Социальное и политическое значение Церкви

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 17:33, реферат

Описание работы

В наше время в средствах массовой информации идет активная пропаганда вероисповедания. По телевидению все чаще выступают настоятели монастырей, патриарх и другие священнослужители. В это трудное не только для нашей страны, но и для всего мира время, когда людям уже не на что надеяться, они пытаются найти помощь и поддержку в вероисповедании.
Но какое же влияние Церковь оказывает на политическую и общественную жизнь западных государств? Чтобы ответить на данный вопрос, необходимо для начала выяснить, какие функции религия выполняет в обществе и политике в целом. А также нужно рассмотреть роль Церкви в социально-политических системах отдельных западных государств.

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

Специфическая религиозная ситуация в Англии, выражающаяся в более привилегированном положении Церкви Англии по сравнению с другими религиозными организациями, сказывается на государственных школах страны.

Вполне понятно, что  в период после Реформации Церковь Англии имела полную монополию на обучение молодого поколения и все другие конфессии от этого дела были отстранены. Всем, кто занимался обучением, следовало получить на это специальное разрешение местного епископа государственной церкви. Но в начале XIX в. государство, дабы сохранить идейное влияние на самые широкие массы, было вынуждено пойти на целый ряд уступок так называемым неприсоединившимся церквам. Это коснулось и образования.

В настоящее время  преподавание закона божьего в государственных школах и вообще воспитание учащихся в религиозном духе регламентируется парламентским Актом 1944 г.

Центральным вопросом конференции 1965г., судя по материалам, явился вопрос о том, как совместить решение проблемы о чисто «образовательном» характере обучения, предусматриваемом актом парламента, с желанием церковных деятелей готовить уже со школьной скамьи будущих христиан, будущих членов религиозных организаций. С одной стороны, следует соблюдать формальные установки насчет того, чтобы все мероприятия религиозного обучения носили морально-просветительский характер, давали информацию – и не более. Но с другой стороны, действительная цель акта как раз в том и состоит, чтобы вести религиозную пропаганду среди школьников наиболее эффективно. Ибо вполне понятно, что никакое обучение, каким бы «беспристрастным» и «нейтральным» оно ни являлось, не может не иметь мировоззренческое значение, не может не формировать взгляды обучаемых. Поэтому принцип чисто «образовательного» характера религиозного обучения - не что иное, как камуфляж. Это вполне ясно прозвучало в отдельных выступлениях. Один из выступающих, например, говоря о «двух аспектах» религиозного образования, заявил, что преподавание закона божьего должно носить, кроме чисто информационного, и иной характер, т. е. этот предмет должен «подготовить учеников к полноте христианского переживания - индивидуального и корпоративного. Это вытекает из содержания самого предмета, если его правильно преподнести»5.

Все доклады конференции  и были направлены на то, чтобы разработать формы и методы «более правильного» преподавания закона божьего в английских школах, чтобы успешнее вести воспитание молодого поколения в религиозном духе.

Итак, я попыталась показать, какую роль религия играет в духовной жизни англичан, какое место церковные организации занимают в общественно-политическом укладе современной Англии. Были учтены исторические традиции английского общества, прослежено, как, начиная с эпохи Реформации, складывались отношения между религиозными организациями и буржуазным правительством страны, и выявлена консервативная роль религии в истории этих отношений.

Современный период (его началом мы считаем 60-е годы) является периодом весьма бурных перемен, быстрой эволюции религиозных идеологических концепций и церковной доктрины в Англии, как, впрочем, и во всем мире. Причина этой эволюции и стремительных перемен кроется в кризисном состоянии современного христианства и всего буржуазного уклада жизни в целом.

Англия в 1975 г. дает особенно яркие примеры тесного союза и взаимопроникновения кризиса религии и церкви и кризиса буржуазного общества. Экономические и политические потрясения капиталистического мира - валютный и энергетический кризисы, инфляция, безработица - свидетельствуют об обострении органических противоречий капиталистической системы. Это накладывает отпечаток на деятельность религиозных организаций, выражается в акцентировании тех проблем, которые ими выдвигаются как наиболее злободневные.

Какой же выход предлагала христианская проповедь, в чем христианство видело причину социальных недугов? Оказывается, во всех недугах западного мира повинны моральные пороки. Расшифровка содержания этих понятий дала возможность  критиковать некоторые отрицательные явления, пороки общества, волнующие англичан.

 Заботы церковников о положении страны имели и более прагматические причины. Тяжелое состояние экономики страны задело церковные организации самым непосредственным образом: они почувствовали влияние инфляции на свои финансовые дела. Даже такая хорошо обеспеченная в финансовом отношении организация, как Церковь Англии, стала жаловаться на экономические трудности и принимает срочные меры по спасению положения.

О том, что финансовые проблемы волнуют не только рядовых  служителей культа государственной церкви, свидетельствует обсуждение этого вопроса на Генеральном синоде Церкви Англии в начале 1975 г. Синод обратился ко всем верующим с призывом увеличить размер личных жертвований в пользу церкви. Иерархи упрекали рядовых верующих за то, что они слишком эгоистичны и не выполняют своих обязательств перед церковью. Средняя сумма, вносимая верующим в кассу церкви за неделю, в среднем не превышает 30-35 пенсов. Некоторые иерархи призвали верующих сократить расходы на пищу.

