Основные характеристики религиозного культа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 16:48, реферат

Описание работы

Значительное место в любой религиозной системе занимает религиозный культ. Само слово "культ" (от лат. cultus - поклонение, почитание) говорит о том, что составляет содержание этого понятия. Под культом понимается религиозное почитание различных предметов, сверхъестественных существ, в форме обрядов, таинств, праздников, жертвоприношений и т. п. С их помощью, как полагают верующие, можно "вступить в контакт" с богом, "святыми" или иными сверxу естественными силами, умилостивить их, заручиться их поддержкой в земных делах. Все церкви придают большое значение обрядовой стороне. Даже порой выступая за упрощение обрядности (как, например, протестантские церкви), они не отказываются от нее, а продолжают использовать в качестве одного из эффективных средств влияния на верующих.

Содержание работы

Введение.
1. Что такое религиозный культ………………………………2-3стр
2. Сущность и виды религиозного культа
1.2 Культы общинно-родового строя………………………...3стр
• Раннеплеменной культ………………………………3-4стр
• Промысловый культ………………………………….4-5стр
• Родовой культ………………………………………...5-6стр
1.3 Культы эпохи разложения родового строя……………...7стр
• Шаманизм………………………………………………8стр
• Нагуализм………………………………………………9стр
• Культ тайных союзов……………………………....9-10стр
• Культ вождей……………………………………...10-11стр
• Культ племенного бога…………………………...11-12стр
• Аграрный культ…………………………………...12-13стр
3. Христианский культ……………………………………..13-16стр
4. Мусульманский культ…………………………………...16-18стр
5. Иудейский культ…………………………………………19-20стр
6. Буддийский культ ……………………………………….20-22стр
Заключение…………………………………………………22-23стр
Список литературы…………………………………………….23стр

Файлы: 1 файл

религия 2..docx

— 56.02 Кб (Скачать файл)

Содержание.

Введение.

  1. Что такое религиозный культ………………………………2-3стр
  2. Сущность и виды религиозного культа

1.2 Культы  общинно-родового строя………………………...3стр

  • Раннеплеменной  культ………………………………3-4стр
  • Промысловый культ………………………………….4-5стр
  • Родовой культ………………………………………...5-6стр

1.3 Культы  эпохи разложения родового строя……………...7стр

  • Шаманизм………………………………………………8стр
  • Нагуализм………………………………………………9стр
  • Культ тайных союзов……………………………....9-10стр
  • Культ вождей……………………………………...10-11стр
  • Культ племенного бога…………………………...11-12стр
  • Аграрный культ…………………………………...12-13стр
  1. Христианский культ……………………………………..13-16стр
  1. Мусульманский культ…………………………………...16-18стр
  2. Иудейский культ…………………………………………19-20стр
  3. Буддийский культ ……………………………………….20-22стр

Заключение…………………………………………………22-23стр

Список  литературы…………………………………………….23стр 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

  Что такое религиозный  культ?

  Значительное  место в любой религиозной  системе занимает религиозный культ. Само слово "культ" (от лат. cultus - поклонение, почитание) говорит о том, что  составляет содержание этого понятия. Под культом понимается религиозное  почитание различных предметов, сверхъестественных существ, в форме  обрядов, таинств, праздников, жертвоприношений и т. п. С их помощью, как полагают верующие, можно "вступить в контакт" с богом, "святыми" или иными  сверxу естественными силами, умилостивить их, заручиться их поддержкой в земных делах. Все церкви придают большое значение обрядовой стороне. Даже порой выступая за упрощение обрядности (как, например, протестантские церкви), они не отказываются от нее, а продолжают использовать в качестве одного из эффективных средств влияния на верующих. Действительно, складывавшиеся в течение многих столетий ритуалы богослужений, обряды, таинства, сопровождаемые церковной музыкой, песнопениями, носят торжественный характер, оказывают сильное эмоциональное воздействие на людей. Именно поэтому церковь сопровождает различными обрядами всю жизнь человека от рождения его до смерти. Немало различий существует между обрядами разных религий. Но как бы ни отличался христианский культ от иудейского, а буддийский от мусульманского, обрядность в конечном счете служит одной цели -закреплению в сошании верующих религиозных представлений, укреплению веры во всемогущество сверхъестественных сил, облегчению восприятия людьми тех идей, которые внушают им религиозные проповедники. В этом основной смысл религиозного культа, который в немалой степени способствует сохранению религиозных пережитков в наши дни. Историческим формам религии соответствуют и характерные для них типы культовых комплексов: тотемический культ, погребальный культ, промысловый культ, родовые и семейные культы, шаманский культ, культ племенного бога и др. Можно выделять виды культ по его объектам: культ солнца, культ неба, культ предков, культ царя и т. д. Если для исторически ранних форм культа характерна непосредственная связь с определенными сферами общественной жизни (земледельческий культ, культ царской власти), то более поздним религиям свойственно многообразие культ, непосредственно ориентированных на мифологические объекты (культ богочеловека), жреческие функции (культ первосвященника) или ритуализированные ценности (культ страдания). Направленность, структура и значение культа существенно отличаются в различных исторических и региональных типах религий. Косвенно, символически с ними связаны такие характерные для ряда эстетических, этических и философских систем прошлого черты, как "культ силы", "культ успеха", "культ человека", "культ разума" и др.

