Неоязычество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 17:36, реферат

Описание работы

Неоязычество -- новые или реконструированные древние языческие учения и духовные практики, тип новых религиозных движений. Неоязычество необходимо отличать от непрерывавшихся языческих традиций, таких как классический шаманизм.
Этимологически термин «неоязычество» происходит от церковнославянского понятия «язычество», которое долгое время носило уничижительный характер, поэтому сами сторонники этого течения относятся к термину «неоязычество» зачастую с неприязнью, предпочитая называть себя (в случае со славянским неоязычеством) «родноверами», «православнымиволхвами» «славяно-ариями», «родичами» и др.

Файлы: 1 файл

Копир.doc

— 84.00 Кб (Скачать файл)

Неоязычество -- новые или реконструированные древние языческие учения и духовные практики, тип новых религиозных движений. Неоязычество необходимо отличать от непрерывавшихся языческих традиций, таких как классический шаманизм.

Этимологически термин «неоязычество» происходит от церковнославянского понятия «язычество», которое долгое время носило уничижительный характер, поэтому сами сторонники этого течения относятся к термину «неоязычество» зачастую с неприязнью, предпочитая называть себя (в случае со славянским неоязычеством) «родноверами», «православнымиволхвами» «славяно-ариями», «родичами» и др. В общем же среди названий неоязыческих культов весьма часто встречаются термины «язычество» и «традиция», призванные подчеркнуть их якобы аутентичность и связь с древними корнями.

Идеологи и последователи  межнационального неоязычества, как  правило, не скрывают синкретический характер своих учений, хотя и возводят их основы к традициям, корни которых  уходят в глубокую древность.

Под неоязычеством следует  понимать общенациональную религию, искусственно создаваемую городской интеллигенцией из фрагментов древних локальных верований и обрядов с целью "возрождения национальной духовности". Фактически же речь идет не о возрождении, а о конструировании идеологической основы для новой социально-политической общности, более соответствующей условиям модернизации. При этом религия нередко понимается как идеология. Предполагается, что сплоченность национальной общности будет тем прочнее, чем больше она будет основываться на общенациональной идеологии, апеллирующей к заветам предков и к "самобытности". Определенную роль в развитии неоязычества играет неприятие современной индустриальной цивилизации с ее варварским отношением к природному окружению. Но еще больше неоязычников заботит сохранение традиционной культурной среды, которой угрожают нивелирующие тенденции глобализации. Как правило, неоязычество является сферой деятельности городской, сильно секуляризованной интеллигенции, которая воспринимает религию прежде всего как ценное культурное наследие.

В течение последнего десятилетия  неоязыческое движение охватило многие регионы Восточной Европы. В данной работе будет дан обзор этого  процесса, охватывающий русских в  России, народы Среднего Поволжья, осетин, украинцев, белорусов, абхазов, армян, латышей и литовцев. При всей локальной специфике рассматриваемого явления нетрудно заметить, что формирование неоязычества, во-первых, охватывает преимущественно христианские регионы и почти не затрагивает мусульманские, а во-вторых, тесно связано с всплеском этнического национализма. Важную структурообразующую роль в современном неоязычестве, как правило, играет образ могущественного врага, борьба с которым и должна побудить народ к сплочению под неоязыческими лозунгами.

Русское неоязычество ставит перед собой две кардинальные задачи: спасение русской национальной культуры от нивелирующего влияния модернизации и защиту природной среды от губительного воздействия современной индустриальной цивилизации. В то же время, выдвигая общенациональные задачи, русское неоязычество отличается от остальных направлений русского национализма тем, что отрицает Русское Православие как непреходящую национальную ценность.

