Религия и обряды скифов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 19:33, реферат

Описание работы

На протяжении столетий интерес к кочевым племенам скифов, их истории и культуре стабилен, по существу с самого зарождения в России исторической науки. Сей факт легко объясним. Скифы – один из древнейших обитавших на территории России народов, чье имя до нас дошло. Их история – одна из первых известных нам страниц отечественной истории вообще Поэтому отнюдь не случайно стремление многих русских ученых XVlll в. в той или иной форме увязать скифскую проблему в вопросами этногенеза русского народа. Известно, что позже, с развитием исторической науки и сравнительного языкознания, выявилась несостоятельность этой гипотезы в ее первоначальном, излишне прямолинейном виде, что, впрочем, не могло ослабить уже сформировавшегося в науке прочного интереса к скифам – интереса, еще и не возросшего благодаря исключительной ярких скифских древностей, находимых при археологических раскопках и со второй половины XVlll в. накапливающихся в музеях России.

Содержание работы

Введение 3
I. Изучение скифской религии 5
Старшие скифские боги 5
II. Изучение скифских обрядов 7
III. Жречество у скифов 10
Семейные обряды 12
Воинские ритуалы 13
Ритуал побратимства 14
Погребальные обряды………….………………………………………………………………………….15
IV. Список использованных источников и литературы 16

Файлы: 1 файл

Религия и обряды скифов.docx

— 43.83 Кб (Скачать файл)

Картина сотворения мира

 

Кое-что  можно сказать о том, как в  скифских мифах представала картина  мира. Скифы представляли свою страну (а изначально, вероятно, и всю землю) в виде идеального равностороннего квадрата. Ограничивали ведомую им землю с юга море, а с севера - горы, достигающие небес. Путь к ним закрыт заснеженной пустыней, - в которой, как думали скифы, ни один человек жить не может из-за постоянных снегопадов. Белые перья, - как образно говорили скифы, - там «наполняют воздух и из-за них невозможно ни видеть, ни пройти вглубь страны». С северных нагорий стекают великие реки Скифии, набирающие силу от снегов и впадающие в море. У гор и за горами, на крайнем северо-востоке, располагали скифы мифические страны блаженных. Но ближайшие к ведомому миру с севера и востока страны населены враждебными народами - оборотнями, людоедами, одноглазыми исполинами и чудовищными грифонами, стражами горного золота. 

    1. Жречество у скифов

 
Жречество у  скифов делилось на два разряда. Одни составляли наследственные жрецы авхаты, «светлые», жреческая каста, происходившая  от Липоксая. Жрецы, собственно, являлись скорее шаманами, и основным их назначением  являлись прорицание и гадание. Соответственно, Геродот и называет даже потомственных  «от отцов» священнослужителей «прорицателями». По его словам, «они прорицают с  помощью большого числа ивовых прутиков следующим образом: принеся большие  пучки прутиков, они, положив их на землю, разъединяют и, вкладывая  прутья по одному, вещают, и, произнося  прорицания, одновременно снова собирают прутья и опять по одному складывают их». 
 
Другая разновидность прорицателей принадлежала, однако, к воинскому сословию паралатов. Это были, по общему убеждению, потомки разорителей храма Астарты (по-скифски Аргимпасы) в Аскалоне, периодически поражаемые за это преступление женоподобием. Болезнь эта нередко встречалась собственно в царском роду, начиная с Анахарсиса. Название женоподобных прорицателей «энареи» чётко толкуется из древнеиранских языков как «немужчины». При устойчивых признаках полового бессилия знатный скиф объявлял себя энареем и в знак этого переодевался в женскую одежду. Энареи возводили своё пророческое искусство к Аргимпасе и, в отличие от наследственных жрецов, гадали по коре липы. При этом кусок коры разрезался на три части, и «прорицатель» пророчествовал, «переплетая и расплетая их вокруг своих пальцев». Энареев почитали и боялись, воздавая им настоящее поклонение. 
 
