Письменность и патристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 12:00, контрольная работа

Описание работы

Василий Великий против создания огромных монашеских поселений, которые он видел в Египте, (до 5.000 человек), он предпочитает монастыри с небольшим количеством насельников, в которых каждый монах знает своего игумена, игумен знает каждого монаха. Он категорически настаивает не необходимости напряженного физического труда, который должен прерываться для трапезы и общей молитвы в определенные часы. Василием Великим даны указания, преисполненные большой мудростью, знанием жизни - наставления на те случаи, которые часто случались в древнем обществе в его время, которые случаются и в наше время, поэтому правила полезно изучать и в ХХI веке.

Содержание работы

1.Василий Великий……………………………………………………………….....3
1.1.Биография Святого Василия Великого………………………………………...3
1.2.Труды Василия Великого……………………………………………………….6
2.Григорий Богослов……………………………………………………………….13
2.1.Биография Григория Богослова……………………………………………….13
2.2.Труды Григория Богослова……………………………………………………18
Список литературы………………………………………………………………...28

Файлы: 1 файл

480 Письменность и патристика.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

Всякому правому намерению  пусть предшествует надежда. Она  помогает иногда и в худом; и потому не справедливо ли, чтобы еще более  содействовала в добре? Несносно для меня, что преодолеваюсь злым.

Верь, что благоразумие надежнее счастия. Одно есть быстрое течение обстоятельств, а другое - кормило. Ничего не предпочитай учености; она одна составляет собственность приобретших ее.

Если хочешь быть богом; показывай свою деятельность не в  том, чтобы делать зло, но в том, чтобы делать добро. Последнее свойственно человеку, который знает, что ему сродно. А убить без труда могут и тригон, и скорпион.

Стыдно юноше быть немощнее старца, а старцу - безрассуднее юноши. Впрочем, будь мудр хотя по летам; а совершеннейшие бывают целомудренны и не по летам.

Непрестанно устрояй  свое спасение, особливо же, когда приближается конец жизни. Наступила старость - эта провозвестница, которая извещает об исходе. Всякий готовься; потому что  близок суд.

Конец слова: отречение  от Бога бывает двоякое: одно - словом, другое - делом. Смотри, чтобы не уловил тебя враг; он непрестанно угрожает тебе тайными падениями. Бойся, чтобы не сделалось для тебя нужным конечное очищение.

Плач Григория о себе самом

1 Увы, увы! какие  страдания! В чем согрешил я? Или один касаюсь чистых жертв Твоих непреподобно? Меня ли Ты, Очиститель, пережигаешь страданиями или сокращаешь кичливость других, или для того обнажаешь меня, чтобы вывести в борьбу с противником? Все это распределяешь Сам Ты, Царь мой - Слово. Но я едва перевожу на земле последнее дыхание; выплакал все слезы; одно у меня занятие - плакать. Долго ли же оставаться мне в руках нечестивых? Но ты, Блаженный, восставь меня; пусть я худ, однако же священник; восставь, чтобы не соблазился кто-нибудь моими бедствиями! Утратилась моя похвала; да исчезнут и телесные скорби! Утрачена для меня Анастасия; да прекратится и грех! Увы! увы! слезы мои не пересыхают, сердце цепенеет в груди. Удержи, Царь, сугубую болезнь! Удержи болезнь - я погибаю. Ужели милосердие заключено для одного служителя Твоего Григория? Многими бедствиями и телесными скорбями сокрушен я. А у Тебя, Христе, есть благодать, у Тебя, Который пережигаешь меня страданиями. Или останови бедствия и умилосердись над рабом Твоим; или дай силу переносить все с твердым духом!

2 Христос, Свет человеков,  Столп огненный душе Григориевой,  блуждающей по пустыне горестной  жизни, удержи зломысленного Фараона  и бесстыдных приставников; избавь  меня от невяжущегося брения  и от тяжкого Египта, смирив  позорными казнями моих неприятелей, и даруй мне гладкий путь! Если же преследующий враг настигнет меня, рассеки для меня Чермное море, чтобы перейти мне по отвердевшим водам, поспешая в чудную землю, в мое достояние, как обещал Ты; останови широкие реки, отклони стремительное и стенящее копье иноплеменников! Если же взойду в святую землю; буду славословить Тебя немолчными песнопениями.

Царь мой Христос, для  чего Ты опутал меня этими сетями плоти? Для чего вверг в жизнь - в этот холодный и тенистый ров, если, как  слышу, действительно я бог и Твое достояние? Утратилась во мне крепость членов, не слушаются колена; меня расслабило время, сокрушила болезнь, изнурили заботы и друзья, расположенные ко мне недружелюбно. А грехи не хотят покориться; но еще сильнее наступают на меня, и изнемогшего, как робкого зайца или серну, окружают эти псы, желая насытить свой голод. Или останови бедствия и умилосердись; или приими меня к Себе после долговременных подвигов и положи меру скорбям; или благое облако забвения да покроет мои мысли!

