Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 20:15, научная работа
Установившихся терминов для обозначения племени у бурят нет, каждое племя и род имеет свои термины. Так, у эхиритов и булагатов под словом якан - «кость» подразумевается племя; хонгодоровцы под словом ряжан понимают «род», под словом яhан - «племя и род»; у хоринцев слово эсэгэ - «отец» означает «племя». Например, хорьдой эсэгэ - «отец хорьдойский»; роды же, вышедшие из Халхи и Джунгарии, вовсе не имеют слова для обозначения племени, так как со времени переселения на Селенгу, Ангару и Лену они не имели -племенных объединений, жили маленькими родами.
ПЛЕМЕНА И РОДЫ БУРЯТ
БУЛАГАТ И ЭХИРИТ
БУХА НОЕН
МОЛОНТОЙ
РАЗДЕЛ 1. БУЛАГАТСКИЕ РОДЫ
ОБЩЕПЛЕМЕННЫЕ ПРЕДАНИЯ И ЛЕГЕНДЫ
Записано со слов 56-летнего Тапхы Тархаевича Няголова II шаралдаевского рода из улуса Харагунский (ураг Маншууд) Боханского аймаки Иркутской области 27 августа 1936 года.
Улус Харагунский Улус Маануу II шаралдаева рода
Маануу имел шестерых сыновей: Бубтуусэя, Бажигу, Бажи, Хааная, hандагара и Зугаахана. Хаанай имел четверых сыновей - Модтоона, Олзоя, Дуурэна, Зутана и дочь Унхэбэй. Дуурэн имел пятерых сыновей: Алтая Ангаатху, Алсая, Баахана и Адуухая. У Алсая было пятеро сыновей: Алсаан Баая, Баахан, Байма и Пахля. Баахан имел трех дочерей: Иржену, Лепку и Полю. У Адуухая было два сына - Архинша и Айков. Ангаатха имел двух сыновей - Ангаахая и Александра и дочь Шагай, Алтай имел одного сына Николая. Баая Алсаев имел трех сыновей: Еремея, Шантана и Василия. У Еремея одна дочь Дуня. Шантан умер молодым, неженатым.
Зугаахан ураг Харагунского улуса
Зугаахан имел пятерых сыновей: Баашаана,
Бартаана, Баа-ная, Баанхи и Багая. Бартаан
имел сына Паахуу. У Паахуу было пятеро
дочерей: Мэхээтэ, Шаруу, Шагай, Шаргал
и Шатуурай.
Записано со слов Осипа Омолгонова и Ангахая Дуринова II шаралдаев-ского рода из улуса Харагунский Боханского аймака Иркутской области 29 июля 1936 года.
I шаралдаев род
Первый шаралдаев род
Шаралдай в одно время жил в Забайкалье, в пределах нынешней Мухор-Шибири, на том месте, где образовалось после его выезда русское село Шаралдаевское. Небольшая часть шаралдаевского рода проживает совместно с харанутским родом по Иволге и Селенге.
Записано со слов 66-летнего Одора Андреева I шаралдаевского рода, неграмотного, из улуса Маньковский Боханского аймака Иркутской области 3 марта 1936 года.
Среди шаралдаева рода проживают выходцы из племени эхирит. В шаралдаев род пришел некто Бэгэн Хамаев, который происходил из рода хамнагадаева. Это было приблизительно в начале XVIII века. Сейчас идет седьмое-восьмое поколение.
Потомки Бэгэна Хамаева имели шаманское происхождение (б-- утха). Из их среды вышли многие большие шаманы: например, шаманы Мохосхан, сын его Майор, Пихун, его сын Иннокентий, сын Иннокентия - Михаил, сын Алгана-Прокопий. Мать шамана Пихуна Аланова Могсохон была из Кудинской долины, из харанутского рода, который славился своим шаманским утха - «Ардайн ахануут». Шаман Пихун Аланов имел утха от ардайских аханутов и считался хорошим, знающим шаманом. Жена Алана - Могсохон была шаманкой и до сего времени известна под именем Могсохон т--дэй.
Записано со слов 67-летнего Одора Андреева I шаралдаевского рода из улуса Маньковский в Улан-Удэ 3 мая 1937 года.
