Ранние формы религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 18:47, реферат

Описание работы

К ранних формам религии относятся: магия, фетишизм, возникших в период формирования и развития родового строя (от 100 до 40 000 лет назад).
С возникновением земледелия и скотоводства в неолите связано появление земледельческих культов, поклонения Солнцу, стихиям, возникновения определенной картины мира. В данной работе попытаюсь более подробно рассмотреть эти ранние формы религии.

Файлы: 1 файл

Реферат. Ранние формы религии.docx

— 21.16 Кб (Скачать файл)

Введение

   К  ранних  формам  религии  относятся:  магия,  фетишизм,  возникших  в  период  формирования и  развития  родового  строя (от 100 до 40 000 лет назад).  
   С возникновением земледелия и скотоводства в неолите связано появление земледельческих культов,  поклонения Солнцу, стихиям,  возникновения  определенной  картины  мира.  В  данной работе  попытаюсь  более  подробно  рассмотреть  эти  ранние  формы  религии.

 

1. Тотемизм, фетишизм, магия 
Тотемизм (на языке индейцев-оджибве (журавля) тотем значит - его род) является вера в сверхъестественную споридне-ность человеческих коллективов с определенными видами животных.

 

 тотем называют животных, которых первобытные люди считали  своими сверхъестественными родственниками. В тотем люди видели покровителей  рода и племени, защитников и  заместителей, помощников в решении  всех конф-локтей. Все считались братьями и сестрами людей, и то-му свои родовые коллективы первобытные охотники называли их именами. Например, североамериканские индейцы из племени оджибве в XVII в. было пять родовых ко-коллективы, которые носили название: журавля, сома, гагары, медведя и т.д.. А в Австралии в конце XVIII - по-чала XIX в. европейцев очень удивляло, что на запи-вопросы: "Кто ты такой?" абориген отвечал: "Я - кенгуру", или "Я - личинка насекомого". А тем временем этими ответами австралийцы поддерживали свой кровь-ный связь с данными тотемами Калинин Ю., Харьковщенко Е. Религиоведение: Учебник. - К.: Наукова думка, 1995.

 

.

 

 Сначала как тотему  поклонялись только животному  и причем той, которая была объектом охоты. Позже (с увеличением человеческих коллективов) родственные отношения распространились на остальные животных, а в отдельных народов - также на растения и природные факторы. На-пример, у австралийцев тотемами были собака Динго, водяная лилия, сливовое дерево, большой камень, горячих-чей ветер, дождь, солнце.

 

 При каких исторических условий возник тотемизм? У него было две специфические социальные предпосылки: возникновение родового строя и охоты как основной вид тру-шего деятельности. Вместе с возникновением родового строя появилась и зависимость каждого члена общества от коллектива родственников, поскольку только от них первобытный человек мог получать помощь и покровительство. А в условиях, когда охота была главным видом тру-шего деятельности, первобытный человек довольно сильно чувствовал свою зависимость от животных. Зависимость от родового коллектива и животных - вот те главные особлит ти раннего матриархата, которые будто видштампувалися в тотемизме.

 

 Отметим две основные  черты тотемизма.

 

 Первая - выделение в  качестве главных объектов по-клониння тотемических духов, то есть двойников тотемов. Не сами тотемы, а их двойники были главным объектом поклонения в этой религиозной системе. Тоте-мам поклонялись настолько, насколько они были ВМИ-стилищем тотемических духов. Это поклонение проявляло-ся через молитвы (просьбы), танцы, табу, жертвопры-ношения, изготовления и чествования изображения тотемов, специальные тотемистськи праздника. Особым способом поклонения были обряды уподобление тоте-м. Во уподоблением понимается стремление внешне походить на тотема хотя бы одной какой-то чертой. Так, отдельные жители Африки, стараясь быть хранилище жимы на антияопу-зебру, выбивали себе нижние зубы.

 

 Вторая черта - разрешение  убивать и съедать тотема только  при условии соблюдения особых  религиозных процедур. Тотемам поклонялись, но их же убивали и съедали. И, по убеждению первобытных охотников, от-не не мешало другому. Важным было одно: убить и съесть по правилам, то есть так, чтобы не навредить тотемические духу. Так, индейцы-шевенезы (Канада) Еще в начале XX в. выполняли такие процедуры над телом убитого "родственника"-оленя: ставили перед мор-дой забитого посуду с едой, танцевали охотничий танец, гладили тело, благодарили оленю за то, что он дал себя убить, просили прощения и желали счастья Духовые оленя в стране умерших .

