Религия в социологической концепции М.Вебера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 19:23, контрольная работа

Описание работы

На первом этапе (период работы над «Протестантской этикой») интерес Вебера к религии, в данном случае к протестантизму, ограничивался главным образом определением той роли, какую сыграло изменение религиозной этики в становлении капитализма, то есть речь идет о связи между религиозно-этическими принципами и формами экономической деятельности. Эта установка во многом была обусловлена полемической направленностью против марксистского понимания религии как продукта экономических отношений.

Содержание работы

Введение 3
1. Религия в социологической концепции М.Вебера 5
2. Общество как социальная реальность м как социальная система 16
Заключение 31
Список использованных источников 32

Файлы: 1 файл

Религия.docx

— 55.99 Кб (Скачать файл)

Так, по рассказам путешественников, посетивших Южный Судан, у местного племени  азанде измельченные зубы крокодила считались ценным лекарством, и все племя удивлялось тому, что европейцам они не нужны; т. е. объект, социально значимый для азанде, не имел никакого социального значения для европейцев.

Состав  социальной реальности.

Социальная  реальность складывается из множества  разнородных, но взаимосвязанных явлений, систематизация которых является трудной  задачей. Не ставя такой задачи, выделим лишь некоторые важнейшие компоненты социальной реальности.

Сами  люди, их объединения, отношения, действия -- это главная составляющая социальной реальности, созидающая ее сила. Человек, в котором соединяется материальное и духовное, тело и душа, распространяет эту свою «двойственность» вокруг себя. Двухслойное -- материальное и духовное -- содержание социальной реальности есть след, оставляемый им на всем, что имеет место в человеческом мире. Помимо того, что каждый индивид должен решать «для себя» вопрос о смысле своих действий и своей жизни вообще, в обществе его поведение и он сам приобретают смысл «для других». Люди и группы людей становятся социальными символами, носителями особого смысла, поскольку они выступают не просто как живые существа, а как кинозвезда, писатель, политический вождь, представитель той или иной профессии и т. д.

«Болезненный  человек, провозглашенный монархом или папой, становится могущественным и священным "Величеством" или "Святейшеством". Если же он свергнут, он лишается своей социокультурной  ценности и его могущество, функции, социальное положение и личность коренным образом изменяются: из величества или святейшества он превращается в  презренного и ненавидимого изгнанника».

Язык. Наиболее очевидным образом способность  человека наделять свои творения смыслом  проявляется в языке. Язык представляет собою код, на котором люди передают друг другу информацию. Общаясь с  помощью языка, люди приписывают  звукам устной речи (или буквам письменной речи) смыслы, которыми они физически -- как колебания воздуха (или какие-то закорючки) - сами по себе не обладают.

Язык  есть создание народа, результат коллективного  творчества многих поколений людей. Он является достоянием пользующегося  им общества, находится в общем  владении всех, кто говорит на нем. Язык обязателен: его формы и правила  должны соблюдать все разговаривающие  на нем, чтобы быть понятыми. Язык есть реальность, существующая объективно по отношению к любому отдельному индивиду, до и независимо от него. Это важнейший компонент социальной реальности, без которого была бы невозможна связь между людьми и, следовательно, не было бы общества как единого целостного социального организма.

Мир материальных артефактов. Артефактами (от лат. arte -- искусственный ufactus - сделанный) в широком смысле слова называют любой искусственно созданный объект, в отличие от объектов, возникших в природе естественным путем, без вмешательства «вне природных» сил -- человека или каких-либо иных разумных существ. К артефактам относятся сделанные руками людей вещи, рожденные в их головах мысли, найденные ими средства и способы действий, формы совместной жизни и пр. Язык -- это тоже артефакт. В более узком смысле под артефактами понимают лишь объективированные результаты человеческой деятельности (т. е. к ним не относят продукты духовной деятельности, оставшиеся чисто идеальными образованиями).

Мир материальных артефактов - это искусственно созданная людьми среда обитания, «вторая природа», в которой живет человеческое общество. Нас с детства и до старости окружает со всех сторон эта артефактная среда: пеленки и соски, игрушки и книги, одежда и мебель, стекло и бетон, звуки музыки и электрический свет - все это продукты человеческого труда. Следы человеческого воздействия несет в себе даже то, что мы едим и пьем, даже воздух, которым мы дышим. Общество существует как бы на грани двух миров - естественного и искусственного, причем в ходе исторического развития первый все больше заслоняется вторым (хотя превратить мир артефактов в замкнутую сферу и полностью отгородиться ею от природы невозможно).

Природные явления, вовлеченные в сферу  социальной деятельности. Осваивая природу, люди усматривают смысл - ценность, пользу и т. д. -- также и в естественно возникших ее явлениях.