  Сущность  и виды религиозного культа

1.2    Культы общинно  - родового строя.

  Для первобытнообщинного строя характерен крайне низкий уровень развития производительных сил. Почти на всем его протяжении главным материалом для выделки  орудий оставался камень, из которого можно было изготовлять лишь самые  примитивные, с трудом поддающиеся  усовершенствованию орудия производства. Очень несовершенными были также  трудовые навыки и производственный опыт первобытных людей. Плохо оснащенный технически, плохо знавший свои собственные  силы, первобытный человек в одиночку был беззащитен перед лицом природы. Отсюда вытекала неизбежность особенно тесного объединения первобытных  люде для совместной борьбы за существование, необходимость коллективного труда  и коллективной собственности на средства и продукты труда. В этих религиозно-магических представлениях отразились формы общественных связей – общеплеменные формы жизни.

Раннеплеменной  культ (обряды посвящения)

Под этим термином принято понимать обряды и  верования, которые связаны с  возрастно-половыми посвятительными  обрядами. В них проявляется прежде всего стихийное стремление племени  к сохранению и воспроизводству  сложившегося социального строя, к  поддержанию установившихся форм возрастно-полового разделения труда. Наиболее общими чертами  ранне племенного культа являются обязательность прохождения установленных обрядов  для всех членов племени в определенном возрасте и отграниченность обрядов  посвящения юношей от обрядов посвящения девушек. Система возрастных посвящений породила специфические, адекватные ей мифологические образы. Таковыми являются, например, образы покровителя посвятительных обрядов и  хранителя их традиций, иногда они сливаются в один. Для  возникновения этого образа мог  послужить разный материал: и образы духов-предков, и родовой тотем, и  олицетворения небесных явлений, но все эти черты сами по себе отходят  на второй план, становятся второстепенными. Главная же функция данного религиозно-мифологического  образа – это олицетворение и покровительство ритуалам посвящения, а также сокрытие сути ритуала от непосвящённых. Специфические черты в обрядах посвящения появляются в основном за счёт того, что разные племена связывают эти обряды собразами совершенно различных покровителей. Так, у калифорнийских племён покровителями чаще всего являются тотемические божества, у пигмеев центральной африки – дух леса Торе, у огнеземельцев – небесный дух.Отдалённым пережитком обрядов посвящения являются узаконенные некоторыми классовыми религиями обычаи и обряды, приуроченные к достижению совершеннолетия и зачастую связанные с религией. Так, в Древней Индии по законам Ману каждый член одной из трёх высших каст должен был пройти в определённый момент жизни ритуал посвящения, состоявший в возложении священного шнура и пояса; для брахманов этот обряд совершался на восьмом году жизни (считая от зачатия), для кштариев – на одиннадцатом, для вайшья – на двенадцатом; те, кто в эти сроки не проходил посвящения, считались внекастовыми и подвергались презрению. Аналогичное значение имеет также католический и протестанский обряды первого причастия или церковная конфирмация*  юношей и девушек, достигших совершеннолетия.

