Религии Китая: Конфуцианство и даосизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 22:18, реферат

Описание работы

Религии Китая никогда не существовали в форме жестко централизованной «церкви». Традиционная религия Древнего Китая представляла собой смесь местных верований и своеобразных церемоний, объединенных в единое целое универсальными теоретическими построениями ученых мужей. Тем не менее, как среди образованных слоев населения, так и среди крестьян наибольшую популярность завоевали три великих философских школы, зачастую называемые тремя религиями Китая: конфуцианство, даосизм и буддизм. В период «культурной революции» 1960-х годов традиционные религии Китая испытывали настоящие гонения. Разрушались культовые сооружения, было запрещено отправление религиозных обрядов, служители культа и верующие подвергались моральным и физическим оскорблениям.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….…..…….3
1.Конфуцианство...………………………………………………..…………….……………4
2. Даосизм………………………………………………………………….………………...10
Заключение…………………………………………………………..................................…14
Список используемой литературы……………………………….................................…...15

Файлы: 1 файл

referat religiovedenie.docx

— 51.54 Кб (Скачать файл)

  Даосизм обращает особое внимание на поддержание и сохранение мужской и женской энергий. Даосы, как и Буддисты, придают большое значение ритуальному чтению канона. Они верят, что так достигается моральное совершенствование и духовное обновление не только религиозной общины, но и общества в целом. Кроме того, участники обряда упражняются в медитации и созерцании религиозных символов. Ритуал помогает сконцентрировать внимание на главном в даосизме – на установлении равновесия сил “инь” и “ян” и на достижения гармонии с природой.    Даосизм основан на слиянии человека с природой.  Чтение канона тоже играет огромную роль, так как считается, что всем его участникам и покровителям гарантировано признание заслуг в духовном мире. Чувство красоты и желание достичь слияния с Дао продолжает питать эту религию и сегодня.10   

 Даосизм оказал сильное  влияние на литературу, искусство,  а также на иные сферы китайской  культуры и науки; он до сих  пор пронизывает все китайское  общество. Некогда закрытое мистическое  учение перешло на уровень  бытового сознания. Например, вся  китайская медицина – иглоукалывание, дыхательная гимнастика и прочее  – вышла из даосской практики. Даосизм дал жизнь многим направлениям народной медицины в Китае. Даосизм по-прежнему имеет своих приверженцев в Китае, а также во Вьетнаме и на Тайване, однако точное их число установить невозможно, ведь участвующий в даосских магических обрядах китаец может быть преданным буддистом. По очень приблизительной оценке, к концу 20 века наиболее ревностных даосов насчитывалось около 20 млн. человек.   

 

 

 

 

Энергия ци

 

 

 

Даосизм рассматривает тело человека как сумму энергетических потоков организованной субстанции ци, которая аналогична крови или  «жизненной силе». Потоки энергии ци в теле соотносятся с потоками энергией ци в окружающей среде и  подвержены изменениям. В концентрированной  форме энергия ци представляет собой  некое семя, называемое цзин. Этот термин иногда служит для обозначения половых  гормонов, но может относиться и  к гораздо более тонкой сфере  сексуальной энергии, проявляющейся  в виде эмоциональных и психических  реакциях. Ци представляет собой вдыхаемый  воздух,(позднее дух – пневму) и даже некую тончайшую субстанцию духа, разума или сознания – шэнь. Даосизм указывает на тесную связь  между телом, разумом и окружающей средой. Из этого постулата следует  многие принципы китайской медицины и различных психофизических  практик. Управление энергией ци получило направление в дыхательной гимнастике. Концентрируясь, человек должен был  свою энергию ци, соединить с природной  энергией ци. Гимнастика позволяла  усовершенствовать свою внутреннюю энергию ци, для достижения долголетия и увеличения возможностей человека. Гимнастика тай-цзицюань воплощает  принципы, сформированные в «Дао дэ цзин», важнейшим тексте даосизма. Она  призвана обеспечивать концентрации энергии  цзин для того, чтобы противостоять  противнику, опираясь на силу земли  и энергию ци неба.

