Решение о государственной
регистрации религиозной организации
принимается федеральным органом
исполнительной власти, уполномоченным
в области государственной регистрации
общественных объединений или его
территориальным органом. Внесение
в ЕГРЮЛ сведений о создании, реорганизации
и ликвидации религиозных организаций
осуществляется на основании принимаемого
федеральным органом государственной
регистрации или его территориальным
органом решения о соответствующей
государственной регистрации. При
этом порядок их взаимодействия определяется
Правительством Российской Федерации.
В новом законе “О свободе
совести и о религиозных организациях”
есть и отрицательная сторона. По
этому закону религиозной организацией
признаётся религиозная организация,
у которой имеется подтверждение
её существования на данной территории
на протяжении не менее пятнадцати
лет, выданное местными органами местного
самоуправления, или подтверждение о вхождении
в структуру централизованной религиозной
организации того же вероисповедания,
выданное указанной организацией. На сегодняшний
день не все религиозные организации могут
доказать своё существование на протяжении
последних пятнадцати лет, здесь необходимо
также учитывать и то, что примерно до
1991 года у нас в стране велась атеистическая
политика и следовательно многие религиозные
организации появились совсем недавно.
Всё это наводит на размышления о том,
что на отдельных местах могут быть созданы
трудности для регистрации религиозной
организации, то есть в очередной раз проявление
бюрократизма.
Основаниями для государственной
регистрации централизованных религиозных
организаций, а также религиозных
организаций, образуемых централизованными
религиозными организациями, являются:
- заявление о регистрации;
- список учредителей религиозной организации;
- устав создаваемой религиозной организации, утвержденный ее учредителем (учредителями);
- сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой религиозной организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией;
- нотариально удостоверенные копии устава и документа о государственной регистрации учредителя (учредителей);
- соответствующее решение правомочного органа учредителя (учредителей);
- документ об уплате государственной пошлины.
При создании централизованной
религиозной организации учредитель
(учредители) представляет также уставы
не менее чем трех местных религиозных
организаций, входящих в ее структуру,
и сведения об иных входящих в указанную
структуру религиозных организациях.
В случае несоблюдения заявителем
(заявителями) всех предусмотренных
требований, регистрирующий орган вправе
оставить заявление без рассмотрения
с уведомлением об этом заявителя (заявителей).
Религиозной организации
может быть отказано в государственной
регистрации в случаях, если:
- цели и деятельность религиозной организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации - со ссылкой на конкретные статьи законов;
- создаваемая организация не признана в качестве религиозной;
- устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации или содержащиеся в них сведения не достоверны;
- в едином государственном реестре юридических лиц ранее зарегистрирована организация с тем же наименованием;
- учредитель (учредители) неправомочен.
В случае отказа в государственной
регистрации религиозной организации
о принятом решении в письменной
форме сообщается заявителю (заявителям)
с указанием оснований отказа.
Религиозная организация
обязана ежегодно информировать
зарегистрировавший ее орган о продолжении
своей деятельности с указанием сведений,
включаемых в единый государственный реестр юридических
лиц. Сведения о местных религиозных организациях
могут представляться в регистрирующий орган соответствующей
централизованной религиозной организации.
Права и условия
деятельности
Религиозные организации
действуют в соответствии со своими
внутренними установлениями. Государство
уважает внутренние установления религиозных
организаций, если указанные установления
не противоречат законодательству Российской
Федерации.
Религиозные организации
вправе:
- основывать и содержать
культовые здания и сооружения,
иные места и объекты, специально
предназначенные для богослужений.
Богослужения, другие религиозные
обряды и церемонии совершаются
в них беспрепятственно.
- проводить религиозные
обряды в лечебно-профилактических
и больничных учреждениях, детских
домах и иных учреждениях.
- производить, приобретать,
экспортировать, импортировать и
распространять религиозную литературу,
печатные, аудио- и видеоматериалы
и иные предметы религиозного
назначения.
- осуществлять благотворительную
деятельность как непосредственно,
так и путем учреждения благотворительных
организаций.
- устанавливать и поддерживать
международные связи и контакты,
в том числе в целях паломничества,
участия в собраниях и других
мероприятиях, для получения религиозного
образования, а также приглашать
для этих целей иностранных
граждан.
- создавать свои представительства
за пределами Российской Федерации.
- иметь в собственности
здания, земельные участки, объекты
производственного, социального,
благотворительного, культурно-просветительского
и иного назначения
- иметь на праве собственности
имущество за границей.