Промысловыый  культ

  Промысловый культ – совокупность любых обрядов, направленных на достижение магическим путём успеха охотничьего, рыбного  или иного промысла. Приёмы охотничьей (или рыболовческой) магии, хотя и  очень разнообразные, могут быть сведены к нескольким основным группам: колдование над промысловым инвентарём; охотничьи пляски – подражания животным и различные магические запреты  и прочие меры предосторожности на промысле.В основе этих обычаев  и связанных с ними верований  лежит охотничья практика: приёмы маскировки – имитация охотником  животного для незаметного приближения  к нему. Религиозно магические представления  зарождаются из элементарных, естественных действий человека, необходимых для  выживания.Одной из форм разложения первобытной общины была патриархально-родовая  организация. Развитие этого строя  порождает такие разновидности  промыслового культа, в которых он сохраняет значительную близость к  своему первообразу – тотемизму, т.е. также является родовым культом. Индивидуализация же промыслового культа – вполне закономерное отражение  индивидуализации промыслового хозяйства. Он обособляется в отдельную форму  религии в связи с распадом тех общественных образований, которые  были основой тотемической системы  верований.

          * Конфирмация – у католиков – таинство миропомазания, совершающаееся над детьми (7-12 лет); у протестантов – обряд приобщения к церкви юношей и девушек, достигших 14-16 лет.

Из-за различных  форм разложения первобытной общины промысловый культ принимает  то родовые, то семейные, то индивидуальные формы, сплетаясь в отдельных  случаях с иными формами религии, например, шаманизмом.На почве промыслового культа зарождаются и соответствующие  ему анимистические образы. Образы духов-хозяев могут рассматриваться  как крайнее выражение олицетворения  материальной природы. Это духи леса, реки, моря, посылающие охотнику дичь, это хозяева тех видов животных, которых промышляет охотник. Многие обряды связаны с идеей воскресения  животных: над убитым зверем совершаются  магические действия с целью оживить  его или, точнее, возродить в лице других особей того же вида, задобрить  «хозяев».        У  всех народов, где сохраняется промысловая  охота, особенно где она имеет  существенное значение для хозяйства  людей, встречается промысловый  культ и вера в покровителей охоты, которым молятся и отдают часть  добычи.На почве промыслового культа зарождаются и соответствующие  ему анимистические образы. Образы духов-хозяев могут рассматриваться  как крайнее выражение олицетворения  материальной природы. Это духи леса, реки, моря, посылающие охотнику дичь, это хозяева тех видов животных, которых промышляет охотник.

Родовой культ

    Родовая организация имеет собственные,  вырастающие из неё формы культа, в которых проявляется родовая  солидарность, взаимная связь членов  рода в рамках традиции. Этих  форм культа две: культ семейно-родовых  святынь и хранителей и культ  семейно-родовых предков. Эти  две формы соответствуют двум  стадиям родовой организации  – материнскому и патриархальному  роду.     

-Материнско-родовой  культ святынь  и покровителей

Этот  культ сосредоточен вокруг представления  о хозяйке очага, олицетворяющей в себе сосредоточение жизни родовой  группы. Женщины играют особую роль в домашних обрядах, семейный культ  находится целиком в их руках. Заклинания, подробности обрядов, связанных  с домашними охранителями, лучше  известны женщинам, без них не могут  совершаться никакие магические действия.Вспомним многочисленные находки  женских статуэток неолитической  и энеолитической эпох, некоторые  из которых обнаруживают несомненную  связь с домашним очагом. А также знаменитые женские изображения ориньякской эпохи, которые бали найдены в разных местах, от Франции до Сибири. Это не что иное как идолы или амулеты Богини-Матери.Идея женского образа хранительницы домашнего очага сохраняется и в последующих формах религии. У маори она именуется Пэпа, Мать-земля, супруга Бога Небесного. У эвенков Подкаменной Тунгуски — Бугады Энинитын. Она мыслится хозяйкой Вселенной и одновременно матерью зверей и людей. Кетское женское божество Томам (ам — дословно „мать“) функционально подобно эвенкийской Бугады Энинитын. Другое название эвенкийской богини — Бугады Мушун. В Индии она известна под именами Шакти и Пракрити. В одном древнем индийском тексте она прямо связывается с ростом и рождением. А на одной печати из Хараппы (доарийский период) можно рассмотреть изображение женщины, из лона которой поднимается растение.  В Передней Азии и Африке Великая Богиня-Мать почиталась почти у всех культурных народов периода начала письменности. „Та, которая рождает плоды земли“ — египетская Исида, малоазиатская Кибела, чья скорбь несет умирание растительности, ее двойник в Элладе — Деметра, карфагенская Танит, сидонская Астарта, Артемида Эфесская, изображавшаяся с десятком грудей, как бы готовая накормить весь мир, — все это лишь перевоплощения древней Матери мира. В языческой Руси слово „Мать-земля“ имело не просто метафорическое значение. Оно обозначало душу природы, богиню, супругу „Хозяина неба“. Богиня-Мать правит всеми природными процессами. Это она заставляет оживать семя, погруженное в землю; она вселяет любовь в людей и животных, ей поют песни в дни весеннего ухаживания птицы. По ее мановению распускаются цветы и наливаются плоды. Ее радость — это радость всего живущего; ее глаза смотрят на нас с небесной лазури, ее рука нежно ласкает листву, она проносится над миром в дуновении весеннего ветра.

