Предмет социологии религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 14:29, реферат

Описание работы

Исходным пунктом объективного социологического анализа религии должно быть понимание ее как социокультурного института. Такой подход к изучению религии, которая совмещает в себе черты культурной системы, то есть определяет сферу значений, символов и ценностей, относящихся к фундаментальным аспектам человеческого бытия, и вместе с тем функционирует в обществе в качестве самостоятельного социального института (социальной подсистемы) в тесной связи с другими социальными институтами, позволяет с максимальной полнотой и объективностью выяснить и проанализировать уникальную роль религии в человеческой истории, в жизни современного общества.

Содержание работы

Ведение
1.Предмет социологии религии
2.Определение религии
2.1 Функции религии
2.2 Основные структурные элементы религии
2.3 Религиозная традиция
2.4.Типы религиозных организаций
3.Социологические теории религии
4.Религия в России
4.1.Православие в России
4.2.Католицизм в России
4.3.Религия и государство
4.4.Социологическое изучение религии
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Cоциология религии.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

В социологических исследованиях религиозной сферы и института Церкви сложилась определенная методология и инструментарий изучения данного феномена. Дискурс таких исследований во многом сформировался под влиянием устоявшегося в социологии и в социологии религии позитивистского подхода. Для социологии религии такая методология означает, что сфера религиозного становится доступной для исследователя только через ее проявление в социальном действии; сфера религиозного ограничивается тем, что респондент знает под именем религии и как он себя с этой сферой соотносит. Если попытаться ответить на вопрос, что лежит в основе традиционной методологии исследования религиозной сферы, то в качестве ответа можно назвать следующие наиболее общие характеристики:

1) акцент на изучении религиозного  феномена в рамках макросоциологического подхода;

2) внутридисциплинарная замкнутость при составлении инструментария и анализе данных социологического исследования;

3) неинституционализированность исследований сферы;

4) использование преимущественно количественных методов исследования;

5) высокий процент субъективизма получаемых ответов;

6) практическая невостребованность исследований;

7) заданность социальной типологии объекта7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Можно много спорить о положении религии в современном обществе. Однако однозначно оценить ее роль, возможности и перспективы попросту невозможно. Весь опыт ХХ в. показал несостоятельность односторонних прогнозов относительно дальнейших судеб религии: либо ее неминуемого и близкого отмирания, либо грядущего возрождения былой мощи. Сегодня очевидно, что религия играет заметную роль в жизни общества и что она претерпевает глубокие и необратимые изменения.

На положение религии в современном обществе решающее воздействие оказывают две главные силы современности - наука и политика. Их эволюция в современном обществе ведут к неоднозначным для религии последствиям: разрушая традиционные установления, они подчас и открывают для нее и новые возможности.

Успехи в овладении природой с помощью техники, достигнутые в ХХ веке на основе гигантского приращения научных знаний, оказали глубокое воздействие на религиозное сознание. Однако типичные для прошлого века ожидания близкого конца религии в результате развития науки не сбылись. Наука не вытеснила религию, но она вызвала глубокие перемены в религиозном сознании - в понимании Бога, мира, человека. Решив многие проблемы познания мира и овладения человеком силами природы, наука отодвинула границу познания к еще более сложным, чем ранее проблемам. Сегодня наука вышла далеко за пределы чувственно доступного человеку, наглядного. Это дает новый шанс для религиозного мироощущения, не говоря уже о том, что гигантски возросшая на научно-технической основе мощь человеческого деяния ставит нас теперь перед проблемой последствий научно-технического прогресса и его нравственной состоятельности. А в результате напрашивается вывод, что сами по себе наука и техника - без религии - еще не дают решения современных проблем, когда человечество оказалось перед угрозой самоуничтожения.

Религия в качестве нравственной духовной силы получила возможность сегодня вступить в диалог с миром, судьбы которого оказались зависимыми от его нравственной состоятельности перед лицом реальных проблем общественного развития. В основе культурных ценностей, разделяемых большинством религий, лежат универсальные общечеловеческие ценности, такие понятия, как любовь, мир, надежда, справедливость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.В.И.Гараджа  Социология религии // «Наука» - М., 1995г.

2.О.Ю.Бреская  Социология религии в Восточной Европе // журнал «Социологические исследования» №7 - М; 2007г.

3.С.И.Самыгин Социология для студентов вузов // «Феникс» - Ростов на Дону; 2008г.

4.ru.wikipedia.org // Религия

5.ru.wikipedia.org // Религия в России

 


Информация о работе Предмет социологии религии