Роль религии в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 11:04, реферат

Описание работы

Цель работы - рассмотреть религию как социальное явление, обозначить роль религии в современном российском обществе.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать определение, элементы и структуру религии;
2.На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о месте, функции и роли религии в обществе;
3.Рассмотреть сущность и специфику положения религии в современном российском обществе;
4.Проанализировать положительную и отрицательную роль религии.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Место религии в современном обществе
1.1 Понятие и сущность религии. Религия как социальный институт
1.2 Структура и функции религии
Глава 2. Оценка роли религии в современном российском обществе
2.1 Положение религии в современном российском обществе
2.2 Положительная и отрицательная роль религии
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 45.81 Кб (Скачать файл)

Религиозное сознание концептуального уровня - это специально разрабатываемая, систематизируемая  совокупность понятий, идей, принципов, концепций. В ее состав включаются:

-учения  о Боге, мире, природе, обществе, человеке, специально разрабатываемые на  религиозной основе (теология, богословие, символы веры);

-осуществляемая  в соответствии с принципами  религиозного мировоззрения интерпретация  экономики, политики, общественных  явлений, т.е. религиозно-политические, религиозно-экономические, религиозно-правовые  и другие концепции;

-религиозная  философия3.

Религиозная деятельность занимает своеобразное место  в системе общественной деятельности. Существует два основных вида религиозной  деятельности: внекультовая и культовая. Внекультовая осуществляется в духовной и практической сферах. Некоторые  разновидности внекультовой деятельности: производство средств культа, преподавание в религиозных учебных заведениях, а также преподавание богословия в нерелигиозных учебных заведениях, участие в миссиях, в работе соборов, пропаганда религиозных взглядов в средствах массовой информации. Внекультовая деятельность тесно переплетается с культовой.

Культ - важнейший вид религиозной деятельности, содержание которого определяется соответствующими религиозными представлениями, идеями, догмами.

Предметом культовой деятельности становятся различные объекты и силы, воплощенные  в некоторые религиозные образы (например, предметы, животные, растения, Солнце, Луна, а также ритуальные действия - пляски, пения, богослужения, религиозные праздники). Субъектом  культа могут быть как религиозная  группа верующих, так и одиночный  верующий индивид.

К средствам  культа относят непосредственно  здания, где совершаются религиозные  обряды (храмы, молитвенные дома), религиозное  искусство (живопись, архитектура, музыка), культовые предметы (церковная утварь, священнические облачения). Совокупность средств культа играет важнейшую  роль для создания соответствующей  атмосферы, необходимой при совершении культовых действий.

Результатом культовой деятельности является, прежде всего, удовлетворение религиозных  потребностей, оживление религиозного сознания. Культ может стать фактором динамики психологических состояний  верующих: совершается переход от состояния подавленности, беспокойства, скорби, тоски к состоянию облегчения, умиротворения, спокойствия и гармонии, прилива сил. В культовой деятельности происходит реальное общение верующих друг с другом, удовлетворяются эстетические потребности, т.к. убранство храмов, иконы, фрески обладают бесспорным художественным достоинством, облачения священников, музыка, пение выполнены в художественном стиле и могут доставлять эстетическое наслаждение4.

Религиозные отношения представляют собой вид  отношений в духовной сфере, складывающиеся в соответствии с религиозным  сознанием, реализующиеся посредством  религиозной деятельности.

Также как  и религиозная деятельность, религиозные  отношения разделяются на культовые  и внекультовые. Внекультовые возникают  во внекультовой деятельности. Это  непосредственные действительные отношения  между индивидами, организациями (в  духовном училище - “учитель-ученик”, в миссионерской деятельности - “миссионер - индивиды” и т.д.). Аналогично, культовые  отношения формируются в процессе культовой деятельности. Например, обряд венчания вовлекает жениха и невесту во взаимные отношения, принятые в церкви; крещение устанавливает  связь между “крестным сыном (дочерью)” и “крестными родителями”.

Религиозные отношения могут иметь разный характер - солидарности, терпимости, нейтралитета, а также конфликта и борьбы (религиозный фанатизм). Однако, даже при мирном сосуществовании, обычно имеется представление о превосходстве  данного направления религии  над всеми другими.

