Степень изученности скифской религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

Цель:
изучение религиозных верований, обычаев, обрядов, традиций скифов, важнейших культов и показать какой смысл вкладывали в них древние скифы
выполнить художественную работу на эту тему.

Содержание работы

Введение………….…………………………………………………………………………………………………………………… 5
1. Степень изученности скифской религии
1.1 Актуальность темы исследования……………………………………………………………………… 6
1.2 Степень изученности проблемы………………………………………………………………………… 7
2. Религиозные верования скифов
2.1 Скифские жрецы – божественные прорицатели………………………………………………. 9
2.2 Обряд погребения царя……………………………………………………………………………………… 11
2.3 Похороны простых скифов…………………………………………………………………………………. 17
2.4 Звериный стиль скифов………………………………………………………………………………………. 18
Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………… 22
Список использованной литературы…………………………………………………………………………………… 25

Файлы: 1 файл

пояснительная записка.docx

— 285.32 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………….…………………………………………………………………………………………………………………… 5

1. Степень изученности  скифской религии

1.1 Актуальность  темы исследования……………………………………………………………………… 6

1.2 Степень  изученности проблемы………………………………………………………………………… 7

2. Религиозные верования  скифов

2.1 Скифские жрецы – божественные прорицатели………………………………………………. 9

2.2 Обряд погребения царя……………………………………………………………………………………… 11

2.3 Похороны простых скифов…………………………………………………………………………………. 17

2.4 Звериный  стиль скифов………………………………………………………………………………………. 18

Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………… 22

Список использованной литературы…………………………………………………………………………………… 25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   Ведь нет ни одного племени у Понта,

которое бы выдавалось мудростью,

 и мы  не знаем ни одного ученого  мужа,

кроме скифского  племени и Анахарсиса.

 

Геродот

Скифия! Как много вмещает в себя это  красивое название! Это – древняя  наша земля, наша отечественная история! Это – загадки и тайны, острые дискуссии и затянувшиеся споры, увлекательные поиски и интересные исследования, сенсационные открытия и находки. За ними – долгий и  скрупулезный труд ученых, труд далеко не легкий, с множеством трудностей и лишений, полный не только радости  открытий, но и горечи разочарований. Однако при этом здесь всегда романтика  поиска, стремление открыть тайну, познать  неизвестное.

Этой теме посвящено огромное количество специальных работ исследователей. Но книг пока еще мало. Писать на эту  тему чрезвычайно сложно. Здесь множество  нерешенных проблем, спорных вопросов, различных, часто взаимоисключающих  точек зрения.

Цель:

    • изучение  религиозных верований, обычаев, обрядов, традиций скифов, важнейших культов  и показать какой смысл вкладывали в них древние скифы
    • выполнить художественную работу на эту тему.

Задачи:

    • дать  обобщенный материал по обряду погребения скифов
    • по религиозно-общественным отношениям древних с точки зрения последних достижений в области изучения древних религий индоевропейских народов
    • посетить музей
    • разработать эскиз для художественной работы
    • определиться с техникой выполнения картины и продумать её оформление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Степень изученности скифской религии

1.1 Актуальность темы исследования

Скифы сыграли  чрезвычайно большую роль в исторических судьбах народов нашей страны и внесли огромный вклад в сокровищницу мировой культуры.

Скифская  культура одна из наиболее ярких культур  степной полосы Евразии. Возрождается интерес к изучению культурного  наследия народов, населявшие просторы Причерноморских степей в древности? Чем жили, во что верили, каков  был их общественно-политический строй? Вопросов больше, чем ответов. У историков  нет твердо сформулированной общей  концепции. Это связано с тем, что письменных источников по древней  истории Скифии дошло до наших  дней ничтожно малое количество.

Археологические исследования последних десятилетий  прояснили облик культуры населения  степного евразийского пояса, в значительной степени выявили характер и уровень  развития его экономики, в ряде случаев  позволили установить его генетическую связь с носителями предшествующих культур бронзового века.

Существует, однако, аспект, в котором изучение названных народов делает только первые шаги. Речь идет об исследовании свойственных им религиозно-мифологических представлений. Аспект этот весьма важен, так как на ранних этапах истории  человечества в мифологии того или  иного народа находит, как известно, специфическое отражение. Вся сумма свойственных этому народу представлений о природе и обществе, в ней проявляются реальное практическое знание о внешнем мире, суммируется свойственное древнему человеку понимание космического и социального порядка, понимание строения мира и своего места в этом мире.

Без знания истории  скифов, их социально-экономического развития, религиозно-культовых представлений  невозможно понять древнюю историю  обширного региона, называвшегося  в древности Скифией.