 

 Тотемизм вошел как  элемент во все современные  религии. Особенно ощутимым является  его влияние в индуизме, где  много животных почитаются как священные. Почетное место среди всех уважаемых животных у индусов занимает корова. Следы тотемизма четко прослеживаются в хри-стиянстви. Святой дух изображается в виде голубя, а Христос часто называется агнцем, то есть ягненком. От обряда ритуального поедания тотема берет свое начало христианское таинство причащения, во время которого верующие под видом хлеба и вина "съедают тело и пьют кровь Бога".

 

 Фетишизм (от португ. fetico - очарована вещь) - это вера в существование у материальных объектов надпры-ных свойств. Фетишами называют мате-риальный предметы, им верующие приписывают надпры-ные свойства.

 

 сравнению с магией  фетишизм является более сложной  формой религии. Если магия "удваивала" пути воздействия на природу, то фетишизм "удвоил" еще и  вла-стивости материальных объектов.

 

 К реальной пользы  материальных предметов добавляют вались их сверхъестественные способности быть помощником и заместителем людей. В фетишизме в зачаточной форме появляется идея Бога Лубський В.И. Религиоведение: Учебник. - М.: Вилбор, 1997 ..

 

 В современных религиях  фетишизм сохраняется в вы-рассмотрении поклонения священным предметам (кресты, иконы, мощи), а как самостоятельный остаток - в виде веры в талисманы и амулеты. Талисман, с точки зрения мар-новирних людей, приносит счастье, а амулет оберегает от несчастья. Современными фетишами (талисманами или амулетами) в суеверных людей является, например, ггидковкы, ладанки, кулоны, слоники, игрушки.

 

 Магия (от греч. maheia - колдовство) - вера в существование сверхъестественных средств воздействия на природу. Например, некоторые из североамериканских индейцев еще в XIX в. перед началом охоты на бизонов выполняли особый охотничий танец: танца-лечебным движениям они приписывали сверхъестественные вла-стивости заманивать бизонов в стойбищ и обеспечивать-ти удачную охоту. Магия удваивала (в воображении людей) пути воздействия на природу: считали, что человек мог повлиять на природу не только своим трудом (при-родного движение), но и особыми символическими действиями - обрядами (сверхъестественный путь).

 

 Магия делится (по цели, которая ставится перед колдовством) на следующие основные виды: производственную, лечебной, предупредительную, военную, метеорологическую (магия погоды) и др.. Самой распространенной была магия про-ча, которая, в свою очередь, имела ряд "ветвей»: мы-сливська, рыболовная, строительная т.д.. В ходе раз-развития общества появляются все новые разновидности вы-производственной магии; земледельческих, скотоводческое, гончарная, ко-вальська, учебная, спортивная.

 

 Особой разновидностью  меры магии были религиозные  табу. Слово "табу" заимствовано  из языков жителей Гавайских  островов, что означает запрет  что-либо делать, чтобы не навлечь  на себя неприемнощи. Магия дошла до наших дней и как элемент современной ре-Лиги (вера в сверхъестественную силу обрядов), и в самостоятельная форме (в виде таких бытовых предрассудков, как гадание на картах) Еришев И. Религиоведение. - М., 1999 ..

 

2. Земледельческие культуры 

 

 С возникновением земледелия  и скотоводства в неолите связано  появление земледельческих культов, поклонения Солнцу, стихиям, возникновения  определенной картины мира. Постепенно  утвердилась трехуровневая система  мироздания: подземный мир - ремонт  божеств, змеев, чудовищ, земной мир - мир людей, живой природы, небесный  мир - ремонт большинства божеств  и душ умерших. Три этих мира  воплощали в орнаментах на  неолитической керамике, представление о них остаются и потом. Возникли устойчивые мифологические образы, позже сложились в цельную мифологию.

 

 Земледельческие культы - это преимущественно поклонения  двойникам тех факторов природы, влияющих на урожай Религиоведение /Под ред. Бублика. - СПб, 1998 ..

 

 Типичный пример - религиозные  взгляды индейцев-ирокезов. Они жили  раньше на территории, на которой  теперь расположены канадские  города Квебек и Монреаль. Еще  в XIX в. ирокезы уважали четырех  главных духов: духа земли, духа  бобов, духа кукурузы и духа  тыквы. Все эти четыре духи, по их представлений-ниями, были женщинами. Духов кукурузы, бобов и тыквы мифология ирокезов изображала в виде трех сестер, одетых в листья соответствующих растений. Наряду с духа-ми-жигасамы почитались также, но на второстепенных ролях, духи-мужчины - дух солнца, дух дождя и дух ветра. При каких исторических условий возник земледельческий культ

 

 На ступени развития  матриархата (возник около 8 тыс. лет  назад) основным видом производственной  деятельности было мотыжное земледелие, выросшее из собирательства. А  сбором раньше занимались женщины. Можно сказать, что пока мужчина  охотился, женщина вы-нашла земледелие. Поэтому на стадии позднего Матри-Архат женщины, выполняя главную роль в хозяин-ском жизни, вместе с этим и благодаря этому стали управлять мужчинами и в других областях жизни. По-зависимость земледелия от природы и руководящая роль женщины - вот две главные особенности того времени, которые отразились в религиозных взглядах людей.

