном Писании. События церковной истории, связанные с конкретными личностями или институциональными изменениями, находятся в поле зрения исторической науки (история Соборов, папства, крестовых походов, Реформации и т. д.). Если говорить об историческом (научном) знании, то оно активно опирается (естественно, после существенной переработки) на большие «куски» конкретного знания о прошлом, разработанные в рамках религиозного знания. В свою очередь, церковная история (и соответствующее знание в других религиях) ныне широко использует фактологическую основу научных (исторических) сочинений, давая им в некоторых случаях специфическую религиозную интерпретацию.

Влияние религиозного знания о прошлом очень заметно в  искусстве, в частности в изобразительных видах искусства (живопись и скульптура) и в музыке. Речь, правда, идет не столько о современном, сколько о «классическом» искусстве, где веками присутствовали мифологические и библейские сюжеты. Но поскольку «классические» произведения изобразительного искусства входят в активную часть системы культуры, через них религиозное знание продолжает оказывать заметное влияние на формирование массовых представлений о прошлом.


Информация о работе Сущность религиозного знания