Религия в системе культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 17:33, контрольная работа

Описание работы

Что продолжает и в наши дни порождать религиозную веру? Какое место религия занимает в системе культуры? И как она соотносится с так и не вытеснившим ее научным познанием: они противоречат или дополняют друг друга? Вот, пожалуй, самый интересный вопрос для современного человека, который воспитывался на резком противопоставлении одного и другого. Именно поэтому, выясняя место религии в системе культуры, в настоящей работе она постоянно будет сравниваться с наукой.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Религиозная вера в жизни ученых.
2. Религия в первобытных культурах.
3. Религия в системе культуры
3.1. Религия в архитектуре
4. Религия в европейской культуре: христианская модель мира и проблема соотношения веры и разума.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Файлы: 1 файл

Религиоведен.docx

— 37.52 Кб (Скачать файл)

 

 

РЕЛИГИЯ В ЕВРОПЕЙСКОЙ  КУЛЬТУРЕ: ХРИСТИАНСКАЯ МОДЕЛЬ МИРА И ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ВЕРЫ И РАЗУМА.

Мы знаем, что периодически в истории под  прессом неопровержимых доказательств в трагедиях и муках человеческих судеб реконструировались теистические модели Мира. Хорошо известно, что крупнейшие создатели космологических концепций неосознанно или целенаправленно использовали в своих работах мифологические и религиозные обоснования.

"В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог", - основополагающий постулат Откровения или традиционной христианской модели мира и познания, утвердившейся в европейской культуре. Авторитет Откровения закреплял господствующее положение человека в природе как посланника Бога-творца, предписавшего ей свои законы. Как отмечает Ю.В.Чайковский, пришедшее со схоластической, созданной в период средних веков, моделью в науку понятие закона природы первоначально понималось как предписание правителя своим подданным, то есть как своего рода юридический закон. "Как замена непосредственных конкретных распоряжений вождя на общий для всех закон знаменовала рождение государства, так и рождение науки было ознаменовано осознание наличия закона природы, общего для всех явлений для данного класса" .

Позднее осознание  автономности функционирования законов  природы от воли божественного провидения привело основоположника механистического понимания мира Исаака Ньютона к мысли об отделении науки от натурфилософии. Познание природы, по его мнению, должно осуществляться на научной основе. Бог создавал мир подобно тому, как часовой мастер создаёт часы. Заметим, что идейный предшественник Ньютона Р.Декарт тоже описывал мир как взаимодействие сцепленных одна с другой, словно детали одного механизма, частиц. Разрабатывая научные принципы космогонии, Ньютон в то же время полагал необходимым вмешательство Бога в ход движения небесных светил в целях его периодической корректировки. Как и часы, Вселенная порой нуждается в исправлении, а это способен осуществить только её творец, рассуждал учёный. В преклонном возрасте Ньютон окончательно расстался с научной деятельностью и занимался проблемами богословия.

В XVIII веке противоречия между знанием и верой, рассудком  и чувствами были разрешены не в пользу религии. Вера в разум  стала высшим аргументом в борьбе против всяких религиозных суеверий, предрассудков, чудес. Д.Дидро говорил о том, что одно доказательство убеждает его больше, чем полсотни подобных один другому случаев. Неограниченное доверие он питает лишь к собственному разуму. П.Гольбах обвинял религию в том, что она понуждает людей пресмыкаться перед сильными мира сего, мешает им взять судьбу в свои руки. "Проблема в тот период ставилась радикально: нужно выбирать между свободой и оковами, наукой и верой."

Ещё большую  самостоятельность научным изысканиям принёс XIX век. Дальнейшее развитие в  это время получили формально-логические методы доказательства и обоснования  точных наук, особенно - логики и математики. Убеждение в том, что математик  сам творит свои факты, сопровождалось построением различных аксиоматических  систем математических теорий, созданием  строго формализованного языка математического  доказательства. Бог создал натуральный  ряд, остальное - дело рук человеческих, писал в ту пору Л.Кронекер.

Веком торжества  разума и справедливости революционными идеологами был назван век ХХ. Общеизвестно, что в России церковь после  революции была не только отделена от государства, но и подвергнута репрессиям и разрушениям. Заданное общим политическим курсом направление развития получили в нашей стране философия и наука. Наука не без помощи философии интенсивно "очищалась" от гносеологических корней идеализма. Вследствие развития логико-математических оснований познавательный процесс обретал, казалось, собственный путь развития, обусловленный неограниченными возможностями формализации знания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Религия представляет собой одно из важнейших измерений  культуры. Она является фактором, определяющим категориальные структуры и особенности  менталитета. Многие культурные процессы протекают под существенным влиянием религии. Религиозная традиция формирует  ценностную систему, духовно ориентирует  человека, предлагает интерпретацию  бытия. Именно религия во многом обуславливает  сакральное измерение культурного  пространства, организует иерархию ценностей.

Существует  несколько подходов к пониманию  места религии в культуре:

1) Религия  – одна из сфер культуры, имеющая  самостоятельную ценность наряду  с такими ее формами, как  искусство, мораль, философия. Религия  - результат человеческого творчества. В западной мысли (К.Гирц и др.) религия рассматривается как система символов, смыслов и ценностей культуры, влияющих на практическое поведение человека. Вопрос об истинности или ложности основополагающих символов и смыслов при таком прагматически ориентированном подходе не является решающим для оценки их роли в действиях человека.

2) Духовный первоисток всякой деятельности человека - отношение к Высшему, поэтому культура порождается религией и предоставляет творчески развитые формы для ее воплощения - в нравственности, в искусстве, в общественных идеалах, в мировоззрении и теологии и пр. Так, например, христианство говорит, что способность человека к творчеству была заложена в него как в «образ и подобие» Бога-Творца изначально. Первое приглашение человека к творчеству исходило из самого Бога, который предложил Адаму дать имена всему живому. Николай Бердяев считал, что человек может оправдаться перед Богом своим творческим деланием, направленным на духовное преображение, очищение мира. «Люди, - писал Гете, - дотоле бывают продуктивны в поэзии и искусстве, пока они остаются религиозными; а потом они начинают только повторять и подражать».

3) В концепции  русского религиозного философа  Павла Флоренского (1882-1937) свое  отношение к Высшему человек выражает в форме правильно осуществляемого культа, следовательно, культ и культура - неразрывны, культ – это «бутон культуры» и всякая автономная творческая деятельность за пределами религии - внетеургична и преступна.

Список используемой литературы:

  1. Арсеньев В.Ф. Звери. Боги. Люди. - М., 1991.
  2. Вебер М. Наука как призвание и профессия. //Вебер М. Избр. произведения. - М.: Прогресс, 1990.
  3. Кимелев Ю.А. Современная западная философия религии. - М., 1989.
  4. Кондорсэ Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. - М., 1936.
  5. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. //Лосев А.Ф. Из ранних произведений. -М.,1990.
  6. Мень А. История религии. Т.1. - М.Слово, 1991.
  7. Раджабов У.А. От мифов к современным космологическим концепциям. //Философские науки. - 1991, № 7.
  8. Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. - М.: Республика, 1992.
  9. Сумерки богов. М.Изд-во полит. лит., 1989.
  10. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. - М: Изд-во полит. лит., 1989.
  11. Токарев С.А. Религии в истории народов мира. - М.: Изд-во полит. лит., 1986.
  12. Тэнасе Э. Культура и религия. - М., 1989.
  13. Фрэзер Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. - М., 1986.
  14. Чайковский Ю.В. Познавательные модели, плюрализм и выживание. //Путь. - 1992, № 1.

 


Информация о работе Религия в системе культуры