Скифы и сарматы - обитатели северного причерноморья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 21:19, реферат

Описание работы

Главные сведения о скифах дают археология и труды Геродота. Пришедший с востока, этот народ в VII веке до н. э. обосновался на северном побережье Черного моря. Он представлял собой большое племенное (государственное) объединение и занимал в VII-V веках до н. э. среднее и южное Поднепровье, Нижний Дон, Кубань и Тамань. Могущественная Скифская держава сумела противостоять военно-политическим претензиям персов и македонян. Территорию Скифии населяли неоднородные народы, различавшиеся по хозяйственному укладу и образу жизни: скифы-пахари, скифы-кочевники. С V века до н. э. по III век н. э. скифы возглавляют государственное объединение в Северном Причерноморье - Скифское царство со столицей на Днепре (Каменное городище).

Файлы: 1 файл

Скифы и сорматы.doc

— 33.00 Кб (Скачать файл)

Скифы и сарматы - обитатели северного  причерноморья

 

 

История России корнями уходит в историю многих государств и народов, когда-либо проживавших  на территории от Балтики до Тихого океана. Каждый россиянин может считать  себя потомком любого древнего жителя Евразии, которая представляла собой в веках "гигантский котел этнической переплавки" бесчисленных больших и малых народов.

Скифы.

Главные сведения о скифах дают археология и труды Геродота. Пришедший с востока, этот народ  в VII веке до н. э. обосновался на северном побережье Черного моря. Он представлял собой большое племенное (государственное) объединение и занимал в VII-V веках до н. э. среднее и южное Поднепровье, Нижний Дон, Кубань и Тамань. Могущественная Скифская держава сумела противостоять военно-политическим претензиям персов и македонян. Территорию Скифии населяли неоднородные народы, различавшиеся по хозяйственному укладу и образу жизни: скифы-пахари, скифы-кочевники. С V века до н. э. по III век н. э. скифы возглавляют государственное объединение в Северном Причерноморье - Скифское царство со столицей на Днепре (Каменное городище).

У скифов было развитое хозяйство  в виде земледелия, скотоводства и  ремесел. Они активно торговали  с греческими колониями. Скифы имели  довольно развитые социальные отношения. Знаменитые скифские курганы донесли до нас свидетельства яркой и своеобразной культуры.

Известный поэтический  образ скифов как "азиатов с  раскосыми и жадными очами", созданный А. Блоком, не соответствует  действительности: антропологические  материалы доказывают, что никаких монголоидных черт у скифов не было. Они являлись типичными европеоидами, а по языку принадлежали к североиранской группе. Из ныне существующих народов ближе всех к ним по языку находятся осетины - потомки сарматов, ближайших родственников скифов.

Перейдя в южно-русские  степи из Западной Азии во II веке до н. э., сарматы разбили скифов и  заняли земли Причерноморья и  Прикаспия. В руках скифов остается степной Крым, где и возникло новое  царство со столицей в Неаполе  Скифском.

В течение нескольких последующих столетий остатки скифов растворились в среде новых пришельцев - сарматов, аланов, готов. Часть скифов была ассимилирована славянами.

 

Сарматы.

Территория, населённая скифами, согласно Геродоту, простиралась на востоке только до Дона. За Доном, в нижневолжских и приуральских степях, жили уже не скифы, а родственные им, близкие по культуре и языку кочевые скотоводческие племена савроматов, или сарматов, как их стали называть позже. Соседями савроматов с юга были племена, называемые собирательным именем меотов. Они населяли территорию вдоль восточного берега Азовского моря, а также Таманский полуостров и часть Прикубанья.

Все античные писатели в  своих рассказах о савроматах единодушно отмечают необычное положение  у них женщин. Геродот приводит древнее сказание о хождении савроматов от мифических амазонок, вступивших в  браки со скифскими юношами. Этим он объясняет обычаи савроматских женщин ездить верхом, носить мужскую одежду, участвовать в войнах и т. п.Греческий историк IV в. до н. э. Эфор прибавляет к этому, что савроматские мужчины «повинуются во всём своим жёнам, как госпожам». Это представление об особой роли женщин у савроматов, несомненно, имеет под собой реальную историческую почву.

На территории савроматов были обнаружены комплексы погребений, центральное место в которых  занимают погребения женщин. Только постепенно в савроматском погребальном обряде мужчины-воины становятся в один ряд с женщинами, чтобы в дальнейшем оттеснить их на второй план. У савроматов, таким образом, дольше, чем у других северочорноморских племён, сохраняли своё значение пережитки матриархата.

Материальная культура савроматов весьма близка к скифской. Однако на территории савроматов значительно меньше, чему скифов, найдено вещей иноземного — иранского и греческого — происхождения. Это вполне согласуется с показаниями некоторых античных писателей. Географ I в. до н. э. Страбон, например, сообщает, что и в его время сарматы не пропускали к себе греческих купцов, а сами, надо думать, вели торговлю в ограниченных размерах с рабовладельческим миром через Танаис — боспорскую колонию, находившуюся на самой окфаине Боспорского царства, у устья Дона. Таким образом, торговля в меньшей степени оказывала своё воздействие на социальный строй сарматов. Кочуя со своими стадами по малодоступным для жителей тогдашнего цивилизованного мира степным пространствам, они гораздо дольше, чем другие племена, могли сохранять пережитки древнего матриархального строя.

В V—IV веках до н. э. сарматы были мирными соседями Скифии. В III веке до н. э. дружественные отношения сменились враждой и военным наступлением сарматов на Скифию. Агрессивная воинственность молодых сарматских союзов совпала по времени с ослаблением Скифского царства. Постоянные набеги и постепенный захват сарматами скифской территории завершились массовым переселением сарматских племен в Европейскую Скифию — в Северное Причерноморье и на Северный Кавказ.

После завоевания Европейской Скифии сарматы приобрели славу одного из наиболее могущественных народов древнего мира. Вся Восточная Европа вместе с Кавказом получила название Сарматии. Установив своё господство в европейских степях, сарматы стали налаживать мирное сотрудничество с земледельческими народами, оказывали покровительство международной торговле и греческим городам Причерноморья. Политические объединения сарматских племён заставили считаться с собой ближних и дальних соседей от Китая до Римской империи. Начиная со II века до н. э. сарматы всё чаще и чаще фигурируют в трудах греческих, римских и восточных авторов.


Информация о работе Скифы и сарматы - обитатели северного причерноморья