Подобно всем другим русским  этническим националистам, неоязычники  понимают "русский народ" как единство трех компонентов - великороссов, украинцев (малороссов) и белорусов. Иначе говоря, "русский народ" воспринимается как синоним восточному славянству. Так как неоязычники придают первостепенную важность идеологии, а идеологию понимают как вероисповедание, то для них немаловажен тот факт, что единый восточнославянский ареал в последние столетия оказался разорванным на несколько частей, подчиненных Русской Православной Церкви, Греко-Католической Церкви и просто Католической Церкви, не говоря уже о различных сектах. С этой точки зрения, один из способов вновь достичь идейного единения состоит в возвращении к славянскому язычеству, которое неоязычники представляют как целостную непротиворечивую систему.

Другой причиной нелюбви  неоязычников к христианству служит антропоцентризм последнего, его сознательное стремление возвысить человека над окружающим его природным миром, пренебрежение радостями жизни на Земле и установка на посмертное воздаяние. В этом неоязычники видят корни бездумного хищнического отношения современного человека к природе, способного ее окончательно погубить и, тем самым, поставить точку в истории человечества. Но и это еще не все.

Во многих случаях неприязненное  отношение неоязычников к христианству проистекает из их юдофобской позиции. Ведь христианство представляется ими чужеродной идеологией, занесенной извне и не соответствующей "русскому духу". Многие неоязычники видят в христианстве ядовитую разрушительную идеологию, специально созданную евреями для установления мирового господства.

Совокупность религиозных, парарелигиозных, общественно-политических и историко-культурных объединений  и движений, обращающихся к дохристианским верованиям и культам, обрядовым  и магическим практикам, занимающихся их возрождением и реконструкцией. Большинство представителей неоязычества отвергают понятие „неоязычество» как религиозное, заменяя его на мировоззренческое „язычество», „ведизм», „традиция». В неоязычестве существует два направления: разрушительное - проповедующее борьбу с христианством за русскую духовность - и созидательное - занимающееся освоением духовного наследия предков. Общие принципы неоязычества определяются формулой „Природа - Родина - Народ», разлагаемой на несколько положений:

человек не раб божий, а  сын;

человек не властелин природы, а ее составная часть наравне с богами, духами, животными и растениями. Он может брать от природы не более чем ему необходимо;

человек обязан почитать предков (род), продолжать и завершать их дела, заботиться о своем потомстве  и семье, защищать территорию, людей и веру своего рода;

Неоязычество появилось  в России в 1980 гг. Общими причинами  его возникновения стали желание  ухода от традиционного идеологического  догматизма (коммунистического или  православного), исследования и возрождения  культурного наследия предков, поиск новых путей духовного развития, увлечение мистицизмом и магией. Исторически достоверных источников, подробно освещающих дохристианские культы на территории России, не сохранилось. Поэтому представители неоязычества основывают свои доктрины на Ригведе, Авесте, историко-этнографических, филологических, археологических и мистических трудах Б. Рыбакова, --» Л. Гумилева, Н. и Е. Рерихов, Е. Блаватской.

В отношении объекта поклонения неоязычество может выступать как  политеизм, монотеизм или пантеизм. Почти во всех учениях неоязычества есть Бог-творец (Род, Сварог), иногда понимаемый как Единый и Неделимый, сотворивший мир (миры). Он рождает богов-творцов Земли (Сварог и Лада), дающих жизнь другим богам. Иногда встречается христианская концепция дуального противостояния Белбога и Чернобога - персонифицированных добра и зла (Вятичи, Москва). Функции богов обычно строго определены, но возможно их совмещение и дублирование. Боги могут выступать как ипостаси Единого Бога, проявления-стихии Природы-Всебога, либо действовать в триадах (созидатель - разрушитель - гармонизатор), либо самостоятельно. Часть богов может почитаться как конкретные великие предки, либо как весь род на определенном этапе развития. Количество богов может колебаться от 10 до сотни. Так, в Московской славянской языческой общине прославляются 10 богов, а всего их 86. Главным русским богом после Творца считают Сварога, Перуна или Даждь-бога. Основными категориями мироустройства в неоязычестве считаются Явь - мир явный, проявленный или мир людей; Навь - непроявленный мир, где обитают души предков, мир духов, или Пекельное (Подземное) Царство, не всегда агрессивно настроенное к людям; и Правь, понимаемая как мир богов или Закон, управляющий Явью и Навью. Трехчастное деление мира по вертикали на Подземное, Земное и Небесное (Ирий, Рай) Царства напоминает деление мира в первобытных религиях заимствованные затем христианством.

