Православная семья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 17:06, доклад

Описание работы

В средние века нормы брачно-семейных отношений были прописаны в сборнике постановлений церковного Собора 1551 г. - в Стоглаве, который закреплял власть мужа над женой и отца над детьми. О количестве браков, допускавшемся этим правовым документом, можно сказать словами Григория Великого: «Первый брак – закон, второй – прощение, третий – законопреступление, четвертый – нечестие, свинское есть житие». Православная церковь признавала возможность развода, основным поводом которого являлось прелюбодеяние.

Файлы: 1 файл

Православная семья.docx

— 22.04 Кб (Скачать файл)

Примеры существования и  развития различных систем семейных отношений мы можем наблюдать  в исторической и культурной перспективе.

Своё начало история православной семьи берет, когда осуществился переход от языческой цивилизации к христианской культуре. В структуре семьи Библия определяет положение каждого из супругов, где муж занимает главенствующее положение: «Жена да убоится своего мужа» (Еф 5:33). Существует мнение, что по Библии муж безраздельно и деспотично главенствует в семье, не считаясь с интересами женщины. Однако в Библии приводятся строки и о том, как муж должен обращаться со своей женой: «Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы» (Кол. 3:19), «Мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни…» (1-е Пет. 3:7).

Принятие христианства на Руси в 988 году привело к тому, что государство и церковь начинают действовать вместе. Православная церковь начинает играть важнейшую роль и в государственных делах и в жизни народа. Церковные уставы князей Владимира Святославовича и Ярослава Владимировича (Х- XI вв.) – это наиболее ранние из известных нам документов, содержащих нормы семейных отношений на Руси. Они осуждали многоженство, наложничество, прелюбодеяние  и левират – обычай, обязывающий брата умершего жениться на его вдове. Законным признается церковный брак, как один из семи таинств. Первая историческая форма моногамии – патриархальная семья, управляемая отцом. Авторитет главы семьи подчеркивался тем, что муж, отец занимал главное место за столом и первым начинал трапезу. Мужчина оставался главной фигурой, наделенной властью, жена находилась в подчинении.

В средние века нормы брачно-семейных отношений были прописаны в сборнике постановлений церковного Собора 1551 г. - в Стоглаве, который закреплял власть мужа над женой и отца над детьми. О количестве браков, допускавшемся этим правовым документом, можно сказать словами Григория Великого: «Первый брак – закон, второй – прощение, третий – законопреступление, четвертый – нечестие, свинское есть житие». Православная церковь признавала возможность развода, основным поводом которого являлось прелюбодеяние.

В середине 50-х годов XVI века появляется документ «Домострой». При всем своем стремлении дать христианскую норму семейной жизни, «Домострой» не являлся нормативным документом в буквальном смысле слова, он стоял ближе к жанру поучений.

В положениях «Домостроя»  Сильвестр, наставник Ивана IV, изложил структуру идеальной православной семьи. Главенство мужа превращалось в деспотизм: побои не преследовались, а поощрялись обычаем, неугодных жен заточали в монастыри и т.д. Главная обязанность детей – любовь к родителям, полное послушание в детстве и юности и забота о них в старости. Статус женатого человека в «Домострое» выше, чем статус холостого. Нравы были строгие, сексуальные отношения находились под жестким контролем общественного мнения, в особенности для женщин. Самое страшное наказание (вслед за Божьим судом) – «от людей смех и осуждение».  Фактически это была эпоха двоеверия, т.к. вопросы доминирования-подчинения и борьбы поколений разрешались силой и, скорее, по-язычески.

Реформы Петра I (1672-1725), которые коренным образом изменили социально-политическую жизнь российского общества, отразились и на брачно-семейных отношениях. Усилилась роль светского законодательства. Одним из важных указов Свода Законов Российской Империи был указ о добровольности вступления в брак. Брак расторгался в случае прелюбодеяния, приговора одной из сторон к вечной каторге, неизлечимой болезни, посягательства на жизнь другого супруга, безвестного отсутствия и поступления в монашество.

Позже, в XVIII веке и далее, дворянская семья руководствуется скорее западноевропейской христианской моделью семьи, предусматривающей большее равноправие.

В XVIII – середине XIX в.в. в России начала преобладать малая индивидуальная семья из 2-3 поколений родственников по прямой линии, не включая родственников по боковой линии. Это послужило предпосылкой христианизации структуры русской семьи, поскольку модель православной семьи описывает малую семью. Большая семья у горожан отмерла в XVIII веке. Особенностью дворянской семьи стало то, что на протяжении XVIII в. дворянство постепенно отказывалось от традиционных русских обрядов и принимало европейские ритуалы семейной жизни. Крестьянство же сохраняло устоявшийся семейный строй и быт вплоть до ХХ века.

До начала ХХ в. Россия оставалась крестьянской страной. В регулировании семейных отношений в крестьянской семье главную роль играл не закон, а обычаи и традиции. Женитьба была моральным долгом каждого. Такие взгляды поддерживались и православной церковью. В силу этого в русской деревне вплоть до начала ХХ в. сохранялся высокий уровень брачности. Молодые вступали в брак по родительской воле, которая отражала не прихоть старших, а интересы семьи в целом. Семья рассматривалась как фактор благополучия. У русских крестьян преобладала большая отцовская семья. Патриархальность не рассматривалась членами семьи как нечто ужасное. Отношения доминирования-подчинения казались естественными для всех, и даже более того – единственно возможными.