Религиозные организации
вправе осуществлять предпринимательскую
деятельность и создавать собственные
предприятия в порядке, устанавливаемом законодательством
Российской Федерации. Они вправе осуществлять
предпринимательскую деятельность лишь
для достижения целей, ради которых они
созданы, и соответствующую этим целям.
Участники религиозных организаций
не сохраняют прав на переданное ими
этим организациям в собственность
имущество, в том числе на членские
взносы. Они не отвечают по обязательствам
общественных и религиозных организаций,
в которых участвуют в качестве
их членов, а указанные организации
не отвечают по обязательствам своих
членов. (Ст.117 ГК РФ)
Ликвидация
Религиозные организации
могут быть ликвидированы:
- по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации;
- по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям);
- при неоднократном непредставление религиозной организацией обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц.
Основаниями для ликвидации
религиозной организации и запрета
на деятельность религиозной организации
или религиозной группы в судебном
порядке являются:
- нарушение общественной безопасности и общественного порядка;
- действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности;
- принуждение к разрушению семьи;
- посягательство на личность, права и свободы граждан;
- нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;
- склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии и др.
Органы прокуратуры Российской
Федерации, федеральный орган государственной
регистрации и его территориальные
органы, а также органы местного
самоуправления вправе вносить в
суд представление о ликвидации
религиозной организации либо о
запрете деятельности религиозной
организации или религиозной
группы.
Правоспособность ликвидируемой
религиозной организации как
юридического лица прекращается, а
имущество указанной религиозной
организации распределяется в соответствии
с ее уставом и гражданским
законодательством Российской Федерации.
Основания и порядок ликвидации
религиозной организации по решению
суда применяются также в отношении
запрета деятельности религиозной
группы.
2.Финансирование
религиозных организаций
Согласно ст. 10 Федерального
закона «О свободе совести и о
религиозных объединениях», в уставе
религиозной организации должны
быть указаны источники образования
денежных средств и иного имущества
организации. Законодательство не дает
исчерпывающего перечня возможных
источников доходов религиозных
организаций. Статья 21 ФЗ «О свободе
совести…» перечисляет следующие
возможные варианты приобретения права
собственности религиозной организацией:
«Религиозные организации обладают
правом собственности на имущество:
- приобретенное или созданное ими за счет собственных средств,
- пожертвованное гражданами, организациями
- переданное религиозным организациям в собственность государством
- приобретенное иными способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации».
В Типовом уставе
местной религиозной организации
— прихода Русской Православной
Церкви указывается, что средства Прихода
образуются из:
- пожертвований в связи с совершением богослужений, Таинств, треб, а также иных религиозных обрядов и церемоний;
- пожертвований в связи с распространением предметов религиозного назначения и религиозной литературы (в том числе книг, журналов, газет, аудио-видеозаписей, информационных дискет);
- иных пожертвований граждан и юридических лиц, в том числе целевых пожертвований;
- поступлений в связи с реализацией предметов религиозного назначения и религиозной литературы;
- доходов, полученных от деятельности учрежденных Приходом юридических лиц, направляемых на уставные цели Прихода; иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений, направляемых на уставные цели Прихода, в том числе доходов по акциям, иным ценным бумагам и банковским вкладам.
К числу наиболее распространенных
источников доходов религиозной
организации относятся пожертвования.
Законодательство оставляет
на усмотрение религиозных организаций
вопрос о наличии членских взносов
или иных аналогичных регулярных
выплат для финансирования деятельности
религиозных организаций со стороны
их участников (членов) — физических
или юридических лиц. Религиозная
организация может закрепить
в своем уставе положение об уплате
ее участниками членских взносов
в определенном размере или не
делать этого. В уставы централизованных
религиозных организаций и входящих
в их структуру МРО может включаться
положение о том, что МРО отчисляют
определенные суммы на обеспечение
деятельности ЦРО. Например, в Типовом
уставе православного прихода указывается,
что «11. 3. Приход в обязательном порядке
через Епархию отчисляет средства
на общецерковные нужды в размере, установленном
Священным Синодом Русской Православной
Церкви, и средства на общеепархиальные
нужды в порядке и размере, установленных
Епархией».
Будучи некоммерческими организациями,
религиозные организации вправе
осуществлять предпринимательскую
деятельность лишь для достижения целей,
ради которых они созданы, и соответствующую
этим целям (ст. 117 ГК РФ, ст. 24 ФЗ «О некоммерческих
организациях», ст. 23 ФЗ «О свободе совести…»).
Они имеют также право создавать
собственные предприятия.