Когда эти явления становятся предметами практической деятельности, смысл их обычно связывается с их функциональным назначением, их способностью удовлетворить  какие-то потребности общества.

Так, полезные ископаемые (нефть, рудные залежи и пр.), не имевшие в первобытные  времена никакого отношения к  социальной реальности, входят в нее  и превращаются в общественное богатство  страны, когда находятся способы  их использования. Плесень, не привлекавшая никакого интереса к себе, после  открытия ее антимикробных свойств  становится пенициллином -- реальным и социально значимым орудием медицины в борьбе с болезнями.

«Человеческим» содержанием - эстетическим, нравственным религиозным и т. д. - наделяются также природные явления, попавшие в сферу духовной деятельности. Нередко при этом их образы обретают символическое значение.

Таковы  образы хитрой лисы или трусливого зайца в народных сказках, поэтические  описания радуги или заката, мистические  интерпретации затмений, комет и  т. д. Извержение вулкана -- природное явление, и как таковое оно лежит вне сферы культуры. Но когда оно понимается как проявление гнева богов или как трагедия человеческого бессилия перед грозной стихией («Гибель Помпеи» Брюллова), то становится знаком, символом, в котором люди усматривают особый, «сверхприродный» смысл.

В ходе исторического развития общества сфера его деятельности расширяется, и граница между естественной природной средой и миром артефактов становится все более зыбкой. Область  социальной реальности постепенно охватывает всю нашу планету (а в будущем, возможно, и окружающий космос). В  работах Э. Ле-Руа, В. И. Вернадского, П. Тейяра де Шардена развивается мысль, что это ведет к возникновению ноосферы -- сферы разума, в которой природная и социальная реальность сливаются и превращаются в своего рода «мыслящую» оболочку, облекающую земной шар.

Коллективные  представления. Люди не только создают  социальную реальность, но и отражают ее в своем сознании так же, как  и природу. У каждого человека складывается своя индивидуальная картина  окружающего его мира. Но вместе с тем существуют общие взгляды, представления, мысленные установки, имеющие хождение в обществе и  более или менее разделяемые  его членами. Э. Дюркгейм называет мысленные  образования такого рода «коллективными представлениями», подчеркивая, что  они хотя и существуют в головах  индивидов, но «не зависят от личной природы индивидов». В отличие  от индивидуальных представлений, коллективные представления «исходят не из индивидов, взятых изолированно друг от друга, но от их соединения, а это совершенно иное дело». Они навязываются индивидам  извне, из «коллективной жизни» в  общей культурной среде.

Подобные  коллективные представления составляют содержание того, что называют общественным сознанием, ментальностью, общественным мнением и т. д.

Коллективные  представления обычно кажутся человеку чем-то само собой разумеющимся, и  он просто исходит из них в своем  мышлении и поведении, не отдавая  себе отчета, почему он мыслит и действует  так, а не иначе. Но даже если он сможет от рефлексировать и эксплицировать (т. е. четко сформулировать) эти мысленные  установки, то он, скорее всего, будет  считать их собственными, внутренними  убеждениями, сложившимися в его  жизненном опыте, а не заимствованными  извне.

Коллективные  представления могут вести к  искаженной и неверной трактовке  явлений действительности. Но пока мы находимся у них в плену, мы этого не замечаем. Отказаться от них нас обычно заставляет практика, когда она убеждает нас в их ошибочности и неэффективности, а также знакомство с другими  культурами, где господствуют иные коллективные представления.

В качестве коллективных представлений  могут выступать социальные стереотипы - упрощенные, схематизированные образы каких-либо общественных явлений и объектов, получившие широкое признание в общественном мнении. Существуют, например, стереотипные образы представителей разных наций. Стереотипы -- это шаблоны, под которые подгоняются человеческие мысли и действия. Часто они являются предвзятыми, связанными с предубеждениями И предрассудками. Реклама и идеологическая пропаганда, создавая и внедряя в массовое сознание стереотипы, использует их как средство манипулирования общественным мнением.

В каждом обществе коллективные представления  образуют в своей совокупности картину  окружающего мира. Она выражается, например, в древних мифах, рассказывающих о том, что Земля покоится на слонах, которые стоят на черепахе, которая  лежит на китах, и т. д. В христианской и мусульманской культурах мир  представляется как творение Бога, создавшего Землю и «небесную  твердь», ад под землей и рай на небесах. В европейской культуре Нового времени складывается механистическая  картина мира как огромной машины, детали которой -- атомы, планеты, звезды и пр. -- движутся по заданным законами механики траекториям. Существует большое различие между представлением о мире в западной культуре и в культуре Востока. Современная научная картина мира радикально отличается от всех предшествующих. Но ведь иного мира, кроме того, каким он выглядит при взгляде на него «изнутри культуры», люди данной культуры не знают и даже вообразить себе не могут без знакомства с другими культурами.

