Роль религии в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 19:28, реферат

Описание работы

Религия была и остается сегодня важным фактором в развитии любой цивилизации. Ее место в жизни того или иного социума определяется различными обстоятельствами: уровнем развития общества, общественного сознания, культуры, традициями, влиянием смежных социально-политических образований (например, Византия и Киевская Русь).

Файлы: 1 файл

Роль религии в современном обществе.docx

— 45.04 Кб (Скачать файл)

Понятие "свобода  совести" сужается в данном случае в понятие, характеризующее лишь правовое пространство обеспечение  свободы религии. Понятно, что такой  подход к определению свободы  совести исключает из ее содержания свободу на свободную мысль о  религии, свободу от религии, свободу  ее отрицание. Свобода религии - это, в сущности, свобода религиозной  совести. 

"Свобода совести"  и "свобода религии" - понятия  взаимосвязанные?связаны, но не тождественны. Если первое понятие охватывает своим содержанием широкую сферу духовного, мировоззренческого бытия человека, в которой она самоопределяется и самореализуется, то второе - "свобода религии" выступает как свобода выбора и самоутверждения индивида лишь в системе религиозных координат. Свобода религии в данном контексте выступает как свобода выбора религии, как свобода вероисповедания, отправления религиозного культа. Она характеризует правовые, экономические, общественно-политические возможности и гарантии свободного религиозного самоопределения, самореализации личности, независимого функционирования религиозных организаций и их институтов. 

Таким образом можно сказать, что свобода совести, как религиоведческой-правовая категория именно в предметном поле своего проявления - отношение человека к религии-в полной мере раскрывает свою сущность через понятие "свобода религии", которое, по сути, включает в себя все аспекты свободы совести: самоопределения личности в сфере религиозного мировоззрения, религиозных ценностных ориентаций, а также ее самореализации в системе своего религиозного выбора. Структурно понятия "свобода религии" имеет два основных компонента - "свобода вероисповеданий" и "свобода церкви". 

Свобода вероисповедания  является составной структуры свободы  совести и выступает как свобода  выбора религиозного мировоззрения (вероисповедания). Она проявляет себя как внутренняя способность личности к религиозному самоопределению, как право на выбор  той или иной религиозной парадигмы, а также как право самореализации в "силовом поле" действия этой парадигмы. 

Иными словами, понятие "свобода вероисповедания" характеризует внутреннюю способность  личности, а также ее правовые возможности  свободно без внешнего давления и  принуждения соблюдать принципы любой религии, вероисповедания - предмета своего самоопределения; свободно отправлять - публично или приватно - религиозный  культ, свободно изменять свои религиозные  предпочтения. Свобода вероисповедания  предполагает равенство перед законом как верующих, так и различных конфессиональных направлений, к которым они принадлежат. 

Общеизвестно, что  религия является такой сферой духовной жизнедеятельности личности, где  ее общественный характер проявляется  наиболее рельефно. Поэтому не может  быть и речи о свободе бытия  религии там, где наряду с индивидуальной религиозной свободой (свобода вероисповеданий) отсутствует возможность коллективного  исповедания религии. осуществление  культовых действий, ритуала и  т.п.. Здесь уже речь идет о понятии "свобода церкви". Оно характеризует социально-правовые возможности функционирования в государстве церкви, религиозных общин, религиозных об?объединений верующих. Если свобода вероисповедания - это вид индивидуальной свободы, то свобода церкви - это тип свободы общественной. Понятие "?свобода церкви "тесно?связано с понятием "свобода совести", но не является элементом ее структуры. 

Религиозная организация  как свободное образование граждан-единоверцев  имеет свою внутреннюю структуру, устав, регламентирующий не только проблемы, связанные с исповедание религии, культовыми действиями, а и вопрос дисциплины, нормы поведения верующих, а также проблемы, которые далеко выходят за чисто религиозные  рамки. 

Понятие "свобода  церкви" включает и свободу создания, управления, функционирования религиозных  организаций, свобод} хозяйственной, финансовой их деятельности и т.п.. Религиозные  об?единения, ассоциации, вступают в определенные отношения с государственными, светскими организациями, с религиозными организационно оформленными структурами других конфессиональных направлений. Эти отношения также являются элементом??силового поля "действия" свободы церкви ". 