Изучение религиозных  представлений скифов в комплексе  с археологическими исследованиями позволяет реконструировать в известных  пределах социальную, этническую, культовую  историю скифского общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Степень изученности проблемы

Для знакомства с культурой скифов мы отправились  в музей г.Новочеркаск. Там нам  представили археологические находки  предметов скифов, их одежду, посуду, украшения. Нам слегка представился образ этого народа, обитавший  на степной полосе Евразии. Для изучения скифской религии мы не располагаем письменными источниками, т.е. текстами, написанными на скифском языке. Некоторые сведения имеются у античных авторов. Из них наиболее ценные сведения о скифской религии содержатся в IV книге «Истории» Геродота, в отрывках из сочинений Псевдо-Гиппократа «О воздухе, водах и местностях», «Исторических библиотек» Диодора Сицилийского, в некоторых новеллах Лукиана, «Аргонавтике» Валерия Флакка. Немаловажным источником является археологический материал, а в некоторых случаях археология является единственным источником воссоздания истины.

История изучения скифской религии тесно связана  с состоянием изученности одной  из проблем скифологии – происхождения  скифской культуры. Долгое время в  науке господствовала теория об иранском элементе в скифской культуре. Наиболее полно эта точка зрения отражена в трудах М.И. Ростовцева. М.И. Ростовцев  на обширном археологическом и сравнительном  историческом материале впервые  объяснил важнейшие памятники культового искусства Северного Причерноморья. Ростовцев скифскую религию определяет как иранскую, а атрибутику заимствованной у восточно-греческого искусства  Малой Азии. Согласно теории Ростовцева М.И собственно скифской была культура верхушки общества, пришлой кочевнической ираноязычной знати, господствовавшей и над покоренным земледельческим населением с совершенно иным культурным укладом. В последние годы эта точка зрения не разделяется большинством археологов. Их версия сводится к мысли, что начиная с VII в. до н.э. Скифия предстает в основном единой в культурном отношении, по крайней мере в тех проявлениях культуры, которые могут быть прослежены археологически. Различия скифских рядовых и царских погребений – это различия социального плана.

Далее М.И. Ростовцев  отождествлял отдельные моменты  скифской религии, в частности ее богов с синкретическими божествами персов эпохи элинизма.

В настоящее  время в скифологии наибольшее признание  получили две теории происхождения  скифской культуры. Одна из них условно  именуется «автохтонной» - имеет  наибольшее число сторонников, исходит  из непрерывного развития скифской культуры в Северном Причерноморье. Вторая - «центрально-азиатская» - доказывает появление  основных элементов скифской культуры в Северно Причерноморье извне, с востока, из «глубин Азии». Наиболее активно эту теорию отстаивал  А.И. Треножкин. Обе эти теории не исключают друг друга, т.к. ни одна из них не отрицает как привнесенных черт (оружие, конский убор, звериный стиль в искусстве), так и местных.

После возвращения из передней Азии скифы  какое-то время обитали на Северном Кавказе и в Прикубанье, а затем  утвердили свое господство в степях Северного Причерноморья. Местное  население, покоренное скифами в  большинстве своем также было ираноязычным, что способствовало быстрой  двусторонней ассимиляции в материальной культуре и идеологии. Общественный строй Скифии можно характеризовать  тенденцией, в которой четко выделились основные сословия.

Новые перспективы в изучении скифской идеологии появились в связи  с появлением трудов французского исследователя  Ж. Дюмезиля и его последователей. Согласно Ж. Дюмезилю, божества, принадлежавшие древнейшему слою ряда индоевропейских  мифологических систем, воплощали три функции: магико-юридическую (мистическую и административную), физической силы (военная функция), плодородия (в широком смысле этого слова). В основе такого деления в религиозной и магической сферах лежало разделение древнего индоевропейского общества на три основных слоя: жрецов, воинов, скотоводов-земледельцев. Каждый из этих слоев был представлен в мире и эпосе определенными богами или героями. Ж. Дюмезиль, исходя из «скифской» версии Геродота, считает, что скифское общество представляло собой трехчастную структуру. Основные положения концепции Ж. Дюмезиля применительно к скифскому материалу были развиты Э.А. Граньтовским и Д.С. Раевским. По мнению Э.А. Грантовского трехчастные структуры были наиболее характерны для скифской идеологии: космогонии, общественного строя, политической и жреческой организации, цветовой символики. Не все положения, выдвинутые Э.А. Грантовским, были приняты учеными. Критике подвергся тезис о существовании в Скифии времен Геродота и Лукиана замкнутых сословных кастовых групп. Впервые попытку реконструкции скифской мифологии как системы и части идеологии иранского мира предпринял Д.С. Раевский. На основе изучения изобразительных памятников и фрагментов скифского фольклора, сохраненных античными авторами, в книге исследуются представления о мироздании, присущие скифским племенам Северного Причерноморья I тысячелетия до н.э. В результате мировосприятие скифов реконструируется как целостная система.

Однако, как  указывает и сам автор монографии, предложенная реконструкция далеко не исчерпывает скифской мифологической модели во всем многообразии образующих ее структур и во всем богатстве  их реализации.