После революции 1917 года пропагандировались так называемое «социальное материнство», что привело к возвеличиванию роли женщины, а мужчине отводилась второстепенная роль.

За годы атеизма во времена  Советской власти модель православной семьи практически перестала  существовать.

Однако в последние  годы в обществе все больше возрастает интерес к названной организации  семейного уклада.

Появляется всё больше семей, стремящихся в своём укладе жизни придерживаться законов и  требований Церкви.

 

Православие приписывает  роль главы семьи мужчине, не унижая при этом женщину. «Женщина по своему происхождению вторична…. А по достоинству  – равна мужу», – говорит Б.В. Ничипоров.

Определенная иерархия взаимоотношений  в православной семье является залогом  гармоничного развития семьи. Семейная иерархия в таких семьях основана на взаимной любви и уважении. А  нравственная любовь - это стержень Православия.

В такой семье в качестве непременного условия выступает  послушание детей родителям, но не из-за страха наказания, а на основе их уважения к мнению и авторитету последних. При этом для самих детей семья  является школой любви, где они учатся любить близких, других людей, окружающий мир.

Такой тип семьи испокон  веков был господствующим на Руси.

Православие всегда утверждало, что соединение двух людей в браке  не может быть плодом страстей. Это  событие онтологическое, оно не есть просто удовлетворение физических или  даже духовных потребностей человека. Согласно православному учению, брак это таинство, т.е. событие, принадлежащие  к духовной реальности и духовному  бытию. В Церкви всегда была четкая система подсчета степеней родства. Так, между матерью и ребенком – первая степень родства, между  внуком и бабушкой – вторая, между  братом и сестрой – тоже вторая и т.д. При этом между мужем  и женой – нулевая степень  родства: муж и жена - не родственники, а часть друг друга. Еще недавно  наши предки всегда знали, что муж  – роднее сына, а жена – роднее дочери. Поэтому всего 200-300 лет назад  развод был просто немыслим, т.к. с  самим собой развестись невозможно. При этом настоящая любовь – выше привычки к совместной жизни, т.к. единство плоти – это не только телесное, а главным образом – духовное единство супругов, которое и формирует  их единый взгляд на мир, позволяет  им испытывать единые переживания. Тогда  говорят, что они обладают счастьем – от слова «соучастие» в другой жизни. Примеры таких супружеских  отношений многократно описаны в житийной литературе (семьи святых Кирилла и Марии, Иоакима и Анны, Петра и Февронии, святых Царственных мучеников и других).

Целью нормальной в духовном отношении семьи всегда является рождение и воспитание детей. При  этом православная Церковь всегда подчеркивала глубокую духовную связь между родителями и детьми, формирующуюся с момента  зачатия ребенка. Эта связь настолько  глубока, что не расторгается даже после  смерти родителей. Поэтому грех, как  болезнь души родителей, тяжелым  бременем ложится на детей, т.к. семья  – единый духовный организм.

В семейной иерархии у каждого  члена семьи есть свое место. При  этом место ребенка – только после  отца, матери, дедушки, бабушки и  старших братьей и сестер. В  народной педагогике есть понятие «слепая  материнская любовь»: эта любовь матери, возводящей своего ребенка  на пьедестал, с которого потом он будет пренебрежительно относиться и к матери, и к отцу, да и  к другим людям. Верный путь воспитания эгоиста – это искажение семейной  иерархии.

Материнство и отцовство  – это, прежде всего, огромный труд и жертва своими интересами.

Только в семье ребенок  проходит школу послушания и заботы, в отличие от общественного воспитания в детском саду, где он проходит школу равноправия, т.к. там нет  старших и младших, все дети имеют  равные обязанности. Здесь они учатся жить без межличностных конфликтов, однако, как правило, в детских  садах нет духа послушания и заботы, которым проникнута семейная обстановка. При  этом в детских учреждениях  все люди временные – и воспитатели, и дети, что не способствует воспитанию ответственности друг за друга. Поэтому  самих детей, как правило, здесь  связывает лишь детская дружба, которая  часто бывает переменчивой и кратковременной.

В семье наших еще недавних предков через общение и совместный труд традиционно происходила передача опыта от одного поколения другому. На ребенка с раннего возраста смотрели,  как на будущего взрослого, трудом приобщая его к взрослой жизни. Так постепенно он приобретал важную черту взрослого человека – ответственность  за принятые решения. Этому способствовал  весь уклад православной семьи, а  также правильное понимание целей  самого воспитания. Его главная задача, конечно, не в запретах, а в том, чтобы сформировать у ребенка  понимание того, что является нормой в его поведении. Воспитание предполагает создание у ребенка определенной иерархии ценностей, в том числе  в семейных отношениях.

Современные ученые Тищенко  Ю.В. и Перевозникова Е.В., исследовавшие  психологию детей из православных семей, отмечают следующее. Детям из православных семей практически не свойственны  такие негативные симптомокомплексы, как враждебность и трудности  общения, а также конфликтность  и депрессивность.

Подростки из православной семьи направлены на духовное развитие и смирение, согласно Е.В. Перевозниковой. Им свойственна меньшая выраженность различных видов агрессии, раздражения, негативизма, а также высокий  уровень самообвинения и невысокий  – самопринятия, связанный с сильным  желанием соответствовать идеальным  представлениям о себе.

Таким образом, функции семьи, выделяемые православным вероучением  и психологией, находятся в состоянии  соответствия и непротиворечия. Именно поэтому всё больше современных  семей стремится приобщиться  к православию.


Информация о работе Православная семья