Символика цвета в различных культурах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 23:40, реферат

Описание работы

В эпоху античности формируется иное отношение к цвету. Наряду с сохраняющимся отношением к цвету, как религиозно-мистическому, магическому символу, возникает также и естественнонаучное отношение. Промежуточным вариантом между этими формами отношения можно считать попытки ряда видных древнегреческих философов создать цветовую систематику стихий, но уже не мистических, а природных. Эмпедокл, выделяя четыре основных стихии, наделяет каждую из них своим цветом. Воде соответствует черный цвет; земле - желтый; огню - красный; воздуху - белый.

Содержание работы

1. Античность
2. Средневековье и христианство
3. Ислам

Файлы: 1 файл

цвет в религии.docx

— 24.51 Кб (Скачать файл)

ЮФУ ФДИ

 

 

 

«Символика цвета в различных культурах»

Выполнила ст-ка гр. ДИ-21

Журавлёва Т.А

Руководитель: доцент, канд. Филос. наук

 Марченко А.П

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2013

Содержание:

1. Античность

2. Средневековье и христианство

3. Ислам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. АНТИЧНОСТЬ

В эпоху античности формируется иное отношение к  цвету. Наряду с сохраняющимся

отношением  к цвету, как религиозно-мистическому, магическому символу,

возникает также  и естественнонаучное отношение. Промежуточным  вариантом между

этими формами  отношения можно считать попытки  ряда видных древнегреческих

философов создать  цветовую систематику стихий, но уже  не мистических, а

природных. Эмпедокл, выделяя четыре основных стихии, наделяет каждую из них своим цветом. Воде соответствует черный цвет; земле - желтый; огню - красный; воздуху - белый.

Если Эмпедокл, определяя цвета стихий, опирался на зрительные впечатления, то

Аристотель, желая установить их "истинный" цвет, использовал

экспериментальный метод. По Аристотелю "основных" цветов - три: белому

(бесцветному) соответствует вода, воздух и земля; желтый - цвет огня, а

черный - цвет разрушения или переходного состояния. Отнесение стихии "земля"

к группе белого, объясняется результатами экспериментов  Аристотеля по

прокаливанию  почвы, которая, в конце концов, становилась  белой. Внимательно

разглядывая пламя огня, Аристотель пришел к  выводу, что оно скорее желтое,

чем красное. Подобный экспериментальный подход, естественно, разрушал

мистический ореол цветов, низводил их до обычных  явлений физического мира.

Традиционная  роль цвета как символа сверхчувственных, магических сил, в

гораздо большей  степени сохранилась в философской  школе пифагорейцев, много

почерпнувших  из знаний Вавилонских и Египетских жрецов и магов. Несмотря на

попытки к  естественнонаучному изучению цветовых феноменов, отношение к цвету

как мистическому символу преобладало у Платона  и неоплатоников. Белый и

золотой (желтый) считались в этих философских  школах божественными цветами (в

том числе  и мирового разума - Логоса), выражали благо, истину, счастье,

добро, познание, гармонию. Темные и особенно черный цвет являлись символами

зла, бедствий, сил, враждебных человеку и т.д.

Следует также  отметить, что отношение к цветам в Древней Греции, во многом,

определялось  не только его значениями как религиозного или философского

символа, но и эстетическими канонами и представлениями  о прекрасном. Поэтому

излишество, отсутствие меры в использовании  даже самого "благородного" цвета

могло считаться "безобразным". Сходное отношение, опосредованное принципами

даосизма, характерно и для Китая, где слишком яркие  цвета являлись символом

суетности жизни. Цветовая символика в Древнем Риме не выходит за пределы традиционных канонов. Также наиболее любимыми и почитаемыми цветами были белый, желтый, красный и пурпурный.

Синий считался атрибутом Юпитера и Юноны как богов неба и означал

религиозное чувство, преданность и невинность; зеленый - цвет Венеры и

Природы символизировал плодородие полей, симпатию и приспособляемость;

фиолетовый  соответствовал ностальгии и памяти; желтый (атрибут Аполлона, бога

солнца) выражал  великодушие, интуицию и интеллект; оранжевый - гордость и

амбицию; красный (цвет Марса) - страсть, чувственность  и животворные силы;

розовый - чувствительность и эмоции. Сочетание белого с красным являлось

символом  аристократического, знатного происхождения. Пурпур считался цветом

императоров и членов царского дома, означая  власть, духовность, величие.

