Обряд православного венчания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:49, доклад

Описание работы

Те молодые пары, что решили узаконить свой брачный союз не только перед государством, но и перед Богом, после регистрации своего брака в ЗАГС, прибывают в церковь на регистрацию духовную – венчание.
К слову сказать, сейчас венчание стало модным. Поэтому многие молодожены идут в храм только потому, что так принято делать, не отдавая себе отчета в том, что это не простая формальность, а очень ответственный шаг. И разорвать церковный брак, не навлекая на себя гнева Божьего, не так то и просто. И если людей еще можно обмануть, то Бога никогда.

Файлы: 1 файл

Как проходит обряд православного венчания.docx

— 68.59 Кб (Скачать файл)

Как проходит обряд  православного венчания

Те молодые пары, что  решили узаконить свой брачный союз не только перед государством, но и  перед Богом, после регистрации  своего брака в ЗАГС, прибывают  в церковь на регистрацию духовную – венчание.

К слову сказать, сейчас венчание стало модным. Поэтому многие молодожены идут в храм только потому, что так  принято делать, не отдавая себе отчета в том, что это не простая  формальность, а очень ответственный  шаг. И разорвать церковный брак, не навлекая на себя гнева Божьего, не так то и просто. И если людей  еще можно обмануть, то Бога никогда.

Поэтому нужно сто раз  подумать, прежде чем отправляться в храм. Возможно, будет лучше  пожить некоторое время вместе и  проверить свои чувства. А обвенчаться  на годовщину свадьбы. Но, в любом  случае, это решать Вам.

Раньше, когда церковная  регистрация брака имела главенствующее значение над мирской, часто первым в храм являлся жених и ждал свою невесту у входа. Так он показывал серьезность своих намерений. И только после того, как невесте сообщали об этом, она сама отправлялась на место венчания.

Сейчас же молодые приезжают  в церковь вместе прямо из ЗАГС, сопровождаемые своими гостями. В назначенный час начинается праздничная литургия. Обряд состоит из двух этапов – обручение и само венчание.

Дьякон выносит на подносе  кольца, которыми будут венчаться  новобрачные. Священник подходит к  ним с зажженными венчальными  свечами и вручает их в руки жениху и невесте.

Затем он, держа перед  новобрачными поднос с венчальными  кольцами, предлагает жениху и невесте  обменяться три раза этими кольцами. Жених с невестой три раза передвигают  на подносе кольца друг другу, а затем  надевают каждый свое. Это делается в знак согласия, единства и взаимопомощи в заключаемом браке. В этот момент молодые люди отдают себя друг другу  на всю жизнь.

Затем наступает кульминационный  момент таинства православного венчания. Священник берет венец жениха, и крестообразно знаменует жениха этим венцом. Затем он дает жениху поцеловать образ Спасителя, прикрепленный  к его венцу. После этого священник  возлагает венец на голову жениха.

Затем он проводит такой  же ритуал с невестой. Только ее венец  украшает образ Пресвятой Богородицы. Поэтому невеста целует его.

А вот на голову невесте  венец часто не кладется. Мешает ее пышная прическа. Поэтому честь  держать венец над головой  невесты обычно выпадает свидетелю.

Я сам удостаивался этой чести. Держать приходится около 20 минут. И хотя венец и не такой тяжелый, на со временем рука так и норовит опуститься пониже. Благо, что руки можно менять.

Возложение венцов на голову жениха и невесты символизирует  то, что они становятся на всю  жизнь друг для друга царем  и царицей.

При повторном венчании, венцы на голову не возлагаются, а  держатся на плечах. При третьем  браке венчание производится вообще без венцов.

Затем приносится чаша с  вином. Обычно это кагор или херес. Освятив чашу крестным знамением, священник  дает ее молодоженам. Они попеременно (то жених, то невеста) в три приема выпивают эту чашу. Одна чаша на двоих  означает общую судьбу, с общими радостями и горестями. Теперь жених  с невестой становятся единым целым.

После этого священник  своей рукой соединяет правую руку жениха с правой рукой невесты, и трижды обводит их вокруг аналоя. Это символизирует, что их брак будет  вечным хождением рука об руку.

Далее новобрачных подводят к царским вратам. Там жених  целует образ Спасителя, а невеста  образ Божьей Матери. Затем они  меняются местами. Жених целует образ  Божьей Матери, а невеста образ  Спасителя.

Следом за этим священник  дает им для целования Крест. Там  же он вручает новобрачным две  иконы: жениху – образ Спасителя, а невесте – Пресвятой Богородицы. Когда молодожены прибудут в свой дом, они повесят эти иконы  над своим брачным ложем.