-Патриархальный  семейно-родовой  культ предков

    Под этим определением принято  понимать поклонение умершим  прародителям и сородичам, веру  в то, что умершие предки покровительствуют  своим живым потомкам, и умилостивительные  обряды, устраиваемые в их честь  членами рода и семьи.Первоосновой  данного культа является патриархальный строй.  Но нельзя отрицать, что идея души умершего, появившаяся в связи с погребальным ритуалом, была одним из существенных элементов, вошедших в состав комплекса представлений, характерного для культа предков. Кроме того свою роль сыграли и представления о тотемических предках, и трансформация образа семейного-родового покровителя, сохранившегося со времён матриархата. Каждая из этих составных частей оставляет свой след на получившемся сложном образе: идея души умершего поддерживает антропоморфность, индивидуальную определённость почитаемого предка; идея тотемического предка сообщает данному образу оттенок древности, придаёт ему полумифические черты; идея семейно-родового покровителя определяет роль образа предка как хранителя семьи. Родовые старейшины пользуются огромным авторитетом. Этот патриархальный авторитет, почти неограниченная власть, порождающая в младших сородичах чувства страха и покорности, переносится в потусторонний мир. А унаследованный от прошлых эпох запас религиозно-мифологических представлений доставляет материал для складывания образов могучих и благодетельных духов.Семейно-родовой культ предков сохраняется очень устойчиво и на последующих стадиях развития общества. Так, он сыграл важную роль в религии древних греков и особенно римлян, которые прямо называли предков богами и воздавали им строго установленные почести. В ведической религии Древней Индии отчётливо видны следы культа отцов, однако уже растворившиеся в общенародном культе. Ещё более выраженые формы культ приобрёл в Китае, где он составил самую существенную часть религиозной обрядности. Сходные формы почитания предков сложились в Корее и Японии.

1.3 Культы эпохи разложения  родового строя

  Эпоха перехода к раннеклассовому обществу ознаменована развитием некоторых  характерных форм общественной жизни: патриархальный род, расцвет племенного строя, сельская община. Эти формы  связаны между собою довольно сложными и разнообразными отношениями, но у большинства народов развитие их, видимо, шло параллельно. Каждая из этих форм общественной жизни порождала адекватную ей форму религии. Общие черты обуславливаются тем, что человек к этому времени уже достаточно хорошо овладел многими видами деятельности, и независимо от географического положения все племена применяли эти знания на практике: все должны были охотиться, возделывать землю, тем или иным способом занимать наиболее выгодную позицию для выживания. Эти культы не замыкаются в узкие рамки семейно-родовых отношений, но связываются в большей или меньшей степени с широкими общеплеменными формами общественной жизни. Лишь в конце общинно-родовой эпохи племя делается компактной, сплочённой общественной группой; укрепляются внутриплеменные связи, складываются общеплеменные органы власти. Этому уровню развития племенного строя отвечают и новые формы религии.

Информация о работе Основные характеристики религиозного культа