Верующим предлагалось не слишком полагаться на то, что  государственная церковь обеспечивается средствами из кассы церковных уполномоченных, потому что у них, мол, тоже в связи  с инфляцией дела идут не очень хорошо. Верующим напоминали о том, что богатства, которыми они распоряжаются, это пожертвования прошлых поколений.

Синод призывал подготовить планы о снижении численности священников церкви Англии с 15 до 10 тыс. и о более рациональном их использовании путем объединения приходов. Он также призывал ограничить прием в теологические семинарии церкви 250 слушателями в год.

В печати известны попытки  теоретически обосновать столь резкий поворот в решении кадрового  вопроса государственной церкви. С этой целью упор делается не на нынешней доктрине священства, в которой доминирует концепция исключительной роли клира, а на протестантские установки, где священство распространяется на всех верующих. На подобной доктрине строятся планы насчет будущей роли религии в обществе; утверждается даже, что переход к новым формам кадрового обеспечения церкви может способствовать укреплению религии, возбудить «рвение» к миссионерской деятельности внутри страны.

Кроме этого, в целях улучшения финансового положения церкви Генеральный синод решил обратиться к правительству с просьбой выделить 1 млн. ф. ст. в год на содержание церковных зданий, кафедральных соборов, которые были воздвигнуты еще в средние прошлого века и сейчас нуждаются в ремонте.

Появление новых финансовых проблем и своеобразное их переплетение со старыми свидетельствуют о глубине кризиса религии и церкви в современной Англии. Мероприятия, при помощи которых церковные идеологи пытаются реагировать на кризисную ситуацию,- изменения в области культа, догмы и организации,- преследуют одну-единственную цель - найти новые, более действенные методы религиозной пропаганды, оживить влияние религии на население.

Генеральный синод, с  приходом нового архиепископа, принял обращение ко всем членам церкви, в котором предлагалось выделить 1 % из своих доходов для помощи «третьему миру» Кроме того, Синод призвал правительство Великобритании расширить официальную программу заграничной помощи и довести ее до 0,7% совокупного национального продукта.

Нет сомнения в том, что  «помощь» развивающимся странам, о которой здесь идет речь, означает не что иное, как возможность распространять христианскую идеологию. Но даже эта попытка реализовать «динамическую политику социальной ответственности» не была встречена с восторгом правящим классом Великобритании6.

Совершенно очевидно, что определенные круги правящих классов недовольны желанием нового руководства церкви следовать более динамичной социальной доктрине. Исконная дилемма религиозной идеологии в эпоху общего кризиса капитализма весьма ярко проявилась и в этом, казалось бы не очень значительном, событии церковной жизни современной Англии.

Под угрозой полной потери влияния на умы населения церковь, поддерживаемая правящими классами буржуазной страны, отчаянно пытается найти новые способы ведения диалога с миром, разработать новые методы религиозной пропаганды. Церковь чувствует, что самой действенной формой подобного диалога, самым понятным языком для народных масс является язык конкретных социальных действий. Народы судят о тех или иных организациях, о той или иной идеологии не по благим пожеланиям, не по абстрактным фразам программных проповедей, а по конкретным делам, конкретным свершениям на благо общества. Но стремление иерархов религиозных организаций говорить именно этим языком, их робкие, половинчатые, непоследовательные попытки совершать социально полезные действия приходят в противоречие с тем ненаучным, иллюзорным мировоззрением, которое они представляют. Это ведет к размыванию религиозной веры и еще больше усугубляет современный кризис религии.

Часть III

Церковь в России

Государственно-церковные  отношения в современной России.

Одной из особенностей постсоветского российского государства является всеобщее положительное отношение  к православию. В 2002 г. 52 % опрошенных относились к православию "очень хорошо" и 44 % "хорошо". Положительное отношение к православию высказывает и большинство "колеблющихся" и "неверующих" и еще сохранившихся атеистов (19 % относится к православию "очень хорошо", 66 % "хорошо" и лишь 5 % "плохо" и "очень плохо").

Отношение к религии  и отношение к политике неразрывной  связано друг с другом, как в  головах, так и в сердцах индивидов, так и общества в целом. Политическая и социальная революция 1989 – 1991 гг. была и революцией в отношении  к религии: теперешняя стабилизация в религиозной сфере связана и со стабилизацией в политике, ясно видимой в громадных и стабильных рейтингах президента.

Связь этих 2-х стабилизаций очевидная. Общество, оказавшееся на рубеже 1980-х и 1990-х годов в ситуации значительно большей свободы, чем оно было психологически способно "переварить" после переворота 1991 г. быстро устремилось к стабильности, определенности, порядку. Это единое стремление проявляется и в религиозной и в политической сферах.

