Становления ислама как мировой религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 19:44, реферат

Описание работы

В истории великих культур классическая арабо-мусульманская культура занимает одно из важнейших мест. В свое время эта высокоразвитая, самобытная культура процветала на бескрайних просторах от Индии до Испании, включающих Ближний и Средний Восток и Северную Африку. Ее влияние ощущалось и ощущается сейчас во многих частях света; она явилась важным связующим звеном между культурами античности и средневекового Запада, уникальность этой культуры обусловлена особенностями ислама, который представляет собой не просто мировую религию, а целостную культуру - право и государство, философию и искусство, религию и науку, обладающих своей неповторимостью.

Содержание работы

Введение
3
1. Становления ислама как мировой религии
4
2. Пророк Мухаммед – основатель религии
8
3. Основные постулаты ислама
10
4. «Коран» и «Сунна». Раскол ислама
14
Заключение
15
Список литературы
16

Файлы: 1 файл

культурология.осн.docx

— 35.52 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

3

1. Становления ислама как мировой  религии

4

2. Пророк Мухаммед – основатель  религии

8

3. Основные постулаты ислама

10

4. «Коран» и «Сунна». Раскол ислама

14

Заключение

15

Список литературы

16


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Ислам –  одна из трех (наряду с буддизмом  и христианством) так называемых мировых религий, имеющая своих  приверженцев практически на всех континентах  и в большинстве стран мира. Ислам - самая молодая из мировых религий. Она возникла в VII в. н.э. на Аравийском полуострове. Таким образом, ислам моложе христианства более чем на 600 лет и моложе буддизма на целое тысячелетие. Становление арабо-мусульманской культуры связано с возникновением ислама, который сплотил разобщенные оседлые племена и племена кочевников-бедуинов в арабскую народность.

В истории  великих культур классическая арабо-мусульманская  культура занимает одно из важнейших  мест. В свое время эта высокоразвитая, самобытная культура процветала на бескрайних просторах от Индии до Испании, включающих Ближний и Средний Восток и  Северную Африку. Ее влияние ощущалось  и ощущается сейчас во многих частях света; она явилась важным связующим  звеном между культурами античности и средневекового Запада, уникальность этой культуры обусловлена особенностями  ислама, который представляет собой  не просто мировую религию, а целостную  культуру - право и государство, философию  и искусство, религию и науку, обладающих своей неповторимостью. И хотя ислам исторически близок многим европейским культурным традициям, сравнительный анализ этих различий, не очевидных на первый взгляд, показывает наибольшую удаленность ислама от европейского стандарта и его определенное сходство с китайскими религиозно-доктринальными нормами. Поэтому необходимо выяснить природу ислама, его направления.

Роль  арабского языка в становлении  культуры Арабского Востока огромна: наряду с исламом он был мощным фактором, объединяющим все арабские страны.

 

 

 

1. Становления ислама как мировой религии

Аравия - это край пустынь, небольших оазисов, невысоких гор. Берега огромного  полуострова омываются теплыми  морями, а узкие прибрежные полосы наиболее благоприятны для жизни  людей и для земледелия. Климат здесь очень жаркий и сухой, а  большая часть территории представляет собой бескрайнее море песков. На всем полуострове нет ни одной постоянно  текущей реки, а песок раскаляется  на солнце до такой степени, что от него можно получить ожог. Несмотря на суровые условия, земля эта  была заселена с глубокой древности. Здесь жили семитические племена - предки современных арабов. Отсюда же, по мнению некоторых ученых, вышли и предки древних евреев.

Главным занятием местных жителей было скотоводство. Кочевники перегоняли по огромному  малонаселенному пространству стада  верблюдов, лошадей, овец. Через Аравию проходили важные торговые пути древности, по которым перевозили золотой песок, слоновую кость, драгоценные камни, масло, благовония, шелк, жемчуг, рабов  и бесчисленные стада скота. В  оазисах, либо вблизи  моря, возникали  крупные торгово-ремесленные города, одним из которых была славная  Мекка - будущий центр ислама. Вдоль караванных путей постоянно появлялись все новые поселения, жители которых охраняли дорогу, снабжали караваны верблюдами и проводниками, занимались традиционными ремеслами.