Появление монографии Бессоновой С.С. явилось как бы дополнением  и уточнением тех положений, которые  выдвинул Д.С. Раевский. Работа посвящена  исследованию религиозных представлений  населения Степной Скифии V-III вв. до н.э. Скифская религия рассматривается в комплексе, включая мифологию, пантеон, конкретные формы религии, семантику культово-мифологических изображений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Религиозные верования скифов

2.1 Скифские жрецы – божественные прорицатели

У скифов, как  и других индоиранских народов, существовало много жрецов. Это была обособленная социальная группа, отдельные категории  которой занимали довольно высокое  положение. Вот что пишет о  них Геродот:

«Прорицателей у скифов много. Они прорицают  с помощью большого числа ивовых прутиков следующим образом: принеся  большие пучки прутиков, они, положив  их на землю, разъединяют и, раскладывая  прутья по одному, вещают и, произнося  прорицания, одновременно снова собирают прутья и опять по одному складывают их. У них это искусство прорицания, идущее от отцов, а энареи – женоподобные мужчины, «говорят, что им искусство прорицания дала Афродита» (Геродот IV, 67). Этот термин специалисты выводят от иранского слова нара – мужчина, которое с приставкой э (а) означает не мужчина. В начале своего труда «отец истории» рассказывает о том, что скифы во время господства в Азии двинулись на Египет. В Сирийской Палестине их с богатыми дарами встретил царь Египта Псамметих и мольбами упросил не идти дальше. Скифы вняли его просьбе и повернули обратно. Проходя мимо сирийского города Аскалона, небольшая часть скифов отстала от своего войска и разграбила расположенный там храм Афродиты Урании, т.е. Небесной, - древнейшее святилище этой богини. И за это грабители были наказаны, как пишет Геродот, весьма оригинальным способом: «А тех скифов, которые разграбили храм в Аскалоне, и все их потомство богиня поразила женской болезнью; поэтому и скифы соглашаются, что люди болеют по такой причине, и те, кто прибывают в скифскую землю, сами могут увидеть, в каком состоянии находятся люди, которых скифы зовут энареями» (I, 105).

Так вот они  прорицают по коре липы. Прорицатель, разрезав кусок коры на три части, переплетая и расплетая их вокруг своих пальцев, пророчествует» (IV, 67).

Этот способ гадания подтверждается данными  археологии. В одном из погребений курганного могильника на реке Илек были найдены палочки для гадания  – пучок тополевых или ивовых прутьев равной длины в 60 см. Здесь  был совершен обряд частичного трупосожжения, благодаря чему гадательные палочки  обуглились и сохранились. Хорошо сохранились  и стоявший на них деревянный жертвенный сосуд. Палочки лежали вдоль левой  руки погребенного, который был, надо полагать, жрецом, гадателем на палочках.

Такие находки, по всей видимости, нередко встречаются  в скифских погребениях, но из-за плохой сохранности остаются незафиксированными. Поэтому хочется обратить внимание исследователей на необходимость более  тщательной фиксации остатков дерева и других материалов, пусть даже совсем незначительных следов.

Надо упомянуть  также о золотой пластинке  из известного Амударьинского клада. На ней изображен мужчина с пучком прутьев в руках. Можно предполагать, что древний художник запечатлел здесь скифского жреца с палочками  для гадания.

Интересно отметить, что скифский способ гадания на палочках подтверждается и этнографическими материалами. Близкий способ гадания  описан исследователями у осетин.

Несмотря  на богатство и особое положение, жрецы, если их предсказание не сбывалось, рисковали многим, иногда – даже жизнью. Геродот весьма красочно рассказывает о прорицании в случае болезни  царя: «Когда царь скифов заболевает, он посылает за тремя наиболее знаменитыми  прорицателями. Они прорицают указанным  способом; и говорят они чаще всего  следующее – будто бы тот или этот человек ложно поклялся царскими очагами, называя при этом по имени того из жителей, о котором они говорят.

У скифов принято  чаще всего клясться царскими очагами, каждый раз, когда хотят принести величайшую клятву. Того человека, о  котором говорят, что он ложно  поклялся, сразу же схватывают и  приводят. Прибывшего прорицатели изобличают в том, что он, как стало ясно посредством гадания, ложно поклялся царскими очагами и что из-за этого  царь хворает.

Тот отказывается, утверждая, что он не клялся ложной клятвой, и негодует.

Поскольку он отказывается, царь призывает других прорицателей вдвое больше против прежнего. И если и они, рассматривая то, что  дает гадание, признают, что он принес ложную клятву, ему сразу же отрубают голову, и имущество его делят  по жребию между собой первые прорицатели.

Если же пришедшие  прорицатели оправдывают этого  человека, то выносится постановление  казнить самих прорицателей, которых  призвали первыми» (IV, 68).

Они умирали  страшной смертью. Вот как описывает  это Геродот: «Казнят их таким  способом: нагрузив повозку хворостом, запрягают в нее быков. Сковав прорицателей по ногам и связав им руки за спиной и заткнув им рот, их бросают в середину хвороста и, поджигая его, гонят быков испугав  их. Многие быки сгорают вместе с  прорицателями, но многие убегают, обожженные, как только у них сгорит дышло. Указанным способом они сжигают  прорицателей и по другим поводам, называя  их лжепрорицателями. Когда царь их убивает, он не оставляет в живых  даже сыновей, но умерщвляет всех детей  мужского пола, а детям женского пола не причиняет вреда» (IV, 69).

Информация о работе Степень изученности скифской религии