Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 19:04, доклад
Проблемы религии всегда волновали человечество. На фоне глубоких перемен в экономической, политической и духовной сферах жизни общества, происходящих в нашей стране, интерес к религии резко возрастает.
Существует множество определений религии. Приведем некоторые из них.
Религия (от лат. religare — связывать, reeligere — воссоединять, religio — счастливость, благочестие, набожность, предмет культа) — это:
—        вера в сверхъестественное (в Бога);
—       совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность;
—        одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.
Тема 7. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии
Проблемы религии всегда волновали человечество. На фоне глубоких перемен в экономической, политической и духовной сферах жизни общества, происходящих в нашей стране, интерес к религии резко возрастает.
Существует множество определений религии. Приведем некоторые из них.
Религия (от лат. religare — связывать, reeligere — воссоединять, religio — счастливость, благочестие, набожность, предмет культа) — это:
— вера в сверхъестественное (в Бога);
— совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность;
— одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.
Вызывает споры и проблема происхождения религии.
| Богословско-теологический подход | Материалистический подход | 
| Религия появляется вместе с человеком, существует исконно. Религия — особое, сверхприродное явление, результат сверхъестественной связи человека с Богом | Религия является продуктом развития человеческого сознания. Религия возникла из-за беспомощности и невежества первобытного человека, полностью зависимого от стихийных сил природы, которые он обожествлял | 
Будучи одной из основ духовной жизни людей, а также формой общественного сознания, религия характеризуется следующими признаками: вера в сверхъестественное; организованное поклонение высшим силам; стремление согласовать жизнь с требованиями безусловного начала (Бога, Абсолюта).
Вера является центральной мировоззренческой позицией и одновременно психологической установкой всех религий. Она выражает специфическое отношение к действительности или воображаемым объектам, явлениям, когда их достоверность и истинность принимаются без доказательств.
Религиозная вера включает в себя:
— нормы морали у которые объявлены происходящими от Божественного откровения; нарушение этих норм является грехом и, соответственно, осуждается и наказывается;
— определенные юридические законы и нормы, которые также объявлены или появившимися непосредственно в результате Божественного откровения, или как результат вдохновенной Богом деятельности законодателей;
—        веру в боговдохновенность  
— веру в спасительную силу для души человека ритуальных действий, которые совершают верующие люди в соответствии с указаниями Священных книг, священнослужителей и деятелей церкви (крещение, молитва, пост, богослужение и т. п.);
— веру в богонаправленностъ деятельности церквей как объединений людей, считающих себя приверженцами той или иной религии.
Религия — это не только комплекс представлений, верований, доктрин, но и культ, ритуалы и иные формы практического воплощения веры.
Религиозный культ является главным видом религиозной деятельности.
Культ (от лат. cultus — возделывание, уход, почитание, поклонение) — это вид религиозной деятельности, практически духовного освоения мира.
Разновидности культа:
— магия (колдовство) — комплекс ритуальных обрядов, имеющих целью воздействовать на скрытые от человека силы для получения материальных и иных результатов.
— умилостивительный культ — комплекс ритуальных обрядов, обращенных к духу или Богу.
Атрибуты религиозного культа
| Объект | Осознаваемые в форме религиозных образов явления и силы, господствующие над людьми в их повседневной жизни | 
| Субъект | Религиозная группа (лица, осуществляющие руководство — шаман, жрец, священник, пастор, раввин, мулла, проповедник и др.; лица действующие как соучастники обрядов) или верующий индивид | 
| Средства культовой деятельности | Церковные здания (храм, молитвенный дом и др.), религиозное искусство, различные предметы (крест, свечи, церковная утварь, четки, ман-дала и т. п.) | 
| Способы | Складывающиеся нА основе религиозных взглядов нормы, эталоны, которые составляют предписания о том, что и как необходимо делать | 
Окончание табл.
Культовые акты
Заклинания духов, ритуальные пляски, поклоны, коленопреклонения, падение ниц, склонение головы, проповедь, молитва, исповедь, паломничество и др.
Результат
Удовлетворение религиозных потребностей, укрепление веры, снятие стресса, сплочение религиозной группы
Религиозный культ является главным видом религиозной деятельности.
Ранние формы религии
| Форма религии | Ее сущность | 
| Тотемизм (англ. totem на языке сев.-амер. индейцев букв, «его род») | Поклонение какого-либо рода, племени животному или растению как своему мифическому предку и защитнику. Первоначально тотемизм выражал веру в глубокое внутреннее тождество всех членов того или иного первобытного объединения с особями одного определенного вида животных. Постепенно он оброс значительным количеством ритуалов, магией. От магии неотделим и фетишизм (от порт,feitico — идол, амулет, талисман, заколдованная вещь) — религиозное поклонение, суть которого сводится к приписыванию отдельным предметам (амулетам, фигуркам и т. п.) магической силы, способной влиять на ход событий и получение желаемого результата. Магия и фетишизм не являются особыми формами религии, их пережитки сохраняются в многочисленных проявлениях и сейчас | 
| Анимизм (от лат. anima — душа, дух) | Выражение веры в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы. Первобытный человек населил духами весь окружающий мир: душой обладают животные, растения, явления природы. Постепенно сложилось представление об особом мире сверхъестественных существ, отличном от реального мира. В анимизме можно увидеть основу для возникновения современных религий | 
В современном мире существуют религии, которые условно можно разделить на три большие группы:
1) родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день;
2)       национально-
3) мировые религии: буддизм, христианство (католицизм, православие, протестантизм), ислам (суннизм, шиизм).
Достаточно развитые религии имеют и свою организацию — церковь, упорядочивающую жизнь религиозной общины.