3 Увы мне! изнемог  я, Христе мой, Дыхание человеков!  Какая у меня брань с супружницей-плотью! Сколько от нее бурь! Как долга  жизнь, как долговременно пресельничество!  Сколько борений и внутри и  совне, в которых может повредиться  красота Божия образа! Какой дуб выдерживает такое насилие ветров? Какой корабль сражается со столькими волнами? Меня сокрушают труд и стечение дел. Не по своей охоте принял я на себя попечение о родительском доме. Но когда вступил в него; нашел расхищенным. Меня привели в изнеможение друзья, изнурила болезнь. Других встречают с цветами; а меня встретили камнями. У меня отняли народ, над которым поставил меня Дух. Одних чад я оставил, с другими разлучен, а иные не воздали мне чести. Подлинно, жалкий я отец! Те, которые со мною приносили жертвы, стали ко мне неприязненнее самых врагов: они не уважили таинственной Трапезы, не уважили (не говорю о чем другом) понесенных мною дотоле трудов (а их обыкли <привыкли. - Ред.> нередко уважать и порочные); они нимало не думают заглушить молву о нанесенных мне оскорблениях, но домогаются одного - моего бесславия.

4 Весьма много потерпел  я бедствий и (что составляет  верх бедствий) претерпел, от кого  всего менее думал терпеть.  Однако же я не потерпел  ничего такого, что потерпят сделавшие  мне зло. Мои страдания проходят, а их злые дела, сколько знаю, Правосудие записало в железные книги.

5 Друзья, сограждане, недруги,  враги, начальники! много испытал  я от вас тяжких ударов. Знаю, вы скажете: нет. Но это записано  в книгах; не утаитесь от меня.

6 Моими страданиями  и скорбями да не утешается  порочный, и да не смущает слабого  ума добрый! Кто без болезней  соделал хорошего лучшим? А страждущий  знает, что она или врачевство  для оскверненных, или борьба  и слава для очищенных. Другому,  Царь, дай славу без трудов; а для меня вожделенно - приобрести Тебя страданиями и скорбями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.Василий Великий, святитель. Творения. - М., 1993. - Ч. 3 - 44с.

2. Василий Великий // Православная энциклопедия. Т. VII. М.: 2004. С. 150.

3. Карташев А.В. Вселенские Соборы. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2010. - 679 с.

4. Лебедева Е. А. Св. Василий Великий. (Очерк жизни и трудов его). - СПб. Странник. - 1902. - 216 с.

5. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. -- М.: УРСС, 2009. - 296 с.

6. Плотников Борис, архм. История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности. // Православный собеседник, КДА, июль 1889. с. 332-43.

7. Сагарда Н. И., Сагарда А. И. Полный корпус лекций по патрологии. - СПб.: Воскресение. - 2011. - 783с.

8. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. М.: Издательство политической литературы. - 1989. - 336 с.

9. Скурат К.Е. Золотой век святоотеческой письменности. (IV-V вв.). М.: СТСЛ, 2010. - 340с.

10. Сочинения св. Василия «О суде Божием» и послание «О вере» впоследствии стали использоваться как вступления-прологи к «Нравственным правилам» (о прологах более подробно см.: Pouchet 1998. P. 141-144).

11. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого Архиепископа Кесарии Каппадокийской. Ч.3. Репринтное издание. 1846 г.

12. Флоровский Г.В. Восточные отцы IV века. - М.: Паимс, 2011. - 240 с.

13. Сравнительный анализ см. Behr J. Asceticism and Anthropology in Irenaeus and Clement. Oxford: University Press, 2000.

14. Callahan J.F. Greek Philosophy and the Cappadocian Cosmology. In: Dumbarton Oaks Papers. 12. Cambridge, 1958. P. 53-54.

15. Fedwick 1997

16. Giet. 1941. P. 13 sqq.

17. Gribomont 1953.

18. Holl K. Amphilohius von Iconium in seinem Verhaltnis zu den Grossen Kappadoziern. Tubingen, 1904.

19. Humbertclaude. 1932. P. 34, 35.

20. Lebe. 1965. P. 194

21. Shlenov, Dionisy, hegumen Учение св. Василия Великого о воздержании // Доклад на международной богословской конференции «Святитель Василий Великий - отец и учитель Церкви». - Бухарест. ноябрь 2009 http://www.bogoslov.ru/text/496379/index.html


Информация о работе Письменность и патристика