Наука и религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 18:20, реферат

Описание работы

Наука — это мышление специальными понятиями как инструментами познания. Она является особой формой интеллектуального труда, системой деятельности по производству достоверной) (точного) знания. Всеобщим объектом науки выступает система «человек — мир». Объектом частных наук являются отдельные фрагменты мира (например, земная кора нашей планеты), которые вовлечены в сферу практики человека и интересуют его.

Содержание работы

Что есть «наука» и «научное познание» 3
Научное видение мира и закономерности его эволюции 3
Наука, человек, общество 5
Религиозное видение мира 8
Разнятся в религиозных картинах мира и представления о времени 9
Религия в современном мире 10
Место человека в религиозной картине мира 11
Великие классики пошлого века (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин, Н.А.Бердяев) о науке, религии, атеизме 12
Мыслители разных веков о науке и религии. 16
Заключение 21
Список литературы 24

Файлы: 1 файл

Реферат Наука и религия.doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)

Признано всеми, что техника несет в себе не только благо, но и зло. Поэтому названные идеи сейчас в том состоянии, что опираться на них трудно. Можно (да и должно) спорить о том, имеют ли они будущее и как они должны быть модифицированы. В архив их сдавать не следует, но и полагаться на них как-то опасно. Социалистическая идея поднимала на щит социальную справедливость, технократическая  экономическую эффективность. Их состыковка, сопряжение, органическое объединение сегодня не удается. А новых  ярких, принципиальных, объединяющих идей наш век не породил. И .все человечество сейчас в каком-то идейном вакууме. Такова судьба светских идеи, наг ученых и философско-социологических.

С огорчением убеждаешься, что непредвиденного, негаданного, непредсказуемого больше того, что  оправдалось, сбылось. Они не прочли «Книгу судеб», в наших руках нет  магического жезла, позволяющего видеть сквозь пелену времени. Мы убеждаемся в том, что подчас падает то, что, по нашему разумению, должно было расти, и растет то, что, казалось бы, обязано падать. Возникли сомнения в оправданности идеи неуклонного прогресса рода людей. Выявилось, что восхождение отнюдь не фронтальный процесс. Победы на одних участках оборачиваются изъянами и провалами на других. У нас есть ракеты и дальняя авиация, но не родился новый Шекспир или Достоевский. Люди стали информированнее, но стали ли они моральнее, благороднее, милосерднее? Как мы уже говорили, налицо явное сближение всех народов Земли, сплоченное становится человечество, его фактическое единство нарастает. Но, вместе с тем, гальванизируются давние страхи и противостояния, конфликты, замешаны на этнических предрассудках, пылают по всем континентам.

Да, конечно, мы живем в трагическую эпоху. Но слишком многие путают трагическое с безнадежным. А разве не то же утверждал Нобелевский лауреат, русский писатель А. И. Солженицын в своей Гарвардской речи, еще в 1978 г.? Он заявлял, что если не к гибели, то мир подошел сейчас к повороту истории, по значению равному повороту от средних веков к Возрождению  и он потребует от нас духовной вспышки, подъема на новую высоту обзора, на новый уровень жизни... И это сказал человек, прошедший Гулаг, эмиграцию, знающий изнанку жизни.

Важно подчеркнуть, что именно эта информационная революция  создает объективную предметную основу, которая позволит отвести термоядерную и экологическую угрозу, а также опасность, нависшую над человеческой телесностью. Какие бы скептические оценки не высказывались по поводу современной Большой науки, без нее никуда. Один из ярких современных умов Илья Пригожин, говорил, что в наш «турбулентный» век мы вплотную приблизились к новому переосмыслению мира. Мы находимся перед лицом новой Вселенной, новой природы, необходимо время для того, чтобы восстановить или установить пути понимания этой новой природы, которую мы открываем. Новое понимание мира, новые математически средства, новые физические и технические орудия  все это поможет по-новому понять Время, Вселенную, иначе увидеть мир и принять соответствующие решения.

Когда-то одного из величайших «умов» ХХ в. Альберта Эйнштейна  спросили: чем будут сражаться  люди в третьей мировой войне. Он ответил, что не знает, чем будут  сражаться в третьей мировой войне, но точно знает, что в четвертой мировой войне будут сражаться дубинами.

Мы глядим в  лицо новой Цивилизации. Как и  какой она сложится? расцвет или  упадок? торжество разума или бездумная  и безвольная гибель? экспансия в  Галактику или замыкание в становящейся малонадежной биосфере земли? расширение в каких-то новых формах демократических установлений или торжество нерабовладельческой мегамашины? Эти и многие другие вопросы требуют решения на уровне складывающегося планетарного интеллекта. Это необходимо делать не только лидерам стран и партии, но и тем, кто читает наш учебник. Эти размышления нужны не для сдачи экзаменов и последующего полного их забвения, а для того, чтобы жило и победило человечество.

 

Список литературы

 

1.    Журнал  «Вопросы философии» №7 за 1997г.

 

2.    Журнал  «Вопросы философии» №8 за 1990г.

 

3.    В.Г.Горбачев  « Основы философии» курс лекций  М,; 1997г.

 

4.    В.П.Кохановский  «Философия» М.; 2000

 

5.    К.Маркс   Ф.Энгельс В.И.Ленин «О религии»

 

6.    Н.А.  Бердяев «Новое религиозное сознание и общественность» М.;1999 г.

 

1 В.И.Ленин

2 К.Маркс

3 К.  Маркс и Ф.  Энгелъс

4 К. Маркс. из Интервью

5 К.  Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т.  4, стр. 204-201

6 К.  Маркс и Ф. Энгелъс. Манифест Коммунистической партии. Соч., т. 4, стр.  449

7  К.  Маркс. Коммунизм

8 Ф. Энгелъс и К. Марксу, 14 июля

9 Н.А.Бердяев

 


Информация о работе Наука и религия