Религиозные организации создаются для упорядочивания религиозной деятельности и религиозных  отношений. Они также складываются культовые и внекультовые. Внекультовые призваны управлять внекультовой деятельностью (церковные советы, ректораты духовных учебных заведений, департаменты религиозной прессы и др.), культовые - в культовой деятельности (причт, клир, диаконат, епископат)5.

По мере развития общественного строя, разделения труда, стали возникать определенные религиозные сословия (жрецы), а вместе с ними и религиозные организации. Религия разделилась на вероисповедания, последователи определенного вероисповедания  составили религиозную общность, а существование и функционирование общности обеспечивалось организацией.

Общность  со всеми своими организационными элементами представляет собой религиозное  объединение. В христианстве, например, выделяется несколько видов религиозных  объединений: церковь, секта, деноминация, установленная секта, мистерия и  т.д. Но наибольшее распространение  и реальную силу получила, конечно, церковь. Она представляет собой  сравнительно широкое объединение, принадлежность к которому определяется, как правило, не свободным выбором  индивида, а, скорее, традицией.

Выделяются  четыре основные функции религии  в обществе:

1) интегративная,

2) регулятивная,

3) психотерапевтическая,

4) коммуникативная.

Интегративная функция религии была достаточно полно раскрыта

Э. Дюркгеймом, который, изучая первобытные религии  аборигенов Австралии, обратил внимание на то, что религиозные символы, ценности, обряды и обычаи способствуют сплоченности, обеспечивают устойчивость и стабильность первобытных обществ.

Стабилизирующая роль религии проявляется в следующем:

1) будучи  институционализированной, официально  признаваемой государством системой  идей и ценностей, она своими  действиями стремится сохранить  и поддержать тот социальный  порядок, частью которого сама  является;

2) если  иметь в виду современные общества, в которых действуют признанные  мировые религии, то присущие  им универсальная направленность, а также громадное воздействие  на моральное сознание общества, его традиции, обычаи, нравы способствуют  сохранению интегративной функции  религии.

Регулятивная  функция религии заключается  в том, что она поддерживает и  усиливает действие принятых в обществе социальных норм поведения, осуществляет социальный контроль, как формальный - через деятельность церковных организаций, так и неформальный, осуществляемый самими верующими как носителями моральных норм по отношению к  окружающим людям.

Сферой  деятельности психотерапевтической функции  религии выступает само религиозное  сообщество через отправление религиозного культа - богослужения, молитвы, ритуалы, обряды и т.п., имеющие успокоительное, утешительное воздействие на психику  человека.

Коммуникативная функции проявляется прежде всего  по отношению к самим верующим. Общение развертывается для верующих в двух планах: общение с Богом  и общение друг с другом. Богообщение  является высшим видом общения, и соответственно общение с ближними приобретает второстепенный характер.

 

 

Глава 2.Оценка роли религии в современном российском обществе

 

2.1 Положение  религии в современном российском  обществе

 

Во времена  коммунистического строя в Советском  Союзе религии как государственного института не существовало. И определение  религии было таковым: «…Всякая религия  является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех  внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных…»6.

В последние  же годы роль религии все больше возрастает. Религия в наше время - это средство наживы для одних  и дань моде для других, т. е. положение  неоднозначное.

В настоящее  время последователей буддизма в  мире около 350 млн. человек7.

На наш  взгляд, буддизм является нейтральной  религией, он в отличие от ислама и христианства никого не принуждает следовать учению Будды, он дает выбор  человеку. А если человек желает идти по пути Будды, то он должен применять  духовные практики, в основном это  медитации, и тогда он достигнет  состояния нирваны. Буддизм, проповедуя «принцип невмешательства», играет большую  роль в современном мире и, несмотря ни на что, обретает все больше последователей.

В настоящее  время ислам исповедуют около 1 млрд. человек8.

На наш  взгляд, ислам постепенно начинает терять свои основные функции в современном  мире. Ислам преследуется и постепенно становиться «запрещенной религией». Его роль в настоящее время  достаточно велика, но, к сожалению, ее связывают с религиозным экстремизмом. И действительно, в данной религии  это понятие имеет место. Члены  некоторых исламских сект считают, что только они живут по божеским законам и правильно исповедуют свою веру. Нередко эти люди доказывают правоту жестокими методами, не останавливаясь перед террористическими актами. Религиозный экстремизм, к сожалению, остается довольно распространенным и  опасным явлением - источником общественной напряженности.