Аравия  находится довольно близко к Междуречью, древней Палестине, к Египту и  Персии, но достаточно изолирована  от остального мира. Не случайно сами арабы  называли ее «арабским островом». Крупные  волны завоеваний древности не особенно влияли на жизнь этого пустынного района, а вот близость к культурным и религиозным центрам сильно сказывалась на жизни аравийских племен.

В религиозном  отношении жители Аравии были очень  неоднородны. На севере полуострова  ощущалось сильное влияние христианства, распространенного в основном в  виде монофизитских учений. Оно появилось там после того, как в Аравию переселились некоторые жители Византии, которые бежали от преследований монофизитской ереси. В более южных районах арабские племена лучше знали иудаизм. Новая религия, которая возникла здесь, была тесно связана с традициями иудаизма и христианства, она приняла от них много элементов.

Очень важно, что арабы, как и древние евреи, склонялись к единобожию. Более того, мусульмане даже обвиняли христиан за отклонения от веры в единого Бога, ссылаясь на то, что Христос - Сын Божий, а у Бога, по их мнению, не может быть сына, потому что в этом случае он уже не един. По этим же соображениям они критиковали христианскую идею Троицы.

В богатом  торговом городе Мекка находилась самое уважаемое святилище арабов - Кааба, ставшее главной святыней ислама и сохранившееся до наших дней. Слово Кааба означает куб. Это здание кубической формы, высотой 15 метров, углы которого сориентированы по частям света. Сверху Кааба всегда накрыта четырьмя черными полотнищами, на которых золотом вышиты слова из Корана. В северо-восточной части находится дверь. Она расположена на высоте двух метров от земли, и поэтому, чтобы попасть внутрь, надо приставлять специальную переносную лестницу. В восточном углу храма, на высоте около полутора метров в стену вмонтирован «Черный камень» в дорогой серебряной оправе. Сейчас это три соединенных между собой осколка черновато-красного цвета, предположительно метеоритного происхождения. Считается, что камень - это символ могущества Аллаха, посланный Богом на землю и подаренный первочеловеку Адаму, По преданию, сначала этот камень был белым яхонтом (древнерусское название рубина или сапфира), но от поцелуев людей - грешных и несовершенных, почернел. Мусульмане верят, что настанут времена, когда после Страшного Суда грехи людей будут искуплены, и камень вновь побелеет.

Мусульмане  очень берегут свою святыню. Считается, что камень никогда не покидал  этого места, кроме единственного  случая: в X в. его захватили и увезли с собой сторонники одного из воинствующих направлений в исламе. Черный камень удалось вернуть только через 20 лет. А совсем недавно - в 1980 году Каабу и священный камень захватила группа террористов, утверждавшая, что среди них находится новый пророк. Святыню пришлось брать штурмом, а все мятежники были убиты.

Сама  Кааба - это прообраз, воплощение небесного  храма Аллаха, его Трон. Первым создателем этого святилища считается сам  Адам. Когда Бог изгнал его из рая, Адам очень тосковал по храму, в  котором привык молиться в райских  кущах, поэтому и получил его  точную копию на земле. Во время всемирного потопа храм разрушился, а Исмаил вместе с отцом - Ибрахимом заново отстроили  его. Напротив входной двери в  Каабу находится небольшое сооружение, в котором хранится камень с отпечатками  человеческих ног. Мусульмане верят, что  это ноги самого Ибрахима: во время строительства камень, поддерживаемый небесными силами ангела Джабраила (Гавриила), висел в воздухе, выполняя роль строительных лесов. Считается, что около стены Каабы похоронены Исмаил и его мать (арабы называют ее не Агарь, как в Библии, а Хаджар).

С древности  Кааба была центром, объединяющим арабские племена, поэтому во времена молодости  пророка Мухаммеда, т. е. в начале 7 века, по преданию, в ней находились 360 идолов божеств, почитавшихся в разных частях полуострова. Это явно свидетельствует  о существовании язычества у  древних арабов. Во времена молодости  Мухаммеда храм Каабы и соседние здания были основательно реконструированы под руководством византийского мастера, который оказался заброшенным в этот далекий край после кораблекрушения в Красном море. В работах принимал участие и молодой тогда пророк ислама. Когда Мекка стала центром новой религии, Мухаммед приказал выбросить из Каабы всех идолов и стереть со стен языческие изображения.