Церковь (гр. Kyriakon — дом Господний) — социальный институт общества, религиозная организация, в основе которой лежит единый Символ веры (вероучение), определяющий религиозную этику и религиозную деятельность, систему управления жизнедеятельностью, поведением верующих.
| — | Факторы, способствующие образованию церкви | ||||
| - | |||||
| Общее вероучение | Церковь как социальное явление | - | Система управления жизнью, деятельностью и поведением верующих | ||
| - | Религиозная деятельность | ||||
| Культовая | Внекультовая | |||||
В церкви действует определенная система норм (религиозной морали, канонического права и т. д.), ценностей, образцов и санкций.
Основные функции религии
| Наименование функции | Бе содержание | 
| Мировоззренческая | Задает «предельные» критерии, абсолюты, с точки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек, обеспечиваются целеполага-ние и смыслополагание | 
| Компенсаторная (терапевтическая) | Восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования. Важное значение имеет психологический аспект компенсации — снятие стресса, утешение, медитация, духовное наслаждение | 
| Коммуникативная | Обеспечивает два плана общения: верующих друг с другом; верующих — с Богом, ангелами, душами умерших, святыми в литургии, молитве, медитации и т. д. | 
Окончание табл.
| Наименование функции | Ее содержание | 
| Регулятивная | Упорядочивает определенным образом помыслы, стремления людей, их деятельность | 
| Интегрирую-ще-дезинтег- | Объединяет индивидов, группы, если ими признается более или менее единое, общее вероисповедание, что способствует сохранению стабильности, устойчивости личности, социальных групп, учреждений и общества в целом (интегрирующая функция). Разъединяет индивидов, группы, если в их религиозном сознании и поведении обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции, если в социальных группах и обществе имеются различные, да еще и противостоящие друг другу конфессии (дезинтегрирующая функция) | 
| Культуро-транслирую-щая | Способствует развитию определенных основ культуры — письменности, книгопечатания, искусства. Обеспечивает охранение и развитие ценностей религиозной культуры. Осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению | 
| Легитимирую-ще-разлегити- | Узаконивает некоторые общественные порядки, институты (государственные, политические, правовые и др.), отношения, нормы, образцы как должное (легитимирующая функция) или, наоборот, утверждает неправомерность каких-то из них (разлегитимирующая функция) | 
Кроме основных функций, религия в разное время выполняла и выполняет нерелигиозные функции, определяемые той конкретной историко-социальной обстановкой, в которой функционирует религиозное объединение.
Наибольшее влияние на развитие современной цивилизации оказывают мировые религии, которые характеризуются следующими признаками: огромное число последователей во всем мире; эгалитарность (проповедуют равенство всех людей, обращены к представителям всех социальных групп); пропагандистская активность и прозелитизм (стремление обратить в свою веру лиц другого исповедания); космополитич-ностъ> носят меж- и надэтнический характер, выходя за переделы наций и государств.
Мировые религии
| Линии сравнения | Буддизм | Христианство | Ислам | 
| 1. Этимология | Отсанскр.«будх», обозначающего переход от спящего состояния к пробуждению, просветленному сознанию | От гр. Chri-stos — Мессия | Араб. букв, предание себя воле Бога, покорность | 
| 2. Время и место зарождения | VI—V вв. до н. э. Индия | I в. н. э. Восточные провинции Римской империи | Начало VII в. н. э. Азия, Аравийский полуостров | 
| 3. Территория, на которой проживают исповедующие религию | Южная, Юго-Восточная и Восточная Азия. В России — Тува, Бурятия и Калмыкия | Преимущественно Европа и Северная Америка | Ближний Восток, Северная Африка. В России — Татарстан, Башкортостан, республики Кавказа | 
| 4. Источники вероучения | Типитака («Три корзины») | Библия | Коран, Сунна, Шариат — мусульманское законодательство | 
| 5. Основы учения | Через размышление и созерцание человек может достичь истины, найти правильный путь к спасению и, соблюдая заповеди святого учения,прийти к совершенству. Одна из важнейших заповедей — любовь и милосердие ко всем живым существам, независимо от того, добрые они или злые. Нельзя платить злом за зло, ибо | Идея греховности человека как причина всех его несчастий и учение об избавлении от грехов путем молитвы и покаяния. Проповедь терпения, смирения, прощения обид | Человек — существо слабое, склонное к греху, он не в состоянии ничего добиться в жизни самостоятельно. Ему остается уповать на милосердие и помощь Аллаха. Если человек будет верить в Бога, выполнять предписания мусульманской религии, то заслужит вечную жизнь в раю. | 
63
Окончание табл.
| Линии сравнения | Буддизм | Христианство | Ислам | 
| 5. Основы | в противном слу- | Требуя от ве- | |
| учения | чае возрастают | рующих покор- | |
| вражда и страда- | ности Аллаху, | ||
| ние | предписывает | ||
| такую же по- | |||
| корность зем- | |||
| ным властям | |||
| 6. Количе- | Ок. 500 млн | 2 млрд чело- | Ок. 1,5 млрд | 
| ство после- | человек | век | человек | 
| дователей | |||
| религии | 
Сегодня все чаще говорят о процессе «исламизации», который очень противоречив: с одной стороны, отражает стремление народов развивающихся стран освободиться от остатков колониализма и западного влияния, с другой — реализация исламских лозунгов руками экстремистов может принести человечеству неисчислимые бедствия.
«Исламизация» — 1) содержание политических программ, выдвигаемых и осуществляемых в ряде стран мусульманского мира (Пакистане, Иране, Ливии), цель которых — построение «исламского общества»; 2) продолжающееся распространение ислама в ряде районов Азии, Африки, Индии, Дальнего Востока,
Информация о работе Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии