Особенности Римско-католической церкви

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 12:55, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Роль католической церкви в феодальном обществе определялась в значительной мере тем, что она была крупнейшим земельным собственником. Помимо того церковь получала десятину, узаконенную еще Карлом Великим, т.е. налог в виде десятой части дохода крестьянского двора. Во многих государствах, особенно в Германии и Италии, католическая церковь располагала территориями, на которых она осуществляла государственную власть. Церковь была главным представителем той идеологии, которая освящала феодальный порядок. Как ни странно, до сих пор можно встретить примеры попыток беззастенчивого прямого подкупа служителей с целью получить влияние в церковной общине. Поэтому тема симонии актуальна и по сей день.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. История Римско-католической церкви………………………………………..5
1.1. Раннее христианство…………………………………………………………5
1.2. Римско-католическая церковь в VII—X1 века……………………………..7
1.3. Новое время………………………………………………………………….12
2. Особенности Римско-католической церкви…………………………………16
2.1. Особенности морали в римском католицизме…………………………….16
2.2. Церковная юрисдикция……………………………………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….27

Файлы: 1 файл

Александр Шишков Симония в Римской католической церкви ДОР.docx

— 48.34 Кб (Скачать файл)

В понтификат Григория XI папский  престол вернулся в Рим, возвращению  способствовали призывы святых Екатерины  Сиенской и Бригитты Шведской. По смерти Григория XI в 1378 году последовал так  называемый Великий западный раскол, когда сразу три претендента  объявили себя истинными Папами. Созванный  императором Священной Римской  империи Сигизмундом I в 1414 году Собор  в Констанце (XVI Вселенский Собор) разрешил кризис, избрав Мартина V как преемника  Григория XII. Собор также в июле 1415 года приговорил к сожжению заживо чешского проповедника Яна Гуса, а 30 мая 1416 года - Иеронима Пражского по обвинению в ереси1.

В 1438 году состоялся созванный  Евгением IV Собор в Ферраре и  в Флоренции, итогом которого была Флорентийская  уния, объявлявшая о воссоединении Западной и Восточной Церквей, - вскоре отвергнутая на Востоке. Однако, в XV-XVI веках Римом было заключено несколько удачных уний с отдельными Восточными церквями, приведших к созданию целого ряда Восточнокатолических церквей (Брестская уния, Ужгородская уния, унии с армянской, халдейской и малабарской церквями и др.). В XVI веке на Западе было окончательно узаконено использование наряду с латинским других литургических обрядов (амвросианского и мосарабского). Эти процессы привели к литургическому разнообразию в рамках прежде практически исключительно латинской Католической церкви.

В период Возрождения папский  Рим стал одним из главных центров  ренессансной культуры. Папа Пий II был  известным поэтом, папа Адриан VI - философом и гуманистом. Одним из выдающихся философов эпохи Возрождения стал кардинал Николай Кузанский. Под покровительством пап Юлия II и Льва X в Ватикане работали великие живописцы и скульпторы, в том числе Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Браманте, Бернини и другие.

1.3. Новое время

 

После экспедиций Колумба, Магеллана  и Васко да Гамы началась эпоха  Великих географических открытий. Григорий XV в 1622 году основал в Римской  курии Конгрегацию пропаганды веры, одной из главных задач которой  была координация миссионерства  в Новом Свете. Обращение индейцев в христианство зачастую проводилось  жестокими и насильственными  методами, с другой стороны, католические священники сами часто защищали индейцев от насилия со стороны европейских  колонизаторов (Б. де Лас Касас). Уникальным явлением в истории Южной Америки  стало высокоразвитое государство  иезуитов в Парагвае. Миссионерская  активность Католической церкви выросла  и в Азии (Маттео Риччи, Франциск Ксаверий).

