Современные нетрадиционные религиозные направления в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 23:01, доклад

Описание работы

Классификация современных нетрадиционных религиозных течений в России, их характеристика. Отличительные черты неокультов.

Содержание работы

Содержание
1. Классификация современных нетрадиционных религиозных течений…………………………………………………………………………….3
2.Отличительные черты неокультов………………………………………….5

Файлы: 1 файл

классиф работа.doc

— 56.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

1.            Классификация современных нетрадиционных религиозных течений…………………………………………………………………………….3

2.Отличительные черты неокультов………………………………………….5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. КЛАССИФИКАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ НЕТРАДИЦИОННЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ТЕЧЕНИЙ

«Новые религии» можно определить по своему содержанию как симбиоз отдельных идей, представлений и культовых требований, заимствованных из разных религий и их течений, приспособленный к новым условиям социально-экономического и научно-технического развития общества XX века. В итоге получается сложное духовное образование, искусственное сплетение и смешение разнотипных, противоречивых составляющих - рационального и иррационального, научного и псевдонаучного, религиозного и псевдорелигиозного, реального и мистического. Культовая сторона отличается особо сложной системой целенаправленного воздействия на психику прозелитов (новообращенных), изменяющей их сознание, вторгающейся в область подсознания. Главную роль в неокультах играет их основатель - «пророк», «гуру», «учитель», «наставник». В основном - это псевдорелигиозные образования, лишь эксплуатирующие идеи, образы традиционных религий, вплетенные в псевдонаучные учения в научной упаковке (терминологии), «обосновывающие» истинность древнейших идей бессмертия души, конца мира и т.п.

Религиозный ренессанс, настоящий взрыв новых культов — характерная особенность XX столетия. Ныне с мировыми религиями — христианством, исламом и буддизмом — соседствуют около 30 тыс. иных религиозных учений и культов. Без сведений о новых религиях, вновь появляющихся пророках и святых представление о духовных исканиях человечества было бы неполным.

Все многообразие новых культов и движений можно условно разделить на несколько групп. Авторы учебника «Основы религиоведения» под редакцией И.Н.Яблокова (Москва, 2001г.) выделяют 5 таких групп:

1. Неохристианские объединения. К ним можно отнести распространенные в СНГ следующие религиозные секты: «Международная церковь унификации»,
«Дети Бога», «Церковь тела Христа», «Богородничное братство», «Белое братство» и др. Для них характерно стремление объединить христианские вероучения с элементами восточных религий мессианство, наделение руководителя статусом посланника Бога, сообщающего новое откровение, высшие нравственные предписания.

2. Сайентологическое направление. Название произошло от английского слова sience – наука. Направление объединяет различные «космические религии» (типичный представитель – «Церковь сайентологии» Рона Хаббарда), которые наукообразно и мистически трактуют различные неисследованные явления психики человека и окружающей природы, например связь Земли и высших космических сил, контакты с неопознанными летающими объектами.

3. Неоориенталистские культы. К ним относятся «Общество сознания
Кришны», «Тихоокеанский дзен-буддийский центр», «Миссия Божественного света», «Махарай Джи», и др. Это вероучения восточного происхождения, представляющие собой западное воплощение индуистских и буддийских культур.
Характерной их особенностью является антирационалистическая направленность, а также способы психофизического воздействия на человека.

Неоориенталистские культы ведут родословную с Востока, чаще всего, модернизируя различные варианты индуизма, буддизма. Неоиндуистские и необуддийские учения предлагают мистический путь освобождения (мокша) - пробуждение в человеке имманентного божественного начала. Все существующее иллюзорно, за ним скрыта истинная божественная природа, которая гармонична и справедлива. Задача состоит в том, чтобы, используя различные способы медитации, слиться с этой подлинной природой. Процесс медитации (размышление, созерцание, внутреннее сосредоточение, отрешение от окружающей природы) включает произнесение мантр - специальных слов или сочетаний звуков, которым придается мистический смысл. Вероучительные особенности отходят на задний план, на передний план выступает следование истинному пути.

