Мировые религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 22:48, реферат

Описание работы

Помимо локально ограниченных религий в современном мире широкое распространение получили так называемые мировые религии. В настоящее время, по данным зарубежной статистики, их исповедует около половины населения земного шара. Это - буддизм, христианство, ислам.

Содержание работы

1.Введение
2.Возникновение буддизма
3.Христианство и его течения
4.Возникновение ислама
5. Численность последователей современных религий
6.Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 31.94 Кб (Скачать файл)

Обожествляется имам Али  и в шиитской секте али-илахи, которая также сильно отдалилась по своей догматике от мусульманства и заимствовала многие положения зороастризма. Сторонники этой секты живут замкнутой жизнью и стараются не общаться с инакомыслящими.

Своеобразное положение  в исламе занимает секта бехаистов. Возникнув в середине XIX в. в качестве шиитской секты, бехаизм полностью отказался от культовой и обрядовой сторон мусульманской религии. Бехаизм настолько далеко отошел от ортодоксального ислама, что многие религиоведы считают его отдельной религией. Не считают себя мусульманами и сами последователи этой конфессии. Бехаисты выступили с проповедью классового мира и космополитизма, чем завоевали симпатии не только среди буржуазных слоев населения Ближнего Востока, но и среди некоторых кругов в США и Западной Европе.

Шиитской в своей сущности является секта (вернее, дервишский орден) бекташи. Вероучение бекташи носит синкретический характер, наряду с исламскими (шиитскими) положениями мы находим в нем и элементы христианства. Для последователей ордена характерно безбрачие.

Суннизм, в отличие от шиизма, не дал большого числа сект. Правда, сунниты подразделяются на четыре богословско-юридических толка  — мазхаба, однако все они считаются одинаково правоверными и каждый верующий мусульманин может принадлежать к любому из них по своему усмотрению. Толки отличаются друг от друга по практикуемому ритуалу и методу толкования Корана. Маликитский толк отличается консерватизмом, ханифитский более либерален, шафиитский допускает сравнительно свободное толкование Корана и критический анализ предания Малочисленный в настоящее время ханбалитский толк объединяет наиболее фанатичную часть мусульманского духовенства и верующих.

В недрах ханбализма сложился ваххабизм — "протестантское" движение в суннизме, возникшее в конце XVIII в. в тесной связи с борьбой арабов против турецкого ига. Ваххабиты считают, что между богом и людьми не должно быть никаких посредников, и поэтому отвергают духовенство. Ваххабизм запретил своим адептам курить табак, пить кофе, носить шелковые одежды, драгоценности. Борясь за строгое единобожие и резко выступая против почитания святых, секта отказалась от культа пророка Мухаммеда. Паломничество к "священному" черному камню в Каабе ваххабиты квалифицировали как идолопоклонство (позже они стали лояльнее относиться к этому паломничеству).

В суннитской среде сформировался  и военно-религиозный орден сенуситов, также выступивший за очищение ислама от чужеродных наслоений. Однако руководители борьбы за восстановление чистоты ислама вскоре превратились в феодалов, эксплуатирующих труд рядовых членов ордена.

Заканчивая краткий обзор  мусульманских течений, отметим  еще секту ахмадие, появившуюся в конце 80-х годов XIX в в Индии. Она названа по имени ее основателя Мирзы Гулама Ахмада, который объявил себя мессией. Секта носит синкретический характер: ее учение сочетает догматы мусульманской религии с некоторыми элементами христианства и индуизма. Внешняя политика секты всегда носила пробританский характер. В частности, ее руководители отвергали борьбу с колониальным владычеством в Индии и даже говорили о „благожелательности британского управления".

Численность последователей современных религий

Вопрос о численности  последователей различных религий  весьма сложен. Дело заключается в  том, что многие церковные организации  умышленно завышают число своих  приверженцев. На востоке Азии определение  числа сторонников отдельных  религий осложняется еще явлением поликонфес-сиональности, т. е. отправлением одним и тем же человеком сразу нескольких культов. Поэтому точность данных, взятых из официальных церковных источников, весьма невысока.