Медицина, тоже используя  энергию ци, восстанавливает организм с помощью иглоукалывания. Создавались  манускрипты (атласы) в которых были показаны меридианы – невидимые  линии, вдоль которых течет кровь  и энергия ци. Через эти каналы питаются жизненно важные органы, и  поддерживается баланс сил “инь” и “ян”.  Эти атласы считались реликвиями и сохранялись вдали от любопытных глаз.

 

 

 

Ритуалы и обряды

 

 

 

 

 Для религии даосизм характерны красочные празднества, культ предков, вера в мир духов и магические ритуалы, связанные со всеми сферами  жизни  - от покупки дома до лечения недугов. В этой религии существуют разного рода обряды, праздники и собрания. Принадлежность к определенному роду или семье здесь символизирует ритуалы жизненного цикла и жертвоприношения предкам, а связи человека с обществом - празднование Нового года, ритуалы обновления и многочисленные культы, которые посвящены важнейшим божествам.   

Смысл многочисленных религиозных  обрядов и ритуалов - стремление достичь гармонии фундаментальных  сил – “инь” и “ян” в природе, человеке и обществе. В домах для защиты от злых духов вывешивались амулеты с изображением символов “инь” и “ян”  в окружении восьми триграмм (триграммы - это восемь комбинаций из прерванных “инь” и сплошных “ян” линий.) Особенно популярны они были перед празднованием китайского Нового года, когда люди старались очистить свои дома от влияния силы “инь” и обеспечить покровительство силы “ян” на весь предстоящий год.   В конце января - начале февраля китайцы начинают подготовку к встрече Нового года. В домах делают генеральную уборку, развешивают везде украшения красного цвета (считается, что они приносят счастье), дарят детям новую одежду и игрушки. 

Празднование Нового года продолжается несколько дней. Магазины и различные предприятия не работают, люди гуляют на улице, устраиваются фейерверки. Символом мощи небес и высшего  проявления силы “ян” является летящий по небу дракон. Вообще, согласно народным поверьям, драконы являлись повелителями дождя и могли принимать самые разные обличья, например, превращались в облака, прекрасную женщину или источник. Одним из важных практических элементов, связанных с повседневной религиозной жизнью людей является фэн-шуй ( или геомантия). Фэн-шуй – это умение определять благоприятные для живых и умерших места обитания, где свободно движутся потоки жизненной энергии ци. Советы по выбору наиболее благоприятных мест дают геоманты, пользующиеся большой популярностью. Дома и поселения должны возводиться по этим правилам, взаимодействие которых порождает мир во всем многообразии его форм и обеспечивает гармонию сил “инь” и “ян”. Наиболее известными и популярными божествами в даосизме являются Цзао-ван и Шоусин.11

Цзао-ван - это божество домашнего  очага, он и его супруга постоянно  присматривают за жизнью членов семьи. Согласно поверью, результаты своих  годовых наблюдений они докладывают  в Новый год на небеса государю Юйди. В народной религии Юйди - верховный  владыка, которому подчинена вся  вселенная: земля, небо, подземный мир, а также все духи и боги. 

Шоусин - божество долголетия. Его изображали в виде старика, держащего  в одной руке посох, к которому привязана тыква - горлянка (символ процветания потомства) и бумажный свиток (символ долголетия), а в другой руке - персик, также являющийся символом долгой жизни, внутри которого сидит вылупившийся птенец. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

 

Китайская система  религиозного синкретизма, явившаяся  результатом сложного процесса синтеза  всех трех учений: конфуцианства, даосизма и буддизма, складывалась медленно и постепенно, на протяжении ряда столетий. Главенствующим в этом сложном процессе всегда было конфуцианство. Однако даже после провозглашения его в Хань официальной государственной идеологией конфуцианству далеко не сразу удалось  доказать и отстоять свой бесспорный приоритет в духовной культуре Китая. Дело в том, что после крушения Хань в конце II в. н. э. Китай целых  четыре столетия был раздроблен на независимые государства, управлявшиеся  императорами как китайских, так  и некитайских династий. В этот длительный период раздробленности, смут и междоусобиц обстановка в стране отнюдь не способствовала успеху конфуцианства. Конечно, в сфере государственного управления и административно-политической структуры, так же как и в области  общественных отношений и в системе  этики, выработанные в Хань конфуцианские  стандарты продолжали существовать и даже определять характер и развитие китайского общества. Однако многочисленные иноземные вторжения расшатывали  только что установившиеся общекитайские  социальные нормы и традиции, децентрализация  ослабляла роль конфуцианской бюрократической  структуры и рождала локальные  центробежные тенденции феодальной знати.12

