Особенности стенных росписей православных храмов (на примере храмов города Краснодара)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 07:01, реферат

Описание работы

С раннехристианского периода до сегодняшнего дня интерьеры христианских храмов принято украшать иконами и настенной живописью. Храм и его росписи – это книга, предназначенная для того, чтобы ее можно было прочесть. Читать эту книгу нужно сверху вниз, с неба. И верхняя его часть называется «небо», а нижняя – «земля». Небо и земля – составляют космос (это слово по-гречески означает «украшенный»). И действительно, храм внутри расписывали всюду, где только можно, даже в уголках, которые не видны глазу. Роспись выполнена тщательно и красиво, потому что главный зритель всего – Бог, Всевидящий и Всемогущий. Его образ располагается в самом куполе, в наиболее высокой точке храма. Бог в православной традиции изображается в образе Иисуса Христа – Пантократора (Вседержителя). В левой руке Он держит книгу, правой – благословляет Вселенную.

Содержание работы

1. Введение.

2. Основная часть.
2.1. Основные принципы византийской храмовой росписи.
2.2. Иконографическое содержание росписи раннехристианских храмов (на примере Киевской Софии).
2.3. Свято-Екатерининский собор.
2.4. Свято-Ильинский храм.
2.5. Свято-Троицкий храм.
2.6. Свято-Георгиевский храм.

3. Заключение.

4. Используемая литература.

Файлы: 1 файл

Реферат сделанный.doc

— 84.00 Кб (Скачать файл)

Негосударственное среднее общеобразовательное учреждение

«Русская Православная школа»

 

 

Реферат

по основам православной культуры

 

 

 

«Особенности стенных росписей православных храмов

(на примере храмов города Краснодара)»

 

 

 

Выполнен учащейся

9 класса НСОУ «Русская   православная школа»

г. Краснодара

Полтавченко Алиной                                                                                                                               

                                                                       Руководитель - учитель основ православной культуры     Пахтусова Наталья Васильевна

 

 

 

 

 

 

 

Краснодар 2011г.

Оглавление

 

1. Введение.

 

2. Основная часть.

2.1. Основные принципы византийской храмовой росписи.

2.2. Иконографическое содержание росписи раннехристианских храмов (на примере Киевской Софии).

2.3. Свято-Екатерининский собор.

2.4. Свято-Ильинский храм.

2.5. Свято-Троицкий храм.

2.6. Свято-Георгиевский храм.

 

3. Заключение.

 

4. Используемая литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

С раннехристианского периода до сегодняшнего дня интерьеры христианских храмов принято украшать иконами и настенной  живописью. Храм и его росписи – это книга, предназначенная для того, чтобы ее можно было прочесть. Читать эту книгу нужно сверху вниз, с неба. И верхняя его часть называется «небо», а нижняя – «земля». Небо и земля – составляют космос (это слово по-гречески означает «украшенный»). И действительно, храм внутри расписывали всюду, где только можно, даже в уголках, которые не видны глазу. Роспись выполнена тщательно и красиво, потому что главный зритель всего – Бог, Всевидящий и Всемогущий. Его образ располагается в самом куполе, в наиболее высокой точке храма. Бог в православной традиции изображается в образе Иисуса Христа – Пантократора (Вседержителя). В левой руке Он держит книгу, правой – благословляет Вселенную.

При переходе от купола к основному  объему храма образуются полусферические  плоскости, на которых изображаются четыре евангелиста, несущие на землю  Благую Весть, через Евангелия. Своды и арки соединяют небо и землю. На сводах изображаются основные события евангельской истории, на арках – апостолы, пророки, святые, те, кто помогает людям в их восшествии на небо. Стены храма расписываются сюжетами из Священной истории: это Ветхий Завет, Новый Завет, а также Вселенские Соборы, Жития святых – вплоть до истории государства и данный местности. Круг сюжетов на первый взгляд кажется ограниченным и повторяющимся, тем не менее, ни один храм внутри не похож на другой – в каждом программа росписей оригинальная.

2. Основная часть

2.1. Основные принципы византийской храмовой росписи

В искусстве Византии была разработана  стройная система построения росписи, имеющая важнейшее значение для  церковного искусства православной Церкви и по сей день.

Росписи интерьеров византийских храмов в отличие от раннехристианских церквей и соборов средневековой Европы не могут рассматриваться просто как набор обособленных изображений (икон) или же простой повествовательный цикл («Библия для неграмотных» по выражению св. Григория Великого). Все изображения в храме располагались в четком соответствии с их иерархией. Важнейшие, наиболее сакрально значимые зоны храма располагались  вверху – купол и свод алтаря (конха апсиды), они символизировали духовное небо. Далее шли своды храма и верхние части стен, которые обычно отводились под изображение событий евангельской истории. Наконец, нижние зоны интерьера представляли собой земной мир, где среди святых пребывал и пришедший в храм человек.