Хонзойский улус II шаралдаевского рода Боханского аймака
Родословная: Хонхо, Батуун Тубэ, Муухай, hанзэ, Готол-хан, Павел, Шахан, Абрам, Петр, Михаил.
Записано со слов 67-летнего Абрама Павлова в городе Улан-Удэ 20 ноября 1966 года.
БУБАЕВСКИЙ РОД
Бубаев род (на реке Куде)
Бубай Саганов был внуком Тугалака. Жил он по реке Куде, около горы Ухэр Манхай и Удэгэ Бэлеэн. Сын Бубая - Дархи поселился на озере Хулэн, оттуда переселился в долину Корсука. От Дархи произошли улусы Тэншут, Тотхон Сагановский, Корсук, Ишин.
Улус Олойский произошел от потомков Тоглогора, брата Бубая. По другому преданию, Тоглогор был сыном Баглая. Тоглогор был убит во время рыбной ловли сыновьями Аша-абагата. Они же убили и Осогора. Бубаевцы хотели отомстить им, но так как виновники переселились на другие земли и жили далеко, то не стали трогать потомков других братьев Аша-абагата.
Сын Тоглогора - Муу эмэ и сын Осогора воспитывались своими матерями: Олой, женой Тоглогора, и Отонхой, женой Осогора, под руководством своих дядей, которые, по обычаю бурят, опекали вдов и жили на правах мужей (hуулдаха). Но так как у них не было отцов с малолетства, то народ называл их по имени матерей: «Олойн хубуун» и «Отонхойн хубуун», поэтому за улусами их потомков сохранились названия Олоев и Отонхоев. Родовое же название осталось то же - бубаев род.
Записано со слов 62-летнего Оншата Магзаева из улуса Олой Олоевско-го булука Эхирит-булагатского аймака Иркутской области 26 декабря 1937 года.
Загаша бухэ (батор бубаева рода)
Загаша бухэ жил в долине реки Куды и происходил из бубаева рода. Он владел огромной, лошадиной силой, был метким стрелком из лука. В то же самое время в ичотуевском роде IV холтубаева рода бывшей Молькинской инородной управы чшл силач и стрелок Бихэй мэргэн. Прежде борцы и стрелки, наслушавшись друг о друге различных рассказов, разыскивали друг друга и состязались в борьбе и стрельбе.
Бихэй мэргэн слышал много рассказов о Загаши бухэ. Он считал себя непобедимым. Вокруг него не было человека, который бы мог состязаться с ним. Он захотел состязаться с Загаша бухэ и поехал искать его.
Расспрашивая, Бихэй мэргэн доехал до Олоевского улуса, где гостил Загаша бухэ. Подъехав к юрте, он попросил мальчика вызвать Загаши бухэ. Мальчик вызвал. Бихэй спросил его: «Вы будете Загаши бухэ?»
Загаши был пьян. Он взял одной рукой сырое березовое дерево, заготовленное для выделки оси к телеге, поднял и показал им по направлению дома.
Бихэй мэргзн, догадавшись, что перед ним стоит сам Загаши бухэ, испугался, не стал предлагать состязаться с ним и поехал опозоренный домой.
Дорогой он, по обычаю бурят, заехал к своему родственнику в шаралдаев род, который знал о его поездке в Куду для состязания с Загаши бухэ. Родственник спросил Бихэй мэргэна о результатах состязания. «Загаши бухэ не было дома. Он уехал в гости к родне - к ольхонским бурятам», - соврал Бихэй мэргэн.
Уезжая домой, Бихэй мэргэн, чтобы не было сомнения у родственника, сказал: «Если встретишься с Загаши бухэ, чо направь его ко мне домой, в Осу. Я хочу побороться с ним». Потом Бихэй уехал домой.
Через некоторое время Загаши бухэ был в шаралдаевом роде и заехал к своему знакомому буряту, к тому родственнику Бихэй мэргэна, который просил его направить Загаши бухэ к нему состязаться. Знакомые разговорились. Родственник Бихэй мэргэна, вспомнил просьбу и передал ее Загаши бухэ.