4. Сатанинские группы. Среди них можно назвать «Церковь Сатаны», культы дьявола и другие разновидности зловещих объединений. Они возвеличивают значение зла и насилия, проповедуют общение с мистическими источниками зла – демонами, Сатаной. Деятельность их отличается особой жестокостью и таинственностью ритуалов посвящения и отправления культов.

5. Религиозно-мистические культы. Речь идет о распространении оккультных учений, новой магии, спиритизма, астрологии, колдовства, целительства и других явлений. Как отмечают ученые-социологи, за последние годы в России подобные организации уверенно лидируют и получают довольно широкую популярность среди населения.

Наряду с сохранившимися традиционными колдунами, шаманами, гадателями все больший авторитет получают новые магические учения и институты, соединяющие воззрения и практики восточных и западных, древних и современных традиций, а также спонтанное творчество новых колдунов, гадателей. К таким течениям можно отнести, например, учение Карлоса Кастанеды, основанное на мифологии мексиканских индейцев. Значительное распространение получили спиритические движения, начавшиеся еще в прошлом веке в Европе и Северной Америке, практикующие общение с душами умерших.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ НЕОКУЛЬТОВ

Между этими группами культов не четких границ, деление весьма условно. Но что важно иметь в виду, что в целом это синкретичные, эклектичные культы. Обращает на себя внимание экстравагантность внешнего вида и культовой практики последователей многих «религий XX века», в них на первый план выдвигается эмоционально-психологическая сторона культа.

Социально-демографический состав неокультов достаточно однороден, как об этом свидетельствуют разные материалы (периодической печати, следственных органов и др.). В них преобладает учащаяся молодежь (от 14 до 25 лет), а также часть служащих, специалистов, инженеров, научно-технической интеллигенции, экономистов и др., по разным причинам ищущих выход из духовно-мировоззренческого тупика в различных вариантах богоискательства. Как видно, в неокультах преобладает образованная часть общества продуктивного возраста. Это - не случайный факт, а следствие реанимации религии как духовно-нравственного ориентира.

Формы проявления религиозности, облик верующего определяются многими факторами и не в последнюю очередь неокультом, его содержанием, характером «вживания» в общественную и личную жизнь человека. Поэтому существенное значение имеет выяснение характеристик неокультов. При всем разнообразии они имеют много сходных черт, что существенно отличает их от традиционных религий и определяет формы проявления религиозности.

Каковы эти общие черты?

1. Если религии сохраняют приверженность своей традиции в догматике и обрядовой практике, то современные неокульты не имеют такой традиции. Характер, содержание этих учений зависят от личности создателя нового культа, его фантазии, прагматических установок и уровня образованности.

2. Для большинства неокультов характерна практика поклонения живому богу, т.е. создателю «новой религии». Причем типичным является самообожествление, провозглашение себя то Вторым Христом (Сан Мун, Сан-солнце), то Матерью Божьей, Марией Дэви (М. Цвигун), то посредниками, передающими людям любовь, волю и слово божественной истины и т.п.

3. Активное миссионерство - главная и типичная черта всей неоконфессиальной религиозности. Миссионерством занимается не только руководство неокультов, но оно вменяется в обязанность и своим последователям. В каждом культе разработана и функционирует система привлечения, представляющая собой тонкий механизм психологической обработки (внимательность, любезность, услужливость, обещания), красочно оформленную рекламу, бесплатную раздачу специальной литературы и многое другое.

4. Содержание учений неокультов претендует на обладание абсолютной истиной в познании мира, человека и путей разрешения всех проблем бытия и главной из них - обретения бессмертия (спасение через служение божеству, обретение божественной сущности, перевоплощение души и т.п.). Своеобразие современных «новых культов» состоит в том, что они не имеют своего «лица», это - псевдорелигиозное творчество, «синкретический суррогат» из разных религий с характерной псевдонаучной терминалогией и враждебной направленностью в отношении к знанию и просвещению, науке, прогрессу.

5. Учения и обрядовую практику неокультов пронизывает мистика; именно мистическое, таинственное, чудесное привлекает к новой религиозности молодежь в первую очередь.

6. Все неокульты роднит продуманная агрессивно-эффективная система воздействия на человека с момента «приглашения», систематической обработки уже приобщенного к новой духовности до окончательного превращения в «просветленных».