Произносится многолетие новобрачным. Все присутствующие поздравляют  их. На этом венчание заканчивается. Теперь молодожены скрепили свой брак не только перед государством, но стали мужем  и женой перед Богом.

Совершив обряд православного  венчания, счастливые новобрачные вместе со своими гостями отправляются на свадебную прогулку.

Церковно-канонические препятствия  к Браку

Православной Церковью четко  определены причины, по которым Таинство Венчания совершаться не может. Они  следующие.

1. Не допускается вступление  в Брак более трех раз.

2. Запрещается вступать  в Брак лицам, находящимся в  близких степенях родства, вплоть  до четвертой степени (то есть  с троюродным братом или сестрой).

3. Церковный Брак невозможен, если один из брачующихся (или  оба) объявляют себя атеистами  и желают венчаться, руководствуясь  посторонними мотивами.

4. Не венчают пару, если  хотя бы один из будущих  супругов не крещен и не  готов принять Крещения перед  Венчанием.

5. Не венчают Брак, если  один из брачующихся фактически  состоит в браке с другим  лицом. Если этот брак - гражданский,  то он должен быть расторгнут в установленном государственным законом порядке. Если церковный, то необходимо разрешение архиерея на его расторжение и благословение на вступление в новый Брак.

6. Препятствием к совершению  Браковенчания является духовное родство между кумовьями, крестившими одного ребенка и между крестными родителями и крестниками.

7. Не венчается Брак, если  хотя бы один из брачующихся  исповедует нехристианскую религию  (мусульманство, иудаизм, буддизм). Но совершенный по католическому  или протестантскому обряду, а  также нехристианский брак, в  случае, если даже только один  из супругов присоединился к  Православной Церкви, может считаться  по их желанию в силе. При  переходе в христианство обоих  супругов, брак которых заключен  был по нехристианскому обряду, совершать Венчание не обязательно,  так как их супружество освящено  благодатью Крещения.

8. Нельзя венчать принявших  монашеские обеты, а также священников  и дьяконов после их рукоположения.

 

Совершеннолетие, психическое  и физическое здоровье жениха и невесты, добровольность их вступления в брак являются обязательными для регистрации  гражданского брака условиями. Поэтому Церковь не принимает участия в выяснении этих обстоятельств, но требует от приходящих к Таинству Венчания свидетельство о государственной регистрации брака.

Отсутствие родительского  благословения на Венчание (особенно, когда они являются атеистами) в  случае совершеннолетия жениха и  невесты не может воспрепятствовать  Венчанию.

 

Дни, когда Таинство Венчания не совершается

Венчание не совершается:

1) в течение всех четырех  многодневных постов;

2) во время Сырной седмицы  (масленицы);

3) на Светлой (Пасхальной) Седмице;

4) в период Святок: от  Рождества Христова (7 января по  н.ст.) до Крещения Господня (19 января  по н.ст.);

5) накануне двунадесятых  и великих праздников;

6) накануне постных дней - среды и пятницы, а также  по субботам в течение всего  года;

7) накануне и в день  праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи (10 и 11 сентября по н.ст.);

8) накануне и в день  праздника Воздвижения Креста  Господня (26 и 27 сентября по н.ст.);

9) накануне престольных  праздников того храма, в котором  планируют совершить Таинство.

Исключение из этих правил может быть сделано только по благословению  правящего архиерея, и то при наличии  чрезвычайных обстоятельств.

 

Кто и где совершает  Таинство Венчания

Таинство может совершать  только законно поставленный "белый" священник, не находящийся под каноническим запрещением. Монашествующее священство, по обычаю, не венчает. Сына или дочь священника должен венчать другой священник, но если такой возможности нет, это  может сделать отец.

Венчание над каждой парой  должно совершаться отдельно. Канонические установления не позволяют одновременное  венчание нескольких пар. К сожалению, это правило в современных  условиях (из-за большого количества венчающихся  в одном храме пар) нередко  не соблюдается. Брак совершается одним  священником и, если в храме есть штатный дьякон, то он сослужит совершающему Таинство.

Местом совершения Таинства является любой православный храм. Венчание, как момент сугубого торжества, разделяют с брачующимися родители, родные, друзья и вообще все близкие  им люди.

Что нужно сделать венчающимся  перед совершением Таинства

Важнейший вопрос, который  стоит перед желающей венчаться  парой, - совместное Причащение перед  совершением Таинства Брака. Эта  традиция сохраняется с первых веков  христианства, когда Таинство Венчания совершалось за Божественной литургией. Для подготовки к Причастию в  день Венчания надо выполнить несколько  условий.

