Организация Римско-католической церкви

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 22:23, реферат

Описание работы

Христианская религия и церковь сложились в эпоху глубокого кризиса римского рабовладельческого общества. Являясь первоначально религией угнетенных, христианство учило, что страждущие и униженные в земном мире будут блаженствовать в загробном царстве. Тем самым оно, как и другие религии в классовом обществе, способствовало духовному порабощению эксплуатируемых масс. Именно поэтому мировая рабовладельческая империя нуждавшаяся в единой монотеистической религии, признала христианство и сделала его государственной религией.
Христианство пережило крушение рабовладельческого строя, сохранив свои социальные и идеологические функции в феодальном обществе.

Содержание работы

Введение 3
1. Особенности католицизма 5
2. Организация управления Римско-Католической церквью 9
3. Деятельность и социальные учения современной Римско-католической церкви 13
Заключение 21
Список используемой литературы 23

Файлы: 1 файл

реферат.Религиоведение.Римско-католическая церковь.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

«Теология политики»  выступает против нейтралитета религии  в отношении политики, она стремится  к разработке такой идеологии, которая  приобщила бы религию к борьбе за социальный прогресс. «Церковь больше не может закрывать глаза на факт социальной обусловленности религии. Противники христианства, ссылаясь именно на эту обусловленность, критикуют религию как идеологию господствующих классов. По этой причине теология, которая пытается противостоять этой критике, с необходимостью должна заняться социально-политическими следствиями своих образов и идей»5. Метц и другие сторонники «теологии политики» признают, что в прошлом существовала связь христианской церкви с эксплуататорскими классами. Но сегодня, по их мнению, ситуация в корне изменилась. Если раньше церковь выступала как институт подавления, то теперь она должна проявлять себя как институт освобождения людей. Метц определяет назначение церкви в ее отношении к миру как институт социальной критики. Он апеллирует к «эсхатологическому резерву церкви». «Любая эсхатология, пишет он, должна стать политической теологией социального критицизма».

Католицизм, считает немецкий теолог, обладает для этого всеми  необходимыми предпосылками, так как  церковь в своих основополагающих документах подчеркивает свою независимость от любой конкретной формы социального устройства. Поскольку церковь устремляется в вечное, ее не устраивает ни одна из существующих земных политических систем, и поступая последовательно, она находится в постоянной оппозиции к любому обществу.

Другим крупнейшим оппозиционным  социальным учением официальной  церкви является «теология освобождения», получившая широкое распространение  в 70--80-х годах XX века в развивающихся  странах, прежде всего в странах  Латинской Америки и Африки. Основные идеи были сформулированы в работах перуанского католического священника Г. Гутьерреса, в настоящее время их развивают в Латинской Америке6 и в Африке7

«Теология освобождения»  сложилась в результате разочарования  в христианском социал-реформизме, отражает революционные устремления народных масс в этих регионах и ориентирована на практику политической борьбы. По своей социальной направленности неоднородна: в ней присутствуют как умеренно-либеральная, так и революционно-демократическая тенденция. Спасение в ней осмысливается как освобождение, при этом вычленяется три уровня единого, всеохватывающего освободительного процесса: социально-политический, исторический и религиозно мифологический.

Интерпретация освободительного процесса находится в определенной зависимости от социально-политической ситуации в тех или иных странах, личной позиции теологов. Умеренно-либеральная - в большей мере культивирует религиозно-мифологический аспект, развивает националистические, культурологические идеи. В революционно-демократической тенденции акцент делается на социально-политический аспект: ликвидация колониального гнета, эксплуатации и угнетения. Классовая борьба и ее высшая форма -- революция признаются в качестве наиболее эффективного инструмента. При этом все направления «теологии освобождения» ставят освобождение в зависимость от действия сверхъестественных сил. Таким образом официальные социальные доктрины католицизма и неофициальные, в какой-то мере альтернативные политические теологии, отражают весь многообразный спектр социальных устремлений, надежд и чаяний приверженцев католического вероисповедания и позволяют церкви вести активный диалог с миром.