Происхождение человека в  неоязычестве представлено несколькими  направлениями: Божественное сотворение человека Единым Неделимым Богом (Инглиизм, Омск), Сварогом; Бел-бог вдохнул душу в созданное Черно-богом тело (Вятичи); Люди - прямые потомки богов: внуки Даждьбога (А. Асов, Москва); Эволюционное развитие человека из мира природы из зверича в людичи (Схорон еж словен, С.Петербург); Люди (русы) - потомки Ория, прилетевшего из созвездия Орион (В. Кандыба, С.-Петербург).

Человек после смерти может  попасть в Ирий (рай), переродиться в новом теле (иногда - в животном), отправиться в мир Нави (мир  мертвых). Конечная цель человеческой жизни обычно не определяется. Жизнь или вечна, или циклична подобно вечности и цикличности существования природы. Коллективное поклонение богам и предкам может осуществляться в храмах (Инглиизм), на святилищах и капищах с установленными идолами (Коляда, Москва; Община Трояна, Обнинск; Род, Комсомольск-на-Амуре и др.), в местах силы (Крина, С.-Петербург и др.), на кладбищах и полях захоронений (Схорон еж словен и др.).

Наиболее часто практикуемая форма групповых действий в неоязычестве - праздники, иногда понимаемые как вхождение в измененное состояние (Крина, Тропа Троянова), и совместные обряды, проводимые во всех общинах в соответствие с днями солнцестояний, равноденствий, лунными фазами и затмениями. Многие представители неоязычества разрабатывают собственные календарные системы (Инглиизм, Крина и др.), ведут летоисчисление в десятках тысячелетий (Калужская славянская община, Инглиизм; Доброслав, Кировская обл. и др.). В обрядовой магии часто используются заговоры и собственные молитвы, приносятся жертвы: сельскохозяйственные продукты, квас, монеты. Принесение в жертву животных порицается. Для отправления культа существуют специальные жрецы, волхвы и ведуны, обладающие строгой и сложной иерархией (Инглиизм), либо борющиеся за звание Волхва Всея Руси в мелких общинах. Личные действия представителей неоязычества сопряжены с выполнением нравственного закона, соблюдением обетов, воздержанием от какой-либо пищи или соблюдением постов; предполагаются прославление предков и чтение молитв (ежедневное и праздничное). В качестве символики часто используется право- и левосторонняя 3-, 4-, 6- и 8-лучевая свастика; „Коло» или „Перуница» - крест из шести (реже - восьми) лучей или лепестков, вписанный в круг; „Коловорот» - 6-, 8-лучевая свастика, вписанная в круг; другие солярные и лунарные символы, „древнерусские руны» и др.

Представители неоязычества занимаются изучением научных и  паранаучных трудов по истории, этнографии, археологии, создают свои исследовательские  объединения (Союз Венедов, С.-Петербург; Тропа Троянова). Ключевыми вопросами здесь являются: 1) происхождение славян от 2А2со и связанная с ней „гиперборейская теория» (А. Дугин, Москва), определяющая прародину 2А2со, славян, 2А2сов (В. Кандыба и др.) в районе Северного полюса и описывающая дальнейшее их продвижение на юг; 2) филологические изыскания относительно происхождения слов и понятий из любого языка на основе русского и наоборот.