В XVII веке во Франции деятельность святых Винсента де Поля, Франциска  Сальского и других привела к  оживлению религиозной и монашеской жизни и появлению новых орденов, в частности лазаристов и визитанток. Богословская мысль в этот период концентрировалась на полемике с  кальвинизмом и янсенизмом, новым  религиозным учением, осуждённым в  итоге Церковью.

В ходе Великой французской  революции Католическая церковь  в стране подверглась репрессиям1.

В 1790 году была принята «Гражданская конституция духовенства», закрепившая  за государством абсолютный контроль над Церковью. Некоторые священники и епископы дали клятву верности, другие отказались. В Париже в сентябре 1792 года было казнено более 300 представителей духовенства и многим священникам  пришлось эмигрировать. Годом позже  началась кровавая секуляризация, были закрыты и разорены практически  все монастыри. В Соборе Парижской  Богоматери стал насаждаться культ  богини Разума, в конце государственной  религией Максимилиан Робеспьер  провозгласил культ некоего Верховного Существа. В 1795 году свобода вероисповедования  во Франции была восстановлена, но тремя  годами позже Рим заняли французские  революционные войска генерала Бертье и с 1801 года епископов стало назначать  правительство Наполеона. Во многих других европейских странах в XVIII веке также проводилась секуляризация  церковных земель, роспуск монастырей, ограничивались привилегии духовенства.

В XIX веке Католическая церковь  испытала новый подъём. Была восстановлена  католическая иерархия в ряде протестантских стран, восстанавливали позиции  монашеские ордена и конгрегации. Первый Ватиканский собор (1869-1870 год) изложил и утвердил доктринальные положения о статусе Римского епископа, на соборе после долгой дискуссии был принят догмат о папской безошибочности «ex cathedra». Часть несогласных с решениями собора епископов и священников ушла в раскол и образовала церковь старокатоликов. В то же время революционные процессы в Италии привели к созданию единого государства, ликвидации в 1870 году Папского государства и лишению Папы светской власти. Светский статус Апостольского престола оставался неурегулированным до 1929 года, когда в результате Латеранских соглашений было создано государство Ватикан.

В 1891 году вышла энциклика  «Rerum Novarum» о социальной доктрине Церкви в новых условиях, впоследствии получившей название «христианская  демократия». Папе Пию X пришлось столкнуться  в частности с так называемыми  интегристами, отрицавшими экзегетику.

В первой половине XX века Церковь  подверглась жестоким гонениям в  Советской России (впоследствии в  Советском Союзе), Мексике и республиканской  Испании. 12 марта 1922 года был подписан договор между представителем Святого  Престола государственным секретарем кардиналом Гаспарри и представителем Советской России В. В. Воровским  о направлении в Россию миссии для помощи жертвам голода. Миссия приехала в Россию в августе 1922 года и вела работу в течение двух лет, окончательно прекратила работу в конце 1924 года. В 1924 году апостольский нунций в Берлине монсиньор Пачелли  начал переговоры с СССР о статусе  католической иерархии в России. Начиная с 1920-х годов советская власть приступила к уничтожению Католической церкви в стране; были расстреляны, репрессированы и высланы из страны практически все священнослужители и активные прихожане.

С национал-социализмом изначально сложились самые натянутые отношения, и немецкие епископы запретили католикам  вступать в нацистскую партию, но после  прихода Гитлера запрет был снят. В 1937 году папа Пий XI в энциклике  «Mit brennender Sorge» выступил с осуждением нацизма и указаниями на то, что  антисемитизм несовместим с христианством. Во время Второй мировой Католическая церковь была вынуждена придерживаться частичного нейтралитета для сохранения жизней верующих масс и своей независимости. Множество католических священников  и монахов прошли через нацистские концлагеря, часть из них погибла, некоторые из них впоследствии канонизированы (Максимилиан Кольбе, Эдит Штайн, Тит  Брандсма и др.). Различные католические организации спасли от смерти тысячи людей «неарийской» национальности и антифашистов. В зданиях Ватикана, имевших экстерриториальный статус, было предоставлено убежище ряду преследуемых лиц. В Италии Католическая церковь первоначально противостояла  фашистам в лице союза Белой розы. Однако в Германии по сообщениям некоторых  СМИ Католическая церковь использовала труд советских пленных. В Германии из 13 млн. иностранных граждан, ввезенных для принудительных работ, 6 тысяч работали в католических заведениях, где условия были лучше, чем в других местах1.

