Отношение к жизни и смерти в религиях мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2013 в 22:45, реферат

Описание работы

Жизнь и смерть - вечные темы духовной культуры человечества во всех ее
подразделениях. О них размышляли пророки и основоположники религий, фило- софы и моралисты, деятели искусства и литературы, педагоги и медики.

Файлы: 1 файл

Жизнь и смерть.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

        Пятый путь в бессмертие  связан  с достижением различных  состояний, которые наука называет "измененные состояния сознания".      В основном  они являются продук-том системы психотренинга и медитации, принятой  в  восточных религиях  и  цивилиза-циях.  Тут   возможны   "прорыв"   в   иные   измерения пространства  и  времени,  путе-шествия  в  прошлое  и  будущее,   экстаз   и просветление, мистическое ощущение причастности к Вечности.

         Можно сказать, что смысл смерти и бессмертия, равно  как  и  пути  его достижения,

 являются  обратной стороной  проблемы  смысла  жизни.   Очевидно, эти вопросы ре-шаются различно, в зависимости от ведущей  духовной  установки той или иной  цивили-зации.

 

 

 

 

 

Отношение к смерти, проблемы жизни, смерти и бессмертия в религиях мира.

       Рассмотрим данные проблемы применительно к  трем  мировым  религиям  -

христианству, исламу и буддизму и цивилизациям, на них основанным.

 

Христианство.

        Христианское  понимание  смысла  жизни,  смерти  и   бессмертия исходит из ветхо-заветного положения: " День смерти  лучше  дня  рождения"  и новозаветной  заповеди  Христа  "...  я  имею  ключи  от  ада   и   смерти".Богочеловеческая сущность христианства проявляется  в  том,  что  бессмертие личности как целостного существа мыслимо только через  воскресение.  Путь  к нему открыт искупительной жертвой Христа  через  крест  и  воскресение.  Это сфера тайны и чуда,  ибо  человек  выводится  из  сферы  действия  при-родно-космических сил  и стихий и ставится как личность  лицом  к  лицу  с  Богом, ко-

торый тоже есть личность.

      Таким образом, целью жизни человека  является  обожение,  движение  к жизни веч-ной. Без осознания этого, земная жизнь превращается в  сон,  пустую и праздную мечту, мыльный пузырь. В сущности, она есть только  приготовление к жизни вечной, которая не за  горами  для  каждого.  Поэтому  и  сказано  в Евангелии: "Будьте готовы: ибо,  в  кото-рый  час  не  думаете,  придет  сын Человеческий".  Чтобы жизнь не превратилась, по  словам  М.Ю.Лермонтова,  "в пустую и глупую шутку", необходимо всегда помнить о смертном  часе.  Это  не трагедия, а переход в мир иной, где уже обитают мириады душ, добрых  и  злых и где каждая новая входит  на  радость  или  муку.  По  образному  выра-жению одного из нравственных иерархов: "Умирающий  человек  -  заходящее  светило, заря которого уже блещет над другим миром".  Смерть  разрушает  не  тело,  а тленность его и поэтому она - не конец, а начало жизни вечной.

      Иное понимание бессмертия  христианство  связало с образом "Вечного жида" Агас-фера. Когда изнемогающий под тяжестью креста Иисус шел на  Голгофу и захотел отдох-нуть, стоявший среди других Агасфер сказал:  "Иди,  иди",  за что и был покаран - ему на-всегда было отказано в покое  могилы.  Из  века  в век обречен он скитаться  по  миру,  до-жидаясь  второго  пришествия  Христа, который один может лишить его постылого бес-смертия.

      Образ "горного" Иерусалима  связан с отсутствием там  болезни,  смерти, голода, хо-лода, нищеты, вражды, ненависти, злобы и  прочих  зол.  Там  жизнь без труда и радость без печали, здоровье без немощи и честь без опасности. Все в цветущей юности  и  во-зрасте  Христа  утешаются  блаженством,  вкушают плоды мира, любви, радости и весе-лья, причем "друг друга  любят  как  себя". Евангелист Лука так определил суть христиан-ского подхода к жизни  и  смерти: "Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Ибо у него все живы".  Христианство категорически осуждает самоубийство, так как человек  не  принад-лежит  себе, его жизнь и смерть " в воле Божьей".

 

 

Ислам.

        Другая мировая религия - ислам - исходит из факта сотворенности человека волей всемогущего Аллаха, который,  прежде  всего,  милосерден.  На вопрос человека: "Разве, когда я умру, я буду известен живым?",  Аллах  дает ответ: "Разве не вспомнит человек, что мы сотворили его раньше,  а   был  он ничем?".  В отличие от христианства, земная  жизнь  в  исламе  расценивается высоко. Тем не менее, в Последний день все будет   унич-тожено,   а   умершие воскреснут  и предстанут перед  Аллахом для окончательного суда.  Вера  в загробную  жизнь  является необходимой, поскольку в этом случае человек будет оценивать свои действия и поступки  не с точки зрения личного интереса, а в смысле веч-ной  перспективы.