Еще в  древности арабы признали своим  единым Богом Аллаха - Творца и всеобщего покровителя. Ничто в мире не совершается без воли Аллаха или его знания об этом. Люди, сознавая всемогущество Аллаха, должны быть ему полностью покорными. Властвуя над всем и опекая все свои творения, Аллах милостив, милосерден и всепрощающ по отношению к человеку. Но всем, кто не хочет верить в него, Аллах, по мнению мусульман, посылает тяжкие наказания.

Ислам сыграл огромную роль в истории и культуре не только арабов, его первых и основных адептов, но и всех народов ближневосточного региона, а также иранцев, тюрков, индийцев, индонезийцев, многих народов  Средней Азии, Кавказа, Поволжья, Балкан, значительной части населения Африки. В результате арабского завоевания и под прямым воздействием ислама складывались не только судьбы народов  «исламского мира», но и их культурные традиции, идейный багаж, нормы быта и морали, мифопоэтические и эпические  образы и предания, которые и сегодня  во многом определяют их жизнь. Конечно, покоренные арабами страны и народы сохраняли и развивали собственные доисламские культурные традиции, - тем более это относится к странам, куда ислам проник мирным путем. Однако на протяжении веков почти абсолютного господства ислама доисламские традиции либо безвозвратно уходили в прошлое, либо настолько преобразовывались, исламизировались, что практически свелись лишь к национально-культурной специфике. Разумеется, эта специфика весьма дорога каждому из народов исламского мира, так как отражает его лицо и придает ему оригинальный собственный облик. И в этом смысле ее нельзя недооценивать, считать чем-то второстепенным. Однако важно подчеркнуть, что у любого из мусульманских народов она с лихвой перекрывается комплексом норм и предписаний общего для всех них ислама.

 

 

 

 

 

2. Пророк Мухаммед – основатель религии

Мухаммед родился около 570 года в Мекке. Он происходил из племени корейшитов, которое охраняло Каабу и владело ключами святилища. Но род его был очень беден. Мухаммед остался круглым сиротой в раннем детстве. Мальчик рано вынужден был сам зарабатывать на хлеб в качестве пастуха овец и коз. В 23 – 24 года он поступил на службу к богатой вдове Хадидже, которая вела торговлю и стал ходить с караванами, сначала погонщиком, потом приказчиком. Мухаммед был достаточно замкнутым юношей, отличавшимся острым умом. Сильно интересовался религиозными вопросами, изучал иудаизм, христианство и ханифский ислам. Часто удалялся в горную пещеру где предавался молитвам и посту. С ним часто случались припадки, которые он считал одержимостью бесами, но иногда у него бывали и более светлые видения, и тогда он спрашивал себя, не пророк ли он Господа. Близкие люди, среди которых было много ханифов, успокаивали его, и мало-помалу и они, и он сам уверовали в его божественное посланничество.

Однажды в 610 году Мухаммеду явился светлый юноша и приказал идти проповедовать веру в Господа. Мухаммед выступил с проповедью против идолопоклонничества, что очень не понравилось хранителям Каабы, и он сделался мишенью для насмешек. Самого Мухаммеда не трогали – опасались его многочисленной родни, а вот его последователи подвергались гонениям. Положение нового пророка в Мекке стало совершенно невыносимым, но зато он приобрел популярность в Медине. Именно там было очень много иудаистов и ханифов. Между двумя городами существовала старинная вражда. И в Медину бежала большая часть последователей Мухаммеда. Когда же ему самому стала грозить опасность, он бежал из Мекки в Медину в 622 году. С этого момента – геджры, начинается исламское летоисчисление. Мединцы признали Мухаммеда пророком и правителем.

Именно  здесь построена первая мечеть, установлен порядок богослужения, введена десятинная подать на религиозные нужды, введено  празднование пятницы, учрежден порядок  постов. К Мухаммеду обращались по судебным вопросам, и его решения, основанные на народных обычаях и ветхозаветных установлениях, легли в основу исламского права.