В отличие от многообразия форм проявления религиозности в христианских конфессиях для неокультов характерно единообразие. Если христианству свобода воли человека позволяет самому решать, как верить, то адепты неокультов лишены такого права выбора. Поэтому неокульты формируют и поставляют один тип верующих, который можно было бы сравнить с типом фанатиков в христианстве (вера сильная, но слепая). Но и это сравнение поверхностное. В действительности это новый, особый тип верующего. Культист - это верующий, лишенный собственных убеждений и воли. Он целенаправленно создается, формируется, «лепится» всей системой культовой практики с учетом физиологической и психологической природы человека.

Для этого типа верующего характерны: 1) единомыслие, безоговорочное принятие доктрины; 2) слепое почитание Бога, служение ему; фанатичная преданность учителю, гуру, наставнику, лидеру-посреднику, «посланнику» божества; 3) безусловное выполнение требований-предписаний культа. В результате для верующего это означает потерю себя как личности, отказ от личной жизни.

Особую тревогу общественности республики вызывает широкое распространение за эти годы так называемых «тоталитарных сект», «деструктивных» культов. Деструктивные культы (секты) - термин, под которым подразумевают любую авторитарную иерархическую организацию (религиозную, политическую, психотерапевтическую, образовательную или коммерческую), практикующую обманную вербовку и прибегающую к использованию контроля сознания для сохранения своих последователей зависимыми и покорными доктрине и лидерам, которые, пользуясь психологической духовной неосведомленностью и неопытностью многих людей, целенаправленно (стремясь к незаконному обогащению и незаконной власти) их обманывают и привязывают к себе, всячески сохраняя и усиливая состояние невежественности, неинформированности и формируя неестественное, противозаконное состояние зависимости у самих адептов.

Некоторые авторы в деятельности так называемых тоталитарных сект видят угрозу обществу, социокультурной, информационной, политической и управленческой безопасности, а также безопасности светской системе образования.

Деструктивный религиозный культ - иерархическая организация, лидеры которой, используя методы скрытого и явного психологического и физического воздействия, внедряют в сознание определенные религиозные представления и добиваются трансформации психики своих членов, на основе чего устанавливают контроль за их сознанием, поведением и образом жизни, что позволяет лидерам держать членов организации в состоянии зависимости и использовать их в своих корыстных целях.

В этом определении основные признаки деструктивной организации логически взаимосвязаны, вытекают один из другого. В определении как бы «свернута» логика деятельности организации. Иерархичность организации, ее пирамидальное строение подчеркивают железную дисциплину и субординацию в организации. Лидеры организации - это, как правило, люди, владеющие разнообразными методами воздействия на психику (гипноз, внушение и т.п.), хорошо знают психологию. Это позволяет им добиваться у своих членов измененного состояния сознания и в этом состоянии перепрограммировать их психику. Без этого они не смогут установить контроль над их сознанием и поведением. А, установив контроль, они ставят адептов в состояние зависимости, манипулируя ими и используя по своему усмотрению. Развертывая это определение, можно подробнее проанализировать стадии, формы и методы деятельности тоталитарной секты. При этом мы не ставим своей целью подробно описать методы деятельности каждой конкретной тоталитарной секты. Гораздо важнее выявить общую суть тоталитарных организаций, дать перечень приемов и методов их деятельности.

Технологию деятельности секты можно условно разбить на несколько стадий, на каждой из которых используются свои формы и методы работы. Подчеркнем, что описанные нами ниже стадии, формы и методы не обязательно используются в полном ассортименте и в строгой последовательности каждой отдельной тоталитарной организацией. В реальной практике используются те или иные методы и формы, поскольку секты все же различаются между собой. Но выделенные нами характеристики, признаки составляют сущность их деятельности, тогда как конкретные проявления, конечно, могут варьироваться.

Первую стадию можно назвать стадией внешней (завлекающей) деятельности или внешней вербовки. Вторая стадия - стадия внутренней деятельности с новичками уже внутри секты. На этой стадии, образно говоря, идет обработка «клюнувших». Самая серьезная и опасная — третья стадия, на которой происходит изменение сознания, установление и закрепление контроля над личностью, в результате чего происходит установление зависимости (физической, психологической).

Информация о работе Современные нетрадиционные религиозные направления в России