Современное понимание места женщины в исламе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 15:56, реферат

Описание работы

Как развивались женщины в Исламе? Что способствовало их воспитанию?
Какие семейства они создают? Как и где они обучаются? Какие у них права?
Почему считается, что мужчина – глава семейства, когда именно женщина воспитывает детей? Какова роль женщины в экономической сфере жизни исламского государства? И есть ли она вообще?

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Брак в Исламе……………………………………………………………………
Материнство…………………………………………………………………….
Роль женщины в современном исламском обществе………………………..
Экономическое положение женщины…………………………………………
Характеристика одежды женщины-мусульманки и условия ее ношения…..
Многоженство………………………………………………………………….
Развод…………………………………………………………………………….
Общая характеристика современного мусульманского права ………………
Шариат…………………………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………
Ссылки…………………………………………………………………………
Список литературы…………………………

Файлы: 1 файл

реферат по культурологии.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

 

Другими словами, шариат - это правовые предписания, неотъемлемые от теологии ислама, тесно связанные с его религиозно-мистическими представлениями. Современный Ислам рассматривает правовые установления, как частицу единого божественного закона и порядка. Отсюда велениям и запрещениям, составляющим нормы шариата, также приписывается божественное значение.

 

Мусульманское право едино: оно не подразделяется на гражданское, уголовное, религиозное. Тесно связанное с религией и определяемое в своих основных принципах авторитетами калама(13), это право прежде всего религиозное, учитывающие и нормы обычного права, мазхаба(14). Шариат

("намеченный", "предписанный" путь) опирается на Коран и Сунну, своего рода своды и кодексы исламского законодательства.

 

Основная тенденция шариата — оценка различных жизненных обстоятельств с точки зрения религии. Законы шариата — это правовая систематизация поведения равноверных, их обязательств перед людьми, обществом и Аллахом.

Авторизованный догматическими нормами ислама, кодекс шариата подразделяется на три основные части— ибадат (обязанности, относящиеся к религиозному культу), муамалят (чисто юридические нормы) и укубат

(система наказаний).

 

Предписания шариата многочисленны и строги. Они определяют все нормы взаимоотношений человека в семье и обществе, регламентируют почти все детали его быта и вместе с обычным правом (адатом) создают столь густую сеть обязательных предписаний, что это уже само по себе гарантирует комфортность поведения правоверных. Разумеется, не все и не всегда соблюдают нормы шариата. В мусульманском мире, как и повсюду, случаются нарушения и преступления. Однако строгость уголовного законодательства и особенно наказаний шариата не только впечатляет, но оказывает заметное дисциплинирующее воздействие. Так, например, суровые наказания в случае хищений чужой собственности, даже мелкого воровства, достаточно эффективно способствуют как снижению уровня преступности, так и неприкосновенности собственности. Менее жестоко преследуется убийство —здесь многое решалось по законам адата с его традиционными институтами кровной мести (как сказано в Коране, правоверным разрешается мстить, но в пределах эквивалента: свободного за свободного, раба за раба, женщину за женщину).-Решительно осуждается самоубийство. В Коране среди прочих есть специальный аят, запрещающий убивать новорожденных девочек (обычай, существовавший в Аравии до ислама).

 

Шариат регулирует гражданские взаимоотношения, порядок решения

имущественных споров, взысканий и наказаний в случае нарушения религиозных предписаний, нормы поведения, отправления культа, ритуала и т. п. Согласно шариату, действия людей подразделяются на шесть основных категорий:

 

. обязательные (за невыполнение которых следует наказание);

. рекомендуемые (т. е. желательные, но не обязательные);

. дозволенные;

. предосудительные, (т. е. осуждаемые, но не наказуемые);

. запрещенные;

. наказуемые.

 

Очень важно при оценке того или иного действия намерение: подчас совершенное действие оценивают не столько с точки зрения свершившегося факта, сколько с точки зрения цели, намерения совершавшего действие.

Признание божественного предопределения в шариате с неизбежностью породила и большую значимость вопроса о свободе воли мусульманина и ее пределах. Столкнувшиеся по этому поводу религиозно-философские школы заняли разную позицию. Так, одна из этих школ (джабариты) вообще отрицала свободу воли человека.

 

Для шариата важно присмотреться не к правам мусульманина, а к его обязанностям по отношению к Аллаху. Нормы, содержащие также обязанности, определили всю жизнь правоверного мусульманина (ежедневное совершение молитвы, соблюдение поста и правил захоронения и т.д.). Не случайно особенностью норм, составляющих шариат, является то, что они применяются только к мусульманам и в отношениях между мусульманами. Раннему исламу и шариату были присущи нормы, восходящие еще к общинному строю, содержащие элементы коллективизма, милосердие, заботы о калеках. Но в шариате нашли свое отражение и представлении о бессилии человека перед богом, о вытекающей отсюда созерцательности и покорности. В Коране особенно подчеркивалась необходимость для мусульманина проявлять терпение и смирение: "Терпение, ведь Аллах с терпеливыми"(15). Таким же образом в шариате закреплялась обязанность мусульманина подчиняться халифу и государственной власти: "Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас"(16).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

В современном мире, в котором господствуют западные ценности, широко распространено мнение об угнетенном и бесправном положении женщины в исламе. Положение женщины, утверждаемое исламом, действительно иное, чем на Западе, но его отнюдь нельзя назвать ни угнетенным, ни бесправным.