Стоит отметить, что в трактате «О воздухе, водах и местностях», приписываемом знаменитому врачу Гиппократу, «божественной болезни» энареев даётся вполне рациональное объяснение. Древнегреческий врач считал, что она вызывается, с одной стороны, поражением бёдер вследствие постоянной верховой езды, с другой - неверным лечением через кровопускание. «Лечатся они следующим образом: при первых признаках болезни разрезают с обеих сторон жилы позади ушей; когда прекратится кровотечение, от слабости впадают в дремоту и засыпают; затем пробуждаются одни здоровыми, другие - нет». Не всё это согласно с современной наукой, но рациональное зерно в построениях древнего медика есть. Во всяком случае, он справедливо указал в доказательство своего вывода, что болезни подвержена, знать, проводившая на коне наибольшее время. 
Самым важным и самым рискованным делом для прорицателей обеих категорий было гадание о царской болезни. Вообще считалось, что болезнь царя вызывается ложной клятвой какого-либо скифа «царскими очагами». Такая клятва, разумеется, вызывала гнев божественной супруги царей, Табити. Соответственно, прорицатели должны были назвать виновника происходящего. Для гадания приглашали трёх самых «знаменитых» шаманов. Когда они кого-то называли, то обвиняемого доставляли к царю. Чародеи обвиняли его затем публично - в ответ, получая, конечно, чаще всего отпирательство и негодование (независимо от справедливости обвинений). Тогда призывались другие шесть прорицателей. Если они подтверждали приговор первых, то обвиняемому отрубали голову, а имущество его по жребию отдавалось первым трём обвинителям. Если же нет, то призывались ещё две партии шаманов поочерёдно, каждый раз большая. В случае, если большинство выносило решение в пользу обвинённого, саму первую тройку осуждали на смерть. Геродот в красках описывает процедуру расправы над несправившимися в этом или в других случаях лжепророками. Связанных по рукам и ногам, их буквально запихивали в груду хвороста, наваленного на запряжённый быками воз. Затем хворост поджигали и гнали быков. Во время казни иногда гибли и быки. По приказу царя расправлялись также и со всем потомством мужского пола, оставшимся после горепрорицателей.

 

Загадки погребений скифских жрецов 
 
Отсутствие среди многочисленных скифских курганов явных погребений жрецов приводило учёных к мнению об особом для них погребальном обряде. Высказывалось, например, мнение, что тела «прорицателей» просто оставляли или сжигали на поверхности земли. Более вероятно, впрочем, что погребения скифских жрецов-шаманов ничем не выделяются из рядовых, а уничтожали отдельно их ритуальный инвентарь. Зато различные предметы, связанные с магией или культом, иногда находят в женских погребениях. Отсюда выводят наличие у скифов шаманок или знахарок, о коих Геродот ничего не говорил.

 

 
Семейные обряды

 
Как и у  других первобытных народов, у скифов имелась развитая семейная обрядность - стойкие обычаи и ритуалы сопровождали всю жизнь человека от рождения до смерти и погребения. К сожалению, не о всех обрядах такого рода мы осведомлены. В археологических  находках большая их часть практически  не отображается. Например, родильный  обряд совершенно нам неизвестен, поскольку почти не заинтересовал  античных писателей. Известно лишь, что  новорожденным детям скифы давали пить кобылье и коровье молоко вместо материнского. До возмужания дети проводили основную часть времени  в кибитках при матерях. Возрастным рубежом, после которого ребёнок  выходил из кочевого «дома», являлась первая посадка на лошадь. 
 
Немногим больше известно нам об обрядах свадебных. Браки заключались по обоюдному согласию, с дозволения родителей (впрочем, последнее могло быть получено и задним числом). Обычно женщина переходила жить в семью мужа, но теоретически возможна была и обратная ситуация - муж со своим скотом откочёвывал к жене, как в легенде об ойорпата. Сам момент заключения брака, - правда, человека с богиней, - запечатлен в упоминавшейся сцене «свадьбы» царя с Табити. Мужчина стоя осушал рог и приносил брачную клятву.

 

 
Воинские ритуалы

 
В жизни воинского  сословия паралатов немалое место  занимали военные ритуалы, подтверждавшие ратную славу и устанавливавшие  иерархию чести внутри касты. Посвящением  в ряды воинов становилось убийство первого врага. Впервые убив человека в бою, скиф вкушал кровь врага  и приносил его голову царю в доказательство своей удачи. Те паралаты, кто не убил ни одного противника, не допускались  к ритуальной трапезе на пирах, устраивавшихся ежегодно в каждом «округе».  
«Начальник округа» лично наполнял вином большой котел, из которого предлагал испить всем воинам, убившим хотя бы одного неприятеля. В начале пира пускали по кругу ритуальную чашу, далее каждый пил из своей. Особо заслуженные воины имели право приходить с двумя двуручными чашами и пить из обеих. Не убивавшие присутствовали, но сидели отдельно, высмеиваемые и униженные. 
Пиры устраивались скифскими воинами не только в честь этого ежегодного празднества, но регулярно - в честь разных праздников и побед. Образ буйного скифского пира, игравшего столь большую роль в воинской культуре, стал общим местом для греческих писателей. В отличие от цивилизованных эллинов, скифы пили неразведённое вино, причём неумеренно. Кроме того, их пиры проходили очень шумно, с разноголосым «криком». Скифы, по словам философа Платона, даже считали «прекрасным и благородным занятием» обливать во время попойки вином одежду. 
Числом сражённых врагов определялся статус скифского воина. Потому, как и у многих первобытных, в том числе кочевых народов, останки убитых на войне использовались как доказательство побед и память о них. Головы убитых лично им каждый скиф представлял царю. От этого напрямую зависела получаемая при разделе добычи доля - не принёсшие голов вообще ничего не получали. Головы убитых скальпировали, скальп вычищали бычьим ребром, после чего использовали как «кожаный плат», иногда продевая в уздечку. Обладание как можно большим числом скальпов ценилось как показатель доблести и, соответственно, основание для личной гордости. Самые удачливые сшивали из скальпов кожаные плащи- накидки. Иногда сдирали кожу также с правых рук убитых врагов, обтягивая ею колчаны - а иногда и всю кожу целиком, используя её вместо личного штандарта.