      Разрушение всей  Вселенной   в  день  Справедливого  суда  предполагает творение со-вершенно  нового  мира.  О  каждом  человеке  будет  представлена "запись" деяний и мы-слей,  даже  самых  тайных  и  вынесен  соответствующий приговор. Таким образом, вос-торжествует принцип верховенства законов  морали и разума над физическими законо-мерностями. Морально чистый человек не  может находиться в униженном положении, как  это  имеет  место  в  реальном  мире. Ислам категорически запрещает самоубийство.

      Описание рая и ада в Коране  полны ярких подробностей, дабы  праведники могли полностью удовлетвориться, а грешники получить по заслугам. Рай -  это прекрасные "са-ды вечности, внизу  которых  текут  реки  из  воды,  молока  и вина";  там  же   "чистые  супруги",   "полногрудые  сверстницы",  а   также "черноокие и большеглазые,  украшен-ные  браслетами  из  золота  и  жемчуга".Сидящих на коврах и опирающихся на зеленые подушки обходят  "мальчики  вечно юные", предлагающие на блюдах из золота "мясо птиц".   Ад  для  грешников  - огонь и кипяток, гной и помои, плоды  дерева  "заккум",  по-хожие  на  голову дьявола, а их удел - "вопли и  рев".   Спрашивать  Аллаха  о  смертном  часе нельзя, так как знание об этом только у него, а " что  тебе  дано  знать,  -может быть, час уже близок".

 

Буддизм.

         Отношение  к  смерти  и  бессмертию  в   буддизме   значительно отличается  от  христианского  и  мусульманского.  Сам   Будда   отказывался отвечать на вопросы:  "Бес-смертен ли познавший истину или  смертен  он?",  а также: может ли  познавший  быть  смертным  и  бессмертным  одновременно?  В сущности, признается только один вид "дивного бессмертия"  -  нирвана,  как воплощение трансцендентного  Сверхбытия,  Абсолютного  Начала,  не  имеющего атрибутов.

       Буддизм  не  стал  опровергать   развитое   брахманизмом   учение   о переселении душ, т.е. веру в то,  что  после  смерти  любое  живое  существо снова возрождается в виде  нового  живого  существа  (человека,  животного, божества,  духа  и  т.д.).  Однако  буд-дизм  внес   в   учение   брахманизма существенные изменения. Если брахманы утвержда-ли, что  путем  различных  для каждого  сословия  ("варны")  обрядов,  жертв  и  заклина-ний  модно  достичь "хороших перерождений", т.е.  стать раджей,  брахманом,  богатым купцом  и т.д., то буддизм объявил всякое перевоплощение, все виды  бытия неизбежным

несчастьем  и  злом.  Поэтому  высшей  целью  буддиста  должно  быть  полное прекраще-

ние перерождений и достижение нирваны, т.е. небытия.

       Поскольку  личность  понимается  как  сумма  драхм,   находящихся   в постоянном   потоке   перевоплощения,   то   отсюда    следует    нелепость, бессмысленность  цепи  природных  рождений.  "Дхаммапада"  утверждает,   что "рождение вновь и вновь -  горестно".  Выходом является  путь  обретения нирваны, прорыв цепи бесконечных  пере-рождений  и  достижение  просветления, блаженного "острова", находящегося в глубине сердца  человека,  где  ""ничем не владеют" и "ничего не жаждут". Известный символ нир-ваны - угашение  вечно трепещущего  огня  жизни  хорошо  выражает  сущность  буддийс-кого  понимания смерти  и  бессмертия.  Как  говорил  Будда:  "Один  день  жизни   чело-века, видевшего бессмертную стезю, лучше  столетнего  существования  человека,  не ви-девшего высшей жизни".

      Для большинства людей достичь  нирваны сразу,  в  данном  перерождении, невозмож-

но. Следуя по  пути  спасения,  указанному  Буддой,  живое  существо обычно должно снова и снова перевоплощаться. Но это будет  путь  восхождения к  "высшей  мудрости",  достигнув   которой   существо   сможет   выйти   из "круговорота бытия", завершить цепь своих перерождений.

      Спокойное и умиротворенное отношение  к  жизни,  смерти  и бессмертию, стремле-ние к просветлению и освобождению от  зла  характерно  и  для  других восточных  рели-гий  и  культов.  В   этой   связи   меняется   отношение   к самоубийству;  оно считается не  столь  греховным,  сколько   бессмысленным, ибо   не   освобождает человека  от  круга  рождений  и  смертей,  а  только приводит к рождению  в  более  низком  воплощении.  Нужно  преодолеть  такую привязанность к своей личности, ибо,  по  словам  Будды,  "природа  личности есть непрерывная смерть".

 

Смысл жизни.

       Концепции   жизни,   смерти   и   бессмертия,   основанные   на безрелигиозном и атеистическом подходе к  миру  и  человеку.  Безрелигиозных людей и атеистов часто упрекают за то, что для них земная жизнь -  это  все, а смерть  -  непреодолимая  трагедия,  которая,  в  сущности,  делает  жизнь бессмысленной.  Л.Н. Толстой в своей знаменитой исповеди мучительно  пытался найти в жизни тот смысл, который бы  не  уничтожался  неизбежно  предстоящей каждому человеку смертью.

