Мусульманское право: возникновение и основные тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 05:51, контрольная работа

Описание работы

Мусульманское право имеет возможность широкого действия в современной исторической обстановке.
Актуальность изучения данного вопроса заключается и в сложности современных международных отношений. Не остается без пристального внимания вражда народов, причиной которых выступают этнические и религиозные разногласия, поэтому особый интерес вызывает значение мусульманского права.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….……….….....…3
1. Общая характеристика и отличительные черты мусульманского права...…...4
2. Источники мусульманского права.……………………………….…………..…7
3. Классификация современных правовых систем стран Востока….………….11
4. Тенденции развития современного мусульманского права……….………....15
Заключение………………………………………………………………………….17
Список использованных источников и литературы…………………………..….19

Файлы: 1 файл

Сравнительное право.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

Признание в  качестве источника мусульманского права (хоть и второстепенного) обычая (урф, адат) способствовало экспансии ислама, поскольку нередко исламизированные народы, приняв ислам, продолжали во многом следовать своим доисламским обычаям (Тропическая Африка, Средняя Азия и т. д.)4.

 

 

 

 

 

 

3. Классификация современных правовых систем стран Востока

Правовые системы мусульманских  стран имеют определенные различия, но все они сформировались и функционируют  на религиозной основе ислама.

 Можно предложить следующую классификацию современных правовых систем стран Востока, взяв за основу масштабы применения норм мусульманского права и степень их влияния на действующие законодательства.

1. Первая группа – правовые системы Саудовской Аравии и Ирана. В этих странах мусульманское право и по сей день применяется максимально широко. В первую очередь, его нормы и принципы влияют на конституционное законодательство и действующую здесь форму правления. К примеру, конституция Ирана, закрепляет положение об обязательном соответствии шариату (шариат – предписание верующим: чего они должны и чего они не должны делать) всех принимаемых законов. Для исполнения данного положения в этом государстве изданы законы, которые закрепляют в своих статьях общие принципы и конкретные нормы той или иной школы мусульманского права.

Более того, следует отметить, что в Иране и Саудовской Аравии действуют специальные учреждения мусульманского контроля и инспекции, которые могут наложить мусульманское наказание за отклонение от правил торговли, общественного порядка или норм морали.

2. Следующую группу составляют правовые системы Ливии, Пакистана и Судана. Хотя сфера действия мусульманского права здесь не столь широка как в первой группе, но все же остается весьма значимой, в последние годы даже набирает силу тенденция к расширению.

В первую очередь, нормы и принципы мусульманского права заметно влияют на основные акты конституционного характера, а также на деятельность государственного механизма рассматриваемых стран. Например, военный режим Пакистана оправдывал отказ от всеобщих выборов тем, что они "не соответствуют принципам ислама". В Ливии в 1977 году Коран был объявлен «законом общества» и заменил обычную конституцию.

Во всех перечисленных  странах данной группы, мусульманское  право и по сей день продолжает регулировать отношения личного статуса, здесь сохранились мусульманские суды.

3. Еще одна многочисленная  группа – это правовые системы следующих арабских стран: Египта, Сирии, Ирака, Ливана и ряда стран Африки (Сомали, Мавритании) и Азии (Афганистан).

Конституционное право  рассматриваемых государств закрепляет особые положения мусульманского права и ислама. А конституции многих из них говорят, что только мусульманин может стать главой государства, а мусульманское право выступает источником законодательства. Но в некоторых из этих стран (Ирак, Сирия) расширяется определенная демократизация мусульманско-правовых положений в части семейного законодательства.

4. Особое положение  занимают правовые положения  Народно-Демократической республики  Йемен и Туниса. Брачно-семейные законодательства данных государств отказываются от ряда основополагающих институтов мусульманского права: например, в Тунисе законодательство запрещает полигамию, а семейный кодекс НДРЙ в 1974 году, в семейных отношениях наделил женщину равными правами с мужчинами5.

Далее рассмотрим мусульманское право Дальнего Востока и Африки.

Индусское право – древнейшее право в мире.

Одно из убеждений  индуизма – разделение людей с  момента рождения на социальные и  иерархические категории, каждая категорий  имеет свою систему прав и обязанностей, а также мораль.