Заключение

Роль католической церкви в феодальном обществе определялась в значительной мере тем, что она  была крупнейшим земельным собственником. Помимо того церковь получала десятину, узаконенную еще Карлом Великим, т.е. налог в виде десятой части дохода крестьянского двора. Во многих государствах, особенно в Германии и Италии, католическая церковь располагала территориями, на которых она осуществляла государственную власть. Церковь была главным представителем той идеологии, которая освящала феодальный порядок.

В XII и XIII вв., будучи на вершине  могущества, римский престол вмешивался во внутренние дела государств, в качестве высшего судьи и арбитра, могущего «связывать и разрешать». Папы не раз прибегали к отлучению от церкви королей, когда те выходили из подчинения.

Совсем не случайно, что  все массовые выступления против феодализма, включая великие крестьянские войны, были неразрывно связаны с критикой господствующей религии, с посягательствами на церковь. Нельзя было, очевидно, ликвидировать феодальный строй, не дискредитировав прежде всего ту силу, которая его оправдывала.

С развитием буржуазных отношений религиозные преследования принимали все более неприкрытый политический характер. Ими пытались бороться не столько с критикой религии, сколько с критикой феодализма, желанием перемен, тягой к образованию, к свободе мысли и слова.

На кострах инквизиции сгорели выдающиеся представители науки и культуры, национальные деятели, выступавшие в защиту народных интересов, такие, как Ян Гус и Джордано Бруно.

Преследуя других за отступление  от догм христианства, сама церковь  погрязла в разврате, особенно ее прелаты, включая самих пап. Паразитизм и невежество духовенства сделались предметом общего осмеяния. Так называемое безбрачие служило только прикрытием безответственности духовенства за последствия связей с женщинами. Самые «священные» догматы стало возможным обойти за деньги. Деньги же приносили «отпущение грехов».

В  настоящее время  католицизм является самым многочисленным направлением в христианстве. Районы его наибольшего распространения  – Италия, Испания, Португалия, Франция, Германия, Ирландия, Австрия, Бельгия, страны Латинской  Америки и   США, Польша, Венгрия, Литва, Латвия, Эстония, Беларусь, Украина.

       Таким  образом, закономерен вопрос : что  сделала римско- католическая церковь  для культурного развития общества ? Прежде всего она воспитала  романно- германские народы и  сделала это в совершенно ином духе, чем восточная церковь по отношению к грекам, славянам и восточным племенам. Римско-католическая церковь приобщила молодые нации к христианской, не оставила их на первых ступенях развития, а помогла а помогла совершенствоваться и руководила этим процессом почти тысячелетие. Вплоть до  14в. Она оставалась руководительницей и “ матерью народов ”, формируя идеи,  указывала цели, высвобождала стесненные силы . Правда, со временем воспитанные ею народы со временем сделались самостоятельными  и вступили на новые пути, которые церковь им не указывала. Тем не менее в течение  последних шести столетий римско- католическая церковь  отставала от развития общества  в гораздо  меньшей мере , нежели православная . Кроме того,  римско- католическая церковь отстояла в Западной  Европе  идеи независимости религии и церкви от имевших здесь  место стремлений к установлению монополии государства в духовной области.  Здесь религия и связанная с ней нравственность имеют свою самостоятельную область и не допускают чьего-либо вмешательства. Этим Запад обязан преимущественно римской церкви

Список используемой литературы

  1. История средних веков / Под ред. Колесницкого Н.Ф. - М.: Просвящение,
  2. Основы Религиоведения. С.Панкин.- М: Золотое Сечение. 2011г.
  3. Религиоведение. В.Ю.Лебедев, В.Ю.Викторов. - М: Юрайт. 2012г.
  4. Мчедлов М. П., Католицизм, М., 1970
  5. Шейнман М. М., Ватикан и католицизм в конце XIX -начале XX в., М., 1958

1 в переводе с лат. - милость

2 Быт. 3,192

3 Энциклопедия «Лаборэм жзерценс»

4 энциклопедия «Лаборэм жзерценс

5 Ж.Б. Метц

6 У. Ассман, Ф. Бетту, Л. Бофф, Э. Дюссель, П. Причард, X.--М. Сомбрино и др.

7 К. Аппиа-Куби, А. Бэсак, Б. Науде, Ж.В. Шипенде, Д. Туту и др.

 


Информация о работе Организация Римско-католической церкви