Таким образом, "свобода церкви" - понятие, отражающее степень автономности, независимости  внутреннего устройства, структуры  управления религиозного об?единение, его правовой статус, возможности реализации задач, ради которых оно и создавалось. 

Рассматривая  категорию "свобода религии", осмысливая ее сущность через понятие "свобода  вероисповедания" и "свобода церкви", стоит обратить внимание еще и  на понятие "свобода в религии". Это - специфическое религиоведческое понятие, практически не употребляется  в научном обороте. Оно характеризует  степень свободы, которую допускает, скажем, то или иное вероисповедание  для своих адептов в деле реализации вероисповедной практики, толкование тех или иных положений своего религиозного учения. Следовательно, речь идет об уровне свободы верующего  в организационно оформленном пространстве его религиозного выбора. 

"Свобода в  религии" является важным аспектом  свободы совести верующего личности  в предметном поле "церковь  - верующие". Практически она проявляет  себя в возможности для верующего  индивида свободно самореализовываться в религиозном коллективе в рамках определенных предписаний без вмешательства как единоверцев, так и руководителей религиозной общины или других институтов вероисповедной направления. 

Реализация принципов  свободы в религии в рамках той или иной конфессии слишком  проблематичной. Религия массой фактов свидетельствует, что та или иная Церковь, вероисповедных направление  очень нетерпимо относятся к  любым попыткам со стороны верующих проявлять свободу мысли о поучений авторитетов церкви, отдельных положений вероучения. Известно, что в раннем христианстве такие попытки воспринимались как еретические, а верующие, которые допускали религиозное вольнодумство, жестоко преследовались. Вывод здесь однозначный: в течение всей своей истории практически каждая Церковь, вероисповедных направление, конфессия ревностно оберегали свое вероучение, не допускали (часто под угрозой смерти) попыток их свободного осмысления и толкования со стороны своих сторонников. При всех положительных изменениях и сегодня религиозные организации практически не допускают каких-то элементов свободы в религии для своих верных. 

В структуре  указанных выше понятий, которые  в той или иной мере раскрывают сущность и содержание религиоведческой категории "свобода совести", чрезвычайно  важным является понятие "толерантность" ("терпимость"). 

Проблема толерантности  тесно?связана с проблемой свободы вообще и свободы совести в частности. Она является фундаментальной основой, необходимым условием утверждения ненасилия в делах веры. М. Ганди соотносил ее с принципами свободы совести. Он писал, что истина кроется в сердце каждого человека, там ее и следует искать ... Мы не имеем права заставлять других действовать согласно нашим видением истины. 

Защита собственного выбора, самоопределения, суверенитета в религиозной, мировоззренческой  сфере требует от индивида уважения к выбору других. Таким образом, проблема терпимости к другим, скажем, религиозных  ориентаций, точек зрения подчиняется  проблеме принципиального самоопределения  суб?екта в духовной сфере, утверждению своей позиции Толерантность способствует свободе выражения свободной совести индивида и возможности жить и действовать согласно его выбору. Следовательно она является не только условием провозглашения права на свободу религиозного самоопределения, выбора определенных мировоззренческих ориентаций, но и своеобразный механизм его реализации на практике. Поскольку толерантность выступает как морально-практический ориентир поведения и взаимоотношений различных социальных агентов - церквей, конфессий, верующих индивидов разной религиозной ориентации, то это предполагает их взаимное, сознательный отказ от насилия, унижения достоинства друг друга. 

Толерантность имеет несколько главных принципов, которые являются необходимой основой как свободы совести, так и ее собственного полноценного функционального проявления. Среди них: 

1. Признание  равенства, суверенитета, свободы  религии и убеждений суб?объектов коммуникации. Толерантность в своей основе ориентирована на главное требование: "признавать других равными тебе самому". Как международно признанный принцип он имеет свою форму выражения: "все разные - все равные". 

2.Признание права  суб?объектов коммуникации на собственное понимание истины, на собственную правду, жизненную и интеллектуальную позицию, мировоззренческие и религиозные ориентиры, ценности. При этом их культурная, мировоззренческая. религиозная своеобразие рассматривается как их достоинство. Одновременно признается ценность плюрализма и плюрализм как ценность. Этот принцип кратко можно выразить правилом античности: "О вкусах не спорят". 