Каждая каста (подкаста) придерживается своих собственных  обычаев. Собрание касты голосованием решает все споры, при этом опираясь на мнение общества. Оно располагает эффективными средствами принуждения. Наиболее строгое наказание – это отлучение от той или иной группы. Если же нет определенной правовой нормы по отдельному вопросу, то судьи решают его по совести, по справедливости.

Правительству разрешено  законодательствовать. Судебные прецеденты и законодательство – это не источники права. Даже если имеется закон, судья может не применять его по всей строгости. Ему предоставлено широкое усмотрение, для того, чтобы всевозможными способами примерить власть и справедливость.

Что касается мусульманского права Дальнего Востока, здесь совершенно иная картина.6

Здесь под сомнением  стоит сама ценность права. На западе, в странах ислама, в Индии право  рассматривается как к опора  социального строя, необходимое  средство его охраны. Люди обязаны  жить в соответствии с мусульманским  правом. Власти тоже должны следовать нормам права, а суды обязаны обеспечивать уважение к праву. Право есть отражение справедливости. А его отсутствие неизбежно приведет к произволу, анархии и господству силы.

Однако странам Дальнего Востока несвойственно такое  видение. По мнению китайцев, право не только далеко функций фактора порядка и символа справедливости; право – это орудие произвола, а также фактор, способный нарушить нормальный порядок вещей.

Гражданин не обязан уважать  право и даже думать о нем: сама образ его жизни должен исключать любые правовые притязания и обращение к правосудию. В своем поведении человек должен взять за основу не юридические мотивы, а стремление к миру и гармонии.

Дальний Восток по традиции придерживается только такого взгляда, выражая его в формуле «право хорошо для варваров».

В Японии действуют кодексы, которые созданы по европейской  модели, однако население, почти не обращается к ним, также как и к правосудию. А суды склоняют стороны к мировому соглашению, разработав оригинальную технику применения права.

В настоящее время, пожалуй, лишь в странах Аравийского полуострова и Персидского залива мусульманское право сохранило свои позиции и действовало универсально в своем традиционном виде. Правовые системы наиболее развитых арабских стран с некоторыми отступлениями стали строиться по двум основным образцам: романо-германскому (французскому) — Египет, Сирия, Ливан, и англо-саксонскому — Ирак, Судан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Тенденции развития современного мусульманского права.

 

Мусульманская правовая система, как уже говорилось, неразрывно связана с религией, оказывающей до сих пор громадное воздействие на народные массы. Из всех современных мировых религий ислам, пожалуй, наиболее тесно соприкасается с политикой, государством и правом. Связующим звеном здесь и выступает мусульманское право. При этом оно оказывает воздействие на современное правовое развитие стран Востока прежде всего через правовую идеологию и психологию.

В настоящее время  ни в одной из рассматриваемых  стран мусульманское право не является единственным действующим  правом.

Направление и глубина  воздействия мусульманского, права  на современное правовое развитие той  или иной страны обусловлены достигнутым ею уровнем экономического и культурного развития. Нельзя поэтому игнорировать очевидных различий в позициях, которые занимает мусульманское право в правовой надстройке отдельных рассматриваемых стран. Не случайно, например, наиболее широко оно продолжает применяться в странах Аравийского полуострова и Персидского залива, где в значительной мере сохраняются феодальные общественные отношения7.

Принимая во внимание фактор социальной обусловленности, при  оценке позиций мусульманского права  не следует сбрасывать со счетов и другое важное обстоятельство – не все элементы современных правовых систем стран Востока в равной степени испытывают на себе влияние мусульманского права. Такое положение во многом определяется спецификой самой мусульманско-правовой формы, в частности характером взаимоотношений мусульманского права и государства. Большое значение имеют также особенности нормативного состава и структуры (системы) мусульманского права, для которой характерными являются заметное преобладание частноправовых отраслей и различия в уровнях развития ее отдельных элементов.

Следующая сфера  включает такие отрасли, как конституционное, гражданское, уголовное право и т.д., где наблюдаются "вкрапления" исламских норм, институтов и принципов в европейское по форме и содержанию законодательство. Так, почти повсеместно в этих странах конституции закрепляют положения о государственном характере религии ислама, провозглашают шариат (его принципы) основным источником законодательства. В области гражданского права, например институт вакфа.