Китай III--VI вв. меньше всего характеризовался абсолютным господством конфуцианства, хотя оно  по традиции и продолжало считаться  официальной государственной идеологией, а его приверженцы, как правило, стояли у руля правления и занимали основные посты в системе администрации. В этот период китайской истории  то в одном, то в другом из многочисленных государств временами приходили  к власти правители, симпатизировавшие  буддистам или даосам, - и эти  религии выходили на передний план, завоевывали прочные позиции  и влиятельных сторонников. Понятно, что в таких условиях все основные идеологические системы Китая имели  достаточно благоприятные возможности  для своего независимого существования  и развития. И хотя каждая из этих систем многое заимствовала от остальных, длительная практика сосуществования  в рамках уже сформировавшейся китайской  цивилизации с ее устоявшимися культурными  стандартами и общепризнанной системой ценностей вела к еще большему взаимовлиянию и выдвижению на передний план того общего, что было у них. И конфуцианство, и даосизм, и  буддизм были еще вполне самостоятельными и даже соперничавшими друг с другом идеологиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

 

 

  1. Чеканов Д.А., Кондрашов В.А. История религий - Ростов н/Д: Феникс, 2009.
  2. Анатоль А. Истина Дао. Даосизм для Запада, М.: София, 2010.
  3. Ильин В.В., Кармин А.С., Носович Н.В. Религиоведение. Краткий курс.       Издательство Питер. 2009. - 240 стр.
  4. Языкович В.Р. Религиоведение. Курс лекций. Издательство РИВШ. 2008. - 348 стр.
  5. Лобазова О.Ф. Религиоведение. Учебник. Серия: Учебник. Издательство Дашков и К. 2009. - 488 стр.
  6. Гуревич П.С. Религиоведение. Учебное пособие. Серия: Библиотека студента. Издательство МОДЭК. 2010. - 696 стр.
  7. http://www.mystic-chel.ru/

 

1 Языкович В.Р. Религиоведение. Курс лекций. Издательство РИВШ. 2008. - 348 стр.

2 Ильин В.В., Кармин А.С., Носович Н.В. Религиоведение. Краткий курс.       Издательство Питер. 2009. - 240 стр.

3 Языкович В.Р. Религиоведение. Курс лекций. Издательство РИВШ. 2008. - 348 стр.

4 Ильин В.В., Кармин А.С., Носович Н.В. Религиоведение. Краткий курс.       Издательство Питер. 2009. - 240 стр.

5 Гуревич П.С. Религиоведение. Учебное пособие. Серия: Библиотека студента. Издательство МОДЭК. 2010. - 696 стр.

6 Чеканов Д.А., Кондрашов В.А. История религий - Ростов н/Д: Феникс, 2009.

7 Лобазова О.Ф. Религиоведение. Учебник. Серия: Учебник. Издательство Дашков и К. 2009. - 488 стр.

8 Анатоль А. Истина Дао. Даосизм для Запада, М.: София, 2010.

9 Анатоль А. Истина Дао. Даосизм для Запада, М.: София, 2010.

10 Чеканов Д.А., Кондрашов В.А. История религий - Ростов н/Д: Феникс, 2009.

11 Лобазова О.Ф. Религиоведение. Учебник. Серия: Учебник. Издательство Дашков и К. 2009. - 488 стр.

12 Гуревич П.С. Религиоведение. Учебное пособие. Серия: Библиотека студента. Издательство МОДЭК. 2010. - 696 стр.

 


Информация о работе Религии Китая: Конфуцианство и даосизм