1. Поститься (то есть  не употреблять мясную и молочную  пищу, а если возможно, то и  рыбу) в течение трех дней или,  по крайней мере, в течение  одного дня перед Венчанием.

2. Ничего не есть, не  пить и не курить накануне, с 12 часов ночи.

3. Если интимная жизнь  до Венчания уже имеет место,  необходимо воздержаться от брачных  отношений в течение трех дней, или сделать это хотя бы  в последний день перед Венчанием.

4. Очень желательно прочесть  перед Причащением положенные  молитвы: три канона (Господу Иисусу  Христу, Божьей Матери и Ангелу-Хранителю)  и Последование ко Святому Причащению.

Если выполнение этих условий  по каким-либо причинам невозможно, нужно  подойти к священнику и взять  благословение на то, как в ваших  жизненных обстоятельствах подготовиться  к Таинству.

За какое-то время до совершения Венчания необходимо приготовить:

1) обручальные кольца, которые  надо заранее отдать венчающему  священнику или на свечной  ящик;

2) так называемую венчальную  пару икон:  

 а) с изображением  Спасителя;  

 б) с изображением  Божьей Матери;

3) венчальные свечи;

4) рушник (полотенце).

В день Венчания жених и  невеста должны прийти к началу Божественной литургии, где они будут молиться, исповедоваться и причащаться Святых Тайн. Желательно присутствие за Литургией  друзей и родственников молодоженов, но, в крайнем случае, они могут  прийти к началу Венчания

Невесте лучше надеть удобную  обувь, а не туфли на высоких каблуках, на которых трудно долго стоять. Перед Венчанием необходимо выяснить, разрешают ли в данном храме делать фотографии и снимать бракосочетание видеокамерой, чтобы исключить недоразумения.

Поскольку женщины за богослужением  должны быть обязательно с покрытыми  головами, невесте тоже необходимо иметь какой-нибудь головной убор. Кроме  того, ей на время совершения Таинства лучше обойтись без косметики (или  с минимальным ее количеством) и  излишних украшений. Венчающейся паре необходимо иметь нательные крестики.

Шаферы, присутствие которых  во время Венчания объясняется традицией, не есть лица, участвующие в Таинстве сакраментально, как, к примеру, восприемники при Крещении. Раньше оба шафера или, как их называли, "друзья жениха", были в соответствие с правилами  церковного обихода одного пола - мужского. Тот факт, что сложившаяся на сегодняшний  момент традиция предписывает шаферам  держать венцы над женихом  и невестой, не соответствует церковной  практике. Это, большей частью, свидетельствует  лишь о том, что жених или невеста  боятся повредить прическу или головной убор венцами и поэтому считают  неудобным надевать их себе на голову. Понятно, что такие мотивации  новоиспеченной традиции к сути Таинства никакого отношения не имеют. Если все-таки венчающиеся хотят, чтобы шаферы держали венцы над их головами, нужно хотя бы, чтобы они были православного вероисповедания.

 

Суеверия, связанные с  Таинством Венчания

С Венчанием, так же, как  и с Таинством Елеосвящения, связано  множество суеверий, но природа их несколько иная. Точнее говоря, природа  их одна - языческие баснословия; просто "венчальные" предрассудки "посвежее", то есть некоторые их них возникли в не столь давний период.

К числу таких поверий  относится то, что случайно упавшее  кольцо или погасшая венчальная свеча  предвещают несчастья, скорби в браке  или раннюю смерть одного из супругов. Распространено суеверие, которое с  первых шагов новой семьи провоцирует  ее членов к проявлению гордыни и  к противлению воли Божьей. Оно  заключается в том, что тот  из брачующихся, кто первым вступит на расстилаемое полотенце, будет всю жизнь главенствовать в семье. Поэтому иногда даже на свадьбах более или менее воцерковленной молодежи можно видеть стремление невесты к тому, чтобы ее нога оказалась там первой.

Очередная басня гласит: чья свеча после Таинства окажется короче, тот и раньше умрет. Не остались в стороне и "филологи": положив  в основу своего "богословского  мнения" сходное звучание корней разных слов, они убеждают, что нельзя венчаться в мае, "потом будешь всю жизнь маяться". Все эти языческие придумки обличают маловерие, неверие, дремучее невежество их последователей, да и просто нежелание мыслить.

 

О расторжении церковного Брака

Церковь осуждает развод по той причине, что богоустановленный порядок брака его не подразумевал. В беседе с фарисеями Господь Иисус Христос сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так (Мф. 19; 4-8). Но немощь человеческого естества такова, что "вместить" этого запрета некоторые верующие не могут.

Информация о работе Обряд православного венчания