Загаши бухэ с удовольствием поехал к Бихэй мэргэну. Последний принял его как дорогого далекого гостя: заколол барана, приготовил арзу и стал хорошо угощать.
Друзья гуляли целую неделю, по бурятскому обычаю побывали во всех юртах улуса (тагшаар хэмнэжи ууба, таршагаар хэмнэжи зугаалаба). Они решили состязаться в борьбе в местности Табаг боро узуур. Бихэй мэргэн известил об этом своего друга - борца Шобола, живущего в Онхотоевском роде, в пади Улей.
В назначенный день три силача направились в Табаг боро узуур. Бихэй и Загаша стали бороться, а Шобол сидел в качестве судьи. Долго боролись они. Ломали друг друга в замках своих, тянули за шеи, пыхтели, уставали, отдыхали и опять боролись. Загаша бухэ был сильнее Бихэй мэргэна. Он стал в конце концов одолевать Бихэй мэргэна. Загаша скручивал своего противника, как ременную веревку (аргамжа бутэ эбхэ-бэ, hyp бутэ hунааба). Тогда Шобол сделал петлю из веревки и бросил ее под ноги Загаши бухэ. Последний, наступая на Бихэй мэргэна, попал ногой в петлю. Тогда Шобол потянул веревку, и оба они свалили Загаши бухэ на землю, стали бить, сняли с него шубку и отпустили.
Загаши бухэ сказал: «Я думал, что вы искали меня, завидуя моей славе и силе. Оказывается, вы искали меня, позарившись на мою плохонькую шубку (hайн нэрэдэмни обтоо гэhэмни, hариhан дэгэлдэмни обтоhон байбат)». Бихэй мэргэн вернул ему шубку, и Загаша уехал домой.
После этого случая Бихэй мэргэн поехал к эхиритам со свадебным поездом (турэ). Там он боролся с двумя быстрыми братьями Шаргая (Шаргайн хоер шуумар) - Шада и Бида. Бихэй мэргэн своим приемом «алгабша бариху» победил их обоих.
Шада и Бида Шагаевы пригласили Бихэй мэргэна домой к себе в гости. Он принял с удовольствием приглашение и поехал. Мать братьев была большой черной шаманкой. Сыновья по приезде домой попросили мать все приготовить к пиру к утру, а сами с гостем легли спать, так как были пьяны. Мать-шаманка не спала всю ночь, готовила водку-арза и хорзо, варила и стряпала разные кушанья.
Бихэй мэргэн встал утром, посмотрел на Шаду и Биду: они спали крепким сном. Мать пробовала разбудить их, но не смогла. Тогда Бихэй мэргэн вышел во двор, оседлал коня и поехал домой.
Мать-шаманка, увидев, что Бихэй мэргэн уехал домой, взяла палку и стала бить их. Когда же сыновья встали, то она стала укорять их за неуважение к гостю. Тогда сыновья взяли молочную водку и стали совершать возлияние своим предкам (утхадаа дууhаагаа). Потом они превратились в лебедей и полетели. На хребте между Осой и Кудой (hуhан дабаан) они догнали его и хотели съесть (эдихэ). Бихэй мэргэн, тоже имевший шаманский корень (утха от хозяина острова Ольхон Шу-буун ноён), превратился в орла и хотел съесть лебедей, то есть братьев Шаду и Биду.
Ничего не сделав Бихэй мэргэну, братья вернулись обратно домой и сказали матери-шаманке: «У Бихэй мэргэна есть утха от хозяина острова Ольхон Шубуун ноена. Наш утха от Хоредой бабая не может осилить его!»
Бихэй мэргэн жил очень долго. Когда он стал слишком стар и в тягость своим потомкам, тогда он созвал родственников и устроил большой пир (найр). Было заколото много животных, заготовлено много тарасуну, арзы и хорзо. На пиру, по обычаю, внуки и правнуки кормили его салом (длинным ломтем), которое старик должен был проглотить. Он подавился и умер. Родственники увезли его труп в лес и сожгли (нуу-лэ дээрэн арюулаа).