      Для верующего тут все ясно, а для неверующего  возникает  альтернатива трех воз-можных путей решения этой проблемы.

       Первый путь - это  принять  мысль,  которая  подтверждается  наукой  и просто здравым рассудком, что в  мире  невозможно  полное  уничтожение  даже элементарной частицы, и действуют законы сохранения.  Сохраняется  вещество, энергия  и,  как  полагают,  информация  и   организация   сложных   систем. Следовательно, частицы нашего "я" после смерти войдут в  вечный  кругооборот бытия и в этом смысле будут бессмертными.  Правда,  они  не  будут  обладать сознанием, душой, с которой связывает-ся  наше  "я".  Более  того,  этот  вид бессмертия обретается человеком в течение всей жизни. Можно сказать в  форме парадокса:  мы  живы  только  потому,  что  ежесекундно  умираем.  Ежедневно отмирают эритроциты в крови, клети эпителия, выпадают волосы и т.д.  Поэтому зафиксировать  жизнь и смерть как абсолютные  противоположности  в  принципе невозможно не в действительности ни в мыслях. Это две стороны одной  медали.

      Второй путь - обретение бессмертия  в делах человеческих,  в плодах материального  и  духовного   производства,   которые   входят   в   копилку человечества.  Для  этого,  прежде  всего,  нужна  уверенность  в  том,  что человечество бессмертно  и  идет  косми-ческое  предназначение  в  духе  идей К.Э.Циолковского и  других  космистов.  Если  же  для  человечества  реально самоуничтожение в термоядерной экологической катастрофе, а также  вследствие каких-то  космических  катаклизмов, то  в этом  случае   вопрос ос-тается открытым.

      Третий  путь  к бессмертию,  как правило,  выбирают  люди,  масштаб деятельности которых не выходит за рамки их дома и ближайшего окружения.  Не ожидая вечного бла-женства или вечных мук, не вдаваясь в  "хитрости"  разума, соединяющего микрокосмос (т.е. человека)  с  макрокосмосом,  миллионы  людей просто плывут в потоке жизни, ощу-щая себя, его частицей. Бессмертие для  них - не в вечной памяти облагодетельствованого человечества, а в  повседневных делах  и  заботах.  "Веровать  в  бога  не  трудно....  Нет  вы  в  человека уверуйте!" - Чехов написал это, вовсе не предполагая, что  именно  он,  сам, станет примером такого типа отношения к жизни и смерти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Заключение.

       Современная танатология (учение о смерти) представляет собой  одну  из "горячих"  точек естественнонаучного и гуманитарного знания.  Интерес к проблеме смерти обу-словлен несколькими причинами.

      Во-первых, это ситуация глобального цивилизованного  кризиса,  который в принципе может привести к самоуничтожению человечества.

      Во-вторых, значительно  изменилось  ценностное  отношение  к  жизни  и смерти чело-века в связи с общей ситуацией на Земле.

      Почти полтора миллиарда жителей планеты живут в полной  нищете  и еще один мил-лиард приближается к отметке, полтора миллиарда землян лишены какой-либо медицин-ской помощи, миллиард людей не умеют читать  и  писать.  В  мире 700 миллионов безра-ботных. Миллионы  людей  во  всех  уголках  земного  шара страдают от расизма, агрес-сивного национализма.

       Это  приводит  к  выраженному   обесцениванию  человеческой  жизни,  к презрению жизни как своей, так и другого  человека.  Вакханалия  терроризма, рост числа немотиви-рованных убийств и насилия, а  также  самоубийств  -  это симптомы глобальной патоло-гии человечества на рубеже XX - XXI  вв.  В то  же время  на  рубеже  60-х  годов  в  стра-нах  Запада  появилась   биоэтика   - комплексная дисциплина, находящаяся на  стыке  философии,  этики,  биологии, медицины и ряда других  дисциплин.  Она  явилась  своеобразной  реакцией  на новые проблемы жизни и смерти.

      Это совпало с ростом интереса  к правам человека,  в  том  числе  и  по отношению к телесному собственному и духовному бытию и реакции  общества  на угрозу  жизни   на   Земле,   вследствие   обострения   глобальных   проблем человечества.

      Если у человека  есть  нечто   вроде  инстинкта  смерти  (о  чем  писалЗ.Фрейд), то каж-дый имеет естественное, врожденное  право  не  только  жить, каким  он  родился,  но  и  умереть  в  человеческих  условиях.   Одной   из особенностей XX в. является то, что  гу-манизм  и гуманные  отношения между людьми являются основой и залогом выживания для  человечества.  Если  раньше любые социальные  и  природные  катаклизмы  оставляя-ли  надежду  на  то,  что большинство людей выживет и восстановит разрушенное, то  сей-час  витальность можно считать понятием, производным от гуманизма.

 

 




Информация о работе Отношение к жизни и смерти в религиях мира