Проблемы религиозного экстремизма и терроризма в ЦА и Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 14:16, реферат

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлено возрастанием роли религии в современном мире и влиянием многочисленных религиозных объединений (мусульманских и христианских) на национальную безопасность и религиозную ситуацию в Республике Казахстан.
Со дня получения независимости Казахстан установил со многими государствами дипломатические отношения.

Файлы: 1 файл

СРС9 РЕЛИГИЯ.docx

— 37.46 Кб (Скачать файл)

Вступил в силу Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей» регламентирующий механизмы пересечения и приостановления распространения в Интернете информации противоправного характера, в том числе террористического и экстремистского содержания.

8 апреля 2010 года принят  Закон «О внесении изменений  и дополнений в некоторые законодательные  акты Республики Казахстан по  вопросам противодействия терроризму», которым корректируются 5 кодексов  и 11 законов, в соответствии с  международными нормами устанавливаются  принципы и модель государственной  системы противодействия терроризму.

Глобальная инициатива по борьбе с актами ядерного терроризма была выдвинута Президентами России и США в июле 2006 года с целью создания международной многоуровневой системы защиты и направлена на усиление взаимодействия мирового сообщества по предотвращению попадания компонентов ядерного оружия в руки террористов. Особое значение при этом приобретают обеспечение надежного контроля над использованием, хранением и оборотом ядерных материалов, физическая защита ядерных объектов, разработка эффективных средств по снижению опасности последствий возможных террористических атак с применением ядерных материалов, совершенствование правовой базы международного сотрудничества и внутригосударственных систем пресечения любого вида преступлений, связанных с незаконным перемещением ядерных материалов.

Казахстан одним из первых присоединился к данной инициативе и вошел в число первоначальных партнеров наряду с Австралией, Великобританией, Германией, Италией, Канадой, Китаем, Россией, США, Турцией, Францией и Японией. РК приняла активное участие на первых двух встречах, состоявшихся в октябре 2006 года в Рабате (Марокко) и феврале 2007 года в Анкаре (Турция). Третья встреча состоялась 11-12 июня 2007 года в Астане. На сегодняшний день участниками Глобальной Инициативы являются уже 82 страны.

6 июня 2008 г. в г.Алматы, на базе Института ядерной физики Национального ядерного центра состоялись международные антитеррористические учения «Атом–Антитеррор – 2008» в рамках Глобальной инициативы по борьбе с актами ядерного терроризма в июне 2007 года. 11-12 сентября 2008 года в г.Усть-Каменогорске на базе АО «Ульбинский Металлургический Завод» был проведен международный практический семинар «Проектная угроза». Представители стран-сопредседателей – России и США – оценили их как весомый вклад нашей страны в практическую реализацию Глобальной инициативы.

В соответствии с инициативой Главы государства, озвученной на Глобальном саммите по ядерной безопасности в Вашингтоне в апреле т.г., о проведении в Казахстане конференции Глобальной инициативы по борьбе с актами ядерного терроризма (ГИБАЯТ), в период с 28 по 30 сентября т.г. в г.Астане были проведены Конференция ГИБАЯТ по противодействию финансированию терроризма и Первое заседание Группы по реализации и оценке (ГРО).

Наша страна на практике поддерживает усилия международного сообщества по борьбе с терроризмом, развивает всестороннее сотрудничество и взаимодействие.

Столкновения между полицией и вооруженными людьми в начале июля и первый в истории Казахстана самоподрыв в мае подняли проблему угрозы исламского радикализма. Редактор IWPR по Центральной Азии Сауле Мухаметрахимова рассказывает о борьбе властей с проявлениями исламского экстремизма на западе страны.

На западе Казахстане внезапно прокатилась волна насилия – означает ли это, что исламские группировки становятся более радикальными?

Недавние события являются свидетельством того, что среди последователей различных нетрадиционных Исламских течений и неформальных мусульманских общин появились отдельные люди, которыми завладели радикальные идеи и которые готовы применить насилие, как форму протеста против политики властей.

После случая самоподрыва в Актобе в середине мая, многие сделали поспешный вывод о том, что это была атака со стороны исламской экстремистской группировки. Были также сообщения о том, что Рахимжан Махатов был членом нетрадиционной мусульманской общины, которая находится вне контроля Духовного управления мусульман Казахстана. Но власти избегали называть инцидент террористическим актом, и вместо этого дали версию, что этот человек пошел на самоподрыв, чтобы избежать уголовной ответственности. Иными словами, предпочел пойти на самоубийство, чем оказаться в тюрьме.

9 июля спецоперация по  поимке подозреваемых в убийстве  двух милиционеров закончилась  перестрелкой в поселке Кенкияк. В результате штурма дома, где они укрывались, было убито девять человек. Официальные лица преуменьшили значение исламского фактора, заявив, что эти люди использовали религию как прикрытие для своей криминальной деятельности.

Тем не менее, судя по всему, правительство озабочено исламским фактором. После убийства двух полицейских, силы безопасности провели задержание родственников и других жителей поселка, с которыми подозреваемые в убийство милиционеров вместе ходили в мечеть. После этого случая правоохранительные силы провели рейды, и было задержано свыше 200 человек. Эти люди были зарегистрированы в полиции на основании того, что они подпадают под подозрение в связи с "религиозным экстремизмом".

Что касается инцидентов в Актюбинской области, то нет достаточных доказательств того, что это дело рук какой-то организованной группы исламских боевиков. Кроме того, никакая исламская организация не взяла на себя ответственность. И хотя оба случая явно были направлены против правоохранительных сил, судя по их обстоятельствам, между ними нет никакой связи.