В социологии известен «принцип Томаса»:

Если  ситуация мыслится как реальная «до» она реальна по своим последствиям.

То  есть если человек думает, что его  представление о какой-то ситуации соответствует действительности, то он ведет себя так, как того требует  его представление, и последствия  его поведения вполне реальны. Отсюда следует, что коллективные представления, независимо от того, насколько они  соответствуют реальности, предопределяют типичное для членов данного общества восприятие действительности и поведение. Даже самые фантастические представления о мире, если люди в своих действиях руководствуются ими, становятся вполне реальными факторами, обусловливающими жизнь людей. Поэтому коллективные представления являются существенным компонентом социальной реальности.

«Осознание  действительности -- часть самой действительности».

Общество  как социальный организм: синергетическая  трактовка.

Общество  называют социальным организмом, чтобы  подчеркнуть, что его следует  рассматривать как сложную целостную  систему. В чем смысл такого подхода, как он способствует познанию общества? Дело в том, что он позволяет распространить на общество те общие и необходимые  признаки, которыми обладает всякая система (разумеется, конкретизируя их с  учетом специфики социальной реальности). В этой связи целесообразно обратиться к синергетике - одному из новейших научных направлений, связанных с изучением систем.

Синергетика возникла в 1960-х гг. как физико-математическая теория так называемых диссипативных  систем, т. е. систем открытых, взаимодействующих  с окружающей средой и сохраняющих  свое существование благодаря постоянному  обмену с ней веществом и энергией («диссипация» -- от лат. dissipare -- рассеивать). Начало ей положили работы И. Пригожина (Бельгия), а название «синергетика» дал Г. Хакен (Германия). Значительный вклад в ее разработку внесли отечественные ученые С. Курдюмов, А. Самарский, В. Арнольд, М. Волькенштейн и др.

В ходе развития синергетических идей особое внимание исследователей привлекла  самоорганизация, которая при определенных условиях происходит в открытых системах и ведет к их эволюции. Были обнаружены универсальные свойства и закономерности самоорганизации, которые имеют  место в самых разнообразных  системах. Это вызвало необходимость с новой точки зрения рассмотреть содержание философских представлений о процессах развития, о взаимосвязи случайности и закономерности, о соотношении между порядком и хаосом и т. п. Широта и фундаментальность синергетических идей и принципов привели к превращению синергетики в междисциплинарное научное направление, которое становится источником важных философско-методологических выводов и обобщений. В рамках этого направления формируется социальная синергетика, задачей которой является применение синергетических понятий и методов к изучению общества.

С синергетической точки зрения общество как социальный организм представляет собою сверхсложную диссипативную  эволюционирующую систему, которая  имеет характерные для подобных систем общие свойства. Причем эти  свойства проявляются в специфическом  для общества виде.

Взаимодействие  со средой. В отличие от замкнутых  стационарных систем, которые сохраняются  тем дольше, чем меньше они подвержены внешним воздействиям, общество есть открытая динамическая система. Если стационарные системы разрушаются от взаимодействия с окружающей средой, то динамические, наоборот, могут сохраняться и  развиваться только в процессе такого взаимодействия. Непременным условием существования общества является то, что оно извлекает из окружающей среды вещество и энергию, распределяет их между клетками социального организма, перерабатывает и использует, выбрасывая их из себя и рассеивая в окружающей среде.

Специфической для общества формой взаимодействия со средой является материальное производство. Оно служит основой разнообразных  форм хозяйственной деятельности людей, направленной на удовлетворение их материальных потребностей.

Производство  вместе с распределением и потреблением его продуктов образует экономическую  сферу общественной жизни. В ходе исторической эволюции общества интенсивность  его обмена веществом и энергией со средой («социальный метаболизм») имеет тенденцию увеличиваться. Эта тенденция выражается в росте производства материальных благ (и соответственно отходов их производства и потребления), на основе которого идет развитие экономики общества.

Самоорганизация. Система является самоорганизующейся, если ее структура возникает, сохраняется  и усложняется в результате происходящих в ней внутренних процессов, а  не навязывается ей извне. Структура  достаточно сложных систем принимает  иерархический характер. Ее элементы объединяются в структурные образования (подсистемы) различного уровня, среди  которых могут выделяться структурные  образования высшего ранга, выполняющие  функцию управления всей системой в  целом.

Информация о работе Религия в социологической концепции М.Вебера