В XX веке новый импульс  получила паломническая традиция в  католицизме. Кроме традиционных мест паломничества, таких как Рим  или Иерусалим, крупнейшими паломническими центрами стали французский Лурд и португальская Фатима, где, по мнению католиков, имели место явления  Девы Марии. Среди значимых святых мест, посещаемых паломниками, также испанский  город Сантьяго-де-Компостела, польская Ченстохова, итальянские Лорето, Ассизи, Падуя.

11 октября 1962 года в  Риме состоялось торжественное  открытие созванного Иоанном  XXIII Второго Ватиканского собора  для решения назревших послевоенных  проблем. По итогам собора был  принят целый ряд документов, в которых провозглашалась большая  открытость Церкви к сотрудничеству  и поиску взаимопонимания с  другими христианскими конфессиями  и религиями. Во время паломничества  проведшего основную фазу собора  Павла VI в Иерусалим состоялась  встреча с константинопольским  патриархом Афинагором, на которой  были отменены взаимные анафемы  времён Великого раскола. После  собора сильной реформе подверглось  богослужение, в частности, разрешено  служение мессы на национальных  языках. Несогласные с реформой  богослужения сформировали движение  католиков-традиционалистов, часть  из них в 1980-х годах оказалась  в состоянии фактического раскола,  часть сохраняет общение со  Святым Престолом, пользуясь в  литургической жизни разрешением  (индультом) на служение по  тридентскому чину. 16 октября 1978 года на папский престол был избран Иоанн Павел II, ставший первым папой - не итальянцем за последние 455 лет и первым папой славянского происхождения. Его понтификат, один из самых длинных в истории, сыграл важную роль в развитии межконфессиональных и межрелигиозных отношений; папа совершил более 100 поездок по всему миру. После смерти Иоанна Павла II 2 апреля 2005 года на Апостольский престол был избран немецкий кардинал Йозеф Ратцингер, взявший себе имя Бенедикт XVI. 28 февраля 2013 года папа Бенедикт XVI отрёкся от престола, это сделало его первым добровольно отрекшимся римским папой со времён папы Григория XII в 1415 году.

2. Особенности Римско-католической церкви

2.1. Особенности морали в римском католицизме

 

Стремление римских пап к власти - как духовной, так и светской, вызывало соперничество с государями Западной Европы, которое принимало подчас жесткие формы. Принятие Римско-католической Церковью светских функций государства неизбежно повлекло за собой возникновение тех моральных пороков, которые характерны для государственного управления: интриги, борьба за власть, дискредитация и даже убийства соперников, ложь и обман.

Догмат о непогрешимости римских пап в вопросах веры вступил  в вопиющее противоречие с действительным моральным обликом многих руководителей Ватикана - порой явно неприглядным1. На папский престол пробирались различные авантюристы, думавшие только о собственном обогащении, аморальные типы, совершавшие даже убийства и другие преступления. Бывали периоды, когда власть римского папы приходила в упадок, папы сами попадали под власть королей, находились у них в плену. Случались смуты и эпизоды острой борьбы за папский престол, когда существовали одновременно несколько “римских пап” в разных городах каждый со своими ставками, жестко соперничавшие в борьбе за власть. Все это дискредитировало Римско-католическую Церковь, вызывало протесты в среде искренне верующих христиан-католиков.

