Роль таинства венчания в сохранении семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2015 в 16:04, научная работа

Описание работы

Именно такие слова произносит священник, венчая молодых.Человек рождается, вступает в брак, рождает детей и умирает. Это законы природы, которые установил и благословил Бог. Но брак особенно выделен Церковью. Особое благословение, котороепреподается мужчине и женщине, вступающим в брак, называется "таинством". Процесс венчания в православной церкви относится к одному из семи Таинств Святой церкви, с помощью которого пара получает особую благодать

Содержание работы

Введение
1.Теоретическая часть
1.1.Таинство венчания в православной церкви.
2. Практическая часть.
Заключение Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

исследовательская работа.роль венчания в сохранении брака.docx

— 35.80 Кб (Скачать файл)

Департамент образования Кировской области

КОГОБУ СПО Кировский технологический колледж

 

 

 

 

 

 

 

 

Роль таинства венчания в сохранении семьи

исследовательская работа

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Шерникова Наталья Викторовна

Специальность: 101101 «Гостиничный сервис»

Руководитель: Рябова Наталья Леонидовна

 

 

 

 

Киров 2014

Содержание

Введение                                                                                                                  

1.Теоретическая часть   

1.1.Таинство  венчания в православной церкви.

2. Практическая часть.                                                                                            

Заключение                                                                                                                    Список использованной литературы

Приложения                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Роль таинства венчания в сохранении брака.

«Что Бог сочетал, того человек да не разлучает».

 Именно такие слова  произносит священник, венчая молодых. Человек рождается, вступает в брак, рождает детей и умирает. Это законы природы, которые установил и благословил Бог. Но брак особенно выделен Церковью. Особое благословение, которое преподается мужчине и женщине, вступающим в брак, называется "таинством". Процесс венчания в православной церкви относится к одному из семи Таинств Святой церкви, с помощью которого пара получает особую благодать. Во время такой процедуры жених и невеста дают взаимные обещания о верности, а взамен получают Божью благодать на рождение и воспитание детей. Само представление о браке как о таинстве предполагает, что человек не только существо с определенными физиологическими, психологическими и социологическими функциями, но и гражданин Царства Божия; с точки зрения православия жизнь человека в целом и в наиболее ответственные ее моменты в частности заключает в себе вечные ценности и Самого Бога. Брак есть таинство, в котором жених и невеста пред священником и Церковью дают свободное обещание о взаимной их супружеской верности, и союз их благословляется, во образ союза Христа с Церковью, и спрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей. Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей. Желающие венчаться должны быть верующими крещеными православными христианами. Они должны глубоко осознавать, что самовольное расторжение брака, утвержденного Богом, также как и нарушение обета верности, есть безусловный грех.

Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время люди все чаще вступают в брак и сразу венчаются, надеясь на то, что от этого семья станет крепче и не разрушится.

Объект исследования: исследование таинства венчания в православной церкви и католичестве.

Предмет исследования: роль таинства венчания в сохранении семьи.

Гипотеза: Многие пары, после регистрации в ЗАГСе, спешат в церковь обвенчаться, надеясь на то, что это спасет от разрушения брака.

Цель: исследование роли венчания в сохранение семьи.

Задачи: 1. подобрать и проанализировать литературу по данной теме.

               2. выяснить ,какую роль играет венчание в сохранении семьи.

              3. разработать анкету, провести анкетирование  и проанализировать.

              4. сформулировать выводы по теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретическая часть.

Таинство венчания в православной церкви.

В православном катехизисе дается следующее определение этого Таинства: Брак есть Таинство, в котором при свободном пред священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей. Бог благословил брачный союз первых людей в Раю и сказал им: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею» дав им один из первых Своих заветов. В той же книге Бытия, на первых ее страницах, раскрывается тайна брачного союза мужчины и женщины. Брак был одним из тех двух Божественных установлений, которые прародители вынесли за врата рая после грехопадения.

Развитие обряда венчания в Русской Церкви.