3. Безусловная  отказ от монополии на истину, открытость и уважение к инаковости. Претензия на исключительное обладание истиной, скажем, в религиозном контексте, ведет в конечном итоге к религиозной нетерпимости. С борцами за веру, как справедливо отмечал К. Ясперес, "договориться невозможно". 

Если анализировать  толерантность на индивидуальном уровне, то окажется, что она выступает  как особый умонастроение, жизненно-психологическая  установка, которая позволяет видеть в другом (конфессиональном-индивидуальном) "Я" ценность, равнозначную собственном "Я". В таком контексте толерантность - это внутреннее преодоление нетерпимости к "чужому" на уровне собственной совести, а одновременно уважение к той части правды, истины, которую защищает другое "Я". Толерантность в своей сущности проявляет себя не в стремлении достичь единства во взглядах, скажем, суб?объектов межконфессиональных отношений, а выступает как проявление взвешенности, беспристрастности, как осознанное признание права на существование "чужой правды", другого видения проблем и мировосприятия, путь к постижению трансцендентного. 

Воспользовавшись  мнением французского политика Эдгара Пизани, заметим, что толерантность - это принцип утверждения культуры разнообразия в индивидуальной и общественном сознании и одновременно основа для поиска компромисса, согласия. Следовательно, она проявляет себя как стремление единства в разнообразии. Этот принцип очень важен в аспекте межконфессиональных и межцерковных отношений. 

Однако следует  заметить, что далеко не всегда имеет  обов "связной характер взаимозависимость свободы совести и терпимости. Жизнь подтверждает, что индивид реализует мировоззренческий и религиозный выбор своей совести не всегда однозначно, так же и действия его не всегда предусматривают терпимость к взглядам других людей. Следует подчеркнуть, что в таком аспекте толерантность включает в себя и определенную напряженность между осознанием суб?Объектами отношений ценности, если не предпочтений своих собственных убеждений и своего жизненного выбора, и необходимостью признания права на существование альтернативных мировоззренческих религиозных и жизненных ценностей. Не случайно английский философ Б. Вильямс рассматривал толерантность как "неудобную добродетель". 

Должны считаться  и с тем, что когда свободный, скажем, религиозный выбор, стал убеждением личности, то он приобретает для  нее характера истинности, абсолютности. Другие религиозные взгляды, "истины" в этом контексте оцениваются  как ложные, а затем к ним  относятся не всегда терпимо. Толерантность  имеет предел, "потому терпимое отношение, скажем, к убеждениям других людей  как абсолютный (безусловный) характер морального требования обусловлено верой в истинность своих убеждений, предусматривает нетерпимость, ибо истина в некотором смысле нетерпима". Нетерпимость, как известно, порождает только нетерпимость. В своей основе - это тяжелая, исторически давняя общественная болезнь. Нетерпимость (как понятие) характеризует определенный вектор, в частности межцерковных и межконфессиональных отношений, когда одно конфессиональное "мы" или "Я" стремится унизить, "ликвидировать", поставить в "рамки" неполноценности религиозные идеи. наставления, мировоззренческие ориентации других конфессиональных "Мы" или "Я" в угоду своим собственным религиозным убеждениям, представлениям, догмам, рассматривая это как принцип их защиты, подтверждение их абсолютной истинности. Нетерпимость (атолерантнисть) ориентировочная на возражения ценностного, мировоззренческого, религиозного разнообразия, а нередко и на насильственный поиск однообразия. Это отчетливо просматривается в сфере межконфессиональных, межцерковных и внутрицерковных отношений в Украине, в которых доминируют элементы нетерпимости. 

Проблема толерантности  в сфере межконфессиональных  отношений приобрела сегодня  в мире в частности в Украине  чрезвычайную остроту и в высшей степени прагматичного общественного звучания. Она выступает как важный принцип, условие, фактор достижения межконфессионального, межцерковного примирения в отношениях отдельных церквей, конфессий, действующих на территории Украины. 

Информация о работе Роль религии в современном обществе