Когда римский  полководец праздновал свой триумф, он выезжал на колеснице,

запряженной четырьмя белыми лошадьми, покрытыми позолоченными попонами, в

одеяниях красного цвета.

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

После античной эпохи во времена  средневековья в Европе цвет снова  вернул себе

позиции, как, прежде всего, символа  мистических сил и явлений, что  особенно

характерно для раннего Христианства.

 ЦВЕТОВЫЕ СИМВОЛЫ ХРИСТИАНСТВА

Наиболее существенное отличие "языческого" периода цветовой символики от

"христианского" заключается,  прежде всего, в том, что  свет и цвет

окончательно перестают отождествляться  с Богом, мистическими силами, а

становятся их атрибутами, качествами и знаками.

Согласно христианским канонам  Бог сотворил мир, в том числе  и свет (цвет), но

сам он не сводится к свету. Свет, особенно, видимый, только одна из ипостасей

Бога. Поэтому средневековые богословы (например, Аврелий Августин), восхваляя

свет и цвет, как проявления божественного, тем не менее, указывают, на то,

что они (цвета) могут быть и обманными (от Сатаны) и отождествление их с

Богом представляет собой заблуждение и даже грех. Жесткой связи между

определенным цветом и мистическими силами, как это наблюдается ранее,

практически, уже нет. Божественную сущность необходимо постигать внутренним,

трансцендентным созерцанием, а не обольщаться внешней яркостью и  красивостью.

Пожалуй, только белый цвет остается незыблемым символом святости, чистоты  и

духовности. Ангелы на небесах - в белых  одеждах, как и святые, претерпевшие

за веру. Особенно важным являлось такое значение белого как чистота  и

непорочность, освобождение от грехов, как об этом говорится в "Откровении"

Иоанна. Белый не имеет в Христианстве отрицательных значений, даже белый

саван означает, как и у первобытных  народов, переход в иной, "лучший" мир,

очищение от грехов и только в  этом состоит его "траурность".

Символика других цветов амбивалентна, причем, в различные отрезки

средневековья у того или иного  цвета на первый план выдвигались  то

положительные, то отрицательные значения. Так, в раннем Христианстве

превалировало положительное символическое  значение желтого, как цвета Святого

духа, божественного откровения, просветления и т.д. Но позднее, желтый

приобретает негативный смысл, который, нередко, приписывается этому цвету  и в

наши дни. В эпоху готики его  начинают считать цветом измены, лживости и т.д.

Красный в Христианстве символизирует  кровь Христа, пролитую ради спасение

людей, а, следовательно, - и его  любовь к людям.

Как и в императорском Риме, пурпурный в средние века считался царственным

цветом. Члены королевской семьи даже в трауре надевали пурпурные одеяния (но

более темных оттенков, с преобладанием  синего). В настоящее время, когда

королевские особы больше не злоупотребляют пурпуром в своих одеждах,

сохранился обычай "пурпурного траура" в западноевропейских королевских  домах.

Фиолетовый и синий считались мистическими, трансцендентными цветами. Богослов

и философ Н. Кузанский называл  фиолетовый "гармонией противоречий". Знаком

кардинальского достоинства считался фиолетовый камень аметист. Синий

(голубой) для христиан символизировал  небо, был цветом вечности, настраивал

на смирение, благочестие, выражал  идею самопожертвования и кротости.

В отличие от трансцендентного синего, зеленый являлся больше "земным",

означал жизнь, весну, цветение природы, юность. Он доминировал в христианском

искусстве. Вместе с этим, зеленый имел и негативные значения - коварства,

искушения, дьявольского соблазна (сатане приписывались глаза зеленого цвета,

что, возможно, лежит в основе поверья  о зеленых глазах, как знаке

завистливости и жадности человека).

Отношение к черному было, преимущественно, негативное, как цвету зла, греха

(красный в определенных ситуациях  также символизировал грех - неправедную

кровь), дьявола и ада, а также - смерти. В значениях черного, как и у

первобытных народов, сохранился и  даже развился аспект "ритуальной смерти",

смерти для мира. Поэтому черный стал цветом монашества.

Коричневый и серый были цветами простолюдинов. Их символический смысл,

особенно в раннем средневековье, был, сугубо, негативным. Они означали

нищету, безнадежность, убогость, мерзость и т.д.