Согласно этим сведениям, из общей численности населения  мира 4495 млн. человек в 1981 г. 998 млн. исповедовали христианство, 592 млн. — ислам, 481 млн. - индуизм, 256 млн. - буддизм, 154 млн. - конфуцианство, 58 млн. - синтоизм (по официальным японским данным, численность синтоистов значительно  больше), 30 млн. — даосизм, 15 млн. - иудаизм (в это число неправильно включены все евреи, независимо от того, религиозны они или нет), 276 тыс. — зороастризм; около 1,9 млрд. человек, по этим данным, придерживались других форм верований или не принадлежали ни к какой церковной организации.

Из христиан наиболее многочисленны  католики (580 млн., в том числе униатов - 11 млн.(Среди униатов самая крупная группа — греко-католики, отколовшиеся от различных православных церквей. Имеются также отделившиеся от несториан халдо-католики (2,5 млн.), марониты (1,5 млн.), отделившиеся от монофизитов сиро-католики (0,3 млн.), копто-католики (0,1 млн.), эфиопо-католики (0,1 млн.) и армя-но-католики (0,1 млн.).)), далее следуют протестанты (344 млн.) и православные (вместе с последователями других восточных церквей - 74 млн.). Среди протестантов по своей численности выделяются баптисты (вместе с детьми — 75 млн.), лютеране (свыше 70 млн.), англикане (67 млн.), пресвитериане и реформаты (52 млн.), методисты (около 50 млн.), пятидесятники (8 млн.), свидетели Иеговы (5 млн.), приверженцы трех близких по вероучению конфессий • Церквей Христа, Христианской церкви (так называемые ученики Христа) и Христианских церквей и Церквей Христа (около 4 млн.), адвентисты седьмого дня (4,3 млн.), члены Объединенной церкви Канады (3,8 млн.), конгрегационалисты (3 млн.), члены Объединяющейся церкви в Австралии (свыше 2 млн.), члены Объединенной церкви Христа (1,7 млн.), назаряне (0,7 млн.), меннониты (0,6 млн.), моравские братья (0,4 млн.), квакеры (0,4 млн.), плимутские братья (0,3 млн.), унитарии и универсалисты (0,3 млн.). К протестантам иногда относят также старокатоликов (0,4 млн.) и мормонов (5,6 млн.).

Из мусульман около 9/10 - сунниты, около 1/10 - шииты, хариджитов немного. Бехаистов насчитывается 2 млн.

Эти данные, как уже сказано, принадлежат буржуазному религиоведению. Поэтому их, конечно, нельзя принимать  некритически.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Список литературы

Арутюнов С, Светлов Г. Старые и новые боги Японии. М., 1968.

Вопросы научного атеизма. М., 1979. вып. 24.

Гусева Н. Джайнизм. М., 1968.

Гусева Н. Индуизм. М., 1977.

Донини А. У истоков христианства. М., 1979.

Клибанов А. Религиозное сектангст-во в прошлом и настоящем. М., 1973.

Ковалев С. Основные вопросы происхождения христианства. М., 1964.

Кочетов А. Н Буддизм. М., 1983.

Крывелев И. История религий, т. 1, 2. М., 1975, 1976.

Массэ А. Ислам. Очерки истории. М., 1981.

Народы Австралии  и Океании (серия „Народы мира. Этнографические очерки"). М., 1956.

Народы Америки, т. 1, 2 (серия „Народы мира. Этнографические очерки"). М., 1959

Пучков П. Современная  география религий. М., 1975.

Религия и мифология  народов Восточной и Южной  Азии. М., 1970.

Свенцицкая И. С. От общины к церкви. М., 1984

Токарев С. Ранние формы религий и их развитие. М , 1964.

Токарев С Религия в истории народов мира. М., 1986

Шаревская Б, Старые и новые религии Тропической и Южной Африки. М., 1964.

Шпажников Г Религии  стран Западной Азии. М., 1976.

Шпажников Г Религии  стран Юго-Восточной Азии. М., 1980.

Шпажников Г. Религии  стран Африки. М., 1981.


Информация о работе Мировые религии