Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 11:18, реферат
На примере римского права можно проследить, как устанавливается единый политический и правовой порядок, какими механизмами право связывается с реальностью, каково соотношение между правом и хозяйством и т.д. Римское право – это эксперимент, который поставила сама жизнь.
Исключительность римского права – результат интенсивного развития общества, его культуры, а также товарно-денежных отношений, имевших в Римской империи международный характер.
Введение 3
1. Понятие и система римского права ...................................................................4
2. Источники римского права ..............................................................................11
Заключение ............................................................................................................23
Список литературы 24
Комиссия не ограничивалась лишь извлечением цитат из сочинений юристов и расположением их в известной системе, но и вторгалась в цитируемый текст, сокращая его, вычеркивая те слова, которые устарели и заменяя их новыми ввиду того, что многие положения классических юристов уже не подходили к условиям Восточной римской империи VI века (Византия) и не могли быть применены в качестве источника уже византийского права. Все подобные изменения текста называются интерполяциями.
Как бы то ни было, благодаря компилятивной работе комиссии Трибониана до нас дошли труды классических римских юристов, пусть и не в полном виде, а в какой-то степени подправленные. В целом же Дигесты дают нам подлинный текст. Кроме того, вся кодификация целиком сохранилась и дает наиболее аутентичные и достоверные сведения об этом периоде римского права. Структурными элементами кодификации Юстиниана являются:
1. Институции (Institutiones), изданные
в учебных целях для
2. Дигесты (Digesta), состоящие из 50 книг, которые делились на титулы, фрагменты, параграфы и включающие в себя огромное число юридических казусов, предназначенных для обучения правоведов.
Основным содержанием Дигест являются фрагменты, относящиеся к частному праву, но многие места Дигест относятся к публичному праву, а также к тому, что мы назвали бы общей теорией права. Так, уже в первом титуле первой книги Дигест дан ряд общих определений, ставших хрестоматийными: определение правосудия, предписания права или юриспруденции, о разделении права на частное, публичное и право народов.
3. Кодекс (Codex) – собрание императорских конституций от Адриана (117-138 гг.) до Юстиниана. До нас дошла вторая редакция кодекса (534 год), посвященного вопросам гражданского, уголовного и государственного права.
4. Новеллы (Novellae) – конституции самого Юстиниана, составленные после кодекса и дигест. Юстиниан намеревался собрать эти новеллы в единый сборник, но не успел этого сделать. До нас дошли только три сборника частных новелл, относящиеся главным образом к публичному и церковному праву. Следует отметить, что новеллы весьма многословны; в них имеются предписания о том, что обнаруженные в законодательстве неясности должны представляться судами императору, которому одному дано право устанавливать и толковать закон.
Все эти части в совокупности получили в Средние века общее название – Corpus juris civiles (Свод гражданского права), в котором систематизация римского права получила вполне законченные формы. Благодаря кодификации, самого полного источника римского права, императора Юстиниана - выходца из крестьян - называют «юристом всех времен и народов».
Значение Юстиниановой кодификации, без сомнения, велико. Это крупнейший кодификационный труд во всей античности, а может быть, и во всей истории права, если принимать во внимание его содержание и влияние, оказанное на дальнейшее развитие права4.
Значение римского права. Вопрос о значении римского права в современной романистической науке трактуется по-разному. Если одни романисты говорят о кризисе римского права, то другие склонны идеализировать его. Более взвешенной представляется позиция тех исследователей, которые хотя и высоко оценивали римское право, но все, же не высказывались в том смысле, что римское право абсолютно непогрешимо, что дальше него идти некуда. Они ссылались на изречение видного германского ученого Рудольфа Иеренга: «Через римское право, но вперед, дальше него!»
Право Древнего Рима – составная часть античной культуры, той культуры, которая лежит в основе нашей цивилизации. Оно определило характерность всей континентальной и российской правовой системы: российское право также впитало в себя ряд черт правовой традиции, общих принципов, структуры и институтов римского права.
Универсальное в римском праве составляет остов и в российском праве: частное и публичное, вещное и обязательственное, обязательства из деликтов и из договоров, квазиделикты и квазиконтракты – центральные атрибуты как римско-правовой, так и российской гражданско-правовой терминологии.
Нельзя не согласиться с уже приводившимися словами Ф. Энгельса о том, что римское право является настолько классическим выражением жизненных интересов и потребностей общества, что все последующие законодательства не смогли внести в него никаких существенных изменений – они лишь приспособили его к реалиям современного рыночного оборота, учитывая как международную, так и отечественную конъюнктуру.
Римское право посредством процесса рецепции готовит будущих сотрудников органов внутренних дел к овладению юридическим языком и современными юридическими конструкциями, знакомит с основными правовыми институтами и юридическими терминами, расширяет правовую эрудицию, развивает ораторское мастерство, и умение четко формулировать свои мысли, одним словом, приобщает к профессиональным таинствам юриспруденции. А тот, кто сумеет преодолеть трудности и прорвется к текстам римских юристов – создателей современной юридической науки – откроет для себя удивительный мир первичных знаний о природе человека и смысле права.
Заключение
Римское право отлично от права современных правовых систем: оно основано не на абстрактных правовых установлениях, а на отдельных случаях, взятых из повседневной жизни, поэтому его называют лабораторией юристов. На примере римского права можно проследить, как устанавливается единый политический и правовой порядок, какими механизмами право связывается с реальностью, каково соотношение между правом и хозяйством и т.д. Римское право – это эксперимент, который поставила сама жизнь.
Исключительность римского права – результат интенсивного развития общества, его культуры, а также товарно-денежных отношений, имевших в Римской империи международный характер.
Римское право является
не только феноменом мирового культурного
наследия, но и основой преподавания
юриспруденции в вузах
1 Черепахин Б.Б. К вопросу о частном и публичном праве. – М.: Де-юре, 1994.
2 Скрипилев Е.А. Основы римского права. – М.: Ось, 1998. – С.18-19.
4 Пухан И., Поленак-Акимовская М. Римское право (базовый учебник). / Под ред. проф. В.А. Томсинова. – М.: Зерцало, 1999. – С. 4-5.
4
4 Пухан И., Поленак-Акимовская М. – Указ. Соч. – С. 63