В то же время, было бы неверным делать заключение о том, что в Казахстане нет последователей радикальных исламских групп, одержимых идеей джихада. В ноябре прошлого года группа, называющая себя джамаат «Ансару-д-дин» из Казахстана, опубликовала на ряде сайтов заявление вместе с руководством о том, как проводить джихад. На сайте русскоязычной социальной сети также есть дискуссионный форум djixad_kz.

Как можно объяснить нежелание властей открыто признать, что налицо признаки доморощенного терроризма в Казахстане? Ведь когда речь заходит о преследовании членов нетрадиционных мусульманских групп, то многие из них, кто сидит в местах заключения, попали туда по обвинению в терроризме.

По всей видимости, правительство Казахстана не хочет, чтобы страну рассматривали как источник терроризма. Хотя надо отметить, что власти не отрицают, что существуют проблемы безопасности, но они обычно представляют ее как внешнюю угрозу со стороны международного терроризма. Как бы говоря, что внутри страны нет никаких проблем, которые могли бы быть связаны с местными радикальными группировками.

Они больше говорят о том, что трудно изолировать Казахстан от внешних источников нестабильности, таких как сложная ситуация в Афганистане; наличие исламских групп, оперирующих в Таджикистане, Кыргызстане и Узбекистане; деятельность боевиков на Северном Кавказе и распространение идей Хизб-ут-Тахрир. Например, общепризнан тот факт, что есть граждане Казахстана, примкнувшие к боевикам на Северном Кавказе.

Иными словами, официальная точка зрения заключается в том, что угроза безопасности исходит извне. Но инциденты, которые мы недавно наблюдали, можно сказать, развеяли преобладающее в официальных кругах мнение, что в самом Казахстане нет никаких причин для угрозы радикализма, когда в знак протеста против властей некоторые радикальные элементы готовы пойти на насилие.

Можно ли рассматривать эти инциденты предупреждением правительству о том, что в дальнейшем социальные протесты могут быть связаны с исламскими группировками?

Этого нельзя исключать.Казахстанские власти, в первую очередь, направляли свои усилия, на то, чтобы держать под контролем светскую политическую оппозицию, которая представлена людьми, которые когда-то были у власти, но потом впали в немилость президента. Когда оппозиционные сайты публикуют информацию, дискредитирующую власти, то последние действуют решительно и быстро, и доступ к ним ограничивается.

А вот что касается исламских радикальных сайтов, которые пропагандируют экстремизм и терроризм, то за них взялись позже. Например, генпрокуратура Казахстана ограничила доступ интернет пользователей к 15 иностранным сайтам, пропагандирующим идеи терроризма и религиозного экстремизма, только в июне, после само подрыва в Актобе.

Как правительство борется с проявлениями религиозного экстремизма на сегодняшний день?

Многие эксперты согласны с тем, что власти использовали слишком жесткую тактику для борьбы с радикальными, но фактически мирными группировками как, например, Хизб-ут-Тахрир и Таза Дин. Похоже на то, что это, в какой-то мере, повлияло на рост радикализма в их рядах.

В то же время, недостаточной была борьба с распространением агрессивных идей, призывающих к джихаду и терроризму. Исламские боевики из Северного Кавказа почти в открытую посещали западные регионы Казахстан, а их казахстанские "коллеги" ездили на Северный Кавказ.

Официальные лица утверждают, что глубоко верующие мусульмане, мирно практикующие свою веру, не преследуются. Но это не всегда так – нетрадиционные мусульмане, практикующие свою веру вне контроля властей, подвергаются преследованиям независимо от того, являются ли они сторонниками экстремизма или нет.

Всегда существовало мнение, что Казахстан менее подвержен радикальному исламскому влиянию, чем, скажем, Узбекистан или Таджикистан. Разве это не так?

Благодаря запасам нефти, экономика Казахстана самая развитая среди стран региона и благодаря этому властям до сих пор удавалось сохранять стабильность. Но исламские группировки с экстремистским уклоном все же появляются – и не на юге, а на западе страны. Хотя юг, традиционно, более религиозен.

Откуда же тогда проблемы в западных регионах? Ведь люди там считаются более обеспеченными, так как там базируется вся нефтяная промышленность.

Проблема в том, что большинство простых людей в Западном Казахстане не получают выгоду от экспорта нефти. Там высокий уровень безработицы и люди недовольны низким уровнем своей жизни на фоне резкого контраста с баснословными прибылями нефтяных компаний.

Вот откуда социальная неудовлетворенность, а также озлобление на коррумпированность и вседозволенность правоохранительных органов.

Кроме того, в отличие от южных регионов, где вид женщины в хиджабе или мужчины, который регулярно ходит в мечеть – это обычное явление, на западе такое менее распространено. Поэтому они сразу же попадаются полицейским на глаза и становятся мишенью для придирок с их стороны. А это, в свою очередь, обостряет чувство несправедливости среди них.

 

Религиозный риск- религиозные секты группировки нарушающие общественную безопасность, подрывают безопасность государства, пропагандируют войны, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, человеконенавистничество и т д.

 

Глобализация - процесс всемирно экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации.

 

 

 

Использованные источники

1 Пластун В.Н. Интеграции  в Центральной Азии и влияние  внешних сил Материалы международной  конференции. Худжанд, 26-28 июня 2007 года. Институт Центральной Азии и  Кавказа. Издательский дом «Рrinthouse». Киргизия. - Бишкек. - 2007. С. 69.

2 Сумбатян Ю.Г. Беспредел терроризма. // Миграция и гражданство. - 2003. - № 1. - С. 17.


Информация о работе Проблемы религиозного экстремизма и терроризма в ЦА и Казахстане