Особенности православного христианства, отношение церкви и государства в православной традиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2015 в 18:15, реферат

Описание работы

Православие является наиболее распространённым направлением христианства, особенно на территории России, хотя и не выступает как государственная религия в современном демократическом обществе. Религиозные вероучения выполняют роль регулятора нравственных ценностей в обществе, носителя моральных традиций и устоев.
Поэтому, в данной работе будет произведен анализ особенностей православного христианства и взаимодействия государства и церкви.

Файлы: 1 файл

Doc2.docx

— 24.89 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Религия содержит в себе совокупность взглядов и действий, основанных на вере и взаимодействии с Богом.

Православие является наиболее распространённым направлением христианства, особенно на территории России, хотя и не выступает как государственная религия в современном демократическом обществе. Религиозные вероучения выполняют роль регулятора нравственных ценностей в обществе, носителя моральных традиций и устоев.

Поэтому, в данной работе будет произведен анализ особенностей православного христианства и взаимодействия государства и церкви.

 

 

  1. Особенности православного христианства

 

Православие является одним из главных направлений христианства, распространённом среди многих народов мира. Его исповедуют около 800 млн. человек.

Принципиальным отличаем выступает догмат как символ веры. Догматы православная церковь объявляет абсолютно истинными, непререкаемыми, вечными, сообщенными человеку богом. Истинными же, являются только те положения вероучения, которые утверждены первыми семью Вселенскими соборами. Остальные, которые были приняты позже, считаются ошибочными, противоречащими священному писанию.

Основа православного вероучения – Никео-Цареградский символ веры, который был утверждён на первых двух Вселенских соборах 325 и 381 гг.

От содержит 12 параграфов, в которых сформулированы представления о Боге как творце, его отношении к миру и человеку. Сюда относятся представления о триединстве Бога, Боговоплащении, крещении, искуплении, воскресении из мёртвых, загробной жизни и тому подобные.

В настоящее время в мире насчитывается 15 самостоятельных церквей: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская (Сирия, Ливан), Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, болгарская, Кипрская, Элладская (Греческая), Албанская, Польская, Румынская, Чехословацкая, Американская. Также имеются две автономные православные церкви - Финская (с 1957 года) и Японская (с 1970 года).

Православие, как и протестантизм, не имеет единого центра управления, подобного Ватикану. Православные церкви разделены на епархии, во главе каждой из которых стоит епископ.

Общими для всех православных церквей являются единство церковных правил и веры.

 

 

Духовенство делится на 3 категории:

  1. Дьяконы. Помощники епископов, участвующие в церковных процессах, также являются помощниками священников. Они имеют право присутствовать при совершении таинств, но не могут их самостоятельно осуществлять.
  2. Священники. Священники выполняют только 6 таинств из 7 так, как только епископ имеет право на возведение другого человека в священники. Священником может быть только мужчина. Он может жениться только до принятия священного сана и должен являться мужем одной жены.
  3. Епископы. Епископ может осуществлять все 7 таинств церкви. Он избирается из монашествующего духовенства и его могут рукоположить только 3 других епископа. Главные правительственные степени епископа – патриарх, митрополит, архиепископ, экзарх.

7 таинств  церкви:

  1. Крещение. Одно из главных таинств, символизирующее принятие человека в лоно христианской церкви. Верующий при троекратном погружении тела в воду с призывом Бога-Отца и Сына, и Святого Духа обретает духовное рождение. (при совершении крещения необходимо наличие веры у взрослого человека, который состоит только в законном сожительстве, женщина не должна совершать абортов и человек должен быть готов молиться);
  2. Миропомазание - своеобразная помощь Божья, помогающая человеку сохранить душевную чистоту, полученную в крещении, возрастающая и укрепляющая в духовной жизни. Заключается миропомазание в том, что тело человека смазывают ароматическим маслом, которое и передаст божественную благодать;
  3. Покаяние - признание и раскаяние в своих грехах перед священником, который прощает виновного от имени Иисуса Христа;
  4. Венчание. Церковный брак — единственная действительная форма брака, то есть светский брак церковью не признается. Таинство брака совершается в храме. При венчании, молодожены напутствуются на долгую и счастливую совместную жизнь от имени Иисуса Христа;
  5. Елеосвящение совершается над больным человеком и состоит в семикратном смазывании его тела деревянным маслом (елеем), которое считается священным. Таким действием призывается на больного благодать Божья, исцеляющая от душевных и телесных болезней;
  6. Святое причастие. Верующие вкушают причастие, состоящее из хлеба и вина, веря в то, что они вкусили тела и крови Христовой и тем самым приобщились к своему божеству;
  7. Священство. Данное таинство совершается при посвящении в духовный сан. Право совершения этого таинства принадлежит только епископу, так как только епископ может передать посвящаемому особого рода благодать, которой с этого момента будет обладать новый священнослужитель всю свою жизнь.