 Уголовное  законодательство этих стран допускает в ряде случаев применение наказаний, предусмотренных шариатом (Иран, Ливия, Саудовская Аравия и т.д.).

Наконец, в  такой сфере, как авторское, изобретательское, компьютерное право и т.д., влияние мусульманского права, как правило, отсутствует. Поэтому даже в странах, провозгласивших исламский характер действующего в них права (Йемен, Иран, Саудовская Аравия и т. д.), оно представляет в действительности определенное (и не всегда гармоничное) сочетание европейских и мусульманских норм, институтов и принципов.

Кроме того влияние европейского права проявляется в том, что  во многих мусульманских странах  осуществляется кодификация права. Мусульманское право  во многих странах постепенно превращается из господствующей правовой системы в одну из подсистем национального права.

Рационалистически настроенные  правоведы мусульманских стран  внимательно изучают правовые системы  и опыт стран Западной Европы и  Америки, проводят работу по совершенствованию  своих национальных систем права, опирающихся на идеологию ислама.8

 

Заключение 

Мусульманское право  представляет одну из основных правовых систем современности с собственной  правовой культурой, правовой идеологией и правовой наукой.

В нашей стране интерес  к Исламу вызван еще и тем, что философская и общественно-политическая мысль мусульманских народов России имеет богатые традиции.

Шариат в наше время  – наиболее яркий пример слияния  религии (ислама) с правом.

Мусульманское право  принадлежит к семье так называемого религиозно-традиционного права, свойственного странам Азии и Африки.

Мусульманское право  есть система норм, которые выражены в религиозной форме, и основаны на исламе. Оно охватывает все сферы  социальной жизни, даже не подлежащие правовому регулированию.

На основании изложенного  выделим отличительные черты  современного мусульманского права:

  1. Религиозный характер права. Ислам исходит из того что существующее право пришло от Аллаха который открыл его человеку через Мухаммеда.

Право дано свыше, его  нужно соблюдать, оно неизменно. Основной источник права – религиозные нормы (Коран), предписывающие обязанности, а не права.

  1. Мусульманское право носит казуистичный характер норм, т.е с момента формирования основные нормы не менялись. В рамках шариата как религиозно-правовой системы теоретически не допускалась прямая отмена пережиточных норм, не отражающих социальных потребностей.
  2. В мусульманском праве нет четкого деления на отрасли права, в том числе на публичное и частное право.
  3. Публично-правовая сфера регламентирована в нем менее детально, чем сфера частной жизни мусульманина. При этом мусульманское государственное право исходит из нераздельности светской и религиозной власти.

В целом это весьма гибкая правовая система, способная  адаптироваться в самых различных типах общественного устройства. И всё же мусульманское право – это в большей части только орнамент. Большая часть населения живет в соответствии с традициями, при этом не обращая внимания на искусственные своды норм права, в том числе других правовых систем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007. – 752 с.
  2. Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран. – 2-е изд. – М.: Юриспруденция, 2007 – 376 с.
  3. Крашенинникова Н.А  История государства и права зарубежных стран. Часть  1 Учебник для вузов. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О. А.- М.- Издательство НОРМА, 2008.
  4. Никифорова Н.А. Краткий курс. История государства и права зарубежных стран. – М.: Окей-книга, 2007. – 160 с.
  5. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права/ Под ред. М. Н. Марченко. — М.: “Проспект” , 2007.
  6. Сюкияйнен Р. Л. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. Москва."Наука". 2008
  7. Чепурнова Н.М., Серегин А.В. История государства и права зарубежных стран. – М.: ЕАОИ, 2007 – 198 с.
  8.   Прудникова Ю.О. Наследование по завещанию по праву Российской Федерации и по мусульманскому праву: сравнительно-правовой анализ – http://www.takafol.ru/arts.php?art=37

1 Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран. – 2-е изд. – М.: Юриспруденция, 2007 – с. 133-134.

Информация о работе Мусульманское право: возникновение и основные тенденции развития