Изложение последования Венчания в Русской Церкви в Х-ХII веках не сохранилось. В XIV веке Таинство Брака совершали исключительно мирские священники. Интересной особенностью совершения Таинства в описываемый период было то, что жених и невеста сами обменивались кольцами, а слова «обручается раб Божий…» священником не произносились. Кроме того, не было таких составляющих современного чина Венчания, как молитва «Господи, Боже наш, иже отроку патриарха Авраама…» и сугубой ектеньи. Также, не было вопросов к жениху и невесте о добровольном вступлении в брак, и чтения Апостола и Евангелия. Новобрачные причащались Преждеосвященными Дарами. В XV веке чин обручения пополняется обычаем троекратного благословения жениха и невесты горящими свечами. В XVI веке Таинство Брака совершалось после прохождения нескольких церковно-административных этапов: во-первых, жених и невеста обращались к епископу с просьбой благословить их брак; во-вторых, архиерей выдавал им указ («знамение», «венечная память») на имя приходского священника с указанием тому совершить «обыск». Так выявлялось, нет ли канонических препятствий к браку: «чтобы (брачующиеся) ни в кумовстве, ни в сватовстве, ни в роду, ни в племени не поималися» (Стоглав). В 1765 году императрица Екатерина II издает указ, по которому «венечные памяти» были отменены. В описываемый период вошел в обычай семейный сговор, оканчивавшийся в доме жениха молитвой священника «жениху по невесту ехать». В доме невесты, куда жених приезжал также в сопровождении священника, последний читал ряд особых молитв. Затем родители благословляли жениха и невесту, и все ехали в церковь, где совершалось последование Венчания. Вопроса о добровольном согласии в чине Венчания не было. В XVII веке браки сопровождались заключением договора — «заряда», предписывающего выплату денежной компенсации в случае расторжения брака. В первой половине XVIII века обручение и Венчание, составляющие две части Таинства, совершались разновременно: в соответствии с указом Петра Первого, изданном в 1702 году, промежуток между ними составлял шесть недель. Этим же указом император отменял «зарядные записи». В России в Синодальный период Таинство Венчания мог совершать только приходской священник жениха или невесты. В 1775 году Синод постановил совершать чинопоследование обручения и Венчания одновременно. Исключение из этого правила делалось только для лиц императорской фамилии. С 1802 года на Венчании кроме жениха и невесты должны были присутствовать свидетели, которые подтверждали подписями в метрической книге храма свершившийся акт Браковенчания.

Церковно-канонические препятствия к Браку:

Православной Церковью четко определены причины, по которым Таинство Венчания совершаться не может. Они следующие:

- не допускается вступление в Брак более трех раз;

- запрещается вступать в Брак лицам, находящимся в близких степенях родства, вплоть до четвертой степени (то есть с троюродным братом или сестрой);

- церковный Брак невозможен, если один из брачующихся (или оба) объявляют себя атеистами и желают венчаться, руководствуясь посторонними мотивами;

- не венчают пару, если хотя бы один из будущих супругов не крещен и не готов принять Крещения перед Венчанием;

- не венчают Брак, если один из брачующихся фактически состоит в браке с другим лицом. Если этот брак — гражданский, то он должен быть расторгнут в установленном государственным законом порядке. Если церковный, то необходимо разрешение архиерея на его расторжение и благословение на вступление в новый Брак;

- препятствием к совершению венчания является духовное родство между кумовьями, крестившими одного ребенка и между крестными родителями и крестниками;

- не венчается Брак, если хотя бы один из брачующихся исповедует нехристианскую религию (мусульманство, иудаизм, буддизм);

- нельзя венчать принявших монашеские обеты, а также священников и дьяконов после их рукоположения;

Совершеннолетие, психическое и физическое здоровье жениха и невесты, добровольность их вступления в брак являются обязательными для регистрации гражданского брака условиями. Поэтому Церковь не принимает участия в выяснении этих обстоятельств, но требует от приходящих к Таинству Венчания свидетельство о государственной регистрации брака.

Отсутствие родительского благословения на Венчание (особенно, когда они являются атеистами) в случае совершеннолетия жениха и невесты не может воспрепятствовать Венчанию.

Дни, когда Таинство Венчания не совершается:

  • в течение всех четырех многодневных постов;
  • во время Сырной седмицы (масленицы);
  • на Светлой (Пасхальной) Седмице;
  • в период Святок: от Рождества Христова (7 января по н.ст.) до Крещения Господня (19 января по н.ст.);
  • накануне двунадесятых и великих праздников;
  • накануне постных дней — среды и пятницы, а также по субботам в течение всего года;
  • накануне и в день праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи (10 и 11 сентября по н.ст.);
  • накануне и в день праздника Воздвижения Креста Господня (26 и 27 сентября по н.ст.);
  • накануне престольных праздников того храма, в котором планируют совершить Таинство.

Исключение из этих правил может быть сделано только по благословению правящего архиерея, и то при наличии чрезвычайных обстоятельств.

Кто и где совершает Таинство Венчания:

- таинство может совершать только законно поставленный «белый» священник, не находящийся под каноническим запрещением. Монашествующее священство, по обычаю, не венчает. Сына или дочь священника должен венчать другой священник, но если такой возможности нет, это может сделать отец.

- венчание над каждой парой должно совершаться отдельно. Канонические установления не позволяют одновременное венчание нескольких пар. К сожалению, это правило в современных условиях (из-за большого количества венчающихся в одном храме пар) нередко не соблюдается. Брак совершается одним священником и, если в храме есть штатный дьякон, то он сослужит совершающему Таинство.