Православная церковь также придает большое значение праздникам и постам. В день данного события устанавливаются особые песнопения, молитвы и обряды. Пост, как правило, предшествует большим церковным праздникам. Сущность поста — «очищение и обновление человеческой души», приготовление к важному событию религиозной жизни. Больших многодневных постов в русском православии четыре: перед Пасхой, перед днем Петра и Павла, перед Успением Богородицы и перед Рождеством Христовым.

  1.  Наиболее почитаемый общехристианский праздник Пасха. К ней примыкают 12 наиболее значительных праздников православия: Крещение Господне, Сретение, Благовещение, Преображение, Рождество Богородицы, Введение во храм Богородицы, Успение Богородицы, Троица (пятидесятница), Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Воздвижение креста Господня и Рождество Христово.  
    Отношение церкви и государства в православной традиции

 

Религия занимает все более важное место в современном российском обществе. Деятельность религиозных объединений охватывает широкий спектр общественных отношений: духовных, культурных, правовых, экономических и политических. Церковь является одной из хранительниц традиционных духовных ценностей в России и оказывает значительное влияние на формирование и развитие ее государственности и культуры.

Российская Федерация в соответствии с Конституцией РФ является светским государством, не закрепляющим ни одну религию в качестве государственной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. В нормах Конституции РФ государство урегулировало свои отношения с церковью на законодательном уровне. В России гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Россия – государство многонациональное, что определяет наличие в нем нескольких конфессий, в духовной жизни его общества представлены практически все мировые религии и ряд менее известных религиозных учений.  Православие, заимствованное князем Владимиром в Восточной Византии, являлось ведущей религией на территории России. Оно было направлено на создание русского централизованного государства и объединение народа вокруг княжеской власти. Православие стало главенствующей религией среди славянского и иного населения России.

В советские времена церковь завоевывала самостоятельность, а торжественное празднование тысячелетия крещения Руси послужило религиозному пробуждению общества. Церковь получила от государства независимость для осуществления задач, возложенных на церковь Богом, стала полноценным институтом гражданского общества.

В современном демократическом государстве религиозные вероучения выполняют роль регулятора нравственных ценностей в обществе, носителя моральных традиций и устоев.

В последние годы можно отметить положительную тенденцию пристального внимания Русской Православной Церкви к вопросам, связанным с правами человека. По мнению Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации В. Лукина, «в России далеко не все благополучно с правами человека, и здесь открывается очень широкое поле для единства и сотрудничества церкви и общества. Необходимо обсуждать эту серьезную проблему с таким расчетом, чтобы Русская Православная Церковь с ее великими традициями глубокого духовного размышления привнесла свой вклад в этот процесс». Вместе с тем ценности веры, святынь, Отечества для большинства православных христиан стоят выше, чем права человека.

Государство больше не ставит своей целью защиту и поддержку христианства. Однако государство должно поддерживать и защищать религиозные и культурные формы жизни своих граждан. Сегодня христианство уже не является главенствующей религиозной силой. С другой стороны, церковь не может сложить с себя религиозную ответственность за положение общества.

«Государство, - писал И.А. Ильин, - по своей основной идее есть духовный союз людей. Союз церкви и государства есть благо для обеих сторон, ибо он позволяет каждой стороне более точно использовать все свои внутренние резервы на обеспечение достойной жизни: для государства – граждан, для церкви – паствы. Объединяющим началом церкви и государства является духовность, ибо не только церковь, но и государство в глубинной основе своей духовно».  
Заключение

 

Произведя данную работу, были раскрыты особенности православного христианства и показана роль взаимодействия государства и церкви.

Принципиальным отличаем выступает догмат как символ веры. Догматы православная церковь объявляет абсолютно истинными, непререкаемыми, вечными, сообщенными человеку богом.

Основа православного вероучения – Никео-Цареградский символ веры, содержащий 12 параграфов, в которых сформулированы представления о Боге как творце, его отношении к миру и человеку. Сюда относятся представления о триединстве Бога, Боговоплащении, крещении, искуплении, воскресении из мёртвых, загробной жизни и тому подобные.

Религия в современном российском обществе занимает все более важное место. Деятельность религиозных объединений охватывает широкий спектр общественных отношений. Религиозный фактор оказывает влияние на развитие многих общественных процессов в области межнациональных и межконфессиональных отношений, способствует формированию нравственных ценностей в сознании общества.

Поэтому необходимо взаимоотношение и определённая взаимозависимость государства и церкви.

 

 

Список литературы

 

  1. Бессонов М. Н. \ Православие в наши дни \ М.: Политическая литература, 2009г. 301 с;
  2. Бесякова М. Н. \ Христианский культ. \ СПб.: Невский клуб, 2010г. 70 с;
  3. Малягин В. К. \ Православие и Россия \ Юность.1994. №3. с. 48-49;
  4. Аверкий \ Что такое православие \ Москва. 1996. №3. С. 11-13.
  5. Статья И. Осокиной \ Взаимоотношения церкви и государства на современном этапе российской истории (электронный источник http://www.historicus.ru);
  6. Электронный источник (http://www.zavet.ru).

 

 


Информация о работе Особенности православного христианства, отношение церкви и государства в православной традиции