 

 Можно выделить следующие  основные черты данной религиозной  системы. Первая - почитание земледельческих  духов в качестве главных. Этих  духов мы уже называли, когда  речь шла о ирокезов.

 

 У многих народов  почитались и двойники таких  природных фак-торов, которые лишь в воображении людей влияли на урожай. Например, многие народы (вавилоняне, египтяне и др.). Думали, что на урожай влияют месяц и плане-ты, и поэтому поклонялись также духам этих объектов.

 

 Вторая - руководящая роль  женщины в религии. Землеробсь-кий культ - это своеобразная женская религия. Это проявляется-лось в Двух главных процессах. Во-первых, найго-ловниши духи изображались в виде духов женского рода. Во-вторых, важнейшие религиозные обряды в это время выполняли женщины. У некоторых народов разрешалось важные обрядывыполнять и мужчинам, но при одном обязательном условии: они должны были выдавать себя за женщин (говорить громко, что они женщины, пере-одеваться в женскую одежду).

 

 Третья черта - человеческое  жертвоприношение как сис-тема. Не понимая сущности земледельческих процессов, лю-ди думали, что урожай есть обратная благодарность духов за жертвоприношения. Поэтому первоначальные земледельцы стараются-лись дары духам сделать более дорогими, более ценными. Так возникла идея необходимости человеческого жертвоприношения.

 

 Четвертая - идея смерти  и воскресения некоторых духов. Наблюдая за зерном, люди заметили, что после "похорон" оно воскресает  вновь. Отсюда зародилось представление, якобы некоторые духи могут  временно умер-ти, чтобы потом воскреснуть.

 

 И наконец, пятая черта - переселение в "страны мертвых" - с земли на небо. Много благ  и не-приятностей земледельцам "посылало" небо: свет и тепло, дождь и ветер, снег и град. Отсюда родилось пред-ления о том, будто духи живут на небе. По ана-логии и "страну мертвых" переселили с земли на не-бо. Именно тогда впервые возникла идея "о жизни" душ мертвых в царстве небесном.

 

 Земледельческий культ  широко представлен в су-частных  религиях. Среди христианских святых  является улучше-витель земледелия (Георгий) и повелитель дождя и грома (илля-пророк). Все это явный отголосок земле-Робски культа. От Идеи женского духа земли берет свое начало представления о Богородице: недаром верующие в селе называли ее "заместителем хлебов".

 

 С земледельческого  культа, приходился на определенные  времена года, пришли к христианству  праздника Рождества Христо-го (в прошлом праздник рождения духа солнца - зимой) и Пасхи (в прошлом праздник воскресения духа зерна - весной).

 

 Вывод 

 

 Магия, фетишизм отразили  и выражения-ли бессилие первобытного примитивного человека. Во всех случаях, когда люди, не имея достаточных знаний, были или хотя чувствовали себя бессильными, они искали "помощи" в магии, фетишах или сверхъестественных двойников. Ранние формы религии, возникнув еще в период формирования родового строя, сохранились и на-Далее как в родоплеменного общества, так и в классе-ном. Однако они были здесь отодвинуты на второстепенные позиции теми религиями, которые полнее отражали конкретные особенности общественного развития.

 

 родоплеменных (или родовой) строй сложился при-приблизительно 40 тысяч лет назад и прошел три основных ступени: ранний матриархат, поздний (развитой) Матри-архат и патриархат. Каждой ступени соответствовала форма религии, которая отражала особенности бессилие людей в данных, конкретных условиях: раннем мат-риархату - тотемизм, позднем - земледельческий культ, патриархата - шаманизм. Все эти формы не по-ширювалися вне родом или племенем, поэтому их нази-вают родоплеменными религиями.

 

 Список литературы 

 

1. Калинин Ю., Харьковщенко Е. Религиоведение: Учебник. - К.: Наукова думка, 1995.

 

2. Лубський В.И. Религиоведение: Учебник. - М.: Вилбор, 1997.

 

3. Религиоведение /Под ред. Рыбачука. - М.: Просвещение, 1997.

 

4. Религиоведение /Под ред. Бублика. - СПб, 1998.

 

5. Основы религиоведения /Под ред. А. Яблокова. - М., 1994.

 

6. Угринович А. Введение в теоретическое религиоведение. - М., 1991, 1996.

 

7. Еришев И. Религиоведение. - К., 1999.

 

8. Крывелёв И. История религий: В 2-х т. - М.: Мысль, 1983-1986.


Информация о работе Ранние формы религии