Вскоре  вспыхнула война между Меккой и Мединой в которой мусульмане одержали победу. Мухаммед очистил Каабу от идолов, но он с почтением отнесся к черному камню. Теперь уже Мекка стала религиозным центром ислама. Предприняв поход в Сирию, Мохаммед скончался в 632 году, не успев назвать своего преемника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Основные постулаты ислама

    1. догмат «о предопределении», т.е. все в мире зависит от воли Бога, и все заранее предначертано им еще в начале творения;
    2. «Пять столпов» веры:

1. Свидетельство  веры в одного Бога и никого, кроме Него. Свидетельство веры - искреннее произнесение слов  шахады «Ля Иляха Илля Аллах, Мухаммеду Расулю Аллах», что означает «Нет Бога, кроме Бога (Аллаха) и Мухаммед - Его Посланник». Произнося это свидетельство, человек отрицает существование каких-либо других богов, достойных поклонения, помимо Великого Господа Аллаха. Никто и ничто не имеет право на поклонение, кроме одного Господа, и нет у Него сотоварищей или посредников. Всевышний в Священном Коране сказал: «Ваш Бог – Бог Единственный. Нет божества, кроме Него, Милостивого, Милосердного» (сура «Корова», аят 163). «Воистину, твой Господь знает, что ты и часть тех, кто с тобой, простаиваете менее двух третей ночи, или половину ее, или треть ее. Аллах определяет меру дня и ночи. Он знает, что вам не сосчитать этого, и принимает ваши покаяния. Читайте же из Корана то, что необременительно для вас. Он знает, что среди вас будут больные, что одни странствуют по земле в поисках милости Аллаха, а другие сражаются на пути Аллаха. Читайте же из него то, что необременительно для вас, совершайте намаз, раздавайте закят и одолжайте Аллаху прекрасный заем. Какое бы добро вы ни приготовили для себя заранее, вы найдете его у Аллаха в виде лучшего и большего вознаграждения. Просите же у Аллаха прощения, ведь Аллах – Прощающий, Милосердный» (сура «Закутавшийся», аят 20).

2. Молитва  (намаз, салят). Молитва в Исламе - это прямая связь между верующим  и Господом. Она совершается пять  раз в день: на рассвете, в полдень,  после полудня, на закате и  в ночное время. Каждая молитва занимает несколько минут времени. В молитве человека охватывает чувство полного счастья и внутреннего спокойствия, и Аллах остается доволен своими созданиями. Мусульманин может молиться в поле, в офисе, в университете и т.д. Самое главное, чтобы место было чистым. «Совершай намаз в начале и конце дня и в некоторые часы ночи. Воистину, добрые деяния удаляют злодеяния. Это – Напоминание для поминающих» (сура «Худ», аят 114).  «Скажи тем из Моих рабов, которые уверовали, чтобы они совершали намаз и расходовали явно и тайно из того, чем Мы их наделили, пока не наступит день, когда не будет ни торга, ни дружбы» (сура «Ибрахим», аят 31). «Вели своей семье совершать намаз и сам терпеливо совершай его. Мы не просим у тебя удела, ведь Мы Сами наделяем тебя уделом. А добрый исход – за богобоязненностью» (сура «Та Ха», аят 132).

3. Закят  (пожертвование). Закятом называется  обязательная выплата определенной  части имущества неимущим людям,  в определенное время и в  соответствии с установленными  правилами. Закят выплачивается  с золота, серебра, денег, зерновых  и плодовых культур, товаров,  предназначенных для торговли  и домашнего скота, находящегося  в наличии у человека в течение  года. Облагаемый закятом минимум  равен 85 граммам золота или  595 граммам серебра или эквивалентной  этим количествам сумме денег  в размере 2.5% по прошествии  одного года. «Дары, которые вы преподносите, чтобы приумножить их за счет чужого богатства, не приумножатся у Аллаха. Приумножен для вас будет закят, который вы раздаете, стремясь к Лику Аллаха» (сура «Ар Рум», аят 39).

Информация о работе Становления ислама как мировой религии