Христианство  в мире исповедуют около 1,9 млрд. человек9.

На наш  взгляд, христианство играет большую  роль в современном мире. Сейчас ее можно назвать главенствующей религией мира. Христианство проникает  во все сферы жизни людей разных национальностей. И на фоне многочисленных военных действий в мире проявляется  ее миротворческая роль, которая сама по себе является многогранной и включает в себя сложную систему, которая  направлена на формирование мировоззрения. Христианство одна из мировых религий, которая максимально приспосабливается  к изменяющимся условиям и продолжает оказывать большое воздействие  на нравы, обычаи, личную жизнь людей, их взаимоотношения в семье.

Можно много  спорить о положении религии  в современном обществе. Однако однозначно оценить ее роль, возможности и  перспективы попросту невозможно. Весь опыт ХХ в. показал несостоятельность  односторонних прогнозов относительно дальнейших судеб религии: либо ее неминуемого и близкого отмирания, либо грядущего возрождения былой мощи. Сегодня очевидно, что религия играет заметную роль в жизни общества и что она претерпевает глубокие и необратимые изменения.

На положение  религии в современном обществе решающее воздействие оказывают  две главные силы современности - наука и политика. Их эволюция в  современном обществе ведут к  неоднозначным для религии последствиям: разрушая традиционные установления, они подчас и открывают для  нее и новые возможности.

Успехи  в овладении природой с помощью  техники, достигнутые в ХХ веке на основе гигантского приращения научных  знаний, оказали глубокое воздействие  на религиозное сознание. Однако типичные для прошлого века ожидания близкого конца религии в результате развития науки не сбылись. Наука не вытеснила  религию, но она вызвала глубокие перемены в религиозном сознании - в понимании Бога, мира, человека. Решив многие проблемы познания мира и овладения человеком силами природы, наука отодвинула границу  познания к еще более сложным, чем ранее проблемам. Сегодня  наука вышла далеко за пределы  чувственно доступного человеку, наглядного. Это дает новый шанс для религиозного мироощущения, не говоря уже о том, что гигантски возросшая на научно-технической  основе мощь человеческого деяния ставит нас теперь перед проблемой последствий  научно-технического прогресса и  его нравственной состоятельности. А в результате напрашивается  вывод, что сами по себе наука и  техника - без религии - еще не дают решения современных проблем, когда  человечество оказалось перед угрозой  самоуничтожения. Религия в качестве нравственной духовной силы получила возможность сегодня вступить в  диалог с миром, судьбы которого оказались  зависимыми от его нравственной состоятельности перед лицом реальных проблем общественного развития. В основе культурных ценностей, разделяемых большинством религий, лежат универсальные общечеловеческие ценности, такие понятия, как любовь, мир, надежда, справедливость10.

В настоящее  время большинство церковных  иерархов и рядовых священнослужителей стоят на позициях нового осмысления современных социально-экономических  и общественно-политических проблем, возникающих в процессе развития и изменения нашего общества, ориентируют  церковь на повышение нравственного  потенциала человека.

 

2.2 Положительная  и отрицательная роль религии

 

В настоящее время у  атеистов нет единства во взглядах на роль религии. Существует три основных позиции: первая - религия играет только отрицательную роль, вторая - религия  играет по преимуществу отрицательную  роль, третья - религия играет противоречивую роль, т.е. в одних ситуациях во влиянии религии преобладают  отрицательные результаты, в других - положительные. В тех случаях, когда  признается также и положительная  роль, атеисты часто расходятся в  понимании того, в чем она конкретно  состоит.

Все три позиции принципиально  отличаются от взгляда на религию  представителей религии: богословов, служителей культа, религиозной интеллигенции  и т.п. Различаясь в понимании  роли "своей" и "чужой" религии, они убеждены, что "своя" религия  играет только положительную роль. Особенно опасен для общества такой  вариант понимания, который разжигает вражду и ненависть к инакомыслящим и инаковерующим (фанатический вариант).

Информация о работе Роль религии в современном обществе