В неоязычестве остро стоит  вопрос о националистических воззрениях. Несмотря на то, что некоторые его  представители лояльно относятся к инородцам (Крина, Тропа Троянова, Коляда и др.), в большинстве общин в открытой или косвенной форме ощущается неприязнь к евреям, кавказцам, азиатам и американцам. Имеются и крайне радикальные группы (Дети Сварога, Церковь Нави, Москва). Христианскую церковь неоязычников обвиняют в проповедовании иудаизма и связанного с ним ростовщичества, утверждения внеприродного божества, власти над природой избранного народа, насильственном крещении Руси, сговоре церкви с татаро-монголами. Несмотря на это, общее отношение к русскому православию положительное, т.к., по мнению большинства неоязычников, оно на 90% впитало в себя языческую традицию.

Представители неоязычества регулярно участвуют в экологических  и историко-культурных мероприятиях, ведут работу с детьми, прививая им любовь к национальной культуре и родной природе. Немаловажными являются реконструкция и возрождение традиционных лекарских секретов и методик. Использование народной медицины природных лекарств.

В 1997 г. в России было зарегистрировано 10 языческих объединений. Однако реальная их численность составляет несколько десятков. Представители неоязычества чаще оформляются как общественные объединения либо не регистрируются вовсе. В среднем неоязыческие общины состоят из 10-15 человек в возрасте 20-35 лет. Значительные группы представителей неоязычников формируются вокруг периодических изданий: „Мифы и магия индоевропейцев», журналов: „Наследие предков» (Москва), „Волхв» (С.-Петербург); газет „Народная воля» (Москва), „За Русь» (Новороссийск), „Тропа», „Родные просторы»,„Потаенное», „Солнцеворот» (С.-Петербург).

В последние годы неоязычники  расширили список прегрешений христианства перед человечеством. Одним из них  они считают конфессиональное деление  белой расы, которое, по их мнению, и  привело к кровавым столкновениям сербов с хорватами (интересно, что конфронтацию между православными сербами и мусульманами-боснийцами наши мыслители просто игнорируют, по-видимому, сомневаясь, причислять ли последних к белой расе). "Забвение расового чувства - одно из сильнейших преступлений христианства против человечества", - вещает газета "Русское дело".

Неоязычники утверждают, что переход к христианству повсюду  подрывал живительную силу местной  духовности и ввергал христианизировавшиеся  народы в хаос, в кризис, вел к их порабощению иноземной кастой и к упадку. Вот почему неоязычники связывают самые славные страницы русский истории с дохристианской эпохой. Они рассматривают русское язычество как наиболее значительное интеллектуальное достижение человечества и обвиняют христианство в злостных преступлениях против человеческого рода, в особенности, против русских. Впрочем, здраво оценивая расстановку сил в движениях национально-патриотической ориентации, где православие продолжает рассматриваться как нетленная ценность, некоторые из неоязыческих течений оставляют себе лазейку для компромисса и пытаются смягчить имеющиеся противоречия. Иной раз они провозглашают православие высшим проявлением ведизма, т.е. русского язычества, и смотрят на него "как волхвы на младенца Христа". Как бы то ни было, все они зачарованы таинственным образом дохристианской Руси. Один из них заявляет даже, что упадок истинно русской культуры начался еще в эпоху Киевской Руси, т.е. в X в. Он призывает к восстановлению Языческой Руси и ее империи. Другой идет еще дальше и объявляет, что истинный расцвет славянской цивилизации наблюдался в некоем "царстве Руксолань" в 1 тысячелетии до н.э. и что после его разгрома гуннами в IV в.н.э. настало время "разрушения и гибели Древней Руси". Короче говоря, неоязыческая концепция исходит из того, что наиболее блестящие страницы в русской истории были написаны задолго до X в., т.е. в эпоху, которая не оставила почти никаких письменных свидетельств об истории славян, не говоря уже о "руси". Это-то и открывает значительный простор для самых изощренных фантазий, для "изобретения прошлого".

Информация о работе Неоязычество