Духовенство каждой страны подчинялось римскому папе. В руках  папы были право утверждать на должность  новых епископов - инвестура, приносившее  весьма значительные доходы папской  казне. За назначение необходимо было заплатить крупную сумму. Это  привело к расцвету в римском  католичестве так называемой симонии - продажи церковных должностей за деньги, что также, конечно, не имеет никакого отношения к настоящей христианской морали.

Особые моральные нормы  в Римско-католической Церкви явились  следствием изменений в христианских догматах. Так, Римско-католическая Церковь  выработала собственное учение о  рае и аде, отличающееся от канонического  православного христианского учения. Если вы знакомы с произведениями выдающегося итальянского поэта  позднего Средневековья Данте Алигьери, то знаете, что ад, в представлении  католиков, состоит из 9 кругов, в  которые попадают грешники в зависимости  от тяжести совершенного ими в  жизни. В Христианской Церкви такого детального представления о загробной  жизни нет. Был принят и новый  догмат о том, что после смерти грешник вначале попадает не в  рай или в ад (как это понимается в Христианской Церкви), а в так  называемое чистилище. Там он временно пребывает в муках, очищаясь огнем. Только впоследствии человек может  отсюда попасть в рай. За время  пребывания в чистилище родственники умершего могут “выкупить” его, жертвуя  деньги Римско-католической Церкви, и  тем самым сократить мучения  близкого человека.

С этим положением связан другой важнейший догмат католичества - это  учение о сверхдолжных делах. Согласно этому положению за долгое время  существования христианства накопился  “запас добрых дел”, совершенных Иисусом  Христом, Богоматерью и святыми. Считается, что религиозные заслуги  католических святых настолько велики, что они могут обеспечить спасение не только им самим, но и другим верующим. Распоряжается этим богатством на Земле  и может распределять его среди  нуждающихся в нем верующих, естественно, римский папа.

Такое невиданное в Церкви учение логично было дополнено другим - тем, что в Таинстве Покаяния (исповеди) кающийся не получает полного прощения от Бога и потому ему надо дополнять свое покаяние “покупкой” чужих добрых дел при помощи индульгенций (от лат. indulgentia - милость). Индульгенции - это специальные папские грамоты, свидетельствующих об отпущении человеку как совершенных, так и ещё несовершенных грехов. Получается, что человек как бы заранее “покупает” прощение для своих будущих грешных дел - такое положение, естественно, вряд ли будет способствовать его моральному поведению. Римско-католическая Церковь широко практиковала продажу индульгенций за деньги, особенно в средние века, что вызывало критику многих современников. Элемент безнравственности в этой практике, действительно, очевиден.

Ещё одна особенность морали в римском католичестве связана  с клерикализацией Римско-католической Церкви. В ней образовался разрыв между папой, священниками и монахами, с одной стороны, и простыми верующими  с другой. Римскому папе нужны были люди, полностью от него зависимые  и ему подчиненные. В католичестве сложился целибат – запрет на женитьбу для священников, были образованы монашеские ордены, о которых говорилось выше. Римско-католические священники благодаря  обряду безбрачия приближаются по своему положению к монахам. Практикуется правило “невыхода из духовного  звания”.

В церковной жизни этот разрыв между клириками и мирянами выразился в том, что исторически  сложилась традиция раздельного  причащения клириков и мирян. Причащаться  хлебом и вином получили право  только священники, а простые верующие причащались одним хлебом (хлебом и вином только по особому разрешению папы). В Православных Церквах все христиане - от патриарха до самого простого верующего причащаются одинаково по заповеди Христа хлебом и вином. Для причащения используется пресный хлеб (облатка), тогда как в Православной Церкви традиционно используется дрожжевой хлеб (просфора). Только в самое последнее время эта традиция «раздельного причащения» подвергается пересмотру в связи с общей «демократизацией», обмирщением и упрощением церковной жизни во многих римско-католических общинах, особенно в странах Африки, Азии и Латинской Америки1.

Информация о работе Особенности Римско-католической церкви