 

Людоедство у скифов 
 
Встречалось у скифов и людоедство - о чём свидетельствуют некоторые археологические находки. Однако распространено оно не было. Скифы, как правило, осуждали каннибализм, считая его обычаем чужих и обычно враждебных им северных племён. 
Известен обычай скифов делать из черепов наиболее прославленных врагов чаши и пить из них. Для этого отпиливали нижнюю часть черепа и обтягивали сырой бычьей кожей. Бедняки этим и ограничивались. Но богачи могли себе позволить оковать эту почётную чашу золотом, нередко с обеих сторон. Чем более прославлен был враг, тем больше золота использовалось для оковки черепа. То же самое делали скифские воители и с черепами своих родственников, которые вынесли спор с ним на царский суд и проиграли - потеряв вместе с тем и жизнь. «Если приходят гости, с которыми он считается, - пишет Геродот, - он приносит эти черепа и добавляет при этом, что, будучи ему родственниками, они вступили с ним в войну и что он одержал над ними победу. Они называют это доблестью».

 

Ритуал предотвращения размягчения  плоти

 
Гиппократ упоминает  о ещё одном воинском обычае, который  имел, с его точки зрения, скорее медицинское объяснение. Скифы прижигали себе плечи, руки, запястья, грудь, бёдра и ляжки. Делали они это для того, чтобы предотвратить размягчение плоти. Иначе, по мнению греческого медика, «от сырости тела и слабости» скифы не смогли бы пользоваться луком и метать дротики. Во всяком случае, можно поверить, что это была, с точки зрения самих скифов, некая воинская закалка - хотя вообще-то ритуал прижигания, вполне религиозный, известен разным первобытным народам. 

Ритуал побратимства

 
К числу важных воинских ритуалов относилось также  высочайшим образом ценившееся у  скифов побратимство. Братающиеся наливали в большую двуручную чашу из глины  вино. Затем, сделав себе небольшой  надрез или проколов кожу шилом, они  смешивали с вином свою кровь. В чашу поочередно погружали вооружение - акинак, стрелы, секиру, дротик. После  этого оба обращались с длительной молитвой к богам и лишь затем  выпивали чашу. Всё происходило в  присутствии свидетелей, причём «самые достойные» тоже прикладывались к чаше. 
Благодаря археологическим данным и подробному рассказу Геродота, мы можем во всех подробностях описать скифский погребальный ритуал. Геродот (и некоторые другие античные авторы) сообщают нам многое из того, что вряд ли могло оставить материальные следы. Так что погребения скифов - лучше всего известная нам часть их духовной культуры. На них стоит остановиться подробно и потому, что именно курганы Скифии - наиболее известные её памятники, сохранившие для нас немало других.

 
Погребальные обряды

 
    Когда скиф умирал, ближайшие родственники возлагали тело на повозку и объезжали с умершим его друзей. Каждый из последних устраивал поминальный пир, причём перед усопшим тоже ставилась трапеза - строго наравне с остальными. Объезд продолжался сорок дней, после чего совершалось погребение. 
Каждый день перед сном на протяжении всей жизни скифы клали в специальный колчаны белый или чёрный камешек. Белый - если день прошёл удачно, чёрный - если нет. При погребении колчаны выносили на всеобщее обозрение. Если белых камешков оказывалось больше, то покойного прославляли как «счастливца». Отсюда возникла распространившаяся и у греков пословица: «добрый день выходит из колчана». 
Хоронили умерших, как правило, в курганах. Вместе с тем известны в V-IV вв. до н.э. и обычные для некоторых соседей скифов захоронения в грунт без курганов, в остальном вполне скифские. Они встречаются в Нижнем Поднепровье и Поднестровье, а особенно в Крыму. Очевидно, это захоронения нечистокровных скифов, - возможно, «скифо-эллинов». 

    1. Список использованных источников и литературы

 

  1. История «Скифов» глазами современников. – Казань: Магариф И89 2001. – 175 с.
  2. Ранние скифы и Древний Восток. – Погребова М. Н., Раевский Д. С.
  3. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. — СПБ., 1893—1906. — Т. 1—2. - Латышев В. В. 
  4. "Эпитома сочинения Помпея Трога "Филиппова история". -  М. Ю. Юстин
  5. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BA%D0%B8%D1%84%D1%8B

 

 

 

 


Информация о работе Религия и обряды скифов