Продолжало существовать и отношение  к цвету, как магическому средству. Это

касается, прежде всего, средневековой  алхимии. Цвета в алхимии делились на

"высшие" и "низшие". К  "высшим" относились цвета известной  нам "триады" -

белый, черный и красный. Они символизировали  три стадии "Великого

Превращения": первичную материю (черный), ртуть (белый) и серу (красный)

результатом которого было создание "камня" (золотой). Черный соответствует

стадии брожения, гниения, затемнения, раскаяния; белый - состоянию

просветления, восхождения, откровения и прощения; красный - ступени

страдания, возвышения и любви. Золотой  обозначал славу. Главным, исходным

цветом (порождающим все остальные  цвета) в этой триаде считался черный.

Оставшиеся цвета входили в  группу "низших" или "вторичных". В алхимии

существовала цветовая систематика  химических элементов и специфические

цветовые наименования. Например, серебро именовалось "белой королевой".

   

 ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА ИСЛАМА

В странах Ислама цветовой символизм  достигает чрезвычайно высокого уровня

развития, характеризуется многозначностью  и несет на себе отпечаток влияния

как Древнего Востока, так и Запада. Вместе с тем, в цветовой символике  Ислама

много оригинального. Запрещение Исламом  изображения людей, животных и т.д.

способствовало тому, что цвет становится одним из главных выразительных

средств. Цветовые орнаменты, узоры  ковров представляют собой систему  цветовых

символов, отражающих представления  мусульман о земной и небесной жизни.

В Коране свет, а также наиболее светлые и яркие цвета, являются символами

блага, божественного начала, но, как  и в христианстве, не отождествляются  с

Богом.

Белый выражает чистоту и духовность. В споре невольниц из "Тысяча и одна

ночь" белый называется "лучшим из цветов".

Золотой (желтый) символизирует славу, успех, богатство, торжество и т.д.

Считался лечебным цветом (Омар Хайям). Вместе с тем, желтому соответствовали

и негативные значения, в частности, как символа желудочных заболеваний.

Красный для мусульман не столь  амбивалентен по содержанию как в  других

культурах. Этот цвет считался священным, магическим, имеющим большую

"жизненную силу". Поэтому,  ценились драгоценные камни красного  цвета - рубины

и др. Считалось, что они придают  владельцу силу, энергию, бесстрашие.

Символизировал он и любовную страсть. Вера в "великую силу красного" была

настолько сильной, что считалось  за лучшее не показывать камни красного цвета

маленьким детям, а также животным, которых он мог испугать или возбудить. В

поэтическом творчестве мусульман были широко распространены "красные

символы", например, красная роза означала страстную любовь.

Почитаемым и "священным" считался зеленый цвет (зеленое знамя пророка).

Зеленый символизировал оазис, природу, жизнь, отдых. Камни зеленого цвета

означали жизненную стойкость, счастье и благополучие в делах. Драгоценные

камни зеленого цвета были любимы мусульманами больше любых других.

Синий и фиолетовый (цвета тени), как и в Христианстве, ценились за их

трансцендентный, мистический характер. Синий и фиолетовый - цвета

мистического созерцания, приобщения к божественной сущности. Фиолетовый цвет

имел и значение обманчивости земной жизни, миража.

Весьма существенной особенностью исламской цветовой символики являлся  не

столь негативный характер черного  цвета. Ночь, тьма, тень дополняли свет.

Священный камень храма Кааба - черный. Черный - цвет земли. Он же был цветом

одежды и знамени аббасидских халифов. Вместе с тем, у черного сохранились и

негативные ассоциации: грязи, греха, злых дел.

Превалирование положительного отношения  к чистым, светлым, сияющим цветам

является одной из особенностей исламской цветовой символики. Но, если цвет

замутнен, нечист, "грязен", то он теряет для мусульманина всякую

привлекательность. Как и в Средневековой  Европе, это, прежде всего, относится

к серому и коричневому. Они - цвета  несчастья и нищеты. Серый - цвет пыли и

праха, противоположность яркого, разноцветного мира, напоминающий смертным о

бренности их существования.

 

 

 

Список литературы:

1. Аристотель. Собр. Соч.: Т. 1. М., 1976.

2. Бонгард-Левин Г.В. Древнеиндийская цивилизация. М., 1980.

3. Гете И.В. Трактат о цвете. //Избранные сочинения по естествознанию. М., 1957.

Информация о работе Символика цвета в различных культурах