В столичных византийских храмах изображения располагались, как правило, только в верхних зонах храма, тогда как поверхности стен облицовывались мрамором. Исключения составляли отдельные ниши, выделенные на плоскости стен. Наиболее часто использовавшаяся мозаика лучше всего подходила к криволинейным поверхностям купола, сводов, тромпов, парусов и ниш. Только лишь в ансамблях, создававшихся на периферии Византии (в Италии, Каппадокии, на Руси) росписи покрывали стены сплошным ковром.

Основное иконографическое содержание византийской системы росписи продолжало служить образцом и для позднейшего искусства православных стран, в частности в росписях древнерусских храмов, несмотря на все новшества последующих веков. Выработанные в Византии принципы и иконография до сих пор наилучшим образом подходят для росписи православных храмов.

2.2. Иконографическое содержание росписи раннехристианских храмов.

В середине IX века с момента окончания византийского иконоборчества наступает расцвет церковного искусства Византии. К этому времени окончательно складывается стройная богословская и художественная система монументальной декорации христианского храма. Одновременно с этим в архитектуре господствует крестово-купольный тип храма, точнее говоря храм типа вписанного креста, идеально отражающий идею христианского храма и соответствующий восточному обряду богослужения. Строго продуманная система росписи согласуется с архитектурой здания и составляет с ней как бы единое целое.

Важнейшим монументальным ансамблем  константинопольской работы является роспись Софийского собора в Киеве. Она отражает развитие византийской мысли своего времени и является образцом для большинства древнерусских храмов, так или иначе повторявших использованные здесь композиции вплоть до XVI века. Рассмотрим эту роспись.

Центральный купол:

  • В центральном куполе изображен Христос Пантократор в медальоне в окружении четырех архангелов.
  • В простенках между окнами барабана изображены 12 апостолов (уникальный случай).
  • В 4 парусах изображены соответственно четверо евангелистов, сидящих за пюпитрами с Евангелием.
  • На подпружных арках медальоны с 40 мучениками Севастийскими (в других храмах, при сохранении самих медальонов, здесь могли располагаться и любые другие святые).
  • На арке, отделяющей апсиду, в тех медальонах представлен Деисус – Христос, Богоматерь и Иоанн Предтеча.

Центральная апсида:

  • В конхе – Богоматерь Оранта.
  • Ниже в виде длинного регистра – Евхаристия. Зеркальная по композиции символическая сцена, изображающая причащение апостолов Христом – символическое изображение Тайной Вечери. Слева Христос преподает Святой Хлеб, а справа – Вино.
  • В нижнем регистре апсиды изображен святительский чин – святители и диаконы, как бы окружающие стоящий в центре алтаря престол.
  • Параллельно со святителями на боковых гранях алтарных столбов  были изображены ветхозаветные первосвященники. Сохранилась фигура Аарона. Подобное сопоставление так же будет встречаться и в других храмах.
  • Важнейшие из двунадесятых праздников располагались на цилиндрических сводах подкупольного креста с четырех сторон от купола. Здесь эти изображения утрачены, но подобное расположение праздников на сводах ветвей креста будет с некоторыми вариациями использоваться в древнерусских храмах.

Отдельные повествовательные циклы  располагаются в боковых апсидах:

  • В левой апсиде изображены деяния апостолов Петра и Павла, так как здесь располагался освященный в их честь придел.
  • В правой апсиде был придел Иоакима и Анны, родителей Богородицы.
  • Две крайние апсиды являются приделами великомученика Георгия и Архангела Михаила, содержа в себе сцены жития святого и деяний архангела. В конхах этих апсид – поясные фигуры св. Георгия и Архангела Михаила.

Важной частью росписи является оформление малых куполов и нижних сводов под хорами. Здесь изображены медальоны с ангелами, а также херувимы и серафимы.

Кроме того, на многочисленных столбах и стенах храма изображено множество святых различных чинов.

 

2.3. Свято-Екатерининский собор

История Екатерининского собора берет  начало в 1914 году. Однако еще задолго  до этого, в 1814 году, на его месте была возведена деревянная церковь св. вмч. Екатерины. Инициатором её строительства был войсковой протоиерей Кирилл Россинский. К 1889 году здание Екатерининской церкви стало ветшать, и 17 октября 1889 года общественностью Екатеринодара было принято решение построить новую церковь. Ему предшествовал один случай: в  сентябре 1888 года Екатеринодар посетил император Александр III с августейшей семьёй, императрицей Марией Фёдоровной и сыновьями Георгием и Николаем (будущим императором). Высокие гости въехали в город через Триумфальные ворота, что стояли на пересечении улиц Екатерининской и Котляровской (Мира и Седина), и которые построили специально к этому торжественному событию. По возвращению императора из поездки на юг России, на станции Борки Харьковской губернии, произошло крушение царского поезда. Царская семья при этом не пострадала. В честь этого чудесного спасения было решено возвести величественный собор с семью престолами, освященными в честь небесных покровителей августейшей семьи.