 

Во-первых, ислам ориентирует женщину на дом, семью, воспитание детей, но это далеко не ущемление женщины, а даже напротив – развитие в ней сугубо женского начала. Это только другие ценности, и вовсе не дискриминационные. Ислам ориентирован на родовую жизнь, на сохранение традиций, и в этой сфере женщина занимает весьма почетное место. Мать, жена, сестра в мусульманской традиции являются почти что объектом культа. В исламе принципиально не может быть дискриминации по отношению к женщине просто потому, что основные его ценности связаны с женским началом – традициями, родом, семьей, вопросами быта и земного мироустройства. Женщина – это своеобразный центр, вокруг которого вращается вся жизнь мусульманина. Ислам слишком трепетно относится к женщине и потому так заботится о ее нравственной чистоте.

 

Во-вторых, современная система западных ценностей равнодушна к проблеме распущенности. Смирившись с ней, она перестала воспринимать ее как проблему. Ислам же сохраняет свое критическое отношение к вседозволенности, в том числе и для женщин. Потому ограничения, существующие в исламе, западным миром рассматриваются как посягательство на свободу.

 

В-третьих, сегодняшнее стремление женщин к эмансипации, борьба за свои права, феминистские движения на Западе представляют собой реакцию на ущемление женщин, которое было присуще западной цивилизации на протяжении долгих веков в прошлом. Для Запада приоритетной является социальная жизнь, и в ней изначально заложена дискриминация по отношению к женщинам. Достаточно упомянуть, что в английском языке слово «человек» – «man» звучит точно так же, как и слово «мужчина», тем самым исключая женщину из категории людей. Примечательно, что только в XIX веке религиозные деятели Франции после обсуждения постановили: «Женщина является человеческим существом, но созданным для того, чтобы служить мужчине». В Англии до середины XIX века женщин не учитывали во время национальной переписи населения. А король Генрих VIII в свое время даже запретил женщинам изучать Библию, когда начали появляться первые английские переводы. Важно подчеркнуть и то, что именно под влиянием ислама Запад изменил свое отношение к женщине.

 

Ислам же подчеркивает, что для Господа нет разницы между мужчиной и женщиной. Все, что отличает людей друг от друга, с точки зрения ислама, заключается в благочестии, духовных и нравственных качествах. Каждый мусульманин имеет одинаковые права и возможности на пути духовного совершенствования. И этот путь открыт как для мужчин, так и для женщин. Отмечая это, Коран в суре 3, аяте 195, утверждает: «И ответил им Господь их: «Я не погублю деяний ни одного из ваших деяний, ни мужчины, ни женщины»». И в день Страшного суда каждая душа будет судима независимо от пола, в соответствии только с результатами своих поступков.

 

Если же говорить о социальной жизни, то можно привести тот факт, что ислам почти четырнадцать веков тому назад разрешил полную финансовую независимость женщин, их право владеть и распоряжаться собственностью без надзора и контроля со стороны мужчины. В Великобритании же только в 1882 году был принят беспрецедентный по своему характеру закон, который в первый раз давал женщинам право распоряжения своей собственностью и заработанными деньгами.

Другое дело – в обществах, где господствует ислам, религиозные традиции оказываются чрезвычайно сильными и укорененными, и женщинам не предоставляются альтернативные возможности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ссылки:

 

(1) Гюстав Флобер (1821-1880), французский писатель, «Искушение святого

Антония» (рус. пер. 1879).

 

(2) Коран. Из жизни Пророка

 

(3) Абу-ль-Аля аль-Маудуди(1903-1979), глава редакции газеты «Аль-Джамиа», затем журнала «Терджуман аль-Куран», «Тафхим аль-Куран»(1979г.).

 

(4) Коран. Корова, 231.

 

(5)Коран. Женщины, 19.

 

(6) Отрывки из Корана.

 

(7)Отрывки из Корана.

 

(8) Kоран, 4:32.

 

(9)Страны мира. 2000. Статистический справочник ООН. / Пер. с англ. М.:

Издательство «Весь Мир», 2001. — 240 с. — (Мир в цифрах).

 

(10)Коран, 4:3.

 

(11)Талак – развод.

 

(12)Коран, Абу Дауд.

 

(13)Природа мусульманского права.

 

(14)Мазхаб- правовое учение.

 

(15)Коран(8.48).

 

(16)Коран(4.62).

 

Список литературы:

 

1.„Мир мусульманской женщины”, Гaдиуллина Гульнара (2001г.)

 

2. Хусейн Юсуф. "Идеалы семьи в Исламе и противоположные ему тенденции", стр. 32 (1999г.)

 

3. Мухаммад Ахмад Муаббар аль-Кахтани, журналист, статья „Женщина на мировом рынке рабынь»(2004г)

 

4. Давид Р. Основные правовые системы современности М., 1988. стр. 384

 

5.Будда. Конфуций. Магомед. Франциск Ассизский. Савонарола.

 

6.Библиографическая библиотека Павленкова Ф. Г. Москва. "Республика".

 

7. ,,Дозволенное и запретное в Исламе’’, Шейх Юсуф Кардави. Казань,2004.

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Современное понимание места женщины в исламе