- местом совершения Таинства является любой православный храм. Венчание, как момент сугубого торжества, разделяют с брачующимися родители, родные, друзья и вообще все близкие им люди.

Что нужно сделать венчающимся перед совершением Таинства:

  • Вопрос о конкретном месте проведения Венчания для людей, являющихся постоянными прихожанами того или иного храма, не стоит. Не принадлежащим тому или иному приходу надо определиться с тем, где будет совершаться Венчание. После того как выбор сделан, нужно решить некоторые организационные вопросы.
  • во многих храмах существует предварительная запись, и проблему с ней надо решить заранее. Сделать это может любой родственник, присутствие жениха и невесты при этом не обязательно. Если есть желание, чтобы венчал конкретный священник, необходимо обговорить этот вопрос с ним, иначе Таинство будет совершать тот священник, «череда» которого выпадет в этот день.
  • С момента отделения Церкви от государства церковный Брак не имеет гражданской юридической силы, поэтому Венчание совершается над теми, кто зарегистрировал гражданский брак, это значит, что «расписаться» нужно до вашего прихода в храм;
  • Важнейший вопрос, который стоит перед желающей венчаться парой, — совместное Причащение перед совершением Таинства Брака. Эта традиция сохраняется с первых веков христианства, когда Таинство Венчания совершалось за Божественной литургией.

Для подготовки к Причастию в день Венчания надо выполнить несколько условий.

  • Поститься (то есть не употреблять мясную и молочную пищу, а если возможно, то и рыбу) в течение трех дней или, по крайней мере, в течение одного дня перед Венчанием.
  • Ничего не есть, не пить и не курить накануне, с 12 часов ночи.
  • Если интимная жизнь до Венчания уже имеет место, необходимо воздержаться от брачных отношений в течение трех дней, или сделать это хотя бы в последний день перед Венчанием.
  • Очень желательно прочесть перед Причащением положенные молитвы: три канона (Господу Иисусу Христу, Божьей Матери и Ангелу-Хранителю) и Последование ко Святому Причащению.

Если выполнение этих условий по каким-либо причинам невозможно, нужно подойти к священнику и взять благословение на то, как в ваших жизненных обстоятельствах подготовиться к Таинству.

За какое-то время до совершения Венчания необходимо приготовить:

  • обручальные кольца, которые надо заранее отдать венчающему священнику или на свечной ящик;
  • так называемую венчальную пару икон:с изображением Спасителя;

с изображением Божьей Матери;

  • венчальные свечи;
  • рушник (полотенце).

В день Венчания жених и невеста должны прийти к началу Божественной литургии, где они будут молиться, исповедоваться и причащаться Святых Тайн. Желательно присутствие за Литургией друзей и родственников молодоженов, но, в крайнем случае, они могут прийти к началу Венчания

Невесте лучше надеть удобную обувь, а не туфли на высоких каблуках, на которых трудно долго стоять. Перед Венчанием необходимо выяснить, разрешают ли в данном храме делать фотографии и снимать бракосочетание видеокамерой, чтобы исключить недоразумения.

Поскольку женщины за богослужением должны быть обязательно с покрытыми головами, невесте тоже необходимо иметь какой-нибудь головной убор. Кроме того, ей на время совершения Таинства лучше обойтись без косметики (или с минимальным ее количеством) и излишних украшений. Венчающейся паре необходимо иметь нательные крестики.

С Венчанием, связано множество суеверий, но природа их несколько иная.

К числу таких поверий относится то, что случайно упавшее кольцо или погасшая венчальная свеча предвещают несчастья, скорби в браке или раннюю смерть одного из супругов. Распространено суеверие, которое с первых шагов новой семьи провоцирует ее членов к проявлению гордыни и к противлению воли Божьей. Оно заключается в том, что тот из брачующихся, кто первым вступит на расстилаемое полотенце, будет всю жизнь главенствовать в семье. Очередная басня гласит: чья свеча после Таинства окажется короче, тот и раньше умрет. Не остались в стороне и «филологи»: положив в основу своего «богословского мнения» сходное звучание корней разных слов, они убеждают, что нельзя венчаться в мае, «потом будешь всю жизнь маяться». Все эти языческие придумки обличают маловерие, неверие, дремучее невежество их последователей, да и просто нежелание мыслить.

Схема чинопоследования обряда венчания выглядит так:

- вынос Святых Креста и Евангелия из алтаря;

- благословение жениха и невесты, совершаемое священником зажженными свечами;

- каждение брачующихся;

- возглас священника: «Благословен Бог наш…»;

- мирная ектенья;

Информация о работе Роль таинства венчания в сохранении семьи