Выполнить проект собора было поручено архитектору Ивану Клементьевичу Мальгербу. Долго выбирали место. И вскоре решили: церковь св. Екатерины упразднить и на этой площади построить новый храм, один из приделов которого освятить в честь св. великомученицы Екатерины. 23 апреля 1900 года по окончании Литургии в Александро-Невском соборе был совершен крестный ход из собора к месту закладки храма. В 1911 году у купца И. П. Добровольского умерла жена, которую похоронили в одной из усыпальниц в нижней части храма. В память о ней он на свои средства взялся построить всю нижнюю часть храма, а строительство верхней части было опять приостановлено.

Новый собор строился 14 лет. Торжественное  освящение главного престола состоялось 23 марта 1914 года. Все эти годы старинная  Екатерининская церковь стояла здесь  же, рядом с возводимым новым храмом. Жители «садов» (позже жители Калинина) обратились в городскую управу с просьбой о переносе её поближе к ним. Поначалу им было отказано, но в 1913 году церковь была разобрана и перенесена «на Титаровскую межу». При разборке была обнаружена оловянная доска с датой её закладки:14 декабря 1813 года. Судьба церкви закончилась печально: в 1987 году она сгорела. Советская власть неоднократно порывалась разобрать собор «на строительный материал», но архитектору удалось убедить вышестоящие органы, что храм цементировался особым раствором, с яичным белком, поэтому здание невозможно разобрать «по кирпичику». Храм оставили в покое, но с 1934 года он не работал. Помещения его использовались под склады. В 1942 году собор снова стал действующим, но одновременно здесь находились и склады.

Прежние названия приделов изменили на Воскресенский, Пантелеимоновский, Сергиевский, Успенский, Благовещенский, Варваринский, главный придел сохранил свое прежнее название – Екатерининский.

Центральный купол:

  • В центральном куполе изображена Троица в медальоне, окруженная сонмом ангелов, а за медальоном изображены архангелы.
  • В 4 парусах изображены соответственно четверо евангелистов, сидящих за пюпитрами с Евангелием.
  • В алтарной апсиде храма изображено Рождество Христово.
  • На стенах собора изображена земная жизнь Христа: Исцеление двух слепцов, Лепта вдовицы, Сретение Господне, Крещение Господне, Тайная Вечеря.
  • На столбах изображены мученики (Св. Страстотерпцы Борис и Глеб), преподобные (Преп. Сергий Радонежский; Преп. Сергий Радонежский), столпники, равноапостольные (св. равноапостольная царица Елена, Св. равноапостольные Кирилл и Мефодий), пророки (Пророк Илия).
  • А на выходе из собора вместо ожидаемого «Страшного суда» изображена роспись, называемая «Преддверие рая».

С 80-х годов Собор начинает постепенно возрождаться: в 1982 – 1995 году под руководством московских художников обновили роспись, а в 1988 году Краснодар, впервые за много лет, снова услышал звон колоколов – это звонили в Свято-Екатерининском Соборе в честь 1000-летия Крещения Руси. В 1990 г. Екатерининский кафедральный Собор приобрел в г. Воронеже звонницу из 7 колоколов современного литья, а в 1992 г. – колокол «Благовест», самый большой, весом в полторы тонны. В 1955 году собор посетил и служил Божественную Литургию Патриарх Московский и всея Руси Алексий I, в 1995 году - Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 2005 году во время посещения Краснодара Святейший патриарх отслужил в соборе молебен.

2.4. Свято-Ильинский храм

Церковь построена в 1903 – 1907 гг. на добровольные пожертвования екатеринодарцев в память об избавлении от эпидемии холеры 1892 года. Участок под строительство пожертвовали городу сестры Ирина Андреевна Рощина и Настасья Андреевна Минаева. Проект храма в стиле русской архитектуры XVII в. безвозмездно составил гражданский инженер Н. Г. Петин. Полное оборудование храма завершилось в начале 1907 года, тогда же прибыли мастера из Москвы и установили иконостас «чудной отделки». 25 февраля 1907 г. при огромном стечении народа состоялось освящение храма, после чего в нем была совершена первая Божественная Литургия.

После установления советской власти Свято-Ильинский храм 15 марта 1922 года был муниципализирован, а в 1931 году – закрыт. В 1942 году в Свято-Ильинском храме возобновились богослужения. Церковь снова была закрыта 5 июля 1963 года – в ней разместили товарный склад.

Информация о работе Особенности стенных росписей православных храмов (на примере храмов города Краснодара)