В религиозной сфере  полностью утратившее прежнюю идеологию, но привыкшее к идейному единству и определенности общество устремляется к "православному консенсусу". С поразительной быстротой и легкостью в массовом порядке люди оставляют ставший к концу советской власти чисто конформистским и формальным атеизм и начинают объявлять и осознавать себя православными верующими. За несколько лет на рубеже 1980-1990 гг. самоидентификацию сменили десятки миллионов людей.

Большое значение в процессе становления государственно-церковных  отношений имело принятие в конце 1990 г. Закона "О свободе вероисповеданий". Положительными чертами этого закона являются: снятие  всех неоправданных ограничений на культовую деятельность религиозных организаций, создавая условия для деятельности самых различных их видов, упрощение процедуры регистрации обществ, снятие запрещений на социальную, производственно-хозяйственную и иную некультовую деятельность религиозных организаций, признание за ними прав юридического лица и прав собственности, распространение норм трудового законодательства, социального обеспечения и социального страхования на всех граждан, включая служителей культа.

В то же время вряд ли есть основание говорить о каком-то принципиальном отличии данного Закона от аналогичных законов советского периода. В Законе "О свободе вероисповеданий" нет норм, которые ранее содержались в Конституции СССР или РСФСР, в законодательстве о религиозных культах, в различных актах высших органов власти, касающихся отдельных вопросов регулирования деятельности религиозных объединений. Доказательство "совершенства" каждого закона следует искать, прежде всего, в том, как обеспечивается на практике претворение законодательных норм. Согласно закону, контроль за соблюдением законодательства о свободе вероисповеданий осуществляется Советами народных депутатов и правоохранительными органами. Вопросами регистрации уставов религиозных организаций ведали исключительно Министерство юстиции и его органы на местах. Однако вскоре Советы всех степеней потеряли властные полномочия, а факт юридического признания религиозных организаций посредством акта регистрации поставил их по существу вне ведения Министерства юстиции.

Отстранение государства  и его местных органов от осуществления  с их стороны контроля за соблюдением  законов, касающихся религиозных организаций, предопределило произвол в религиозной сфере. К тому же в Законе не были учтены этноконфессиональные различия субъектов РФ, специфика государственно-церковных отношений в ее "православном" "исламском" или поликонфессиональном виде.

После принятия Закона тысячи культовых зданий были переданы верующим, открыты десятки монастырей, духовных учебных заведений, религиозных центров, братств и миссий, церковных журналов и газет. Практически все обоснованные заявления верующих о регистрации обществ разрешались положительно. На начало 1994 г. в России действовало около 11 тыс. религиозных организаций, получивших право юридического лица еще около 5 тыс. организаций действовало без регистрации своих гражданских уставов.

Однако принятие Закона и последующее изменение соответствующей статьи Конституции РФ не привели к созданию целостной модели церковной политики государства. Сложные проблемы государственно-церковных отношений зачастую регулировались не связанными между собой указами и распоряжениями президента и правительства. Иногда высказывалось пожелание, чтобы государство вообще не вмешивалось в жизнедеятельность религиозных организаций. Деструктивные тенденции в государственно-церковных отношениях привели к насильственному вторжению в Россию так называемых, нетрадиционных религий, к политизации религий и сакрализации политик государства и его институтов, к ослаблению дружественных связей между религиозными конфессиями и даже межконфессиональным трениям и внутрицерковной борьбе, к падению авторитета некоторых российских религиозных организаций.

Так как религия прямо  не затрагивает ничьих материальных интересов, кроме интересов религиозных  профессионалов духовенства, консенсус  в религиозной сфере достигается  значительно быстрее, чем в политической. Очень скоро православной тематикой начинают совершенно одинаково пользоваться и власть и "коммуно-патриотческая" оппозиция. Идет своего рода борьба за овладение  этой символикой, в ходе которой власть устанавливает тесные отношения с церковной иерархией, а оппозиция привлекает на свою сторону массу рядовых прихожан, в основном принадлежащих к социальным низам, которым революция принесла только обещание и культурный шок. Однако установление православного консенсуса и стабилизация в религиозной сфере были предвестием установления политического консенсуса и политической стабилизации.

Стремление вернуться  к стабильности и определенности после революционного хаоса может  работать и на оппозицию и на власть. В российских постсоветских условиях оно работало на власть, постепенно приобретавшую характер традиционной российской авторитарной власти. Именно это стремление помогло Ельцину преодолеть кризис 1993 г., победить в 1996 г.  и передать полномочия избранному им преемнику на рубеже двух тысячелетий. Но Ельцин был слишком связан с революционным прошлым, чтобы народные массы могли принять его как "законного монарха", воспринимать его власть как "нормальную", "традиционную". Такой переворот в отношении к президентской власти происходит при его преемнике, который смог привлечь симпатии истосковавшегося по сильной и стабильной власти народа, в том числе и народных низов, ранее симпатизировавших "рекреационным" противникам режима. Рейтинги Путина колоссальны и стабильны и в доверие к нему объединяются все социальные и все мировоззренческие группы7.

Информация о работе Социальное и политическое значение Церкви