Записано со слов 69-летнего Василия
Ивановича Шилухэева
Олоевский (бубаев) род (на реке Куде)
Тоглогор был сыном Батлая. Его убили сыновья Ашаабагата: Алсубха и Арзутха. Потом, боясь мести, они убежали: Алсубха - в Забайкалье, где он поселился в Убэр Худари, недалеко от нынешнего города Кяхты, а Арзутха переселился в Ара-Ашаабагата, к речке Зиме. Потомки Арзутхи живут в улусах Бодрёо, Хара Шуги, Хашалак, Хайрак и Усть-Хайдак. После смерти Тоглогора сыновей его воспитывала мать их - Олой, женщина умная и красивая. Многие ее сватали, но ока решила . не выходить замуж, так и осталась вдовой. Старшего сына Тоглогора звали My Эмэ (худая баба). От Олой, или ее мужа, сейчас идет 12-е поколение.
Родословная: Батлай, Тоглогор, Муу Эмэ, Хэнхэр, Загаши, Бадаахан, Хадаан, Сужа, Баанай, Мугда, Магза, Оншоот, Лева и Мадагай.
Записано со слов 62-летнего Оншота Магзаева из улуса Олой Олоевско-го булука Эхирит-Булагатского аймака Иркутской области 27 августа 1937 года.
Тоглогоров (бубаев) род, улус Олоевский
На теперешнем месте Олоевского улуса никого не было. My Эмэ прежде жил в местности Куяа, у гор Ухэр Манхай и Удэгэ Бэлеэн. Народу стало там много, пастбищ не хватало. Тогда с общего согласия потомки сыновей Тугалака решили рассе-t литься по разным местам. My Эмэ облюбовал себе берег озера Хулэн и поселился там. Теперь идет 13-е поколение от My Эмэ.
Записано со слов Андриана Хангаева из улуса Олой Эхирит-Булагатского аймака Иркутской области 4 июня 1937 года.
ХОГОЕВСКИЙ РОД
Обогон
Обогон родился от дочери Тоглока (Тугалака). Родители, узнав о положении дочери, стали допытываться, от кого она забеременела. Дочь ответила: «Я пасла овец в степи. Там росла красивая травка с чудесными лепестками. Я была голодна и съела ее. С тех пор я забеременела».
Дочь Тоглока родила сына, назвали мальчика Обогоном (Ургын узуураа олдоhон Обогон - «У цветов найденный Обогон»). Он был женат на девушке баргутке. Она родила ему трех сыновей: Хогоя, Онгоя и Онхотоя. Жили они в долине реки Куды (Худайн гол) и приносили жертву хозяевам гор Ухэр Манхай и Удэгэ Бэлеэн.
В долине Куды стало тесно, люди стали разъезжаться по разным местам. Обогон уехал с семьей и поселился в долине реки Осы, в местности Алтани хээр. Место было хорошее, пастбище было богатое, в лесах зверей было много.
Вскоре умер отец, и Хогой стал управлять хозяйством. Братья зажили хорошо: скота у них было много, они ловили много зверей. Когда братья подросли, то Хогой женил их на хороших девушках. Потом он принес березку с тремя разными ветвями и велел ломать ее. Первым ломал Онгой, у него отломилась одна ветка, вторым ломал Онхотой, у него тоже отломилась одна ветка. У Хогоя остался ствол с одной веткой. Он сказал: «Нашим предкам угодно, чтобы я остался на этом месте».
Онгой переехал и поселился в устье реки Осы, а оттуда часть его потомков переселилась в Унгинскую долину.
Хогой переселился со своими потомками в устье реки Кахи (Xahaa). Скоро иркутский Вознесенский монастырь организовал слободу, на месте теперешнего села Осы. В слободе поселили разный сброд - воров и любителей легкой наживы (гулящие и охочие люди), которые стали грабить и насиловать беззащитных бурят. Хогоевцы были выведены из терпения грабежами и насилиями этих людей. Они убили несколько человек. Смотритель монастыря пожаловался игумену, тот послал отчаянных головорезов, чтобы отомстили хогоевцам за убийство охочих и гулящих людей монастыря. Убийцы были вынуждены переселиться в отдаленное от кочевий место. И они перекочевали в Мольку и поселились на том месте, где теперь стоит улус Халюта. А оттуда хогоевцы расселились кто куда.